1. Признаки, характеризующие финансы как экономическую категорию:
Отношения, возникающие на стадии потребления общественного продукта
Денежные отношения
Отношения, регулируемые государством
Товарные отношения
Распределительные (перераспределительные) отношения
2. Материальными носителями финансовых отношений являются:
Финансовые ресурсы
Валовой внутренний продукт
А.М. Александров
Д.А. Аллахвердян
А.М. Бирман
Э.А. Вознесенский
А.М. Александров
Д.А. Аллахвердян
А.М. Бирман
Э.А. Вознесенский
В.П. Дьяченко
5. Сферы финансовой системы страны:
Государственные и муниципальные финансы
Централизованные финансы
Децентрализованные финансы
Финансы экономических субъектов
6. Финансы страховой компании относятся к:
7. Бюджетная система относится к:
Финансам экономических субъектов
8. Финансы предприятий и организаций относятся к:
Государственным и муниципальным финансам
9. Фонд обязательного медицинского страхования РФ относится к:
Государственным и муниципальным финансам
Финансам экономических субъектов
10. Совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов - это:
Финансовая политика
Финансовый механизм
Финансовые санкции
11. Слагаемые финансового механизма, если не допустить дублирование:
Финансовый механизм экономических субъектов
Финансовый механизм коммерческих предприятий
Бюджетный механизм
Финансовый механизм индивидуального предпринимательства
Налоговый механизм
12. Государственные органы управления финансами в РФ:
Финансовые органы на уровне субъекта РФ
Министерство финансов в РФ
Территориальные органы Федеральные казначейства РФ
Кредитные органы
Муниципальные финансовые органы
13. Финансовые планы экономических субъектов:
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
Баланс доходов и расходов промышленного предприятия
Бюджет РСО-А
Финансовый план страховой компании
14. Источниками финансовых ресурсов открытого АО могут выступать:
Средства, поступающие от выпуска и размещения облигаций АО
Бюджетные средства
Банковские кредиты
Начисленная, но не выплаченная заработная плата
Прибыль от реализации товаров и услуг
15. Государственные финансы в РФ включают:
Федеральный бюджет
Государственные внебюджетные фонды
Бюджеты субъектов РФ
16. Объектами перераспределения посредством бюджета выступают:
Стоимость ВВП
Чистый доход
Национальный доход
Амортизационные отчисления
Излишки оборотных средств
17.Теоретическими основами учения о финансах являются:
Учение о воспроизводстве
Спрос и предложение
Учение о государстве
18. Зарождение финансовой науки большинство исследователей относят к:
13-14 векам
15-16 векам
17-18 векам
19. Предметом финансовой пауки являются:
Налоги и налоговая система
Финансовые отношения
Государственный бюджет
20. Объектами изучения финансов являются:
Доходы и расходы государства
Доходы и расходы субъектов хозяйствования
Налоговые и таможенные платежи
21. Термин «финансы» в переводе с французского означает:
Наличность, доход
Денежный платеж
22. Императивный характер финансов означает, что:
Финансы опосредуют формирование и использование фондов денежных средств
23. Денежный характер финансов означает, что:
Финансы опосредуют перераспределение ресурсов
Финансовым отношениям присущ государственно-властный характер
Финансы являются частью денежных отношений
24. Перераспределительный характер финансов означает, что:
Финансы опосредуют перераспределение ВВП и НД
Финансовым отношениям присущ государственно-властный характер
Финансы являются частью денежных отношений
25. Санкт-петербургская школа выделяет следующие функции финансов:
распределительную
Образования денежных фондов
Контрольную
Использования денежных фондов
регулирующую
стимулирующую
26. Московская школа выделяет следующие функции финансов:
Распределительную
образования денежных фондов
Контрольную
использования денежных фондов
Регулирующую
Стимулирующую
27. Ко вторичным (производным) доходам относятся:
Заработная плата рабочих, занятых в сфере материального производства
Доходы предприятий материального производства
Доходы государства, а также бюджетных организаций
28. К первичным (основным) доходам относятся:
Заработная плата рабочих, занятых в сфере материального производства
Доходы предприятий материального производства
29. Инструментами государственного финансового регулирования являются:
Государственный кредит
Внебюджетные фонды
30. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются:
Поступления от государственного социального страхования
Амортизационные отчисления
Прибыль предприятий
31. Источниками децентрализованных финансовых ресурсов являются:
Поступления от государственного социального страхования
Амортизационные отчисления
Прибыль предприятий
32.К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся:
Устойчивые пассивы
Продажа собственных ценных бумаг
33. К заемным и привлеченным финансовым ресурсам предприятий относятся:
Устойчивые пассивы
Продажа собственных ценных бумаг
Финансы - это
