Налоговое право совокупность правовых норм регулирующих. Налоговое право РФ: общие положения, предмет, метод, система

16.09.2020

Является подотраслью финансового права.

В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность , регулирующих общественные отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при

  • установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ;
  • осуществлении налогового контроля ;
  • обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые отношения всесторонне регулируются правовыми нормами. Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право. Налоговое право не является раз и навсегда сложившимся феноменом - оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям.

Предмет налогового права

Все отрасли или подотрасли права различаются между собой прежде всего по . Поэтому, чтобы дать понятие налогового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст. 2 НК РФ, которая называется «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах».

Предмет налогового права ― совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать следующим образом:

  • по установлению налогов и сборов;
  • по введению налогов и сборов;
  • по взиманию налогов;
  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
  • возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному не подлежит .

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права , состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества - финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.

Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

  • их имущественный характер;
  • направленность на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
  • то, что обязательным их участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права дает его классификация по различным основаниям .

1) В зависимости от функций налоговой деятельности:

  • материальные отношения;
  • процессуальные (процедурные) отношения.

2) В зависимости от институциональной принадлежности:

  • установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;
  • исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
  • осуществлению налогового контроля;
  • охране механизма правового регулирования налоговой сферы;
  • налогообложению организаций;
  • налогообложению физических лиц;
  • установлению особых налогово-правовых режимов.

4.1. Налоговое право как отрасль права

Налоговое право – это отрасль права, включающая систему принципов и норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов и сборов в бюджет с юридических и физических лиц.

Некоторые ученые дают иные определения понятия налогового права и его содержания, в частности указывают на отношения в сфере налогообложения или на взимание налогов во внебюджетные фонды и др. Однако существенно понятие налогового права это не меняет. Указанные в определении общественные отношения иначе могут быть названы налоговыми правоотношениями и составляют предмет налогового права . В систему таких отношений входят:

Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

Правовые отношения, возникающие при исполнении соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов и сборов;

Правовые отношения, возникающие в ходе осуществления налогового контроля;

Правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

Правовые отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Как наука налоговое право рассматривается в качестве составной части науки финансового права, хотя большинство авторов и специалистов отмечают особую роль и специфику науки налогового права, сферой изучения которой являются:

Система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических концепций о закономерностях налогообложения;

Структуру правовых норм, их развитие и применение;

Предмет науки налогового права значительно шире, чем предмет отрасли, поскольку налоговое право представляет собой систему правовых норм и принципов, а наука налогового права – это выстроенная в определенную систему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права. Нормативную базу науки налогового права составляют акты законодательства о налогах и сборах (налоговое законодательство), а также правоприменительная и судебная практика в этой области.

– это способы и приемы правового воздействия на волю и характер поведения участников налоговых правоотношений, взаимосвязь между ними.

Основными методами налогового права являются:

1) императивный метод , который выражается в том, что отношения в рамках налогового права строятся на основе подчинения одних участников правоотношения другим, выступающим от имени государства и муниципальных образований;

2) диспозитивный метод , включающий методы рекомендаций и согласований. Так, рекомендации одного участника налоговых правоотношений приобретают властный (императивный) характер при условии принятия их другим участником, а по отдельным вопросам, участники данных правоотношений могут определять условия своих взаимоотношений на основании специальных соглашений в рамках законодательства (например, предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов, заключение договоров о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита).

Отношения, регулируемые налоговым правом, в большей степени относятся к сфере публичного права, поэтому императивный метод правового регулирования применяется более часто, чем диспозитивный метод. При этом следует помнить, что в зависимости от характера регулируемых отношений и иных факторов (например, экономических) эти методы могут выступать в различных сочетаниях и вариациях.

С первого взгляда можно высказать мнение о том, что метод налогового права совпадает с методом административного права. Действительно, они достаточно схожи, что было отмечено и воспринято правоприменительной практикой. Между тем основным и решающим моментом, определяющим различия двух указанных методов правового регулирования, является сфера воздействия на субъектов. Если административное право воздействует (в сфере применения ответственности) прежде всего на граждан и должностных лиц предприятий, то налоговое права воздействует также на юридических лиц и некоторые особые категории субъектов (взаимозависимые лица). Поэтому вести речь о тождестве методов правового регулирования данных отраслей права нельзя.

Основная сущность метода правового регулирования в налоговом праве заключается в установлении определенного порядка действий, запрещении действий или предоставлении возможности выбора действий. Предписания к действию в определенных случаях надлежащим образом предусматриваются соответствующей нормой законодательства о налогах (например, строго установлены порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган). Запрещение определенных действий, за которые предусматриваются соответствующие юридические меры воздействия (ответственности), также составляет элемент правового регулирования. В то же время предоставление возможности выбора действия дает участникам правоотношений варианты должного поведения, предусмотренные налоговой правовой нормой (например, предоставление возможности участвовать в налоговых правоотношениях как лично налого­плательщику, так и через законного или уполномоченного представителя).

4.2. Источники налогового права

Понятие источника права связывают с непосредственной деятельностью государственных органов власти по формированию права, приданию ему формы закона, указа, постановления и других нормативно-правовых актов.

Источники налогового права это система нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы налогового права, регулирующие отношения, возникающие в процессе налого­обложения .

