Регулирование аудиторской деятельности в российской федерации. Нормативное регулирование аудиторской деятельности Правовое регулирование аудита в российской федерации

01.11.2020

Нормативные документы:

Гражданский кодекс РФ.

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (вместе с "Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации").

Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп "Об организации работы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 27 июля 1995 г. № 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 31 июля 1995 г. № 784 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ" (вместе с "Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности", "Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности").

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" в редакции Постановления Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408.

Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15 "О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ" в редакции Постановления Правительства РФ от 9 сентября 1995 г. № 910.

Положение о составе по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661.

Письмо ВАС РФ от 5 апреля 1994 г. № С5-7/03-196 "Об Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 22263 "Об аудиторской деятельности в РФ".

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РСФСР. Утверждено ЦБ РФ от 23 марта 1994 г. № 83-94.

Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Минфином РФ (протокол № 4 от 5 июля 1994 г. в редакции протокола " 11 от 24 ноября 1994 г.).

Официальное сообщение ЦБ РФ от 10 июля 1994 г. "О создании центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации".

Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудита банков. Утвержден ЦБ РФ (протокол № 1 от 27 сентября 1994 г.).

Приказ ЦБ РФ от 18 ноября 1994 г. № 022-1622 "О введении в действие положения о центральной аттестационно - лицензионной комиссией Минфина РФ 17 марта 1993 г.

Письмо Росстрахнадзора от 20 марта 1995 г. № 16-8р/22 "Рекомендации по аудиторской проверке страховщиков".

Письмо ЦБ РФ от 6 мая 1995 г. № 15-5-2/195 "О порядке выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности".

Хозяйствующие субъекты, подлежащие обязательной ежегодной аудиторской проверке:

1. Открытые АО независимо от числа участников (акционеров) и размера уставного капитала.

2. Страховые организации и общества взаимного страхования.

3. Внебюджетные фонды, образованные за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц, предусмотренных законодательством.

4. Предприятия с иностранными инвестициями.

5. Инвестиционные фонды, включая паевые и чековые, холдинговые компании.

6. Товарные и фондовые биржи.

7. Бланки и другие кредитные организации.

8. Благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, образованные за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц.

9. Прочие хозяйствующие субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей:

Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год более 500 тыс. размеров ММОТ;

Сумма активов баланса на конец отчетного года более 200 тыс. размеров ММОТ.

Хозяйствующие субъекты обязаны ежегодно получать аудиторское заключение, подтверждающее правильность годовой финансовой отчетности.

Б. Аудиторская проверка. Общие положения

Аудиторская проверка - независимая вневедомственная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетной документации и других финансовых обязательств и требований.

Устанавливает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, который проводится специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством РФ:

Проводится специально аттестованными специалистами-аудиторами, работающими:

В составе аудиторских фирм;

Самостоятельно.

Аудиторские фирмы - юридические лица, имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством (кроме открытого акционерного общества).

Аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат и зарегистрированные как предприниматели.

Обязательным условием осуществления аудиторской деятельности является наличие лицензии, выданной в установленном законодательством порядке на проведение определенного вида аудита.

Виды лицензий:

Банковский аудит;

Аудит бирж;

Аудит внебюджетных фондов;

Аудит инвестиционных институтов;

Аудит страховых организаций;

Общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Аудиторская проверка по поручению государственных органов

Поручение о проведении аудиторской проверки может быть выдано аудиторской фирме (аудитору): органом дознания и следователем (при наличии санкции прокурора), прокурором.

При наличии в производстве указанных органов:

1. возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;

2. принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;

3. дела, подведомственные арбитражному суду.

Проверка может проводиться (с согласия аудитора) по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) органом дознания, прокурором или судом.

Государственные органы, выдавшие поручение, обязаны:

1. обеспечить надлежащие условия работы;

2. обеспечить личную безопасность аудитора и членов его семьи (в случае необходимости).

Оплата аудиторской проверки, проводимой по поручению государственных органов

Оплата производится предварительно за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ (пока не утверждены).

При банкротстве проверяемого субъекта предварительная оплата производится в месячный срок по тем же ставкам средств федерального бюджета РФ с последующим возмещением за счет имущества банкрота.

Аудитор (аудиторская фирма) может обращаться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов в случаях:

1. отказа или уклонения проверяемого субъекта от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы) при наличии у него достаточных средств;

2. неоплаты работы за счет федерального бюджета РФ.

Повторная проверка по тем же основаниям производится только за счет средств федерального бюджета РФ и не может проводиться аудитором (аудиторской фирмой), проводившим первоначальную проверку.