Денежные отношения, связанные с распределением страховых фондов
Денежные отношения по поводу формированию бюджетного фонда страны
Денежные отношения по поводу формирования и использования государственных фондов денежных средств
35. Первичные доходы - это доходы:
Формируемые при распределении национального дохода среди участников материального производства
Формируемые в процессе перераспределения национального дохода
36. Вторичные доходы - это доходы:
Формируемые при распределении национального дохода среди участников материального производства
Формируемые в процессе перераспределения национального дохода
37. Финансовые отношения являются:
Более широким понятием, чем денежные отношения
Частью денежных отношений
38. Децентрализованные финансы функционируют:
На государственном уровне
На уровне субъектов хозяйствования
39. Централизованные финансы функционируют:
На государственном уровне
На уровне субъектов хозяйствования
40. Какие звенья финансовых отношений являются централизованными:
Государственная бюджетная система
Фонды страхования
Финансы предприятий
Государственный кредит
41. Бюджетная система современной России является:
2-х уровневой
3-х уровневой
4-х уровневой
42. Финансовая политика - это:
Политика в области внебюджетных фондов
Политика в области государственного кредита
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций
43. Финансовая политика:
Является составной частью экономической политики государства
Включает в себя экономическую политику государства
44. Классическая финансовая политика бала основана на трудах:
Классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей
Английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей
45. К краткосрочному государственному кредиту относятся:
Займы со сроком погашения до 1 года
Займы со сроком погашения от 1 до 5 лет
Займы со сроком погашения свыше 5 лет
46. Главная составная часть муниципальных финансов:
Бюджеты субъектов РФ
Средства субъектов хозяйствования
Муниципальные бюджеты
47. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на:
Президентский, контроль исполнительных органов власти, аудиторский
Предварительный, текущий, последующий
Бюджетный, налоговый, валютный
48. Если финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок и финансовых операций, то это:
Предварительный финансовый контроль
Текущий (оперативный) финансовый контроль
Последующий финансовый контроль
49. Основное направление регулирующей финансовой политики:
Невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов
Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития производства
50. Нормативный метод финансового планирования:
Предполагает выполнение финансовых расчетов на основе определения соответствующих коэффициентов
Рассчитывает финансовые показатели на основе прогрессивных норм инормативов формирования и использования финансовых ресурсов
Позволяет сбалансировать источники финансовых ресурсов с материально-вещественными и трудовыми ресурсами
51. НДС, акцизы, таможенные пошлины относятся к:
Федеральным налогам
Региональным налогам
Местным налогам
52. Земельный налог, относятся к:
Федеральным налогам
Региональным налогам
Местным налогам
53. , транспортный налог относятся к:
Федеральным налогам
Региональным налогам
Местным налогам
54. Прямые налоги:
Устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика
Включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем
55. Косвенные налоги:
Устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика
Включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем
56. Если налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов, то это:
Прогрессивный налог
Пропорциональный налог
Регрессивный налог
57. Если ставка налога повышается при увеличении налогооблагаемого дохода, то это:
Прогрессивный налог
Пропорциональный налог
Регрессивный налог
58. Если ставка налога понижается при увеличении налогооблагаемого дохода, то это:
Прогрессивный налог
Пропорциональный налог
Регрессивный налог
59. К местным налогам относятся:
Налог на прибыль организаций
Земельный налог
Налог на имущество организаций
Налог на имущество физических лиц
60. К федеральным налогам относятся:
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Земельный налог
Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Налог на имущество физических лиц
61. К региональным налогам относятся:
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Земельный налог
Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Налог на имущество физических лиц
62. Ставка налога на прибыль организаций составляет:
63. Предельный размер налоговой ставки по налогу с имущества организаций установлен в размере:
64. Базовая ставка НДС в настоящее время в РФ составляет:
65. Ставка НДФЛ составляет:
66. Современными представителями Московской школы финансов являются:
Романовский М.В., Сабанти Б.М., Врублевская О.В., Бочаров В.В. и др
Родионова В.М., Павлова Л.П., Дробозина Л.А., Маркина Е.В. и др.
