Связь экономики и социальной структуры общества. Социально-экономическая структура общества

06.05.2021

Cлайд 1

Экономика и социальная структура общества. Выполнила ученица 11 класса «А» средней школы №22 Валгасова Зарина.

Cлайд 2

Взаимосвязь и взаимовлияние социальной структуры общества и ее экономической жизни.

Cлайд 3

Исследование взаимосвязи общей численности населения и темпов его роста с экономическим развитием общества. Экономика влияет: Народонаселение влияет: На уровень рождаемости; На уровень экономики; Зависит: Зависит: От материальных благ; От общей численности населения; Обеспечиванияжильем; Плотности населения; Степени вовлеченности женщин в производство Темпов роста населения

Cлайд 4

Например, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия) в 1990-х гг. резко упал, что связанно с ухудшением уровни жизни, сопровождавшим экономические реформы. В России тоже.

Cлайд 5

Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни бывают сложившиеся социальные условия (сокращение доходов населения, усиление нервных стрессов в связи с социально-экономическими переменами, нестабильности в обществе)

Cлайд 6

В свою очередь народонаселение тоже влияет на экономику. Например: В регионах с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохранятся натуральное хозяйство.

Cлайд 7

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению производительности труда в хоз-ве, сокращению продолжительности жизни.

Cлайд 8

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социально и экономического выживания. Особенностью последних лет развития рос. Об-ва является тенденция усиления экономической дифференциации, выражающаяся в разделении об-ва на группы с различными доходами, уровнем жизни и потребления.

Cлайд 9

Усложнение соц. Структуры проявилось в формировании новых соц. Групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов.

Cлайд 10

Большую угрозу для политической и экономической стабильности в об-ве представляет чрезмерное неравенство доходов. Развитие России в 1990-е гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система отдает предпочтение одним социальным слоям и, наоборот, наказывает других. Если эту систему не корректировать, то она действует в интересах меньшинства об-ва (элиты) и против большинства.

Социальная структура общества - совокупность ее социальных составляющих и то, что объединяет и удерживает их от распада, упорядочивает и предоставляет структуре определенной конфигурации. Существуют различные подходы к определению составляющих социальной структуры. Так, одни российские социологи трактуют социальную структуру общества, как совокупность статусов и ролей, функционально связанных между собой, а другие - определяют сущность социальной структуры общества, как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, слоев, групп, а также отношений между ними. Социальное неравенство - неотъемлемая составляющая современного общества. Философы - просветители надеялись в будущем ее ликвидировать. Однако, как показала социальная практика, осуществить это невозможно. Перед учеными встала новая проблема - изучать причины и механизмы воспроизводства социальных неравенств с целью минимизации их проявлений. При таких условиях в центре внимания оказывается специфика социальной структуры Вертакова, Ю.В.Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с..

Все сложнее выделять определенные слои в обществе. По одной методике индивид является представителем среднего класса, а по другой - высшего. Например, исследователи могут считать человека малообеспеченным, а он себя таковым не считает. При использовании многокритериального подхода в определении социального субъекта в социальном пространстве ситуация еще больше усложняется.

Но это не говорит о том, что социум лишен всякой логики. Представители определенного уровня обеспеченности примерно одинаково оценивают социальную действительность. Бедные считают общество несправедливым, а богатые, наоборот, уверены, что бедные сами виноваты в том, что не имеют возможности удовлетворять свои базовые потребности.

Чаще всего в структуре современных обществ выделяют три части: богатые (высший класс), состоятельные (средний класс) и бедные (низший класс). Каждая из этих частей, в свою очередь делится на подклассы (слои, страты). При этом каждая страна имеет свои собственные особенности.

Основу высшего класса, основанного на легитимных формах организации общественной жизни, положительной, конструктивной логике социального развития, составляют предприниматели, коммерсанты, банкиры, определенная категория управленцев, представители творческой интеллигенции и др Изменения социальной структуры российского общества и ее политические последствия: попытка прогноза / С.А.Белановский и др. // Мир России. - 2012. - № 1. - С.123-139..

