Ответственность организатора торговли. К вопросу об особенностях правового положения организаторов торговли на финансовых и товарных рынках

18.07.2020

Основным законодательным актом, регулирующим правовое положение организаторов торговли, является Закон об организованных торгах. Из сферы действия указанного закона исключены отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ, а также отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Законом об электроэнергетике.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах под организатором торговли понимается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Таким образом, в законе предусмотрены две разновидности организаторов торговли - биржа и торговая система.

Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи; торговой системой признается организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 Закона об организованных торгах). Лицензия биржи и лицензия торговой системы выдаются Банком России без ограничения их срока действия. Лицензия выдается лицу - соискателю лицензии при соблюдении лицензионных требований и условий, установленных ч. 2 ст. 26 Закона об организованных торгах.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об организованных торгах организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом биржа может быть создана только в форме акционерного общества (ч. 2 ст. 9 Закона об организованных торгах).

В доктрине отмечается, что организационно правовая форма акционерного общества в наибольшей степени соответствует специфике деятельности организаторов торговли и в этой связи обращается внимание на целесообразность создания в форме акционерных обществ не только бирж, но и торговых систем 1 .

В Законе об организованных торгах (ч. 1 ст. 8) установлены требования к минимальному размеру собственных средств организаторов торговли : минимальный размер собственных средств биржи должен составлять не менее 100 млн руб., торговой системы - не менее 50 млн руб.

Специальные требования предусмотрены законодательством (ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 12 Закона об организованных торгах) в отношении фирменного наименования организаторов торговли. Так, фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа», а фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже.

Законодательством установлен запрет на осуществление организатором торговли производственной, торговой и страховой деятельности, деятельности кредитных организаций, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; организатор торговли не может являться центральным контрагентом.

Дополнительно к перечисленным выше видам деятельности, в отношении биржи закон предусматривает также запрет на совмещение биржей своей деятельности с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9 Закона об организованных торгах).

В случае совмещения торговой системой своей деятельности с клиринговой деятельностью, она не должна совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.

Следует также учитывать, что торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги , которые на основании федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативными актами могут совершаться (оказываться) только биржей. Например, торговая система, по общему правилу, не может оказывать услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами 1 (исключения могут быть предусмотрены нормативными актами Банка России); в отличие от биржи, торговая система не вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем их включения в котировальные списки .

При совмещении организатором торговли деятельности по организации торговли с иными («разрешенными») видами деятельности, он должен создать для осуществления деятельности по проведению торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего в связи с таким совмещением.

В Законе об организованных торгах закреплены требования к органам управления и работникам организатора торговли (ст. 6) а также требования к его учредителям (участникам) (ст. 7). Обратим внимание, что избрание (назначение) лиц на определенные в ч. 9 ст. 6 Закона об организованных торгах должности, допускается с предварительного согласия Банка России.

Оправданно отметить, что деятельность организаторов торговли относится к числу наиболее зарегламентированных видов предпринимательской деятельности, которая регулируется не только нормативными правовыми актами, но и большим количеством документов, разрабатываемых в обязательном порядке самими организаторами торговли. Среди таких документов в первую очередь следует назвать правила организованных торгов (ст. 4 Закона об организованных торгах). Указанные правила подлежат регистрации в Банке России и в них должны содержаться, в частности, следующие сведения: требования к участникам торгов; требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; правила листинга (делистинга) ценных бумаг; порядок и условия подачи заявок; порядок заключения на организованных торгах договоров.

Помимо правил организованных торгов, организаторы торговли обязаны зарегистрировать в Банке России и документы, определяющие: порядок организации и осуществления внутреннего контроля; порядок организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями нормативных актов; меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов, и др. 1 В случае, если организаторы торговли осуществляют проведение торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, они должны утвердить и зарегистрировать в Банке России спецификации таких договоров, соответствующие требованиям нормативных актов Банка России .

Исходя из анализа Закона об организованных торгах следует, что организатор торговли в процессе осуществления своей деятельности, в том числе, обязан:

  • - осуществлять контроль (за соблюдением участниками и иными лицами правил проведения торгов; за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов требованиям, установленным правилами организованных торгов и др.);
  • - организовать и осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит ;
  • - вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров в соответствии с нормативными актами Банка России;
  • - организовать систему управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом;
  • - составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона о консолидированной отчетности;
  • - обеспечить свободный доступ к ознакомлению с указанной в ч. 2 ст. 22 Закона об организованных торгах информацией всем заинтересованным в этом лицам, причем независимо от целей получения такой информации.