67. Современными представителями Санкт-Петербургской школы финансов являются:
Романовский М.В., Сабанти Б.М., Врублевская О.В., Бочаров В.В. и др
Родионова В.М., Павлова Л.П., Дробозина Л.А., Маркина Е.В. и др.
68. Какие звенья финансовых отношений являются децентрализованными:
Государственная бюджетная система
Фонды страхования
Финансы предприятий
Государственный кредит
69. Регулирующая финансовая политика бала основана на трудах:
Классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей
Английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей
70. Основное направление классической финансовой политики:
Невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов
Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития производства
Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана
71. Влияние финансов на цену можно выявить посредством:
Налогообложения
государственного кредита
Априорного распределения
общественного потребления
личного потребления
72.Сумма первичных доходов равна:
валовому внутреннему продукту
Национальному доходу
валовому национальному продукту
национальному богатству
73. На какой стадии общественного воспроизводства проявляют свое назначение финансы:
на стадии производства
на стадии обмена
На стадии распределения
на стадии потребления
74.Какие денежные фонды являются государственными:
фонды накопления
фонды потребления
Бюджетные фонды
Внебюджетные фонды
75.Какие денежные фонды формируются на предприятиях:
Фонды накопления
Фонды потребления
бюджетные фонды
инвестиционные фонды
внебюджетные фонды
76. Оптимальный уровень налоговых изъятий в бюджет государства, согласно Лафферу, не должен превышать:
25-30% дохода налогоплательщиков
30-35% дохода налогоплательщиков
35-40% дохода налогоплательщиков
77. Фонды накопления предназначены для:
Осуществления расширенного воспроизводства
социальных выплат работникам
78. Фонды потребления предназначены для:
снижения себестоимости продукции
погашения банковских кредитов и процентов по ним
осуществления расширенного воспроизводства
Социальных выплат работникам
уплаты налогов в бюджет государства
79. Денежные средства, выплачиваемые на предприятиях в виде материального поощрения, называются:
уставным фондом
фондом накопления
резервным фондом
амортизационным фондом
Фондом потребления
80. Денежные средства, предназначенные для финансирования расширенного воспроизводства, называются:
уставным фондом
Фондом накопления
резервным фондом
амортизационным фондом
фондом потребления
81.Личное потребление составляет:
расходы на государственное управление и оборону
Заработную плату, пенсии, пособия, стипендии
расходы на народное хозяйство
расходы на социально-культурные мероприятия
82.Общественное потребление составляет:
Расходы на государственное управление и оборону
заработную плату, пенсии, пособия, стипендии
Расходы на социально-культурные мероприятия
83.Налоги, уплачиваемые из национального дохода, являются:
косвенными
пропорциональными
84.Начисленная, но не выплаченная в срок заработная плата работников представляет собой:
Устойчивые пассивы
расходы государства
85. Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в:
86. Расширенное воспроизводство означает:
Рост объема выпускаемой продукции
сокращение издержек производства
оптимизацию налогооблагаемой базы
привлечение иностранных инвестиций
87. Национальный доход:
включает в себя стоимость валового внутреннего продукта
является частью валового внутреннего продукта
88.Валовой внутренний продукт:
включает в себя стоимость национального дохода
Является частью национального дохода
89. По роли в общественном воспроизводстве все расходы бюджета подразделяются:
На конкретные виды затрат
90. По функциональному признаку все расходы бюджета подразделяются:
На развитие материального производства и непроизводственной сферы
В зависимости от выполняемых государством функций
На конкретные виды затрат
На промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю
91. По отраслевому назначению все расходы бюджета подразделяются:
На развитие материального производства и непроизводственной сферы
В зависимости от выполняемых государством функций
На конкретные виды затрат
На промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю и т.д.