Основу социальной структуры современного российского общества составляет население, которое связано, прежде всего, с государственной формой собственности. Многие из этих людей находятся в состоянии глубокой социальной деградации и маргинальности и не надеются на лучшее. Следует подчеркнуть тревожность такого положения - именно из этих слоев, большинство из которых находятся на грани малообеспеченности, формируется средний класс, значительная часть которого весомый профессионально - квалификационный и образовательный потенциал, опыт продуктивной деятельности. В современных условиях он не способен содействовать включению индивида в систему общественного производства и обеспечить соответствующий уровень доходов, а отсюда: социально - экономические чаяния людей не оправдываются Там же..

Прагматические образования этих двух слоев, категорий населения привели к деструктивным изменениям в социальной структуре, к искажениям, острым социальным противоречиям во многих сферах общественной жизни, которые углубляют системный кризис, ускоряют инфляцию, деформируют личное потребление основной части населения с низкой платежеспособностью, усиливают социальную нестабильность общества. Эти прагматические тенденции, особенно деформации, противоречия, прослеживаются на примере разделения потребительского рынка на два типа, цены в которых существенно различаются. Так, один - для первой категории населения с практически неограниченной платежеспособностью. Следует подчеркнуть, что такое разделение социальной структуры российского общества еще больше углубляет прагматизм, который охватывает не только сферу потребительского рынка, но и все основные направления общественной жизнедеятельности. Таким образом, сформировались две системы социального мировоззрения, находящихся в состоянии конфликта, а это приводит к сужению сферы общения указанных категорий населения, которые реализуют свой жизненный потенциал и социальный вектор в двух диаметрально противоположных социальных пространствах и измерениях. Такое отделение сфер жизни, отсутствие непосредственных контактов способствуют усилению социального напряжения Изменения социальной структуры российского общества и ее политические последствия: попытка прогноза / С.А.Белановский и др. // Мир России. - 2012. - № 1. - С.123-139..

Низшая страта в современной России -- это рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие (приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества Там же.:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);

3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.

Динамические изменения во всех сферах российского общества усилили процесс его маргинализации. К причинам появления маргинальных групп отнесем: базовые изменения в социальном положении некоторых социально - профессиональных групп, сокращение производства, общий спад уровня жизни, неопределенность статуса. Сейчас в России можно выделить следующие основные маргинальные группы: «постспециалисты» (специалисты отраслей экономики, которые в современных условиях утратили социальную перспективу), «новые агенты» (представители малого бизнеса, самозанятое население), «мигранты» (беженцы, переселенцы) Симонян Р.Х. Реформы 1990-х годов и современная социальная структура российского общества (к 20-летию экономических реформ) // Социол. исслед. - 2012. - № 1. - С.17-26..

Причины формирования в обществе несистемных элементов социальной структуры, которые осуществляются нелегитимными средствами, обусловленные сложной совокупностью объективных и субъективных факторов, среди которых не последнюю роль играют непоследовательность в осуществлении рыночных преобразований и реформировании социальных отношений.

Неформальность социальной структуры, отсутствие стабильных, устойчивых классов ведет к увеличению неконтролируемых деструктивных социальных конфликтов. При этом социологи активно занимаются процессами развития социальной структуры, ее динамики в стране, а также принимают участие в политике и социально - политической жизни государства, а отсюда утверждается широкий слой собственников акций, недвижимости, земельных участков. С углублением реформ, выходом экономики из кризиса позиции этой прослойки в распределении доходов, обеспечении реального влияния на управленческие процессы будут прагматично укрепляться, увеличится роль таких социальных групп, как финансисты, менеджеры, банкиры, биржевики Симонян Р.Х. Реформы 1990-х годов и современная социальная структура российского общества (к 20-летию экономических реформ) // Социол. исслед. - 2012. - № 1. - С.17-26..

Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного российского общества, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам.

Современной властью социальная структура общества сегодня неоправданно определяется, прежде всего, экономическими параметрами и социально-экономическими критериями, вытекающими из объема и качества экономики. Государство должно влиять на социальную структуру общества, стремясь максимально ускорить процесс ее модернизации. Без этого не возможно не только ускоренное развитие экономики, но и ее развитие вообще. Структура современного общества определяется сегодня многими параметрами. Одна из характеристик современного общества - величина среднего класса в стране в процентном отношении, которая, на мой взгляд, должна составлять порядка 75% всего населения. В России, таким образом, уже сегодня необходимо вносить серьезные, принципиальные коррективы в финансовую, экономическую и социальную политику, которая должна не просто обеспечивать минимально необходимые социально-экономические условия для выживания, а создавать оптимальные условия для развития среднего класса. Именно он будет определять будущее страны Там же..