Правоотношения организатора торговли с участниками торгов оформляются договором об оказании услуг по проведению организованных торгов (ст. 3 Закона об организованных торгах). Условия данного договора предусматриваются в правилах организованных торгов и его заключение осуществляется путем присоединения к указанному договору.

Функции государственного регулирования и надзора за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов возложены на Банк России, его полномочия в данной сфере закреплены в ст. 25 Закона об организованных торгах.

За нарушение законодательства об организованных торгах ст. 14.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В отношении организаторов торговли установлены, в частности, следующие составы правонарушений : нарушение порядка раскрытия информации; воспрепятствование проведению Банком России проверок или уклонение от таких проверок; нарушение установленных ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности; нарушение правил организованных торгов.

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами меж­ду участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляю­щий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Организатором торговли может быть фондовая биржа или другой организатор торговли, который осуществляет свою деятельность на внебиржевом рынке.

Организаторами торговли в РФ может быть как коммерческая орга­низация, созданная в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, так и некоммерческая организация. Организатор торговли должен иметь лицензию на осуществление де­ятельности и определенную величину собственного капитала. Для коммерческих организаций собственный капитал организатора тор­говли должен быть не менее 16,7 млн. руб., а для некоммерческих орга­низаций - 83 млн. руб.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

    правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

    правила допуска к торгам ценных бумаг;

    список ценных бумаг, допущенных к торгам;

    правила заключения и сверки сделок;

    правила регистрации сделок;

    порядок исполнения сделок;

    правила, ограничивающие манипулирование ценами;

Расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

Регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечислен­ные позиции.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

    дата и время заключения сделки;

    наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

    государственный регистрационный номер ценных бумаг;

    цена одной ценной бумаги;

    количество ценных бумаг.

5. Понятие и экономическое содержание ценной бумаги

«Эмиссионная ценная бумага, - отмечается в Законе, - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, кото­рая характеризуется одновременно следующими признаками:

Закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществ­лению с соблюдением установленных настоящим Федеральным зако­ном формы и порядка;

Размещается выпусками;

Имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного

выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги».

В данном определении эмиссионной ценной бумаги выделены три признака. Причем, если второй и третий признаки присущи только эмиссионным ценным бумагам, то содержание первого признака в равной мере относится к любым ценным бумагам, в том числе и к неэмиссионным.

Следует также отметить, что, если в соответствии с более ранними нормативными актами Российской Федерации ценная бумага трак­товалась как документ, удостоверяющий имущественные права, то в соответствии с последним Федеральным законом ценная бумага ценная бумага может удостоверять и неимущественные права.

Являясь инструментами финансового рынка, ценные бумаги выс­тупают в виде специальным образом оформленных финансовых до­кументов, которые предоставляют владельцу документа определенные права. Эти документы должны быть составлены в соответствии с дей­ствующим в стране законодательством. Посмотрим, какое определе­ние дается категории «ценная бумага» в соответствующих правовых актах и какие изменения произошли в трактовке этого понятия за пос­леднее время.

В этом определении подчеркнуты две характерные черты ценной бумаги: этот документ удостоверяет имущественное право, а не ка­кое-либо иное, и для осуществления этого права требуется предъяв­ление самого документа. Такая формулировка была несколько рас­плывчатой и позволяла относить к ценным бумагам различные документы.

В «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РСФСР», утвержденном Постановлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 г. была дана несколько иная формулировка ценных бумаг: «Ценная бумага - денежный документ, удостоверяю­щий имущественное право или отношение займа владельца докумен­та по отношению к лицу, выпустившему такой документ».

В этом определении можно отметить три наиболее характерных признака ценной бумаги.

Во-первых, из определения следует, что ценная бумага - это не всякий, а денежный документ. Такая характеристика, бесспорно, кон­кретизирует понятие ценных бумаг, дает им денежную оценку и отде­ляет их от других документов (например, от удостоверения личнос­ти). Однако из определения ценной бумаги как денежного документа вовсе не следует, что по данному документу всегда можно получить обозначенную на документе сумму денег. Получить эту сумму можно только по долговой ценной бумаге при наступлении срока платежа, если заемщик будет в состоянии осуществить платеж. В остальных слу­чаях этот документ можно превратить в деньги, если будет найден по­купатель ценной бумаги, а цена документа будет определена путем соглашения между продавцом и покупателем и может быть как выше, так и ниже нарицательной стоимости, обозначенной на документе.