92. Последовательность стадий воспроизводственного процесса означает:
Производство – распределение – обмен – потребление
Распределение – обмен – потребление – производства
Производство – обмен – распределение – потребление
Производство – распределение – потребление – обмен
Финансы и кредит… Краеугольные камни, без которых немыслимо возведение стройного здания рыночной экономики. Финансы и кредит – суровая ежедневная реальность, перед некоторыми событиями которой меркнут самые невероятные фантазии.
М.В. Лычагин
Введение
В финансовом сообществе уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мир все больше превращается в единый рынок. На протяжении двух последних десятилетий каждый мог наблюдать ускорение процесса глобализации финансовых рынков. Выражается это, прежде всего, в том, что международные финансовые рынки существенно расширились, а объемы сделок на валютном рынке и рынках капитала заметно возросли.
В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Как справедливо отмечает Ю.М. Осипов , с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства.
По мнению Э. Кочетова и Г. Петровой , “существо нового содержания финансовых потоков состоит в том, что они, с одной стороны, оторваны от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое пространство), с другой стороны, они наполняют новым содержанием меновую стоимость. В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую историко-экономическую ситуацию, когда наука управления финансами получает новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков.
Сегодня грамотному экономисту, финансисту и бухгалтеру как никогда важно знать природу финансов, принципы их организации, механизм их взаимодействия с другими категориями, разбираться в особенностях их функционирования, правильно выбирать методы и инструменты более эффективного использования финансов в общественном производстве для обеспечения устойчивого экономического роста. По нашему мнению изучение необходимо начинать с базового курса «Финансы», который включен в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования при подготовке выпускников по направлению подготовки 080000 «Экономика и управление».
Курс «Финансы» является одним из основополагающих и формирует основы знаний в сфере финансовых отношений. Информационно-методологическая основа курса закладывается при изучении экономической теории. Курс концептуально и содержательно связан с блоком финансово-экономических дисциплин. Знания, полученные при изучении данного курса, являются базой для освоения таких дисциплин, как «Финансы организации», "Финансы и кредит", "Финансовый менеджмент", "Инвестиции", "Рынок ценных бумаг", «Страхование». Курс "Финансы" создает для этих дисциплин теоретическую основу для освоения процессами управления финансами в различных сегментах экономики.
Логика изучения курса «Финансы» и ее место в цикле дисциплин по теории и практике управления финансами показано на рис. 1.
Рис. 1. Логика построения курса «Финансы» и его место в системе дисциплин по теории и практике финансового управления
Цель данного учебного пособия – раскрыть и обозначить общетеоретические вопросы функционирования финансов как многогранной объективной экономической категории, присущей современным рыночным системам хозяйствования и широко используемой государством для регулирования экономики на макро– и микроэкономическом уровне кратко изложив суть темы. Ознакомившись с вопросом и ответом на него, читатель сможет более подробно изучить интересующую его проблему в специализированных изданиях. Учебное пособие – краткий конспект по всем темам курса финансов.