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает нapoдoнaселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозайство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в обществе представляет неравенство доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.). Так, в Швеции и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода. Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества eгo главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта тaкoгo развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

Вследствие краха экономической, политической и coциальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию гocyдарственного управления, а, скорее, изменение eгo форм и улучшение качества.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия pыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, право вой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в гocyдарстве.

Государство Заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде вceгo, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности гocyдарством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нaциональной стратееии экономического развития, объединение усилий государственных opгaнoв, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим мeханизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики мoгeт быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение дoходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики cOвpeмeннoгo Российского государства в экономике?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Как видим, политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, политической демократии, правовoгo государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правовoгo государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора кому и в чем подчиняться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, право вое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, caмостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданскогo общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и дpyгие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами coвpeмeнной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

2 Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.

3 Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).

4 Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни.

До Петра I промышленность и торговля в России были развиты слабо. Причиной такого положения служили вполне объективные обстоятельства - замедленное развитие сельского хозяйства (низ­кая урожайность, малопродуктивное животноводства) из-за труд­ных природно-климатических условий, растущей тяжести государ­ственных податей, низкой плотности населения. Поэтому для удовлетворения государственных нужд в оружии, порохе, сукне московское правительство создавало свои предприятия, которых к концу XVII в. насчитывалось около 20. Уже при Алексее Михайло­виче с таких заводов не брали никаких податей и приписывали к ним целые деревни для обеспечения рабочей силой. Частным лицам тогда было трудно развивать свои промыслы из-за государ­ственных сборов и большого числа государственных откупов, мо­нополий на самые выгодные товары, а также узости платежеспо­собного спроса среди широких масс населения на продукцию мануфактурной выделки (крестьяне вели в основном натуральное хозяйство).

Петр I по существу продолжил политику своих предшественни­ков в области промышленности и торговли, но с гораздо большим размахом. Число мануфактур выросло примерно в 10 раз, составив приблизительно 200. Много энергии Петр I потратил на содейст­вие поиску полезных ископаемых, особенно железной и медной руд, золота, серебра, на устройство горных заводов, оружейных, суконных и прочих мануфактур. Он строил заводы на государст­венные средства, поощрял заведение частных предприятий, вплоть до насильственных мер, передавал государственные мануфактуры в частные руки, приглашал иностранных мастеров и отправлял русских на обучение за границу и т.д. На мануфактуры отправляли бродяг, «гулящих» людей, крестьян, с 1721 г. купцы получили право покупать крестьян деревнями для работы на фабриках. И это не случайно.

Свободных рабочих рук в стране было крайне мало, полностью оторвать крестьян от земли и отправить работать на завод было невозможно, так как, став рабочими, они едва ли смог­ли бы прокормиться на одну зарплату, если бы это явление приня­ло широкий размах.

В своей промышленной и торговой политике Петр I основы­вался на принципах меркантилизма (т.е. пользы, выгоды), которые сводились к тому, что каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить все нужное ему и больше вывозить, чем ввозить. Поэтому Петр I вводил высокие таможенные пошлины на импорт, особенно на товары, производимые в России, ограничивал деятель­ность в России иностранных купцов. Но это приводило к еще боль­шей нехватке капиталов (иностранцы опасались вкладывать день­ги в русские предприятия), к низкому качеству многих русских товаров, предназначенных для широкого рынка, из-за отсутствия конкуренции. Поэтому после смерти Петра I новое правительство пересмотрело торговую политику и снизило импортные пошлины.