Порядок привлечения аудитора к работе

Право выбора аудитора предоставляется проверяемому хозяйствующему субъекту (кроме случаев проверки по поручению государственных органов). На выполнение оказываемой услуги должен быть заключен договор. Расходы по уплате аудиторских услуг включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг) проверяемого субъекта, если эта услуга является обязательной. Затраты, связанные с аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации проводимой по инициативе одного из ее руководителей (участников), относятся ан прибыль, остающуюся в распоряжении этой организации.

Ограничения в отношении лиц, привлекаемых в качестве аудитора

Аудиторская проверка не может производиться аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими проверяемому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности, являющимися в отношении проверяемого субъекта: учредителями, собственниками, акционерами.

Аудиторская проверка не может производиться аудиторами:

1. руководителями и иными должностными лицами, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2. близкими родственниками учредителей, собственников, акционеров, руководителей и иных должностных лиц (родителями, супругами, братьями, сестрами, родителями и детьми супругов).

Аудиторская проверка не может производиться аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является: учредителем, собственником, акционером, страховщиком, кредитором, дочерним предприятием, филиалом (отделением), представительством.

Если обстоятельства, исключающие возможность проведения проверки, возникли или стали известны после заключения договора или дачи поручения на ее проведение, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от заказчика подобны обстоятельств заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора. Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Санкции к аудиторам, допускающим некачественную проверку

По заявлению проверяемого экономического субъекта и за счет его средств, орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, может назначить проверку качества аудиторского заключения. Проверка также может быть назначена по собственной инициативе этого органа или по предложению прокурора за счет средств федерального бюджета РФ.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для проверяемой организации, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию:

Понесенные убытки в полном объеме;

Расходы на проведение перепроверки;

Штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета РФ, в сумме до 100-кратного размера ММОТ - с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100 до 500-кратного размера ММОТ - с аудиторской фирмы.

Основные направления аудиторских проверок

Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из:

Требований нормативных актов РФ;

Конкретных условий договора с экономическим субъектом;

При проведении аудиторской проверки составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

Основные направления аудиторских проверок:

1. Экспертиза учредительных документов (устав, договор, свидетельство о государственной регистрации, наличие лицензии при необходимости).

2. Экспертиза заключенных хозяйственных договоров на соответствие действующему законодательству и выполнению условий. Источник информации: юридические документы, деловая переписка и внутренние документы.

3. Проверка бухгалтерских и первичных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности. Источник информации: документы бухгалтерского учета и отчетности.

4. Проверка взаимосвязи и соответствия данных аналитического, синтетического учета и отчетности.

5. Наличие, правильность оформления применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

6. Правильность оформления, ведения и отражения в учете кассовых операций. Соответствие установленному порядку осуществляемых: расчетно-платежных операций, расчетов с дебиторами и кредиторами, расчетов по оплате труда.

7. Законность осуществления и правильность учета операций с иностранной валютой. Обоснованность включения расходов в себестоимость продукции (работ, услуг). Правильность определения налогооблагаемых баз для расчетов налогов. Полнота их исчисления.

8. Правильность и полнота расчетов по обязательным отчислениям в государственные внебюджетные фонды.

Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного уда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Е. Права и обязанности сторон

Независимость аудитора - основополагающий принцип аудиторской проверки.

При проведении аудиторской проверки аудиторы независимы как от проверяемого субъекта, так и от любой третьей стороны, в том числе выдавшей поручение, и от собственного руководства.

Проверяемый хозяйствующий субъект

ПРАВА: получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора.

ОБЯЗАННОСТИ: создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки, предоставлять всю необходимую документацию и давать устные и письменные объяснения по запросу аудитора. Оперативно устранять выявленные нарушения.

Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круа вопросов, подлежащих выяснению при проверке.

Аудиторы (аудиторские фирмы)

ПРАВА: самостоятельно определять формы и методы проверки исходя из требований нормативных актов и условий договоров с субъектом или содержания поручения государственных органов. Проверять в полном объеме: документацию о финансово-хозяйственной деятельности; наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей. Получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц, привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке: аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов из других аудиторских фирм, иных специалистов.

Отказаться от проведения аудиторской проверки в случае: непредставления проверяемым субъектом необходимой документации, необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

ОБЯЗАННОСТИ: неукоснительно соблюдать требования законодательства, немедленно сообщать заказчику о невозможности своего участия в проверке, а также о необходимости привлечения дополнительных специалистов, квалифицированно проводить проверки (оказывать оные аудиторские услуги), обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия проверяемого субъекта (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

Данные, полученные в ходе проверки по поручению государственных органов, могут быть преданы гласности до вступления в силу решения суда (арбитражного суда) только с разрешения суда и в разрешенном им объеме.

