Классификация финансовой системы. Категории финансов Контрольные вопросы и задания

08.10.2020

Ответственность сторон при расчетах.

В процессе расчетов, участвующие 3 стороны могут нарушить какие-либо обязательства. Например:

Поставщики, при нарушении графика поставки платят неустойку за недопоставленную в срок продукцию, при срыве графика платят штраф от всей суммы продукции, если поставили не все, что должны были также выплачивают неустойку.

Покупатели, при несвоевременной оплате выплачивают пеню (процент от невыплаченной суммы на каждый день).

Банк, при нарушении срока зачисление и перевода сумм, при ошибках в расчетах, адресах и.т.п, банк должен возместить сумму ущерба.

В Росси начиная с 1992 года, когда началась реформа, постоянно осуществляется совершенствование безналичных расчетов, Это выразилось в том, что увеличился объем безналичных расчетов от 50-60 % до 70- 80 % и вместе с этим уменьшение теневой экономики. Прекратились такие действия, как отправка фальшивых авизо.

Раздел 2: Теоретические основы финансов.

Лекция 1: Сущность и функции финансов.

Отношение финансов и категория финансов сформировались одновременно с возникновением государства, при развитии денежных отношений и при разделении общества на социальные группы, похожие на классы. Наибольшее развитие отношения финансов приобретают при капитализме (кон. XVI - нач. XVII в.) . Финансы - это неотъемлемая часть денежных отношений, а деньги являются материальной основой финансовых отношений. Если деньги - это всеобщий эквивалент, то финансы - это экономический способ распределения и перераспределения ВВП, национального дохода, это также средство контроля за образованием и расходованием фондов денежных средств.

Финансы (от лат. , доход, наличность,) – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

- предприятиями , в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и в процессе реализации товаров и услуг;

- между предприятиями и вышестоящими организациями , при создании централизованных денежных средств и при их распределении;

- между государством и предприятиями, при уплате налогов ;

- между государством и гражданами ;

- между отдельными звеньями бюджетной системы ;

- между страховыми организациями и клиентами ;

- денежные отношения, определяющие кругооборот фондов внутри предприятия .

2) Функции финансов проявляются в 3-х функциях:


1) распределительная функция, в рамках которой происходит первичное и вторичное распределение доходов. Первичные формируются в материальной сфере, там где создается национальный доход, и распределяются на доходы физических лиц, участвующих в производстве товаров и услуг,и доходы хозяйствующих субъектов. Затем происходит вторичное распределение или перераспределение, оно касается также доходов физических лиц и учреждений, работающих в нематериальной сфере;

2) контрольная функция, в финансовых отношениях контроль занимает значительное место, и организация его зависит от государственного устройства. В России осуществляется президентский контроль, правительственный контроль (в рамках которого есть министерство),финансовый контроль. В структуру министерства финансов входит казначейство – это организация, прямой обязанностью которой является распределение и контроль за бюджетными денежными средствами. Также, в рамках министерства образован финансовый контроль по вертикали управления; парламентский контроль; парламентом может назначаться специальный контроль, в рамках которого образована счетная палата (во главе Степашин) . Особенность: только счетная палата имеет право контролировать ЦБ, так как в странах с рыночной экономикой он отделен от правительства.

3) стимулирующая (регулирующая) функция , выражает регулирование государством финансовых отношений, путем изменения налоговой системы, предоставлением льгот и.т.п

Финансовая система – это совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании фонда денежных средств, и различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система имеет 2 подсистемы . В первую входят общегосударственные финансы, которые должны обеспечивать потребности расширенного воспроизводства, на уровне народного хозяйства в целом.

Звенья 1 подсистемы:

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Система страхования (страховые фонды) .

2 подсистема включает в себя финансы хозяйствующих субъектов. В этой подсистеме, финансы используются для обеспечения воспроизводства на уровне отдельных предприятий или организаций. Хозяйствующие субъекты подразделяются по организационно-правовым формам (государственные, частные, акционерные, гражданские и.т.д – см. нормативный документ) .

Лекция 2: Государственный бюджет.