Многие десятилетия идут споры о значении деятельности Пет­ра I в области промышленности и торговли, о том, дала ли она толчок развитию капитализма в России или нет. Одни считают, что нет, так как крепостнические мануфактуры, да еще государствен­ные, нельзя считать капиталистическими предприятиями. Другие полагают, указывая на большое число частных заводов, что эле­менты капитализма были. Ошибка заключается в том, что и те, и другие отождествляют строительство заводов и фабрик и возник­новение капитализма как рыночные отношения. Капитализм, или рынок, предусматривает прежде всего развитие свободных рыноч­ных отношений между производителями и потребителями, и осо­бенно наличие рынка свободной рабочей силы. Ничего этого в сколько-нибудь серьезных масштабах в начале XVIII в. не было. Поддерживая отдельных заводчиков, работавших на государство, Петр I поборами и государственными монополиями разорял ос­новную массу купцов и ремесленников, не давая им возможности накопить капитал, достаточный для заведения предприятий.

Одновременно он истощал основную массу населения - крестьян, не давая им возможности стать потребителями промышленной продукции.

При отсутствии естественных условии и нормальных предпосы­лок для развития промышленности и торговли экономическая по­литика Петра I в этом направлении неизбежно должна была но­сить характер искусственного подхлестывания, и после решения крупных внешнеполитических задач и исчезновения энергичного воздействия преобразователя многие из его начинании должны были прийти в упадок. Что и произошло: из петровских мануфак­тур к концу XVIII в.

сохранилось лишь около 20. Вообще петров­ская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов с купцов как наиболее состоятельной части горожан и различных казенных «служб» при таможнях, питейных сборах и т.д., насильственное сколачивание торговых компаний - вот только часть средств и способов при­нуждения, которые Петр I применял к купечеству с главной целью - извлечь как можно больше денег для казны.

В первой четверти XVIII в. произошло разорение именно наи­более состоятельной части русского купечества - «гостиной сотни», после чего имена многих владельцев традиционных торговых домов исчезли из списка состоятельных людей. Грубое вмешатель­ство государства привело к разрушению ссудного и ростовщичес­кого капитала, на основе которого на Западе и развивалась капи­талистическая промышленность.

В начале XVIII в. происходит окончательное формирование дворянского сословия, которое пользовалось исключительными правами душе- и землевладения. Процесс складывания дворянства был результатом не только длительного развития служилого сосло­вия, но и сознательной деятельности Петра I. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым людям сразу занимать высокое положение в обществе, в армии и на граждан­ской службе основным принципом, определявшим положение слу­жилого человека, становится личная выслуга, условия которой определялись законами.

Тем самым путь наверх открывался наиболее способным пред­ставителям низов общества, и принцип выслуги, продвижения по служебной лестнице за заслуги, закрепленный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет выходцев из других сословии. Но, с другой стороны, не это было конечной целью преобразова­ний. Внедряя принцип личной выслуги, строго оговоренные в Та­бели о рангах условия повышения по лестнице чинов (важнейшим из условий была обязательность прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста), Петр I стремился превратить довольно аморфную массу служилых «по отечеству» (по происхождению) в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Конечно, одновременно шло и оформ­ление сословия дворянства как корпорации, наделенной особыми правами и привилегиями, с корпоративным сознанием, принципа­ми и обычаями, но этот процесс находит свое завершение только к середине XVIII в., когда дворянство постепенно освобождается от обязательной службы. Петр I стремился само понятие «дворя­нин» как можно теснее связать с обязательной, постоянной, требу­ющей знаний и практических навыков службой.

Петр I внушал подданным, что только тот дворянин достоин по­читания, который служит. И в самом деле: все дворяне определя­лись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в обяза­тельном порядке в школы, посылались на учебу за границу, запрещалось жениться тем, кто не хотел учиться, отбирались име­ния утех, кто уклонялся от службы.

В 1714г. был введен майорат - принцип наследования, по которому все имение доставалось стар­шему сыну, а остальные должны были искать источники существо­вания на службе.

Большие изменения произошли при Петре I в положении некрепостного сельского населения, фактически было создано сосло­вие государственных крестьян. В него вошли черносошные кресть­яне Севера, ясачные крестьяне - инородцы Поволжья, однодворцы Юга. Всего - не менее 18% податного населения. Однодворцы по происхождению были служилыми людьми, но измельчавшими, владевшими, как правило, одним двором, но обладавшими права­ми иметь крепостных (и у некоторых они были) и не платить по­дати. Теперь они были «положены в тягло», что закрывало им путь в дворянство. Принадлежность к тяглым сословиям теперь означа­ла непривилегированность, и государственная политика была направлена на ограничение прав и возможностей, которыми обла­дали податные люди как лично свободные от крепостной зависи­мости.