Отечественная и мировая практика дает массу примеров, когда цен­ные бумаги полностью лишались «денежного содержания».

Во-вторых, в приведенном определении разграничиваются иму­щественное право и отношение займа. Однако, если исходить из со­держания категории «имущество», то деньги - это часть имуще­ства, и владелец долговой ценной бумаги приобретает право на получение процентов и/или основной суммы долга в виде опреде­ленного количества денег, являющихся частью имущества эмитента. Следовательно, характеристика ценной бумаги как документа, удо­стоверяющего имущественное право, распространяется и на долго­вые ценные бумаги и добавление слов «или отношение займа» для раскрытия содержания категории ценной бумаги не является необ­ходимым, что, вероятно, и было учтено в последующих норматив­ных актах России.

В-третьих, в определении ценной бумаги указывается со стороны кого и по отношению к кому возникают удостоверенные ценной бу­магой права. Эти права приобретает держатель ценной бумаги, а от­ветственность за исполнение обязательств по ценной бумаге несет эмитент ценной бумаги.

В октябре 1994 г. был принят Гражданский кодекс Российской Фе­дерации, в котором дано следующее определение ценной бумаги:

«Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдени­ем установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

Как можно видеть, это определение ближе к определению ценной бумаги, данному в «Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик». Однако здесь имеется весьма важное уточнение о том, что ценной бумагой может быть только документ установленной формы с наличием обязательных реквизитов. Это означает, что, если документ составлен не по форме и в нем отсутствуют обязательные реквизиты, то этот документ не является ценной бумагой.

В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон РФ «О рынке цен­ных бумаг», в котором не содержится нового определения ценной бу­маги, как таковой, а дается определение так называемой эмиссион­ной ценной бумаги.

В приведенном выше определении ценных бумаг, содержащимся в «Основах законодательства Союза ССР и республик» отмечалось, что имущественное право, вытекающее из ценной бумаги «может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого докумен­та». Из этого следовало, что ценные бумаги могли выпускаться только в документарной форме. Однако уже в «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» было отме­чено, что «ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах».

Федеральный закон «О рынке цен­ных бумаг» также предусматривает две формы выпуска ценных бумаг. «Документарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмис­сионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на ос­новании предъявления оформленного надлежащим образом сертифи­ката ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании за­писи по счету депо.

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно того, относить ли «записи на счетах» к категории ценных бумаг. Если под­ходить формально, то действительно, в случае бездокументарной фор­мы выпуска ценных бумаг как таковых не существует. Однако нам представляется, что при любой форме выпуска ценных бумаг для вла­дельца важно не наличие самой ценной бумаги, а право владения бу­магой. В случае бездокументарной формы выпуска это право зафик­сировано в виде записи в реестре владельцев ценных бумаг либо в виде записи по счету депо.

Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение организаторов торговли, является Федеральный закон «Об организованных торгах». Согласно данному нормативному правовому акту организатором торговли является юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества для оказания услуг по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках.

Организатор торговли выступает в качестве биржи или торговой системы на основании соответствующей лицензии. Наличие лицензии не предполагает исключительного характера правоспособности. Однако законодатель вводит запреты на осуществление организатором торговли конкретных видов деятельности, например производственной, торговой, страховой, деятельности кредитных организаций, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и иной деятельности, определенной в закрытом перечне п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об организованных торгах».

Исходя из анализа ст. 6, 7 Федерального закона «Об организованных торгах» можно сделать вывод, что учредителями организаторов торговли могут выступать любые субъекты гражданского права и при этом наличие статуса предпринимателя не является обязательным. Ограничения в отношении участия в исследуемых субъектах связаны с обладанием доли (акции) в уставном капитале свыше 5%. Долей (акцией) такого размера не могут обладать, например:

  • - юридическое лицо, лицензия которого на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации была аннулирована в связи с совершением правонарушения;
  • - физическое лицо, имеющее судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти, и иные лица, указанные законодателем.

Также, исходя из требований законодателя в отношении необходимости наличия коллегиальных органов управления и исполнения (главным образом - совета директоров, который формируется из числа учредителей), можно сделать вывод о том, что организатор торговли не может быть создан одним лицом.