Основными задачами при написании учебного пособия были: раскрыть сущность, функции и специфические признаки финансов как экономической категории; показать их место и роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства; дать комплексное представление о финансовой системе страны, ее ключевых звеньях; о структуре финансового рынка и закономерностях его функционирования; рассмотреть особенности формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства, предприятий, организаций; показать роль финансов в развитии международного сотрудничества в условиях глобализации экономики.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства. Они могут использоваться в фондовой и нефондовой формах. Отличительные признаки финансовых фондов: накопительный характер формирования, обособленный характер существования, целевой характер использования. Назначение таких фондов (например, бюджета, амортизационного фонда) - в подготовке условий, обеспечивающих удовлетворение постоянно меняющихся общественных потребностей. вечерний выпуск
Необходимость этого очевидна: деньги - абстрактны, их можно истратить практически на любую потребность - оплату труда, закупку сырья, приобретение оборудования и пр. Денежные фонды, как и ресурсы, имеют единое назначение - служить источником определенных финансовым законодательством или управляющим решением расходов, вложений, затрат. Но понятие финансовых ресурсов шире, чем денежных фондов. Финансовые ресурсы - целенаправленная совокупность денежных средств, способных к высвобождению (мобилизации) или дополнительной загрузке в оборот (иммобилизации). Денежные фонды формируются за счет ресурсов, но предполагают относительную стабильность, обособленность.
Как уже отмечалось ранее, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления. Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения ВНП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях. По поводу их состава и содержания длительное время идет научная дискуссия. В финансовой литературе сложились две основные позиции.
Финансы имеют две функции - распределительную и контрольную.
Финансы имеют три функции:- образование доходов (накопление капитала); осуществление расходов - распределительная; контроль эффективности.
Нам представляется более обоснованной вторая позиция. Она расширительно толкует распределительную функцию, что вытекает из сущности категории финансов. Действительно, предпосылкой распределения и его началом служит поступление доходов (накопление капитала), т.е. образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств. Выделение этой функции как самостоятельной и исходной особенно обоснованно на уровне финансов предприятий.
Распределительная функция заключается в том, что в финансовой системе концентрируются средства, направляемые затем на решение крупных народнохозяйственных проблем комплексного, межотраслевого характера. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Финансы связаны с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме. Благодаря этому они обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что является проявлением следующей функции финансов - контрольной.
Задание 41. Материальными носителями финансовых отношений являются:
· Часть национального богатства
· Доходы от внешнеэкономической деятельности
· Все денежные средства
· Финансовые ресурсы
· Валовый внутренний продукт
Задание 42. Финансовые ресурсы – это:
· Имущество, находящееся в собственности домохозяйств
· Имущество государство, организаций и домохозяйств
· Денежные средства
· Денежные средства, поступления и накопления, находящиеся в собственности и распоряжении государства, организаций и домохозяйств
· Ценные бумаги, находящиеся в собственности организаций
Задание 43. Специфическими чертами финансовых ресурсов являются:
· Организационно-правовая форма
· Нефондовая форма
· Денежная форма
· Используются для финансирования функций экономических субъектов
· Находятся в собственности или распоряжении домашних хозяйств, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления
· Фондовая форма
Задание 44. Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, находящихся в собственности или распоряжении экономических субъектов, использующихся на цели расширенного воспроизводства, потребление и накопление называются:
· Денежными фондами
· Имуществом
· Финансовыми ресурсами
· Финансовыми резервами
· Бюджетов
Задание 45. Признаки, характерные финансовым ресурсам:
· Существуют в денежной и натуральной форме
· Находятся в собственности или распоряжении государства, организаций и домохозяйств
· Существуют только в нефондовой форме
· Существуют только в фондовой форме
· Существуют только в денежной форме
Задание 46. Финансовые ресурсы – это:
· Средство платежа
· Совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений
· Денежный оборот
· Средство обращения