Произошли изменения и в положении крепостных крестьян. Была ликвидирована разница в положении крепостных крестьян и холопов - холопы до этого времени не платили податей, теперь тоже были поверстаны в тягло. Ликвидация холопства в XVIII в. привела к усилению барщинных отработок крепостных крестьян, так как ранее именно холопы обрабатывали барские поля.

Петром I была проведена унификация социальной структуры городов, в которые были перенесены западноевропейские Городские институты: магистраты, цехи и гильдии. Имевшие на родине глубокие исторические корни, в Россию эти институты были перенесены насильно, административным путем. Посадское население было разделено на две гильдии: первую гильдию составили «перво­статейные», куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремеслен­ники, горожане умственных профессий, а во вторую гильдию были включены мелкие лавочники и ремесленники, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления беглых крестьян.

Деление на гильдии и объединение в цеха оказались чистейшей фикцией, европейские органы городского самоуправления на рос­сийской почве превратились в органы по выколачиванию податей из горожан. Была сохранена и старая система распределения нало­гов по богатству, когда наиболее богатые горожане были вынуждены платить за десятки и сотни неимущих, что вело к сохранению отсталых социальных структур и тормозило развитие рыночных отношений, предпринимательства.

В целом социальная политика Петра 1 была направлена на уни­фикацию сословной структуры общества (к сказанному следует до­бавить и введение штатов священнослужителей с четким распреде­лением прав и обязанностей по Духовному регламенту), которая имела целью создание так называемого «регулярного государства» - самодержавного, военно-бюрократического и полицейского.