Законодатель также вводит общие требования и в отношении работников организатора торговли.

Речь идет только о тех работниках, которые замещают должности:

  • - единоличного исполнительного органа организатора торговли;
  • - руководителя филиала;
  • - главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • - должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками (руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками);
  • - контролера (руководителя службы внутреннего контроля);
  • - руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов.

Физические лица, занимающие данные должности, должны иметь высшее образование и соответствовать установленным ЦБ РФ требованиям к профессиональному опыту и квалификации, в том числе к наличию квалификационного аттестата в сфере деятельности но проведению организованных торгов.

К каждому виду организатора торговли законодатель предъявляет свои требования.

Так, биржа может быть создана только как АО. Указание на вид организатора торговли - «биржа» - должно содержаться в фирменном наименовании АО. Также для биржи введен дополнительный запрет на осуществление таких видов деятельности, как брокерская, дилерская, депозитарная и деятельность но управлению ценными бумагами.

Кроме названных выше коллегиальных органов управления и исполнения для организаторов торговли биржа также должна сформировать биржевой совет. Данный орган призван давать рекомендации иным уполномоченным органам биржи но изменению стоимости услуг при проведении организованных торгов или внесению в правила организованных торгов изменений и др. Формирование данного органа, равно как и утверждение Положения о нем, осуществляет Совет директоров биржи.

В отношении второго вида организатора торгов - торговой системы - законодатель не содержит конкретных требований к организационно-правовой форме, оставляя выбор между ООО и АО.

Так же как и для биржи, в фирменном наименовании данного организатора торговли должно быть указание на его вид - «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже.

Основное различие между биржей и торговой системой состоит в том, что последняя не вправе осуществлять ту деятельность, которую осуществляет биржа. Торговой системе наравне со своей основной разрешено осуществлять и клиринговую деятельность. Но в таком случае не допускается совмещение с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью но управлению ценными бумагами.

Назначение биржи и торговой системы заложено уже в объединяющем названии указанных субъектов - организаторы торговли.

Биржа и торговая система как организаторы торговли должны сформировать правила организованных торгов и зарегистрировать их в ЦБ РФ. Данные правила определяют условия и порядок допуска к участию в торгах субъектов, объектов, а также порядок формирования и осуществления договорных отношений и пр. На основании правил организаторы торговли организуют торги, которые проводятся на регулярной основе.

Функции по проведению организованных торгов организатор торговли осуществляет в соответствии с договором, заключаемым с участниками торгов. По своей правовой природе данный договор является договором возмездного оказания услуг, регулируемый гл. 39 ГК, и договором присоединения согласно ст. 428 ГК.

На указанных торгах заключаются только определенные договоры:

  • - купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты;
  • - репо;
  • - являющиеся производными финансовыми инструментами.

Данные договоры заключаются в общем порядке на основании

двух представленных разнонаправленных заявок. Содержание заявок, подаваемых на организованных торгах, и порядок их подачи и отзыва определяются правилами организованных торгов. Данная заявка должна быть зарегистрирована организатором торговли в реестре заявок. Для заключения договора необходимо, чтобы содержание заявок полностью или частично соответствовало друг другу, что устанавливается и фиксируется в реестре договоров организатором торговли. Именно установление данного соответствия рассматривается как момент заключения договора. Составление одного документа, подписанного сторонами, не требуется. Письменная форма считается соблюденной при наличии указанных заявок. То, что договор заключен, подтверждается выпиской из реестра договоров, заключенных на организованных торгах. Такие договоры имеют свои особенности, отличные от общих гражданско-правовых договорных установлений. Так, в отличие от ст. 413 ГК обязательства, возникшие из договора, сторонами которого является один и тот же участник торгов, не прекращаются в силу совпадения должника и кредитора в одном лице, если эти обязательства исполняются за счет разных клиентов участника торгов или за счет разных участников торгов.

С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» в Российской Федерации создана единая система правового регулирования деятельности товарных, фондовых, валютных бирж и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов. Соответствующие правила о биржах , содержавшиеся в Законе РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле», Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» утратили свою силу.

Действие Закона о торгах не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ (например, имущества, закупках товаров для государственных или муниципальных нужд, при приватизации государственного или муниципального имущества), а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» .