Важнейшими источниками налогового права являются:

1) Конституция Российской Федерации;

2) законодательство Российской Федерации и ее субъектов о налогах и сборах;

3) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

4) подзаконные нормативные акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;

5) международные договоры по вопросам налогообложения;

6) решения Конституционного Суда Российской Федерации.

В Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов высших органов государственной власти (статьи 71, 72, 74-76, 80, 83-85, 90, 103-107, 114, 125) и правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения (ст. 132); основы правового статуса налогоплатель­щика (статьи 25, 35, 40, 41, 43, 46, 52, 53, 57) .

Законодательство Российской Федерации и ее субъектов о налогах и сборах включает в себя:

Федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из Налогового кодекса РФ и иных федеральных законов о налогах и сборах);

Региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами субъектов РФ).

Федеральное законодательство о налогах и сборах, или, как оно именуется в Налоговом кодексе, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из:

Налогового кодекса РФ:

Принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

К федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с Налоговым кодексом, относятся:

Федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей Налоговому кодексу;

Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Так, к федеральным законам, принятым до введения в действие Налогового кодекса РФ, относятся Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991г., положения ряда статей Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991г. и ряд других.

Региональное законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. К таким региональным законам относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законода­тельством о налогах и сборах региональные налоги и сборы.

Нормативные акты органов местного самоуправления принима­ются представительными органами власти. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к таким местным актам относятся акты представительных органов местного самоуправления (законодательных собраний, советов представителей и т.п.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований, установленные феде­ральным законода­тельством местные налоги и сборы.

Следует учитывать, что поскольку после принятия Конституции РФ подзаконные акты не включаются в объем понятия «законодательство», Налоговый кодекс РФ также не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, указывая на то, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

При этом подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, в свою очередь подразделяются на две группы: акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции.

К актам органов общей компетенции относятся:

Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Такие акты могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 90 Конституции РФ), в том числе по вопросам, составляющим предмет налогового права, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с Налоговым кодексом может быть урегулирован только законом. В настоящее время осталось лишь небольшое количество действующих указов Президента РФ, касающихся налогообложения.

Подзаконные нормативные акты Правительства РФ, на которые в соответствии с ч. 1 ст. 114 Конституции РФ возложено обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и налоговой политики. В частности, постановлением Правительства могут устанавливаться: ставки налогов (в определенных Налоговым кодексом случаях); перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер; порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков; порядок списания безденежных недоимок по федеральным налогам и сборам.

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Органам специальной компетенции (Министерству финансов РФ, Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе) также предоставлено право разрабатывать нормативно-правовые акты, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Так, Федеральная налоговая служба издает инструкции по заполнению налоговых деклараций и акты , определяющие порядок учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями.

Конституцией РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора . Это свидетельствует о приоритетности норм международного договора над национальным законодательством, в том числе и налоговым как его составной частью, но только в случае ратификации международных договоров, касающихся вопросов налогообложения, Федеральным Собранием РФ. К актам такого вида относятся многочисленные соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами. Так, Конвенцией между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики (ратифицирована Федеральным Собранием 05.10.1997г.) установлены правила избегания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращения уклонения от налогообложения. Такие соглашения были подписаны с США (1992г.), Швецией, Болгарией (1993г.), Бельгией, Германией (1996г.), Исландией, Новой Зеландией (2003г.) и многими другими странами.

Двадцать пятого ноября 1998г. было подписано Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между странами-участницами Содружества Независимых Государств. Необходимо отметить, что в соответствии с Венскими конвенциями 1961 и 1963 гг. о дипломатических и консульских представительствах данные учреждения освобождаются от взимания практически всех видов налогов в государстве пребывания. Такое же положение распространяется и на представительства международных организаций, а также сотрудников и членов их семей, не являющихся гражданами страны пребывания. В настоящее время Российская Федерация активно развивает систему заключения международных договоров о правовой помощи по административным и налоговым делам.

Практически обозначено отнесение к источникам права решений Конституционного Суда Российской Федерации, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», занимается толкованием Конституции России. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного Суда, которая обладает нормативным значением. Постановления Конституционного Суда РФ обязательны не только для участников спора, но и для иных субъектов. В частности, в случае признания нормы закона не соответствующей Конституции РФ законодательные органы власти обязаны отменить указанную норму.

В ряде своих постановлений Конституционный Суд выделил важнейшие критерии, которым должна отвечать практика налогообложения, а также определил правовую позицию в отношении ряда законодательных актов о налогах и сборах. При принятии Налогового кодекса во многом были учтены правовые позиции Конституционного Суда РФ, и позднее постановления Конститу­ционного Суда вносили определенную нормативную основу в налоговое законодательство. Так, в постановлении от 30.01.2001г. по делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ (ее статьям 19, 55 и 57) положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.1998г.), касающиеся порядка введения региональных налогов (налога с продаж).

Следует сказать и о значимости для налогового прав норм общих законов, которые устанавливают определенные положения, относя­щиеся и к налогообложению. Такими общими законами являются Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др.

4.3. Понятие налогов и сборов, их виды

К понятию «налог» можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной и т.п. При этом будут по-разному учитываться аспекты налогообложения. В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым ограничить возможности органов власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты.

Законодательное определение налога дано в статье 8 части первой Налогового Кодекса РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований .

Установленное Налоговым кодексом РФ определение понятия налога в целом включило в себя его основные правовые и экономические признаки и функции. Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами. Другой функцией является регулирующая , сущность которой выражается в том, что налоги как регулятор общественных отношений используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для сдерживания его отдельных отраслей, с их помощью может регулироваться потребление населения, его доходы. В литературе отмечается также, что налоги выполняют свойственную финансам контрольную функцию, в частности, они способствуют государству проконтролировать законность хозяйственной дея­тельности субъектов, правильное распределение их доходов.

В налоговое законодательство включены также понятия сбора и пошлины. Сборы и пошлины не имеют финансового значения, присущего налогам, хотя некоторые их черты являются общими.

Налоговым кодексом РФ установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

К категории «сборы» можно отнести предусмотренные Налоговым кодексом (ст. 13-15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

Пошлина – особый вид налога и сбора, взимаемый с юридических и физических лиц, которые вступают в специфические отношения между собой и государством в лице государственных органов .

Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения в связи с его деятельностью. Особо следует подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачивается не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определятся общественно полезной функцией суда – поддержанием режима законности.

Налоги и сборы можно классифицировать по различным основаниям. Налоговый кодекс РФ выделяет только одно классифицированное деление по степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов . К их числу относятся государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет – они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) налог на доходы физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты РФ свободны в определении условий взимания региональных налогов. Налоговый кодекс определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ, то есть на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой Кодекса).

Статьей 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам и сборам отнесены:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес;

6) региональные лицензионные сборы.

Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муници­пальных образований. В исключение из этого правила в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов.

Статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации установила следующие виды местных налогов и сборов:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

В зависимости от характера взимания и использования налоги подразделяются на общие и целевые. Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Такиминалогами являются налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на рекламу и др. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма взимания средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога. К таким налогам следует отнести налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, земельный налог и некоторые другие.

По способу взиманияналоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми признаются налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ и непосредственно обращены к доходам, имуществу и т.п. Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров, работ и услуг и уплачиваются покупателем. Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара.

По периодичности взимания налоги и сборы бывают регулярными и разовыми. Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо осуществления плательщиком какого-либо вида деятельности, приносящей доход. Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта импорта или экспорта товара.

В зависимости от субъектного состава налоги и сборы подразделяются на три вида:

1) уплачиваемые только юридическими лицами (например, налог на прибыль, налог на игорный бизнес);

2) уплачиваемые только физическими лицами (налог на доходы, налог на имущество физических лиц);

3) смешанные налоги и сборы, уплачиваемые всеми категориями субъектов (транспортный налог, земельный налог, государственная, таможенная пошлина и др.).

Существует деление налогов и сборов на виды и по другим основаниям.

4.4. Налоговые правоотношения

Налоговые правоотношения – это отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения имеют несколько существенных признаков и особенностей:

1) налоговое правоотношение – это общественно значимое отношение. Данные правоотношения возникают между определенными лицами (юридическими и физическими) и имеют общественную значимость в первую очередь в сфере налогообложения;

2) налоговые правоотношения регулируются нормами налогового права, то есть эти отношения возникают на основе норм налогового права, складываются в соответствии с правовыми предписаниями, осуществляются в пределах норм налогового права и прекращаются на их основе;

3) налоговые правоотношения представляют собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4) налоговые правоотношения основаны на властных отношениях, поскольку с одной стороны в них всегда выступает государственный орган или орган, уполномоченный государством;

5) налоговые правоотношение – это отношения, возникающие по поводу денежных средств и уплаты их в доход государства, а также по поводу приобретения определенных прав или разрешений (в отношении сборов). При этом уплата налога носит односторонний характер и не предусматривает какое-либо встречное удовлетворение;

6) налоговые правоотношения являются четко определенными, конкретными отношениями. Это связано с их характером и невозможностью, без соответствующего закрепления в норме налогового права, вносить какие-либо изменения и дополнения.

Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений установлены налоговым законодательством.

Необходимо также сказать и об отношениях по установлению и взиманию таможенных платежей, а также отношениях, возникающих в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, к которым законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Под структурой налогового отношения понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений образуют следующие три элемента:

1) объекты правоотношений;

2) субъекты правоотношений;

Объект налоговых правоотношений – это то, по поводу чего возникают правовые отношения, ради чего субъекты вступают в правовую связь. В налогово-правовой литературе в качестве объекта налоговых правоотношений, как правило, указывается обязательный безвозмездный платеж (налог или сбор). Размер платежа определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами. Некоторые ученые и специалисты в качестве основного объекта налоговых правоотношений называют денежное средство (мате­риальное благо), которое должно быть внесено налогоплательщиком в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога или сбора или взыскано принудительно налоговыми органами.

К объектам налоговых правоотношений необходимо отнести и определенные материальные (средства производства, предметы потребления и др.) и нематериальные (продукты творчества, само поведение участников) блага, денежные средства в виде пени за несвоевременное выполнение обязанности по уплате налога, штрафа за нарушение налогового законодательства, а также публичный правопорядок в сфере налогообложения, сохранность сведений, составляющих налоговую тайну, права и законные интересы участников таких правовых отношений, их защиту.

Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности участников таких отношений. Право именуется субъективным по принадлежности субъекту правоотношения. Отсюда возникает и зависимость в реализации права по усмотрению участника налоговых право­отношений, который может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от его реализации.