· Материальные носители финансовых отношений
Задание 47. Соответствие между показателем и его характеристикой:
· Финансовые ресурсы – материализация финансовых отношений
· Финансовые фонды – форма образования и использования финансовых ресурсов
· Финансы как абстрактное понятие – совокупность экономических отношений
Задание 48. К источникам финансовых ресурсов на макроуровне относятся:
· Валовый внутренний продукт
· Часть национального богатства
· Поступления от внешнеэкономической деятельности
· Производственные фонды
· Средства бюджетной системы
Задание 49. Конкретные формы денежных доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов экономики в результате распределения – это:
· Источники финансовых ресурсов
· Виды финансовых ресурсов
· Финансовые обязательства
· Финансовые активы
Задание 50. Верными являются утверждения:
· Фондовая форма преобладает при организации финансовых ресурсов коммерческих организаций
· Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансов
· Финансовые фонды являются материальными носителями финансовых ресурсов
· Фонды всегда имеют особые источники формирования и строго целевое направление использования
· Финансовые ресурсы существуют только в фондовой форме
Задание 51. Денежные средства, которые коммерческая организация получает в качестве финансового результата – это:
· Амортизационные отчисления
· Прибыль
· Предпринимательский доход
Задание 52. Денежные средства, которые индивидуальный предприниматель получает в качестве финансового результата – это:
· Амортизационные отчисления
· Предпринимательский доход
· Прибыль
· Выручка от реализации
Задание 53. Финансовый метод формирования финансовых ресурсов предполагает формирование средств:
· На безвозвратной основе
· На безвозмездной основе
· На условиях платности
· На условиях срочности
· На условиях возвратности
Задание 54. Кредитный метод формирования финансовых ресурсов предполагает формирование средств на:
· Условиях возвратности
· Безвозмездной основе
· Условиях платности
· Условиях срочности
· Безвозвратной основе
Задание 55. Соответствие субъекта и его основных видов финансовых ресурсов:
· Индивидуальный предприниматель – доходы от предпринимательской деятельности
· Орган государственной власти и местного самоуправления – налоговые и неналоговые доходы
· Домашнее хозяйство – заработная плата, доходы от собственности
· Некоммерческая организация – бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц
· Коммерческая организация – прибыль, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды
Задание 56. На состав источников финансовых ресурсов организаций оказывают влияние:
· Сфера деятельности
· Количество работающих в организации
· Общественные потребности
· Процессы управления денежными средствами организации
· Организационно-правовая форма
Задание 57. К финансовым ресурсам домашних хозяйств относятся:
· Заработная плата членов семьи
· Прибыль
· Предпринимательский доход
Задание 58. Соответствие субъекта экономики и основной формы его доходов:
· Государство – налоги
· Организации – прибыль
· Домашние хозяйства – заработная плата и/или доходы от собственности
Задание 59. К поступлениям коммерческой организации относятся:
· Страховое возмещение в случае пожара
· Прибыль
· Налоговые доходы
· Денежные средства, полученные от материнской компании
· Пособия
Задание 60. К накоплениям коммерческой организации относятся:
· Страховое возмещение в случае пожара, полученное в текущем периоде
· Нераспределенная прибыль прошлых лет
· Прибыль текущего года
· Амортизационные отчисления за предыдущие периоды
· Налоговые доходы
Задание 61. Видами финансовых ресурсов коммерческих организаций являются:
· Поступления от размещения ценных бумаг
· Выплаченные акционерам дивиденды
· Прибыль
· Налог на добавленную стоимость
· Налог на прибыль организаций
Задание 62. Видами финансовых ресурсов домохозяйств являются:
· Налог на доходы физических лиц
· Страховое возмещение, полученное в связи с наступлением страхового случая (пожара)
· Заработная плата членов домашнего хозяйства
· Предпринимательский доход
· Пенсии членов домашнего хозяйства
Задание 63. Финансовые ресурсы коммерческих организаций могут быть направлены на:
· Выплату штрафов за нарушение налогового законодательства
· Уплату налогов в Федеральный бюджет
· Выплату пенсий по государственному обеспечению
· Выплату материальной помощи работникам
· Выплату премий своим работникам
Задание 64. Обособленная часть финансовых ресурсов организаций, государства и домашних хозяйств, предназначенная для восполнения недостатка либо потери финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств – это:
· Основные средства
· Финансовые резервы
· Фонды денежных средств
· Финансовые ресурсы
· Оборотные средства
Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансов, вещным носителем финансовых отношений.