Основное значение организованных торгов состоит в том, что они выступают механизмом формирования рыночных цен на товары, ценные бумаги, иностранную валюту, прав из договоров, поскольку согласно ст. 13 Закона о торгах организатор торговли обязан рассчитывать цены, индексы и иные показатели, основанные на информации о договорах, заключенных на организованных торгах. Тем самым складывающиеся на биржевом рынке цены имеют ориентирующее значение для всех участников имущественного оборота.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о торгах организованные торги определяются в Законе как торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (п. 7 ч. 1 ст. 2).

В литературе обращается внимание на неудачное использование термина «организованные торги», который был выбран, по-видимому, для отграничения торгов, проводимых на товарном, фондовом или валютном рынках от иных торгов . Действительно, согласно ст. 447, 448 ГК РФ организованными торгами можно считать торги, которые проводит их организатор. Вместе с тем отличие биржевых торгов, правила о которых содержатся в рассматриваемом Законе, от иных торгов заключается в том, что они носят не разовый характер, а проводятся на регулярной основе, по установленным организатором торговли правилам, зарегистрированным в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков.

В правилах организованных торгов должны содержаться требования к участникам торгов; требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; указание времени или порядок определения времени проведения торгов; порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; правила листинга (делистинга) ценных бумаг; порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер; порядок заключения на организованных торгах договоров; указание случаев и порядок приостановки, прекращения и возобновления организованных торгов и иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 4).

Организатором торговли является лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 6 ч. 1 ст. 2). Термин «организатор торговли» означает, что Законом регулируются отношения по организации и осуществлению одного из видов торговли - биржевой торговли.

Законом установлены как общие требования к двум разновидностям организаторов торговли - бирже и торговой системе , так и специальные требования к каждому из них.

Закон устанавливает прямой запрет организатору торговли заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом (ч. 3, 4 ст. 5 Закона о торгах). Помимо указанных ограничений, биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9), а торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 12).

При совмещении деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, за исключением запрещенных, организатор торговли обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений и принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением (ч. 5, 6 ст. 5).

Биржей является организатор торговли , имеющий лицензию биржи (ч. 1 ст. 9).

Фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа». Использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением использования соответствующими организациями в своем наименовании и (или) в рекламе словосочетания «биржа труда», а также иных случаев, установленных федеральными законами.

При этом оказание услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, вправе осуществлять только биржи за исключением случаев, установленных ч. 4 ст. 12 Закона об организованных торгах (ч. 4 ст. 9). Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков может предусмотреть в нормативном правовом акте случаи, когда услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются отдельные виды договоров, являющиеся производными финансовыми инструментами, могут оказываться торговой системой .

Торговой системой является организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы (ч. 1 ст. 12).

Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже. Использование словосочетаний «торговая система» или «организатор торговли», производных от них слов и сочетаний с ними в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением случаев, установленных законом.

Торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами могут совершаться (оказываться) только биржей .

Если раньше допускалось создание бирж в форме некоммерческих организаций, то в соответствии с Законом об организованных торгах организаторы торговли вправе быть созданы в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. При этом биржа может создаваться и действовать только в организационно-правовой форме акционерного общества.

Минимальный размер собственных средств торговой системы должен составлять не менее 50 млн руб., а биржи - не менее 100 млн руб.

Еще одним отличием биржи от торговой системы является то, что биржа вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем включения их в котировальные списки, а торговая система при осуществлении листинга ценных бумаг не вправе включать их в котировальные списки (п. 2, 4 ст. 14 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг») .

Закон об организованных торгах устанавливает требования к органам управления и работникам организатора торговли (ст. 6), требования к учредителям (участникам) организатора торговли (ст. 7), требования к собственным средствам организатора торговли и иным обязательным нормативам (ст. 8).

Организатор торговли обязан вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных договоров в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ч. 14 ст. 5). На биржах и в торговых системах создается третейский суд для рассмотрения споров между участниками торгов (ст. 24).

Государственное регулирование и контроль деятельности на организованных торгах осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков - Федеральная служба по финансовым рынкам России, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717.


Похожая информация.


1. Организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги.

3. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

4. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом.

5. Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.

6. Организатор торговли, совмещающий деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Организатор торговли обязан осуществлять контроль:

1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;

2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;

3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;

4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

8. При осуществлении контроля организатор торговли вправе проводить проверки, в том числе на основании обращения Банка России, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

10. Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.

11. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора торговли, а также его консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.

12. Организатор торговли обязан осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

(см. текст в предыдущей редакции)