Субъективное право субъекта налогового правоотношения – это вид и мера возможного поведения этого управомоченного лица, которым, как правило, соответствует юридическая обязанность другого лица. Юридическая обязанность – это обязанность, предусмотренная юридической нормой (налогово-правовой) и подлежащая безусловному исполнению.

Участниками налоговых правоотношений выступают субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. Статья 9 Налогового кодекса РФ к их числу относит:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ;

4) Федеральная таможенная служба;

5) государственные органы исполнительной власти и исполни­тельные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогопла­тельщиками и плательщиками сборов;

6) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов;

7) органы государственных внебюджетные фондов.

Данный перечень участников налоговых правоотношений не является исчерпывающим, поскольку субъектами могут выступать и некоторые иные категории лиц.

Налогоплательщики являются центральным звеном в структуре участников налоговых правоотношений.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

К физическим лицам-налогоплательщикам отнесены:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане;

3) лица без гражданства;

4) индивидуальные предприниматели, осуществляющие дея­тель­ность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

В зависимости от срока пребывания на территории Российской Федерации физические лица в качестве налогоплательщиков подразделяются на два вида:

а) физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации;

б) физические лица – налоговые нерезиденты Российской Федерации.

Физическими лицами – налоговыми резидентами России признаются физические лица вне зависимости от их гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Физические лица – нерезиденты, соответственно, – лица находящиеся на территории нашей страны менее указанного срока.

К выступающим в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов) организациям относятся:

1) российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, между­народные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Зарубежные корпоративные юридические лица уплачивают свою деятельность в Российской Федерации через свои постоянные представительства (то есть если в России открыты филиал, офис, представительство, агентская сеть и т.д.).

Контрольные вопросы

1. Какие правоотношения регулируются нормами налогового права?

2. Перечислите основные методы правового регулирования налогового права.

3. Какие нормативные акты можно отнести к источникам налогового права?

4. Дайте законодательное определение понятий «налог», «сбор» и «пошлина» .

5. В чем заключается основное различие налога и сбора.

6. Какие классификации налогов Вы знаете?

7. Какие виды налогов и сборов Налоговый кодекс РФ относит к федеральным, региональным и местным, соответственно?

8. Из каких структурных элементов состоят налоговые правоотношения?

10. Чем отличаются налоговые резиденты РФ от налоговых нерезидентов ?


Глава 5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

5.1. Общие понятия гражданского права как отрасли права

Экономические отношения и процессы со стороны современного государства регулируются посредством различных институтов и отраслей права, к которым можно отнести административное, налоговое, финансовое, гражданское право и др. Однако гражданское право непосредственно связано с движением имущественных ценностей. Гражданское право как отрасль права берет свое начало у римского «цивильного права» и вместе с другими отраслями российского права обеспечивает повышение эффективности производства, капитала и научно-технических достижений, реализацию экономической свободы хозяйствующих субъектов, удовлетворение материальных и социально-культурных потребностей граждан посредством приобретения ими имущества, оказания им различных услуг и т.д. Значение гражданского права в условиях рыночной экономики значительно растет.

Гражданское право – это совокупность правовых норм (институтов, подотраслей) и правил, регулирующих имущест­венные и личные неимущественные отношения.

Участниками регулируемых гражданских правовых отношений являются граждане (физические лица), юридические лица, государство, а также автономные и административно-территориальные единицы. Гражданское право содержит общие положения, имеющие значение для всех гражданских отношений, например, об исковой давности, а также нормы о праве собственности, обязательственном праве, авторском праве, праве на изобретение, наследственном праве.

Гражданское законодательство в широком смысле: совокупность нормативных актов, в которых выражены нормы гражданского права (ст. 71 Конституции РФ). Гражданское законодательство в узком смысле: Гражданский Кодекс РФ (далее – ГК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы (ст. 3 ГК РФ).

Наука гражданского нрава изучает закономерности гражданско-правового регулирования общественных отношений. Предмет ее изучения: нормы гражданского права, воплощенные в акты гражданского законодательства, их взаимодействие с общественными отношениями, практика их применения. Результаты изучения: учение о гражданском праве, теории, концепции, идеи, понятия и т.п.

Предмет отрасли права круг общественных отношений, которые она регулирует. Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на юридическом равенстве сторон, которые называются гражданскими правоотношениями.

Имущественные отношения – общественные отношения, возникающие по поводу различного рода материальных благ (вещей, работ, услуг и иного имущества), имеющих стоимостный характер. Материальное благо как объект имущественных отношений должно иметь меру стоимости, отражающую общественную потребность в нем и учитывающую затраченный на его реализацию труд. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, имеют диспозитивный характер и подразумевают обмен, в принципе, равными по стоимости (в юридическом смысле) материальными благами.

Личные неимущественные отношения – общественные отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, имеющих взаимную оценку участниками индивидуальных качеств личности друг друга (имя, честь, достоинство, деловая репутация, авторство, здоровье). Связаны с имущественными отношениями через индивидуальную оценку личности как субъекта гражданского правоотношения, с точки зрения устойчивости и эффективности его реализации.

Метод правового регулирования – совокупность приемов, способов воздействия права на общественные отношения, их юридических особенностей в данной отрасли права.