Ж. Заключение аудитора

Заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, являющийся результатом аудиторской проверки. Имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправление и судебных органов. Является неотъемлемой частью годового бухгалтерского (финансового) отчета. Приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством, если проверка проведена по поручению государственных органов. Подписывается аудитором, поводящим проверку, и заверяется его личной печатью (каждая страница).

При проведении проверки аудиторской фирмой заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем этой фирмы (или уполномоченным им лицом) и заверяется печатью фирмы.

Состав заключения

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефон, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета, фамилия, имя, отчество всех аудиторов, участвующих в проверке.

Для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы аудитором, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: наименование экономического субъекта и период, за который проводится проверка; результаты экспертизы организации, учета и отчетности, а также состояния внутреннего контроля; факты выявленные существенных нарушений, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников этот субъекта, государству или третьим лицам: наименование установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, законодательство РФ.

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ: запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности; если в ходе проверки экономическим субъектом не были устранены выявленные существенные нарушения.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.

Ключевые термины

  • аудит
  • аудиторская деятельность
  • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
  • аудиторская организация
  • индивидуальный аудитор
  • аудируемые лица
  • саморегулируемая организация аудиторов
  • обязательный аудит
  • аудиторское заключение

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • понятия аудита и аудиторской деятельности;
  • специфику договорного регулирования аудиторской деятельности;
  • сущностную характеристику аудиторского заключения;

уметь

  • классифицировать виды аудиторской деятельности;
  • давать характеристику субъектам аудиторской деятельности;

владеть

  • навыками оперирования основными понятиями, используемыми в законодательстве РФ, регулирующем аудиторскую деятельность;
  • навыками применения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.

Понятие и источники правового регулирования аудиторской деятельности

Аудит – это негосударственный вид финансового контроля, осуществляемый в процессе аудиторской деятельности независимыми лицами, чья квалификация подтверждена государственной аттестацией.

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по проведению аттестованным аудитором или аудиторской организацией предварительных, текущих и последующих контрольных мероприятий.

В процессе аудиторской деятельности всестороннему анализу и проверке на соответствие нормативным актам РФ подвергаются результаты деятельности организации, отраженные в ее финансовой отчетности, и процедуры получения итоговой информации, проводимые на основе применения методологии финансового учета (бухгалтерского, налогового, бюджетного).

Следует отметить, что в советский период роль аудита в нашей стране была сведена практически к нулю, в связи с тем что все контрольные функции оказались переданы компетентным государственным органам.

Потребность в воссоздании института профессионального независимого контроля в РФ возникла в начале 1990-х гг. в связи с развитием предпринимательства и стремлением организаций к саморегулированию.

Можно привести различную классификацию аудиторского контроля.

  • 1. Согласно действующему актуальному законодательству аудит делится на:
    • – обязательный, предполагающий проведение контрольных мероприятий в случаях, непосредственно установленных на нормативном уровне;
    • – инициативный, предполагающий проведение контрольных мероприятий по решению экономических субъектов.
  • 2. По сфере экономической деятельности аудируемого субъекта можно выделить:
    • – общий аудит, то есть аудит любых коммерческих организаций, кроме специально оговоренных в законодательстве, не зависимо от организационно-правовых форм и видов собственности;
    • – банковский аудит;
    • – аудит страховых организаций;
    • – аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и т.д.
  • 3. По субъекту, проводящему контрольные мероприятия, аудит может быть:
    • – внешним, то есть осуществляемым сторонним лицом, имеющим на это законные полномочия;
    • – внутренним, то есть проводимым службой, являющейся структурным подразделением экономического субъекта.

Необходимо подчеркнуть, что рынок аудиторских услуг объективно нуждается в некотором государственном регулировании. Первоначально государственное регулирование зарождающегося рынка аудиторских услуг в РФ осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Правовыми основами аудита и аудиторской деятельности на протяжении более чем семи лет являлся такой нормативный акт, как Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (утратил силу ). Кроме того, вышеуказанной Комиссией был разработан и одобрен блок национальных стандартов, которые носили скорее рекомендательный, нежели обязательный характер.

Стандарты аудита – это правила, которыми регулируется аудиторская деятельность, опираясь на которые аудитор проводит контрольные мероприятия в любых формах (предварительные, текущие, последующие). К настоящему времени Международным комитетом аудиторской практики, который действует на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (МФБ), созданной в 1977 г., разработано более 50 международных стандартов аудита.

