Обратная сила нормативного акта

07.08.2019

Подзаконные нормативные акты.

Законы.

ДГЗ во времени.

Действие гражданского законодательства.

Применяются только те законы, которые официально опубликованы. Датой принятия считается день принятия Госдумой этого закона в окончательной редакции. После принятия закон подлежит подписанию Президентом РФ, после чего он подлежит официальному опубликованию в течение 7 дней. При этом официальным опубликованием считается первая публикация либо в «Российском газете», либо в «Собрании законодательства РФ», либо в «Парламентской газете». Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня официального опубликования, если самим законом не предусмотрен иной срок введения в действие.

Указ Президента РФ от 17 июня 1996 «О порядке опубликования и вступлении в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Акты Президента и Правительства РФ.

Подлежат официальному опубликованию либо в «Российской газете», либо в «Собрании законодательства РФ» по истечении 10 дней с момента их подписания. Официальным опубликованием также считается размещение соответствующего акта в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Вступают в силу по истечении 7 дней со дня их официального опубликования, если иной срок введения в действие не установлен самим актом.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти:

­ Затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, или устанавливают правовой статус организаций, или носят межведомственный характер. В этом случае такой нормативный акт должен пройти регистрацию в Минюсте. Минюст зарегистрирует акт, если он был принят в соответствующем порядке (см. раньше).

­ Все остальные нормативные акты не подлежат регистрации.

Но и те, и другие подлежат официальному опубликованию либо в газете «Российские вести», либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в течение 10 дней с момента гос. регистрации в Минюсте (либо с момента подписания). Официальным также является указанный «Бюллетень…», распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Вступают в юридическую силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самим нормативным актом не установлен иной порядок вступления его в силу.

Ст. 4 ГК: закон обратной силы не имеет. Вновь принятый и введённый в действие новый нормативный акт применяется только к тем общественным отношениям, которые возникли после его вступления в юридическую силу. Иногда делаются исключения, предусмотренные в тексте самого закона. Эти исключения должны подчиняться определённым правилам:

­ те отношения, которые раньше не регулировались никаким законом;

­ если устанавливается более льготный режим для участников гражданского товарооборота;

­ в отношении длящихся правоотношений новый закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления этого закона в силу.

Прекращение действия нормативных актов гр. зак-ва:

­ Дата указана в законе.

­ Прямая либо косвенная отмена. Прямая отмена – вступление в действие нового нормативного акта и утрата юридической силы старого. Косвенная – автоматическая отмена старого закона, хотя это прямо не указано в законе.