Общественные отношения, составляющие предмет гражданского права, носят диспозитивный и взаимооценочный характер. Такая оценка может правильно формироваться лишь при условии равенства оценивающих сторон, что и выражает диспозитивность гражданских правоотношений (более подробно ниже). Юридическое равенство сторон означает, что ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может предопределять поведение другой стороны только в силу занимаемого ею в этом правоотношении положения как, например, в административном или уголовном правоотношении. Такой метод обеспечивает участникам независимость и самостоятельность в принятии решений, способствует проявлению инициативы предпри­нимателей и развитию гражданского оборота.

Другая основная черта гражданско-правового метода – его диспозитивность. Суть ее в том, что наряду с императивными правовыми нормами в гражданском праве существуют нормы диспозитивные, позволяющие участникам правоотношений отступать от предписанных этими нормами правил поведения, устанавливая свои взаимоотношения на основе иного закона или путем взаимного согласия, если иное не предусмотрено законом или договором.

Принципы гражданского права – основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений, отражающие наиболее существенные свойства гражданского законодательства. Принципы гражданского права законодатель закрепил в ст. 1 ГК, в связи с чем они могут применяться непосредственно. Это положение имеет большое практическое значение в отрасли гражданского права, так как в случае обнаружения пробелов в законодательстве и возникновении необходимости в применении аналогии права, оно позволяет в этом случае применять его основные начала, то есть принципы гражданского права,

Основным принципом гражданского права является принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования . Субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, чем выражается общая правоспособность граждан и коммерческих организаций. Основное требование к таким действиям: они не должны противоречить основным началам и смыслу гражданского законодательства, то есть его принципам.

Субъекты гражданского права осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть в своих интересах (п. 1 ст. 9 ГК). Это означает, что органы власти, иные лица не вправе понуждать участников гражданских правоотношений к осуществлению или защите их субъективных прав, вводить в их отношении санкции за пренебрежение правом на защиту. Вместе с тем законодатель в п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса установил пределы осуществления гражданских прав: «На основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права . Данный принцип закреплен в п. 1 ст. 1 ГК РФ. Ни один субъект гражданского права не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами. Например, согласно п. 4 ст. 212 ГК права всех собственников защищаются равным образом. Нормы общей части обязательственного права применяются при регулировании правоотношений между любыми субъектами – от Российской Федерации до рядового гражданина.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела . Органы власти и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Под произвольным понимается вмешательство, не основанное на законе. Например, органы власти не вправе указывать предпринимателям, какие товары (работы, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам их реализовывать. Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну закреплено в ст. 23 Конституции РФ.

Принцип неприкосновенности собственности . Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ ни один субъект гражданского права не может быть лишен своего имущества иначе, чем по решению суда, вынесенному только в случаях, прямо предусмотренных законом. В п. 2 ст. 235 ГК определяется исчерпывающий перечень таких случаев: - обращение взыскания на имущество по обязательствам; - отчуждение имущества, которое не может принадлежать лицу по закону; - отчуждение недвижимости в связи с изъятием участка под ней; - выкуп безхозяйственно содержимых культурных ценностей; - реквизиция, то есть изъятие в чрезвычайных ситуациях с обязательной выплатой компенсации, размер которой установлен исходя из фиксированных цен; - конфискация – изъятие как санкция за правонарушение без компенсации; - отчуждение в иных случаях, установленных законом.

Принцип свободы договора , закреплённый в п. 1 ст. 1 ГК РФ предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен.

В отдельных случаях имеются отступления от этого принципа. Так, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (ст. 426 ГК).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ , установленный ст. 8 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК, определяет, что субъекты РФ, иные лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве РФ. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В соответствии с законодательством РФ не допускается издание актов или совершение действий, устанавливающих запрет на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона страны, города, района в другой. Ограничения перемещения товаров и услуг согласно ст. 74 Конституции РФ могут вводиться в соответствии с федеральным законом только в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, например, ограничение перемещения мясопродуктов из говядины в связи с эпидемией коровьего бешенства.

5.2. Понятия источников гражданского права

Источники гражданского права – нормативные акты, содержащие нормы гражданского права .

Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле. Гражданское законодательство в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК – это Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, осуществляющие регулирование в гражданско-правовой сфере.

Нормативный акт – акт компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются нормы права.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. Например, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об ипотеке» и т.д.

Подзаконный акт – правовой акт, изданный государственным органом в соответствии с законом и во исполнение закона. Например, Указ Президента РФ от 05.10.1999 г. № 1338 «О Совете при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства», Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 г. № 650 «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования» (с изм. и доп. от 24.09, 23.12.2002 г.).

Ведомственный акт – правовой акт, изданный центральным учреждением, возглавляющим какую-либо отрасль государственного управления. Например, Приказ Министерства аграрной промышлен­ности РФ от 13.08.1999 г. № 276 «Об утверждении Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 31.10.2000 г.), Указание Центрального Банка России от 27.07.2001 г. № 986-У «Об отдельных нормативных актах Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».

Источники гражданского права можно классифицировать на следующие виды:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, закреплённые в международных соглашениях, участником которых является Российская Федерация;

2. Международные договоры , заключенные Российской Федерацией с другими субъектами международного права и ратифицированные в установленном порядке;

3. Конституция РФ, ГК РФ, федеральные законы, касающиеся регулирования гражданских правоотношений;

4. Подзаконные акты : Указы Президента РФ, не противоречащие законам, а также постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ, или именуемые иными правовыми актами; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, изданные ими в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами, или именуемые ведомственными нормативными актами.