К концу 1990-х гг. стало очевидно, что процесс развития рыночной экономики в нашем государстве, объективно повлекший увеличение спроса на аудиторские услуги, привел к необходимости реформирования государственного регулирования аудита и аудиторской деятельности. В связи с этим существенному обновлению была подвергнута и нормативная база, призванная регулировать отношения в рассматриваемой сфере предпринимательской деятельности. Так, в 2001 г. был принят первый Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который, сыграв свою позитивную роль, утратил силу в связи с принятием одноименного Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Φ3 (далее – Закон об аудите), действующего в настоящее время.

Законом об аудите понятие аудиторской деятельности установлено на легальном уровне. Согласно ст. 1 аудиторская деятельность – это "деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами". В Законе об аудите понятие аудита определено как "независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отчетности".

Данный закон, кроме того, устанавливает и раскрывает значение основных понятий, применяемых в ходе аудиторской деятельности, регулирует процесс осуществления аудиторской деятельности, права и обязанности сторон, ответственность аудиторов и другие вопросы.

Следующим нормативным актом, регулирующим отношения в области аудиторской предпринимательской деятельности, является постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", которым утверждены федеральные стандарты аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторской деятельности и являющиеся обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Данные стандарты не должны противоречить международным стандартам аудита, которые изданы Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации, входящим в состав Международной федерации бухгалтеров.

Аудиторские стандарты можно условно подразделить на три уровня.

К первому уровню следует отнести федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФСАД), предусмотренные Законом об аудите и утверждаемые приказами Минфина России:

  • – ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности";
  • – ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении";
  • – ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении";
  • – ФСАД 4/2010 "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля";
  • – ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита";
  • – ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита";
  • – ФСАД 7/2011 "Аудиторские доказательства";
  • – ФСАД 8/2011 "Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам";
  • – ФСАД 9/2011 "Особенности аудита отдельной части отчетности".

Ко второму уровню следует отнести отдельные правила (стандарты), утвержденные постановлениями Правительства РФ до вступления в силу действующего Закона об аудите. Это, например:

  • – Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • – Документирование аудита;
  • – Планирование аудита;
  • – Существенность в аудите;
  • – Контроль качества выполнения заданий по аудиту;
  • – Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • – Связанные стороны;
  • – События после отчетной даты;
  • – Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;
  • – Согласование условий проведения аудита;
  • – Аудиторская выборка;
  • – Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;
  • – Особенности первой проверки аудируемого лица;
  • – Аналитические процедуры;
  • – некоторые другие правила (стандарты).

Третьим уровнем в иерархии стандартов аудиторской деятельности являются стандарты, разрабатываемые и утверждаемые саморегулируемой организацией аудиторов (СРО) для применения в работе членами данной СРО.

Обязательным для соблюдения применения всеми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами является утвержденный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России Кодекс этики аудиторов России , который рассматривает такие проблемные вопросы, как модель поведения аудитора и аудиторской организации, подготовка заключения договора об оказании профессиональных услуг, конфликт интересов, второе мнение, гонорар аудитора и другие виды вознаграждения, реклама и предложение профессиональных услуг, подарки и знаки внимания, применение принципа объективности при всех видах услуг, применение принципа независимости при заданиях по проверке достоверности информации.

Субъектный состав может быть представлен следующим образом:

  • – аудирующие лица (аудиторские организации, независимые аудиторы, объединенные в СРО);
  • – аудируемые лица (организации, в которых проводятся проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности);
  • – регулирующие и контролирующие аудиторскую деятельность специально уполномоченные государственные органы.

Аудирующими организациями можно назвать аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.

Аудиторская организация – это коммерческая организация, целью деятельности которой является предоставление аудиторских и сопутствующих аудиту услуг и которая является членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация в этом случае обязана состоять в одной из саморегулируемых аудиторских организаций, которой она предоставляет необходимые документы для введения ее в члены соответствующей саморегулируемой организации. В соответствии с действующим законом об аудите (ст. 3) коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой она является.

Независимый (индивидуальный) аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов, сведения о котором внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Независимый аудитор, так же как и аудиторская организация, вправе оказывать как аудиторские, так и сопутствующие аудиту услуги.

Каждый аудитор должен иметь квалификационный аттестат аудитора, который можно получить, сдав квалификационный экзамен. К сдаче квалификационного экзамена допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Порядок проведения квалификационного экзамена, а также порядок определения его результатов устанавливаются Минфином России . Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов на условиях, определенных Минфином России . Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином России . Аудитор обязан ежегодно, начиная с года, следующего за годом выдачи квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрены Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, сведения о которой включены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. В составе саморегулируемой организации в качестве ее членов должно состоять не менее 700 физических лиц – индивидуальных аудиторов или не менее 500 коммерческих аудиторских организаций. Каждая саморегулируемая организация аудиторов обязана предусматривать и соблюдать:

  • – утвержденные органами управления саморегулируемой организацией правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов;
  • – правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • – внутренний кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • – материальное обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена организации перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.