Из общего принципа немедленного действия нормативного акта вытекает правило - «закон обратной силы не имеет» (lex ad praeteriam non valet).
Это правило означает, что нормативный акт, в принципе, не распространяется на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу;-
В социалистическом обществе принцип «закон обратной силы не имеет» гарантирует определенность и прочность социалистического правопорядка, препятствует произвольному применению юридических норм, обеспечивает надлежащее воспитательное воздействие норм права, прочную законность.
Принцип «закон обратной силы не имеет» не является абсолютным. Из него могут быть сделаны исключения, которые, однако, допустимы только по решению самих правотворческих органов, и прежде всего непосредственно в законе. Такого рода исключения обоснованы гуманными соображениями (например, обратная сила законов, смягчающих или устраняющих наказуемость данных деяний), необходимостью обеспечить единство в правоотношениях, в осуществлении определенных запретительных мер.
Что такое обратная сила нормативного акта? Это распространение действия нового акта на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введенияего в действие.
Самым общим образом можно сказать, это - такое действие нового нормативного акта на правоотношение, при котором он предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношения.Однако такая общая характеристика требует существенных уточнений.
Для понимания юридических особенностей обратной силы нормативного акта (в частности, при ее отграничении от немедленного действия закона) важно иметь в виду не только то, что регулируемые правом отношения могут иметь длящийся характер, но и то, что само правовое регулирование нередко является длящимся, растянутым во времени.
Здесь нужно учитывать обстоятельства двоякого рода.
Во-первых, с юридико-фактической стороны такого рода ситуация, требующая поворота «назад» нового акта, складывается при наступлении незавершенных правовых последствий, которые возникают из части фактического состава. Если возникновение правовых последствий в целом определяется при такой ситуации по новому закону, это означает, что наступившие ранее незавершенные последствия должны «перестроиться» сообразно новому нормативному акту.
Во-вторых, существенно важно учитывать, что нередко правовое регулирование завершается в индивидуальном порядке - вынесением правоприменительного акта. И если применительно к длящемуся правоотношению компетентным органом уже вынесено правоприменительное (судебное) решение, регулирующее права и обязанности на будущее, тораспространение нового закона на эти права и обязанности означает, что закон поворачивает «назад» и по отношению к правоприменительному решению, состоявшемуся в прошлом.
Таким образом, теперь можно уточнить приведенное ранее определение немедленного действия нормативного акта. Чистое немедленное действие - это такое действие, при котором вновь возникающие права и обязанности не имеют «правовых корней» в прошлом. Если же до введения в действие нового нормативного акта уже возникли незавершенные правовые последствия или если длящееся отношение индивидуально урегулировано правоприменительным решением, то немедленное действие нормативного акта сопровождается известным поворотом этого акта «назад» - на факты и правовые последствия, возникающие до введения его в действие.
Обратная сила нового нормативного акта по своим юридическим особенностям и глубине зависит от степени завершенности наступивших в соответствии с прежним актом правовых последствий. По этому признаку различается обратная сила: а) простая, б) ревизионная.
Простая обратная сила-это распространение нового нормативного акта на факты прошлого, в силу которых окончательные юридические последствия еще не наступили. Она касается, в частности, таких длящихся отношений, применительно к которым вынесено правоприменительное решение, регламентирующее права и обязанности субъектов на будущее. Здесь «поворот в прошлое» имеет ограниченное значение: он касается только фактов, которые в полной мере еще не «сработали», т. е. возникли до введения в действие нового нормативного акта, но еще не породили окончательных юридических последствий. Принятое ранее правоприменительное решение пересматривается лишь в той части, в какой оно регулирует нрава и обязанности на будущее.
Простая обратная сила была предусмотрена по ряду правоотношений, например при введении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а также республиканских гражданских кодексов.
Ревизионная обратная сила-это распространение нового нормативного акта на факты, по которым окончательные юридические последствия наступили, т. е. на факты, которые уже полностью «сработали», в частности, на целиком реализованные правоприменительные решения. Здесь происходит пересмотр (ревизия) ранее наступивших юридических последствий. Они определяются вновь, по новому нормативному акту. В данном случае правоприменительное решение пересматривается и в той части, в какой юридические последствия фактически исполнены.
Например, при простой обратной силе нового наследственного затона его нормы распространяются на все открывшиеся, но еще не принятые наследства. Если же придать наследственному закону ревизионную обратную силу, то на его основе должны быть пересмотрены дела по наследствам, которые уже приняты наследниками, т. е., по существу, изменены отношения собственности. Таким образом, при ревизионной обратной силе происходит известное вторжение нового нормативного акта в уже сложившиеся, полностью урегулированные правовые отношения.
В социалистическом обществе нормативным актам придается обратная сила крайне редко, в порядке исключения - преимущественно в силу гуманистической природы социалистического права (обратная сила уголовного закона, устраняющего наказуемость деяния или смягчающего наказание) или логики права (обратная сила актов, конкретизирующих закон). Что же касается ревизионной (полной) обратной силы, то она в каждом случае должна быть специально предусмотрена при принятии данного нормативного акта. Так, о ревизионной обратной силе некоторых норм ГК РСФСР говорит ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1964 г. о порядке введения в действие ГК и ГПК РСФСР.Согласно предписанию этой статьи, ко вновь урегулированным отношениям (например, купле-продаже жилого дома с условием пожизненного содержания) новые нормы ГК применяются независимо от времени возникновения данных отношений; ранее возникшие отношения должны быть здесь приведены в соответствие с новым законодательством.

Еще по теме 4. Обратная сила нормативного акта.:

  1. § 2. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание действия нормативно-правовых актов

Обратная сила нормативного акта.

Подзаконные нормативные акты.

Законы.

ДГЗ во времени.

Действие гражданского законодательства.

Применяются только те законы, которые официально опубликованы. Датой принятия считается день принятия Госдумой этого закона в окончательной редакции. После принятия закон подлежит подписанию Президентом РФ, после чего он подлежит официальному опубликованию в течение 7 дней. При этом официальным опубликованием считается первая публикация либо в ʼʼРоссийском газетеʼʼ, либо в ʼʼСобрании законодательства РФʼʼ, либо в ʼʼПарламентской газетеʼʼ. Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня официального опубликования, в случае если самим законом не предусмотрен иной срок введения в действие.

Указ Президента РФ от 17 июня 1996 ʼʼО порядке опубликования и вступлении в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной властиʼʼ.