Финансы предприятий в целом охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в сфере его производства. Финансы каждого предприятия в отдельности представляют собой экономические отношения по поводу образования и распределения его финансовых ресурсов, включающих его доход и привлеченные средства. Следовательно, функции финансов предприятия традиционные: образование финансовых ресурсов за счет доходов и привлеченных средств, их распределение, контроль и регулирование.
Схематически работу предприятия можно представить следующим образом.
В результате операционной деятельности (маркетинговой и производственной), формируются доходы предприятия, которые дополняются доходами от инвестиционной деятельности и привлеченными средствами. Затем сформированные таким образом финансовые ресурсы распределяются в результате финансовой деятельности. Сущность финансовой деятельности состоит в мобилизации и выделении средств для восполнения израсходованных ресурсов предприятия и удовлетворении финансовых интересов основных субъектов предприятия. Частью финансовой деятельности является инвестиционная деятельность, в результате которой происходит восполнение основного капитала, затраченного в результате операционной деятельности, а также непосредственное получение дохода в результате финансовых инвестиций.
Основными субъектами финансовых отношений предприятий являются покупатели продукции, которые позволяют сформировать финансовые ресурсы; инвесторы, собственники, заинтересованные в прибыли, работники, заинтересованные в заработной плате, поставщики энергетических, материальных, информационных ресурсов, которые заинтересованы в оплате денег за продукцию, банки, заинтересованные в возврате долгов с процентами, государство, заинтересованное в налоговых поступлениях.
Основным финансовым инструментом предприятия является бюджет. Доходная часть бюджета состоит из доходов, полученных за счет продаж и доходов от инвестиционной деятельности, и привлеченных ресурсов. Расходная часть включает в себя себестоимость продукции и прибыль.
Отражением финансовой деятельности предприятия являются плановые финансовые документы и финансовая отчетность, формируемая в результате бухгалтерского учета. Основными документами финансового планирования и бухгалтерской отчетности являются: плановый и отчетный баланс, план по прибыли и отчет о прибылях и убытках, планы и отчеты о движении денежных средств и капитала.
Основными требованиями к финансовой деятельности предприятия являются: высокая доходность работы предприятия, необходимая ликвидность средств предприятия для постоянного сохранения платежеспособности, а также структура пассивов, позволяющая обеспечить необходимую финансовую устойчивость. Основным методом достижения этих целей является качественное финансовое планирование и строгое исполнение финансового плана.
28 Способы финансирования деятельности предприятия
Финансирование деятельности предприятия происходит за счет доходов от основной и неосновной деятельности, от инвестиционной деятельности, за счет внешних поступлений, кредитов и займов. Все источники финансирования можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Назначение краткосрочных источников финансирования заключается в сохранении платежеспособности предприятия, покрытии кассовых разрывов. К таким источникам относят доходы предприятия в части покрытия кредиторской задолженности, краткосрочные займы, факторинг, контокоррентные счета. Назначение долгосрочных источников финансирования заключается в сохранении финансовой устойчивости предприятия путем реструктуризации пассивов, повышении доходности и эффективности предприятия. Существуют следующие пути получения долгосрочных источников финансирования: доходы от деятельности предприятия в части, соответствующей амортизации и чистой прибыли, эмиссия акций, облигационный заем, долгосрочный банковский кредит, товарный кредит, лизинг, создание совместных предприятий

Еще по теме 25. Основные категории финансов предприятий:

  1. 1.2. Основные требования к качеству финансовой информации
  2. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ
  4. Особенности финансов предприятий основных организационно-правовых форм
  5. Основы организации финансов предприятий и организаций, действующих на коммерческих началах
  6. Сущность и функции финансов предприятий, их роль и место в финансовой системе страны. Дискуссионные вопросы сущности финансов предприятий.
  7. 3. Взаимосвязь и различия категории финансов с другими экономическими категориями

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

Финансовая система классифицируется по разным критериям.

В вышеприведенном «узком» определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов , их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:

1) совокупность финансовых отношений;

2) совокупность финансовых ресурсов;

3) финансовый аппарат управления.

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др. (см. схему 2.2).

Помимо функционального критерия классификации финансо- вой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям (см. схему 2.3).

Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяющей.

Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные, в первую очередь государственным бюджетом.

Схема 2.2.Состав финансовой системы по функциональному

критерию

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов , они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт – основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и


Схема 2.3. Схема финансовой системы по звеньям


нематериальной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отно-шения связаны с оплатой труда населению, отчислениями в накопительную пенсионную систему денежных средств и выплат из нее; получения материа-льных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денеж-ными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и нематериальной сфер.

Такие отношения являются финансовыми, а частично, – и денежные отношения, связанные с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.), хотя и относящеся к обмену, но с присутствием финансовых составляющих, характерных для данной стадии воспроизводства.

Вместе с тем, специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер – при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, – так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий – оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов (см. часть IV, гл.20).

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.

Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в связи с тем, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств – это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Выделяется также как относительно самостоятельная часть финансовой системы – фискальная система – как совокупная налогово-бюджетная подсистема государства с присущими ей директивно-обязательными свойствами.

Второе звено – финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных составляющие:

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);

Финансы организаций и учреждений нематериальной сферы (сферы услуг).

Финансы сферы материального производства решают задачи формирования и эффективного использования децентрализованных денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формахорганизаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и представляющие их виды деятельности :

сельское хозяйство, охота и лесоводство;

рыболовство, рыбоводство;

грнодобывающая промышленность;

обрабатывающая промышленность;

поизводство и распределение электроэнергии, газа и воды;

строительство.

Место и роль финансов сферы услуг (нематериальной сферы) в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др. Финансы нематериальной сферы включают такие составляющие:

торговля; ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования;

гостиницы и рестораны;

транспорт и связь;

финансовая деятельность;

операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям;

государственное управление;

образование;

здравоохранение и социальные услуги;

прочие коммунальные, социальные и персональные услуги;

предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства;

косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества.

Во втором звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов , присущих звеньям финансовых отношений, составляют вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные формы: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни ресурсы централизованы в большей степени, другие – в меньшей (см. схему 2.4), одни постоянно расходуются (ресурсы на потребление), другие временно сохраняются (резервы, третьи- накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений, финансовые ресурсы и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного, производственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации, планирования, учета финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.

Схема 2.4. Классификация финансовых ресурсов (накоплений, фондов)

Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
Если расходы превышают доходы, то это дефицит.
Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.
Если доходы превышают расходы, то это профицит.
Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.
Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.
Государственный кредит
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.
Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.
Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.
Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.
Функции страхования:
1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;
2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;
Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Основные виды страхования:
1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);
2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);
3) личное страхование (страхование жизни, детей)
4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);
5) страхование вкладов граждан.
Финансы предприятий и организаций
Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого являются получение прибыли.

Контрольные вопросы

1) что является экономической основой функционирования финансов?
2) каково необходимое условие возникновения финансов?
3) назовите признаки финансов как экономической категории;
4) возникают ли финансовые отношения на стадиях производства, обмена и потребления воспроизводственного процесса? Обоснуйте свой ответ;
5) что такое финансовые ресурсы? Чем они отличаются от денежных ресурсов, зарплаты, кредитных ресурсов?
6) возможно ли внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики?
7) каким образом (обособленно или во взаимосвязи) действую распределительная и контрольная функции финансов?
8) что такое государственные финансы? Какое место они занимают в общей финансовой системе страны?
9) какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов? Каковы причины, обусловливающие их выделение?
10) сущность финансов предприятий. Общее с государственными финансами.

  • 3. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Формы эмиссии. Сущность и механизм банковского мультипликатора. Эмиссия наличных денег.
  • 4. Денежный оборот: понятие, содержание, структура. Особенности денежного оборота в различных моделях экономики. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
  • 2) До в рыночной модели экономики:
  • 5.Основы и принципы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов. Развитие форм безналичных расчетов в России.
  • 6. Денежные системы: понятие, основные элементы, классификация. Денежная система России. Европейская денежная система как разновидность международных денежных систем.
  • 7. Инфляция: сущность, причины, формы проявления и последствия инфляции. Инфляционное таргетирование. Особенности и динамика инфляционных процессов в России.
  • 8. Необходимость, сущность и стадии движения кредита. Функции кредита. Формы и виды кредита. Роль кредита в развитии экономики. Границы кредита. Ссудный процент.
  • 9 Вопрос. Платежный баланс: понятие, показатели, структура. Платежный баланс Российской Федерации.
  • 11.Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция. Валютная система рф.
  • 12. Понятие, признаки, структура и эволюция банковских систем. Особенности современных банковских систем. Банковская система рф.
  • Раздел IV. «Финансы»
  • 1. Социально-экономическая сущность финансов, признаки и функции финансов.
  • 2. Финансовая система, характеристика сфер и звеньев финансовой системы
  • 3. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов. Основы функционирования финансового рынка в рф
  • 4. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты, цель управления. Органы управления финансами.
  • 5. Финансовая политика государства: содержание, задачи, типы и виды финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе развития.
  • I. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
  • II. Основные цели бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу
  • Вопрос 6 Содержание, значение и задачи финансового планирования, методы финансового планирования. Виды финансовых планов.
  • Вопрос 7. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
  • 8. Финансовый контроль, содержание, задачи, виды финансового контроля. Государственный и негосударственный финансовый контроль.
  • 1.По отношению к ветвям государственной власти:
  • 9. Социально-экономическая сущность бюджета, его роль. Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
  • 10. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
  • Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
  • 11. Государственные (муниципальные) займы, их сущность и значение в развитии экономики. Государственный (муниципальный) долг. Управление долгом.
  • Вопрос 12. Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования, действующие в рф.
  • Фонд социального страхования рф
  • Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в рф
  • 6. Денежные системы: понятие, основные элементы, классификация. Денежная система России. Европейская денежная система как разновидность международных денежных систем.