Как экономическая категорияфинансовые ресурсы - это образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при производстве, распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.
В экономической литературе ФР часто характеризуются как денежные средства, которыми распоряжается эконом-й субъект, т.е. средства, находящиеся в денежном обороте экономического агента.
Однако категорию «финансовые ресурсы» нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы и специфику финансовых ресурсов и категории «денежные средства».
В практике хозяйствования финансовые ресурсы выступают как совокупность доходов, денежных накоплений (резервы денежных средств, амортизационных отчислений и др.), кредитных ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, предприятий, домохозяйств в определенный период времени.
Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, составляют все его реальные финансовые ресурсы – его финансовый потенциал, иными словами – это «финансовая мощность» эк-го агента. Доходы и накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.
С позиции экономической теории понятие «ресурс» обычно трактуется как запас, источник и как средство, к которому обращаются в необходимых случаях.
Целевые «запасы» денежных средств, как правило, «связаны» в фондах (централизованные и децентрализованные), которые используются на удовлетворение определенных потребностей.
Денежный фонд – это целевое обособление денежных средств (для целевого использования) .
Денежные ресурсы государства мобилизуются в централизованные фонды налоговым и неналоговым методами.
Децентрализованные денежные фонды формируются на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств. К ним относятся: уставные фонды предприятий; фонды оплаты труд; фонд оборотных средств; резервные фонды, формируемые из чистой прибыли предприятий.
Некоторые источники денежных средств не имеют целевой направленности, они не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств, поступающих в распоряжение хозяйствующего субъекта в качестве штрафов, пени, неустоек за нарушения условий договоров, контрактов со стороны контрагентов, партнеров и др. Получение таких средств не может быть учтено заранее и поэтому не планируется.
Финансовые ресурсы подразумевают все возможные источники денежных средств, т.е. возможности экономического субъекта в образовании средств, то есть «мощность» в этом отношении, его потенциал.
Финансовые ресурсы государства причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.
Источником финансовых ресурсов государства являются также средства, привлеченные путем государственного кредита.
В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы, например облигационные. Привлеченные финансовые ресурсы - это средства, привлеченные путем дополнительного выпуска акций акционерными обществами, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.
Часть финансовых ресурсов, инвестированная предприятием в материальные и нематериальные активы и приносящая доход, является капиталом предприятия.
Структура ФР предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и др. факторов. Так, например, в составе ФР сельскохозяйственного предприятия имеются бюджетные ассигнования, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления.
В экономической литературе существует мнение, что краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.
Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в коммерческих банках по своей экономической сущности являются источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.
Таким образом, к финансовым ресурсам относятся средства, которые «связаны» в фондах, а также те, которые не имеют целевой направленности.
Основное место в финансовых ресурсах занимают следующие элементы стоимости: чистый доход (прибыль), налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления.
Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показатель эффективности общественного производства - фондоотдача (капиталоотдача). Повышение фондоотдачи неизбежно отражается на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника - чистого дохода, который увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии текущих затрат (прежде всего заработной платы и амортизационных отчислений). И наоборот, снижение фондоотдачи, уменьшает финансовые ресурсы.
Важный фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в общественном продукте - материалоемкости - способствует увеличению произведенного национального дохода - основного источника финансовых ресурсов.