Акты Президента и Правительства РФ.

Подлежат официальному опубликованию либо в ʼʼРоссийской газетеʼʼ, либо в ʼʼСобрании законодательства РФʼʼ по истечении 10 дней с момента их подписания. Официальным опубликованием также считается размещение соответствующего акта в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации ʼʼСистемаʼʼ. Вступают в силу по истечении 7 дней со дня их официального опубликования, в случае если иной срок введения в действие не установлен самим актом.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти:

­ Затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, или устанавливают правовой статус организаций, или носят межведомственный характер.
Размещено на реф.рф
В этом случае такой нормативный акт должен пройти регистрацию в Минюсте. Минюст зарегистрирует акт, в случае если он был принят в соответствующем порядке (см. раньше).

­ Все остальные нормативные акты не подлежат регистрации.

Но и те, и другие подлежат официальному опубликованию либо в газете ʼʼРоссийские вестиʼʼ, либо в ʼʼБюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной властиʼʼ в течение 10 дней с момента гос. регистрации в Минюсте (либо с момента подписания). Официальным также является указанный ʼʼБюллетень…ʼʼ, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации ʼʼСистемаʼʼ. Вступают в юридическую силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, в случае если самим нормативным актом не установлен иной порядок вступления его в силу.

Ст. 4 ГК: закон обратной силы не имеет. Вновь принятый и введённый в действие новый нормативный акт применяется только к тем общественным отношениям, которые возникли после его вступления в юридическую силу. Иногда делаются исключения, предусмотренные в тексте самого закона. Эти исключения должны подчиняться определённым правилам:

­ те отношения, которые раньше не регулировались никаким законом;

­ если устанавливается более льготный режим для участников гражданского товарооборота;

­ в отношении длящихся правоотношений новый закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления этого закона в силу.

Прекращение действия нормативных актов гр.
Размещено на реф.рф
зак-ва:

­ Дата указана в законе.

­ Прямая либо косвенная отмена. Прямая отмена – вступление в действие нового нормативного акта и утрата юридической силы старого. Косвенная – автоматическая отмена старого закона, хотя это прямо не указано в законе.

Обратная сила нормативного акта. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обратная сила нормативного акта." 2014, 2015.

В области правового регулиро-

вания социалистического общества существует общее правило – «закон обратной силы не имеет» (lex ad рrаеteriam non valet). Это правило означает, что нормативные акты в принципе не «поворачиваются в прошлое» – не распространяются на факты и юридические послед-

ствия, которые наступили до вступления акта в силу.

«О порядке введения в действие Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства».

Нельзя согласиться с М.Д. Шаргородским, полагающим, что процессуальные нор-

мы всегда «действуют назад», т.е. имеют обратную силу (Шаргородский М.Д. Уголовный закон. Юриздат, 1948. С. 230). Действительно, процессуальные нормы, существующие в момент рассмотрения дела, обязательны для юрисдикционного органа независимо от того, когда возникло материальное правоотношение. Но ведь суть вопроса как раз в том, что процессуальные нормы действуют применительно к процессуальным, а не к материальным отношениям. К ним же применяется принцип немедленного действия закона.

Принцип «закон обратной силы не имеет» гарантирует определенность и прочность социалистического правопорядка, препятствует произвольному применению юридических норм, обеспечивает надлежащее воспитательное воздействие норм социалистического права, крепкую социалистическую законность.

Из общего принципа «закон обратной силы не имеет» могут быть сделаны отдельные исключения, которые допустимы только по решению самих правотворческих органов и прежде всего непосредственно в законе. Такого рода исключения обоснованы потребностями произвести поворот в правовом регулировании в уже сложившихся правоотношениях. Они вызваны гуманными соображениями (например, обратная сила законов, смягчающих или устраняющих наказуемость данных деяний), необходимостью обеспечить единство в правоотношениях, в осуществлении определенных запретительных мер.

Что такое обратная сила нормативного акта? Это распространение

действия нового акта на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие новых норм.

В порядке первого приближения можно сказать, что это такое действие нового нормативного акта на правоотношение, при котором новый акт «предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношения»1. Однако такая общая характеристика обратной силы требует существенных уточнений.

Для понимания юридических особенностей обратной силы нормативного акта (в частности при ее отграничении от немедленного действия закона) важно иметь в виду, что не только регулируемые пра-

вом отношения могут иметь длящийся характер, но что и само право-

вое регулирование нередко является длящимся, растянутым во времени.