До недавнего времени социальная структура изучалась без какой-либо ее связи с экономикой. Ни о какой ее роли регулятора экономики в существующей теории
не говорится. Вместе с тем в реальной действительности социальная структура играет эту роль, влияя на ход внедрения хозрасчетных отношений, не говоря уже о ее влиянии на процессы, происходящие в аппарате управления экономикой, на НТП, на качество продукции.
Это и не может быть иначе, если учесть, что от типа социальной структуры зависит динамика общества в целом. Известно, что тип социальной структуры дореволюционной России определил характер социальной революции. Тип социальной структуры СССР 30-50-х годов определил деформации социализма, о которых мы пишем и говорим сегодня: культ личности, монополизм власти, отчуждение от общественного труда и пр. Тип социальной структуры определяет и сегодняшний этап развития СССР: ход процессов перестройки и их возможные результаты.
Это не означает, что социальная структура - единственный социальный регулятор эволюции общества. Огромной динамической силой обладают институциональные регуляторы - политика, культура, идеология, наука, образование. Но все они (так же как территориальные регуляторы и факторы благосостояния) действуют через активность социальных групп, которая детерминируется их местом в социальной структуре общества. Это дает основание считать, что социальная структура - главный регулятор социальной динамики в целом, включая и развитие экономики. Это естественно, ибо социальная структура есть сами люди, организованные в разного рода группы и играющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которых требует экономика: роли руководителей партии, министров, директоров заводов, инженерно-технических работников, рабочих разных специальностей. Именно они вырабатывают и проводят в жизнь определенную социальную политику: организуют выполнение планов развития страны; принимают решения по кадровым вопросам и пр. и пр.
Если это так, то социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношений с «верхами» и «низами» - все это сильнейшим образом влияет на развитие экономики, «отпечатывается» на ее конечных результатах.
Решающая роль социальной структуры как регулятора развития экономики пока слабо осознана как эк оно-
мической наукой, так и социологией. Сложилась любопытная ситуация. Говоря о совершенствовании хозяйственного механизма, мы говорим о необходимости расширения хозяйственной самостоятельности руководителей. Но руководители - это одна из социальных групп, входящих в состав социальной структуры советского общества, а их самостоятельность - это черта их социального положения, которое, по Ленину, характеризуется их отношением к средствам производства и ролью в организации труда. Налицо резкая дезинтеграция в системе научных представлений: проблематика хозяйственного механизма описывается на одном научном языке, проблематика социальной структуры - на другом, и эти два языка между собой не связаны. Исследования социальной структуры и хозяйственного механизма, касающиеся, по существу, одного и того же круга явлений (хотя и рассматриваемого с несколько разных сторон), не пересекаются. Понятно, что в этой ситуации социология едва ли может давать практические рекомендации по совершенствованию хозяйственного механизма.
Приступая к изучению роли социальной структуры в развитии экономики, надо уточнить:
на что (на какие сферы экономической жизни, на какие экономические процессы) эта структура влияет;
через что (через какие каналы, механизмы) осуществляется это влияние;
каково это влияние: какие именно изменения в экономике порождаются воздействием на нее социальной структуры общества.
Первый вопрос - это вопрос о функциях социальной структуры по отношению к экономике. Далее назову те из них, которые представляются главными.
Первая функция - распределительная и перераспределительная: поддержание и развитие форм общественного разделения труда, обеспечивающих достаточно эффективное и согласованное функционирование разных сфер и отраслей экономики. Точная оценка выполнения этой функции требует статистических данных о функциональных местах в народном хозяйстве и семейной экономике; о численности работающих и разных профессионально-должностных групп. Эта оценка сейчас затрудняется тем, что предъявляемый боль-шинством отраслей спрос на рабочую силу преувеличен
и с переводом предприятий на полный хозрасчет будет снижаться. В принципе же все связи специализиции и интеграции реализуются через деятельность кадров, функционирующих внутри отраслей народного хозяйства. Для поддержания общественного разделения труда и интеграционных связей требуется определенный профессиональный, отраслевой и квалификационный состав трудовых ресурсов, их распределение между разными рабочими местами. Нужен отлаженный механизм перераспределения кадров, обеспечивающий их мобильность, адекватную запросам производства.
Все это осуществляют социальные группы, занимающие соответствующие места в социальной структуре, желающие или не желающие действовать в соответствии с интересами общества. Так, многие выявленные сегодня дисбалансы в распределении и использовании кадров (чрезмерная численность управленческих кадров, перепроизводство многих категорий специалистов, дефицит рабочих высшей квалификации и др.) не удается нормализовать, в том числе и из-за жесткости сложившихся стереотипов поведения соответствующих категорий работников, невозможности в короткие сроки изменить сложившиеся установки.
Участвуя, таким образом, в перераспределении кадров, социальная структура одновременно участвует и в вос-производстве трудовых ресурсов советской экономики.
Вторая функция - стимулирующая: формирование, поддержание и усиление стимулов к труду; через них - обеспечение полной реализации трудового потенциала кадров всех рангов и профилей; на этой основе - увеличение совокупного трудового вклада всех социальных групп в развитие экономики.
Третья функция - интеграционная: обеспечение единства интересов групп, занимающих разные места в системе экономических отношений.
81
- І1Ч.И
Четвертая функция - инновационная: обеспечение требуемых темпов и качества НТП, обновление форм организации производства и труда, систем стимулирования и др. Все это зависит от того, как субъекты производства (от рабочего до министра) относятся к новшествам, развиты ли у них установки на внедрение в производство достижений науки, есть ли среди них и сколько фанатиков-изобретателей и рационализаторов и т. д. Отношение работников к новшествам - это
показатель степени инновационности социальной структуры. Она может быть более или менее инновационно ориентированной, способствовать или тормозить НТП и прогресс экономических отношений. Таким образом, через инновационную функцию социальная структура определяет характер развития экономики, ее данимизм или, наоборот, застойность.
Таковы основные функции социальной структуры в развитии экономики.
Что касается каналов ее влияния, то таких каналов множество. Это механизм подбора и расстановки кадров; социальная и трудовая мобильность всех категорий работников; сложившиеся системы предпочтений - мест проживания, профессий, видов занятости и т. д. Если же говорить более обобщенно, то главный канал влияния социальной структуры на экономику - поведение социальных групп в системе экономических отношений.
Итак, я попыталась ответить на два вопроса: на какие сферы экономики влияет социальная структура и через что она влияет. На третий из названных выше вопросов логично отвечать, рассмотрев сначала хотя бы вкратце саму социальную структуру.