Не считаются источниками гражданского права, но используются в правоприменительной практике:

- Деловые обыкновения , то есть установившиеся в гражданском обороте правила поведения, на которые могут ссылаться нормы права при отсутствии соответствующих правил в правовой норме.

- Обычаи делового оборота , то есть сложившиеся и широко используемые в какой-либо области предпринимательской дея­тельности правила поведения, применяемые к отношениям, не урегулированным законодательством или соглашением сторон.

- Нормы морали и нравственности имеют значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения, воплощенных в нем правовых норм.

- Постановления судебных пленумов являются актами, разъясняющими вопросы применения права в порядке толкования законодательства, и обязательны для всей системы соответствующих судов.

- Судебная практика , то есть многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел, также способствует выработке единого понимания и применения судебными органами гражданского законодательства, однако в решении по конкретному делу может не учитываться.

- Судебный прецедент , то есть решение суда по конкретному делу, обязательно только для лиц, участвующих в деле, но не обязательно для судей, рассматривающих аналогичные дела.

Правовая система РФ относится к континентальной правовой системе, поэтому в российском гражданском праве судебный прецедент не является источником права. Но судебная практика имеет большое значение в современном гражданском праве. Посредством судебной практики осуществляется легальное толкование норм гражданского права: смысл нормы разъясняется органом, имеющим право делать такие разъяснения – судебным пленумом. Имеет обязательную силу для соответствующих судов. Данное толкование закрепляется в постановлениях Пленума Верховного Суда. Для этого издаются обзоры судебной практики по определённым сферам правоотношений. При этом на основании обобщения судебной практики могут выноситься законодательные инициативы и подготавливаться проекты федеральных законов.

Согласно п. 1 ст. 3 ГК в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, только Российская Федерация может принимать, изменять, отменять федеральные законы в сфере гражданского права. Субъекты Федерации могут издавать свои нормативные акты в сфере гражданско-правовых отношений. Но данные нормативные акты ни в коем случае не должны противоречить гражданскому законодательству РФ. Пример такого нормативного акта – ст. 40 Областного закона Ростовской области от 04.06.1999 г. № 34-ЗС «Об автомобильных дорогах Ростовской области» (с изм. и доп. от 14.05.2001 г.), в которой регламентируется осуществление юриди­ческими и физическими лицами хозяйственной, предпри­нимательской и иных видов деятельности на автомобильных дорогах. Данная норма права целиком и полностью соответствует гражданскому законодательству.

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс.

Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Например, федеральные законы о статусе отдельных юридических лиц. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом. ГК РФ существенно повысил роль законов в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым: а) исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами; б) сфера прямой законодательной регламентации теперь существенно расширена; в) предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.

По мере реализации этих положений гражданское законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы. К сожалению, отечественный законодатель не всегда последовательно учитывает и реализует собственные намерения. Кроме того, нормы и даже институты гражданского права, часто формулируются им в комплексных законах, нередко не вполне соответствующих общим положениям гражданского права, например, в законах о ценных бумагах, банковской деятельности и т.д. Для устранения негативных последствий такой ситуации, ведущей к появлению противоречий в законодательстве, должны использоваться правила п. 2 ст. 3 ГК: «… Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

5.3. Понятие гражданского правоотношения

Понятие налогового права

Определение 1

Налоговое право - это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогов и сборов, а также иных обязательных платежей на всех уровнях системы налогообложения: федерации, региона и муниципалитета. Налоговое право - это публичная отрасль права. В данной области правовое регулирование целиком направлено на:

  1. поддержание деятельности государства на стабильном уровне;
  2. поиск благоприятных условий для налогообложения различных субъектов предпринимательской деятельности.

Налоговое право - это подотрасль финансового права. Как и иные отрасли права, налоговое право имеет свою собственную систему.

Система налогового права - это внутренняя структура (организация), объективно сложившееся отражение общественных отношений налоговой сферы в процессе их возникновения и развития.

Признаки системы налогового права

В системе налогового права выделяю комплексы качественно-однородных норм, которыми регулируется отельные группы общественных отношений. Каждая такая группа имеет свой предмет регулирования.

Система налогового права - это логическое и последовательное разделении норм по принципу однородных правовых комплексов. Такие комплексы именуются институтами и субинститутами.

С помощью системы налогового права отражается взаимообусловленность такого правового явления как уплата налогов и финансовая деятельность государства.

Именно поэтому система налогового права во многом похожа на систему финансового права, но имеет и свои объективные особенности. Построение данной системы обусловлено не только структурой налогового кодекса, но и потребностями практики деятельности налогоплательщиков - участников налоговых правоотношений.

Системе налогового права свойственны следующие черты:

  • цельность и единство
  • различие и обособленность
  • взаимодействие норм
  • способность к делению системы
  • объективность
  • согласованность норм
  • материальная обусловленность норм
  • процессуальная реализация.

Замечание 1

Так, например, единство налоговых норм может быть определено:

  1. во-первых, выражаемой в них единой воли государства;
  2. во-вторых, общностью принципов, цели и задач законодательства о налогах и сборах;
  3. в-третьих, единством предмета и метода регулирования.

В налоговом праве может быть выделено две крупные части: общая и особенная.