С юридико-фактической стороны такого рода ситуация, требующая

«поворота назад» нового акта, складывается при наступлении незавер-

1 Тилле А.А. Время, пространство, закон. Госюриздат, 1965. С. 96; Блум М.И., Тилле А.А. Обратная сила закона. М.: Юрид. лит., 1969. С. 34. Авторы, однако, не видят многообразия случаев обратной силы: по их мнению, последние встречаются только при пересмотре на основе нового нормативного акта уже наступивших последствий. Думается, такой подход сориентирован все же на действие закона в уголовном праве. Он не учитывает своеобразия правоотношений в других отраслях. Помимо ряда иных моментов здесь нужно принять во внимание длящийся характер правового регулирования, возможность индивидуального правоприменительного регулирования данных отношений. К.И. Комиссаров указал и на ряд других неточностей, допущенных в приведенной выше общей характеристике обратной силы нормативного акта (связь обратной силы с неюридическими в прошлом фактами, с недлящимися отношениями) (Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 135–141).

шенных правовых последствий, которые возникают из части фактического состава. Если возникновение правовых последствий в целом определяется при такой ситуации по новому закону, это означает, что наступившие ранее незавершенные последствия должны «перестроиться» сообразно новому нормативному акту.

Существенно важно при этом учитывать, что нередко правовое регулирование завершается в индивидуальном порядке – вынесением правоприменительного акта. И если по длящемуся правоотношению уже вынесено правоприменительное (судебное) решение, регулирующее права и обязанности на будущее, то распространение нового закона на эти права и обязанности означает, что закон «поворачивает назад» – распространяется на правоприменительное решение, состоявшееся в прошлом1.

Таким образом, теперь можно уточнить данное ранее определение немедленного действия нормативного акта. «Чистое» немедленное действие – это лишь такое, когда вновь возникающие права и обязанности не имеют «правовых корней» в прошлом. Если же до введения в действие нового нормативного акта уже возникли незавершенные правовые последствия и в особенности если длящееся отношение индивидуально урегулировано правоприменительным решением, то немедленное действие сопровождается известным поворотом нормативного акта «назад» – на факты и правовые последствия, возникшие до введения в действие нового нормативного акта.

Обратная сила нормативного акта по своим юридическим особенностям и «глубине» зависит от степени завершенности наступивших по прежнему закону правовых последствий. По этому признаку различается обратная сила: а) простая, б) ревизионная.

Простая обратная сила – это распространение нового норматив-

ного акта на факты «прошлого», по которым окончательные юридические последствия еще не наступили. Она касается, в частности, та-

1 Зависимость обратной силы от того, урегулировано или нет длящееся отношение правоприменительным решением, подметил К.И. Комиссаров. Он пишет: «Указание по поводу распространения нового закона на последующие права и обязанности применительно к уже урегулированным длящимся правоотношениям в отличие от общего правила должно расцениваться как указание об обратном действии закона» (Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 136). Однако обратной силой нельзя назвать распространение действия закона на «последующие права» урегулированного правоотношения (там же. С. 141): и здесь об обратной силе можно говорить лишь постольку, поскольку новый нормативный акт поворачивается в «прошлое» – требует пересмотра ранее вынесенного правоприменительного решения.

Раздел третий. Нормативные юридические акты

ких длящихся отношений, по которым вынесено правоприменительное решение, регламентирующее права и обязанности субъектов на будущее. Здесь «поворот в прошлое» имеет ограниченное значение: он касается только фактов, которые в полной мере еще не «сработали», т.е. возникли до введения в действие нового нормативного акта, но еще не породили окончательных юридических последствий. При простой обратной силе принятое ранее правоприменительное решение пересматривается лишь в части, в какой оно регулирует права и обязанности на будущее.

Случаи простой обратной силы были предусмотрены, например, при введении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а также республиканских гражданских кодексов1. Так, принципиально новые положения по наследственному праву Основ и ГК распространяются на наследства, открывшиеся до введения в действие Основ и ГК, если они не были приняты никем из наследников и не перешли по праву наследования к государству до введения в действие указанных нормативных актов. Простая обратная сила придана и некоторым другим нормативным положениям Основ и ГК (например, ст. 10, 14, 28, 62 Основ и др.).