    Денежная система - это форма государственной организации денежного обращения ,сложившаяся исторически и закреплнацзаконодат либо междунар нормами.

    В результате определяются элементы денежной системы:

      национальная денежная единица, принятая в качестве масштаба цен;(Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.)

      виды денежных знаков (денежные билеты и монеты), порядок их выпуска в обращение (эмиссия);(Виды денег - это номиналы банкнот и монет, которые находятся в обращении.)

      методы организации обращения;

      порядок, ограничения и регулирования денежного обращения.(Осуществляется государственно-кредитным аппаратом (ЦБ РФ, Минфин, казначейство и т. д.).)

      Масштаб цен(Масштаб цен - означает меру выражения стоимости при реализации или оценке каких-либо благ в денежных единицах данной страны.)

    В зависимости от вида обращаемых денег выделяют 2 основных типа системы денежного обращения:

      Система денежного обращения металлических денег – когда в обращении находятся полноценные золотые и/или серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл в монетах или слитках

    Исторически сформировались 2 разновидности системы обращения металлических денег:

      Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена государством за 2 металлами (медь и серебро, серебро и золото).

    Разновидности:

    (Система параллельной валюты Система двойной валюты Система хромающей валюты)

      Монометаризм – денежная система, при которой один металл выполняет роль всеобщего эквивалента.

    Разновидности:

    (Золотомонетный стандарт Золотослитковый стандарт Золотодевизный стандарт)

    В зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения

      Система обращения кредитных и бумажных денег – не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения. Особенности данной системы:

      Отмена официального содержания денежных единиц. Золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота

      Сохранение золотого резерва преимущественно в ЦБ, а также у частных лиц, в виде золотых монет, слитков, украшений (процесс тезаврации)

      Переход к не разменным на золото кредитным деньгам

      Национальная денежная единица – банкнота ЦБ

    Классификация денежных систем по критериям:

      В зависимости от принятой денежной единицы

      1. Системы с фиксированным содержанием металла в денежной единице

        С косвенно-фиксированным содержанием металла – ее металлическое содержание определяется по валютному курсу относительно той денежной единицы, у которой имеется фиксированное содержание металла

        Без металлического содержания – современная денежная система

      В зависимости от масштаба цен

      1. Денежная система с архаическим (восточным) масштабом цен 1:60:360

        С классическим (западноевропейским) масштабом цен 1:20:240

        С десятичным масштабом цен (современная) 1:10:100

      В зависимости от вида денег находящихся в обращении

      1. Металлические денежные системы

        Денежная система, основанная на неполноценных и неразменных на металл деньгах

      В зависимости от масштаба распространения

      1. Внутренние (национальные) денежные системы

        Международные денежные системы

        1. Мировые (доллар, СДР, фунт стерлингов)

          Региональная денежная система (европейская – Евро)

      В зависимости от хождения валюты

      1. Нахождение валюты одной стран (доллар, фунт стерлинга)

        На хождение валюты, не принадлежащей ни одной стране (Евро)

        На хождение своей и чужой валюты

    Денежная система России была образована в 1993 года, когда была введена денежная единица «рубль». Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек, введение на территории РФ других денежных единиц запрещено законом о ЦБ. Соотношение между рублем и золото или другими драгоценными металлами законом не установлено. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятие на территории РФ обладает банк России, он отвечает за состояние денежного обращения, с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране. Законную платежную силу имеют следующие виды денег: банкноты и металлические монеты, обеспечиваемые всеми активами банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений находящихся на счетах в банке России.

    Европейская денежная система прошла в своем развитии 3 основных этапа:

      Подготовительный этап (1950 – 1978) – Исторически элементы европейской денежной системы начали формироваться в конце 1940х годов, начале 50-ых, в форме многосторонних соглашений о валютных компенсациях, а в 1950 году создание Европейского Платежного Союза для осуществления многосторонних клиринговых расчетов