На рост финансовых ресурсов влияет также материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначения (первое подразделение общественного производства) ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения - второго подразделения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный промежуток времени, например, отчетный год, позволит суммировать получаемые ресурсы от нескольких оборотов. Поэтому, чем выше удельный вес и темп развития второго подразделения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.
Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.
Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности - по мере их исчерпывания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей: роялти, бонусы.
Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведут к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы пребывают в постоянном движении, часть ФР высвобождаясь из оборота экономического субъекта, вновь вовлекается в кругооборот (например, трансформируясь в капитал), другая их часть высвобождаясь, отвлекается из оборота и становится источником финансового резерва данного субъекта, либо объектом перераспределения в пользу другого экономического агента (государства, др.).
Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что существенное повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.
4.2. Экономическое содержание и сущность финансовых ресурсов
Следует различать в понятии «финансовые ресурсы» две его стороны:
1. В практике хозяйствования под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений всех денежных средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий и так далее в определенном периоде, то есть денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств. Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными и составляют все его реальные финансовые ресурсы. Также доходы, накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.
2. Если исходить из материально-вещественной и стоимостной структуры совокупного общественного продукта (С + V + m), его распределения и места в этом процессе, то понятие финансовые ресурсы выглядит по-иному. Если исключить элемент повторного счета, то понятие «финансовые ресурсы» будет выражать часть валового общественного продукта и национального дохода в стоимостной (денежной) форме, которая концентрируется непосредственно у государства и предприятий для выполнения возложенных на них функций.
Источниками финансовых ресурсов являются все три элемента валового общественного продукта: «С», «V», «m».
Например, от элемента «С» образуются: амортизационные отчисления, оборотные средства, отчисления на воспроизводство природной среды и минерально-сырьевой базы, платежи, входящие в состав материальных затрат в себестоимости продукции предприятия. Элемент «V» является источником таких финансовых ресурсов, как государственные налоги с населения, отчисления (налоги), на социальные потребности, поступления по займам и лотереям. Элемент «m» включает чистый доход (прибыль), косвенные налоги, доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, плата за таможенные процедуры).
Часть финансовых ресурсы формируется комплексно в составе нескольких элементов общественного продукта. Так, из элементов «С» и «V», что на уровне хозяйствующих субъектов соответствует затратам на производство и реализацию продукции, работ или услуг, формируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в специальные фонды, платежи недропользователей - роялти, бонусы, налог на транспортные средства, государственная пошлина, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и др. А такой вид как поступления от приватизации имеют источником национальное богатство, то есть накопленный национальный доход (V + m).
Определяя сущность финансовых ресурсов, на наш взгляд, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу.
На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.
Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.
Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупателя). При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.
Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.
Как было отмечено ранее, специфической особенностью финансовых потоков (в отличие от денежных) является их безэквивалентный характер. В результате этого именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства.
Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают
1) как фонды денежных средств аккумуляционного характера,
которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;
2) как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;
3) как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг, как источники их формирования (составляющие элементы):
амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды,
государственные внебюджетные социальные фонды, прочие
поступления;
4) как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.
Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.
Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п.
Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объема материальных благ (например, отражено в бухгалтерском балансе предприятия), так и в виде балансового равенства их поступления и расходования (составляются бюджеты доходов и расходов предприятий; сводный баланс финансовых ресурсов государства).
Следовательно, равенство поступлений и затрат финансовых ресурсов является необходимой частью общехозяйственного равновесия. Будучи внутренне необходимым элементом современной экономики, финансовые ресурсы не только характеризуют потенциал расширенного воспроизводства, но и выступают активным фактором экономической динамики.
Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами процесса национального производства.
Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.
Истоки дискуссий по поводу денежной и неденежной форме финансовых ресурсах, лежат, на наш взгляд, в определении сущности самих финансов и их границ. Как известно, одни экономисты считают, что финансовыми отношениями могут быть только денежные отношения, но нее все денежные являются финансовыми. Другие считают, что к финансам можно относить и некоторые неденежные отношения, например, бартерные.