Ревизионная обратная сила – это распространение нового норма-

тивного акта на факты, по которым окончательные юридические последствия наступили, т.е. на факты, которые уже полностью «сработали», в частности на целиком «исчерпанные» правоприменительные решения. Здесь происходит пересмотр (ревизия) ранее наступивших юридических последствий. Они определяются «заново» по новому нормативному акту. В данном случае правоприменительное решение пересматривается и в той части, в какой они фактически исполнены. Например, при простой обратной силе нового наследственного закона его нормы распространяются на все открывшиеся, но еще не принятые наследства. Если же придать наследственному закону ревизионную обратную силу, то на его основе должны быть пересмотрены дела по наследствам, которые уже приняты наследниками, т.е. по су-

ществу изменены отношения собственности.

Таким образом, при ревизионной обратной силе происходит известное «вторжение» нового нормативного акта в уже сложившиеся, полностью урегулированные правовые отношения.

1 Научно-практический комментарий к Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Госюриздат, 1962. С. 21–24; Миронов С.С., Суетенков Ю.С. О порядке введения в действие новых кодексов РСФСР // Советское государство и право. 1964. № 8. С. 34 и сл.

Глава XXVIII. Действие нормативных юридических актов

В социалистическом обществе нормативным актам придается обратная сила крайне редко, в порядке исключения. В особенности это касается полной (ревизионной) обратной силы, которая в каждом случае должна быть специально предусмотрена при принятии (или введении в действие) данного нормативного акта.

Все случаи, когда нормативные акты имеют обратную силу, могут быть разбиты на три основные группы.

а) Нормативные акты, которые на основе норм права обладают обрат-

ной силой по самому своему содержанию. Отдельные нормативные акты имеют частичную обратную силу без какого-либо в каждом случае специального указания закона. На основании общих предписаний закона все нормативные акты определенных видов действуют «назад» – распространяются на факты, возникшие до вступления в действие данного акта. В уголовном праве обратную силу имеют все законы, которые устра-

няют наказуемость деяния или смягчают наказание.

Обратной силой обладают подзаконные нормативные акты, конкретизирующие только ранее изданные нормы (в том числе нормативные постановления Пленума Верховного Суда СССР). Указанные акты разделяют судьбу ранее изданных («общих») нормативных актов, в частности действуют вместе с ними, а значит, и распространяются на все факты, в отношении которых действует и «общий» акт.

б) Нормативные акты, обладающие обратной силой по специально-

му (т.е. только для данного акта) указанию закона. Некоторым нормативным актам может быть придана обратная сила специальным указанием, которое содержится либо в самом этом акте, либо в ином нормативном акте, изданном компетентным правотворческим органом. Так, в последнее время в связи с изданием республиканских кодексов принимались специальные указы соответствующих Президиумов Верховных Советов о введении в действие кодексов, в которых, помимо прочего, предусматривались отдельные случаи обратной силы некоторых норм, в том числе и ревизионной. Так, об обратной ревизионной силе некоторых норм ГК РСФСР говорит ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1964 г. о введении в действие ГК и ГПК РСФСР1. Согласно этой статье ко вновь урегулированным отношениям (например, купле-продаже с условием пожизненного содержания) новые нормы ГК применяются независимо от времени возникновения данных отношений; ранее возникшие отношения должны быть здесь приведены в соответствие с новым законодательством.

Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 416.

Раздел третий. Нормативные юридические акты

Таким образом, обратная сила закона – это такое его действие, которое возможно на основе компетентного нормативного решения (выраженным, как правило, при принятии нормативного акта или при установлении порядка введения его в действие).

Вместе с тем не следует упускать из поля зрения и случаи разового (индивидуального) обратного действия нормативного акта. В практике были случаи, когда компетентные государственные органы придавали обратную силу нормативным актам (не имеющим в принципе такой обратной силы) только для данного конкретного дела.

Следует, однако, подчеркнуть, что подобное разовое распространение действия нормативных актов на прошлое время должно встречаться только в порядке редкого исключения и не носить характера ревизионной обратной силы. Иначе это сведет на нет общий принцип

«закон обратной силы не имеет» и, следовательно, нарушит социалистическую законность.

При каких же обстоятельствах возможно разовое придание нормативному акту обратной силы? Видимо, оно допустимо лишь в отношении отдельных фактов-действий, совершенных в условиях, когда

уже идет процесс принятия нового нормативного акта и это надлежа-

щим образом обнародовано в общедоступных периодических печатных изданиях1.

Но и здесь необходим акт компетентного государственного органа, который, проверив все обстоятельства в разовом порядке, придает закону обратную силу. Сами правоприменительные органы не вправе делать это.

Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя: а) момент вступления акта в законную силу; б) момент прекращения его действия; в) условия применения установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона») В России нормативно-правовые акты вступают в силу: - в результате указания в НПА тексте даты, с которой юридический документ вступает в силу; - в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования»); - в результате приложения общих установленных государством правил и сроков. В РФ законы и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования. Ведомственныеакты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции. Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно . Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени происходит в результате: - истечения срока, на который был принят юридический документ (безусловная отмена); - объявления об утрате им юридической силы (безусловная отмена); - принятия компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг общественных отношений (условная отмена);- устаревания юридических документов в связи с исчезновением обстоятельств, на регулирование которых был направлен нормативно-правовой акт (условная отмена); - признание акта не конституционным и вследствие этого – юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразумевается и учитывается правоприменителями). Обратная сила закона По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность. Переживание закона. Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов. Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит. (пример преступник совершил преступление в 2005г убийство в 2010г был принят новый закон следовательно судить будут по старому закону)

Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом: а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России); б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

39 .Юридическая техника: понятие, значение, виды, характеристика основных средств и приемов.

Юридическая техника – совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и опубликования, систематизации нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных актов. Главное назначение юридической техники состоит в том, чтобы обучить будущего юриста навыкам выполнения юридической работы. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Виды юридической техники : правотворческая (законодательная) - совокупность приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нпа; техника опубликования; техника систематизации нпа; правореализационная (правоприменительная); интерпретационная (истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык). Гос воля, чтобы она стала правом, должна быть возведена в закон. Для этого необходимо выразить ее на языке права. Это и осуществляется на основе юр терминологии при помощи спец средств юр техники. Ср-ва юр техники правила приема, разработки, принятия нпа, систематизации, толкования и др.

Глав ср-вами юр техники являются: юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта); Требования к юр терминам: единство, однозначность теминологии; ясность, простота изложения материала; должны происходить из обычного, понятного всем языка. Юр конструкция - это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения; специфич построение нормативного материала, основанное на том или ином типе связи между его элементами (например, юридическая конструкция "договор", право собственности).Прав презумпция- предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтверждённых предшествующим опытом (презумпция отцовства, авторства, добросовестности). Прав фикция .- это несуществующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным. Смысл фикции всегда выражается словами «как бы», «как если бы», «допустим». Но в отличие от презумпций этот вымысел неопровержим. Фикция всегда императивна. Вот два примера фикций: Если сторона удерживает и не представляет письменное или вещественное доказательство, предполагается, что сведения, в нем содержащиеся, направлены против интересов этой стороны и считаются ею признанными, признание гражданина безвестно отсутствующим, если о нем не было сведение в течение 1 года (хотя это не доказано). Признание гражданина умершим!!! Правовая аксиома - в праве - очевидная истина, не требующая доказательств. Правовая аксиома отражают уже установленные и достоверные знания. В общей теории права аксиоматических положений много (нельзя быть судьей в собственном деле; кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого и др.). Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль. Прав символы - это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания. Они предназначены воздействовать на эмоции и чувства людей. Формировать у них уважение и гордость к гос-ву и его институтам власти с целью законопослушно поведения. Прав. символы всегда предназначены наиболее полно отражать проводимую госидеологию. Виды: По предмету правового регулирования: символы конституционного права (герб, гимн, флаг); символы гражданского права (товарные знаки); символы финансового права (денежные знаки). По субъекту права: символы государства; символы министерств и ведомств; символы коммерческих организаций; индивидуальные и частные символы. Средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.; правовые оговорки - имеющие специальную нормативно - лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок - те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.). Виды юридических терминов: общеупотребительные (дом, стол, машина, дерево); специальные не юридические (эпидемии, эпизоотия);специальные юридические (прокурор, адвокат, статут, подозреваемый).Требования, предъявляемые к юридическим терминам: единство (однозначность), общепризнанность, устойчивость, краткость, ясность и простота.

Концепция НПА: в широком смысле – замысел, основная идея НА; в узком – документ, в котором содержится научно-практический подход к разрешению соц.проблемы, которая основана на имеющейся информации о соответствующей сфере общ.отношений, ставшей предметом правового регулирования. Концепция - документ, где планируется на какие отношения он будет направлен. Структуру концепции законопроекта включает элементы: наименование законопроекта, предмет правового регулирования, обоснование необходимости его принятия, характеристика недостатков правового регулирования данной сферы общественных отношений, характеристика основных положений законопроекта, его финансово-экономическое обоснование.