Общая часть

В Общую часть включены нормы налогового права, закрепляющие:

  • базовые принципы, методы и предмет правового регулирования налоговой сферы;
  • содержание системы налогов и сборов;
  • общие условия введения в действие налогов или сборов;
  • систему налоговых органов государства, разграничение полномочий государственных органов;
  • основы налогово-правового статуса иных участников налоговых отношений; методы и способы налогового контроля.

Нормы Общей части применяют общеобязательный характер, то есть применяются ко всем налоговым правоотношениям и действуют в отношении всех институтов и субинститутов права из особенной части.

Особенная часть

Особенная часть конкретизирует нормы общей части. В ней закрепляются конкретные виды систем налогообложения. Так, в особенности части детально регулируются такие виды налогов как

  • на добавленную стоимость;
  • различные виды акцизов;
  • доход физических лиц;
  • прибыль организаций;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • добыча полезных ископаемых;
  • упрощенная система налогообложения;
  • единый налог на вмененный доход;
  • система патентов;
  • различные виды региональных налогов (транспортный, на имущество организации и др.);
  • местные налоги (на имущество физического лица, на землю, торговый сбор).

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать основы научного учения о налогах и налогообложении; закономерности формирования юридической налогово-правовой доктрины; закономерности, цели, причины преподавания налогового права в России;
  • уметь ориентироваться в системе современного налогового права как науки и понимать характерные взаимосвязи как с финансовой наукой, так и с юридическими науками; использовать знания в сфере налогового права для понимания закономерностей и тенденций развития соответствующей науки, дисциплины, отрасли законодательства;
  • владеть совокупностью научно-методологических приемов анализа закономерностей развития налогового права как юридической науки и учебной дисциплины; навыками самостоятельной работы с правовыми актами и юридической литературой.

Налоговое право как отрасль науки

Наука налогового права, по нашему мнению, представляет самостоятельную отрасль юридической науки. В то же время в финансово-правовой литературе наука налогового права, как правило, рассматривается в качестве составной части науки финансового права. Но при этом большинством авторов отмечается особая роль налогового права в свете продолжающихся в Российской Федерации экономических преобразований и указывается, что налоговое право получило особое развитие именно в условиях перехода к рыночным отношениям. Наука налогового права сравнительно молода – ее развитие в России начинается примерно с первой половины XIX в., когда появились первые научные труды по проблемам правового регулирования податного дела и податной политики и учреждены кафедры государственных податей в Петербургском и Московском императорских университетах (ныне – Санкт-Петербургский государственный университет и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).

Наука налогового права может рассматриваться в качестве системы категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность структурированных соответствующим образом и материально закрепленных знаний, теоретических положений и выводов о содержании, роли и значении, а также развитии налогового права как составной части российского права.

Наука налогового права ведает изучением : во-первых, норм налогового права, их развития и выработки рекомендаций по совершенствованию законодательства; во-вторых, общественных отношений, возникающих в процессе функционирования и развития налоговой системы России, в том числе в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.

Если налоговое право как составная часть российского права представляет собой систему правовых норм, то наука налогового права – это выстроенная в определенную систему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются и материализуются в научных статьях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.

Нормативную и эмпирическую базу науки налогового права составляют акты законодательства о налогах и сборах (налоговое законодательство), а также правоприменительная и судебная практика.

Методология пауки налогового права (см. рис. 3.1) включает методы, которые используются наукой для познания предмета и достижения целей проводимых исследований:

  • 1) специально-юридический метод заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении, толковании и классификации;
  • 2) сравнительно-правовой метод основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым системам различных стран;
  • 3) конкретно-социологический метод включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью налоговых органов, проведение социологических исследований;
  • 4) сравнительно-исторический метод предполагает историческое ретроспективное исследование, направленное на выявление истоков сегодняшних правовых проблем, выявление закономерностей правовой эволюции тех или иных правовых институтов, органов, видов налогов;
  • 5) метод живого познания предполагает личное участие исследователя в интересующих его правоотношениях.

Кроме того, наукой налогового права используются также системный, статистический методы, а также анализ, синтез, аналогия, обобщение, моделирование.

Рис. 3.1.

Библиография науки налогового права представляет собой совокупность научных трудов и специальной литературы по проблемам налогового права.

Налоговое право как учебная дисциплина представляет собой предмет преподавания в высшей школе. "Учебный предмет (учебная дисциплина), – записано в Большом энциклопедическом словаре, – это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки... для изучения в учебном заведении" . С помощью этой учебной дисциплины будущие специалисты (студенты соответствующих учебных заведений) получают необходимые знания о налоговом праве.

Отличие налогового права как науки и налогового права как учебной дисциплины заключается в том, что наука налогового нрава, помимо всего, включает в себя и соответствующие, еще не доказанные теоретические гипотезы, предположения, многие из которых могут оказаться (и оказываются) ошибочными, а в учебном процессе они не используются (могут лишь упоминаться). Кроме того, в учебном курсе не освещаются устаревшие и оказавшиеся за пределами законодательства и правоприменительной практики положения.

В настоящее время в Российской Федерации налоговое право изучается студентами юридических и финансовых (,экономических ) специальностей.

  • Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. А. М. Прохорова. М.: БРЭ; СПб.: Норинт, 1998. С. 1259.

Термин "налоговое право" в юридической литературе используется в нескольких значениях:

  • – для выделения совокупности норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих при установлении, введении, взимании налогов и сборов, и отношений, складывающихся в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • – для отграничения научных подходов, применяемых для изучения норм права, регулирующих налоговые отношения;
  • – для обозначения учебной дисциплины .

Существует несколько точек зрения о месте налогового права в системе российского права, и оно рассматривается как:

  • – подотрасль финансового права;
  • – правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;
  • – как самостоятельная отрасль российского права (данное мнение наименее распространено) .

Ввиду того, что налоговое право представляет собой довольно обособленную группу норм, представляется возможным выделить ее качественные характеристики – предмет и метод правового регулирования, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как отмечают некоторые ученые, фактическое существование налоговых отношений становится возможным лишь после их законодательного закрепления, в результате практической реализации правовых норм .

Согласно справедливому утверждению E. М. Ашмариной в связи с принятием НК РФ "в настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что в Российской Федерации завершается период становления общественных отношений в области налогообложения" .

Предмет налогового права можно определить как финансовые отношения, в процессе реализации которых государство и иные публично-правовые образования выполняют свои задачи и функции, формируют и распределяют фонды денежных средств.

Предмет налогового права определен законодателем в ст. 2 НК РФ и включает в себя властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Д. В. Винницким отмечается, что после введения в действие НК РФ новая система налогово-правовых норм создает соответствующие ей налоговые отношения – предмет налогового права .

Предмет налогового права имеет определенную структуру, в которой можно выделить несколько групп.

В частности, можно выделить отношения, складывающиеся в процессе установления налогов. Их наличие обусловлено необходимостью создания (изменения) системы налогов и сборов. При этом с учетом отдельных положений налогового законодательства в рамках указанных отношений принимают участие законодательные органы как Российской Федерации, так и иных публичных образований (субъектов РФ, муниципальных образований).

Следующую группу составляют отношения, связанные с исчислением, уплатой налогов и сборов.

Наконец, третью группу составляют отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и применения мер принуждения (в случае неисполнения требовании законодательства).

В. А. Парыгина предлагает структурировать предмет налогового права за счет включения в него модельных и конкретных правоотношений, где модельными называются гипотетические налоговые правоотношения, сконструированные правопорядком и являющие собой бесконечное множество конкретных правоотношений .

Кроме того, также выделяют внутриаппаратные и внешние налоговые правоотношения.

Наряду с предметом, налоговое право имеет и определенный метод правового регулирования.

Метод налогового права – совокупность способов, приемов, средств, с помощью которых оказывается воздействие (регулятивное, охранительное) на налоговые отношения.

Особенности метода налогового права связаны с тем, что оно имеет публичный характер. Характеризуя метод налогового права, следует отметить присущие ему признаки.

Во-первых, публично-правовой характер регулирования, поскольку при установлении и взимании налогов и сборов на первое место выходит публичный интерес. В подтверждение этому можно привести акты Конституционного Суда РФ, который отметил тот факт, что уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти .

Во-вторых, наличие большого количества обязывающих и запрещающих норм , что объясняется необходимостью реализации прежде всего фискальной функции налога ввиду наличия тесной взаимосвязи налоговых и бюджетных правоотношений. Кроме того, такая специфика налогового права связана с решением задач по созданию единых условий применения законодательства, предотвращению нарушения прав публично-правовых образований (органов власти и должностных лиц, действующих от их имени), по защите имущественных прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений. Стоит отметить, что, несмотря на то что налоговые правоотношения являются властными, субъектам предоставляется в ряде случаев (не всегда) право на выбор. Так, при соблюдении установленных в законе требований (действие властного предписания), налогоплательщик может выбирать режим обложения (например, льготный) или же вовсе не уплачивать налог.

И, как следствие, в-третьих, регулирование норм налогового права носит императивный характер.

Характеризуя особенности метода налогового права при рассмотрении особенностей применения мер ответственности, С. В. Мирошник указывает на то, что налоговые правоотношения отличаются "неравноправностью сторон, наличием определенной субординации. Стороны изначально неравны. Это обусловлено тем, что государственные органы реализуют фискальный суверенитет, а налогоплательщик действует в рамках гражданской право- и дееспособности" .

Вместе с тем указанная субординация не имеет такого значения, как это имеет место в рамках административных отношений. Полного подчинения и не может быть, поскольку в таком случае нарушится целый ряд принципов, на которых базируются налоговые правоотношения .

Налоговое право, будучи подотраслью финансового права, состоит из совокупности норм, объединенных общим предметом и методом регулирования. Группы указанных норм могут быть выделены в самостоятельные правовые институты.

В рамках системы налогового права выделяются общая и особенная части.

Общая часть налогового права включает те нормы права, которые имеют универсальный (общий) характер, что позволяет применять их к любым налоговым правоотношениям. К общей части налогового права можно отнести нормы, закрепляющие принципы налогового права (ст. 3 НК РФ) и дальнейшую их реализацию (обязательные элементы налогообложения), определяющие налоговую правосубъектность, а также права и обязанности органов власти (налоговых, таможенных и т.д.), порядок осуществления налогового контроля и применения мер ответственности и т.д.

Особенная часть налогового права состоит из норм, которые применяются при регулировании отдельных налоговых правоотношений (например, нормы, содержащиеся в отдельных главах части второй НК РФ).