В каждой СРО создаются специализированные органы управления, осуществляющие контроль за деятельностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Органы управления СРО:

  • – устанавливают в отношении своих членов дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
  • – рассматривают вопросы дисциплинарного воздействия на ее членов за совершенные нарушения требований законодательства об аудите;
  • – организуют профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью;
  • – разрабатывают и утверждают стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов;
  • – принимают правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • – принимают кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • – разрабатывают проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • – участвуют в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • – ведут реестр своих членов и сообщают в Минфин России об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения изменений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;
  • – участвуют в установленном порядке в создании, включая финансирование, в деятельности единой аттестационной комиссии;
  • – выступают представителями СРО в отношениях с контролирующими государственными органами (Минфином России, Росфиннадзором, Советом по аудиторской деятельности при Минфине России) и представляют им отчет о своей деятельности, а также деятельности своих членов .

Саморегулируемые организации аудиторов несут ответственность за осуществление аудиторской деятельности аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, которые являются членами соответствующей саморегулируемой организации.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

Аудируемыми лицами признаются лица, финансовая (бухгалтерская) отчетность которых подлежит поверке. Аудируемые лица также могут быть классифицированы следующим образом:

  • – организации, в которых проведение аудита обязательно в силу законодательства;
  • – организации, в которых решение о проведении аудиторской проверки принимается руководящим органом организации и не является обязательным в силу действующих норм законодательства.

Обязательный аудит проводится в случаях (ст. 5):

  • – если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • – если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • – если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • – если объем выручки от осуществляемой организацией деятельности за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
  • – если организация (за исключением органов государственной власти или местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Государственными органами, регулирующими и контролирующими аудиторскую сферу предпринимательской деятельности, являются Минфин России, Росфиннадзор, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России.

Непосредственным объектом аудита являются отношения, складывающиеся в сфере бухгалтерского и налогового учета, а предметом – соответственно, совокупность данных, полученных в процессе постановки и ведения бухгалтерского и налогового учета.

По итогам аудиторской проверки формируется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно содержать:

  • – наименование "Аудиторское заключение";
  • – указание на адресата, которому направляется официальное аудиторское заключение;
  • – сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
  • – сведения об аудиторской организации или индивидуальном аудиторе, проводившем проверку;
  • – перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена;
  • – сведения о работе, выполненной аудиторской организацией или индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • – мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
  • – указание даты заключения.

Аудиторы, проводившие проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности, обязаны следовать правилам аудиторской этики и не разглашать сведения, ставшие им известными в процессе осуществления аудиторской проверки у аудируемого лица.

Мерами ответственности, применяемыми в отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение законодательства, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, являются следующие меры дисциплинарного воздействия:

  • 1) вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные нарушения в определенный срок;
  • 2) вынесение предупреждения в письменной форме;
  • 3) наложение штрафа на члена саморегулируемой организации аудиторов;
  • Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 161н "Об утверждении порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора".
  • Протокол № 79 от 29 октября 2009 г.
  • Письмо Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 2012 № 07-03-05/1560 "О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма №2- аудит)" // Документ опубликован не был.

Развитие рыночных отношений, международных экономических связей, укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита в нашей стране.

Аудиторская деятельность представляет собой проверку бухгалтерской, финансовой отчетности предприятий, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.

Потребность в независимом органе, способном выполнять такие функции, возникла в связи с необходимостью обеспечить правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности и организационно-правовых форм предприятий для удовлетворения законных налоговых, информационно-статистических и иных требований государства, региона, социальных фондов, организаций, лиц, связанных с проверяемым субъектом соответствующими правоотношениями.

Начало правовой базы аудиторской деятельности было положено изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Нормы о проведении аудиторских проверок содержатся также в Законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 24 мая 1999 года), Законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ) и других нормативных актах.

Основными целями аудиторской деятельности являются:

Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности;

Установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативные актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

Аудит может проводиться:

физическими лицами, осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в качестве таковых;

юридическими лицами (аудиторскими фирмами), которые регистрируются как предприятия независимо от формы, вида собственности (в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами) любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности утвержден Правительством РФ 6 мая 1994 года (в ред. от 21 июля 1997 года).

Организация проведения аттестация возложена:

На Министерство финансов РФ - по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;

На Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью - по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;

На Центральный Банк РФ - по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям: претенденты должны иметь высшее либо среднее специальное экономическое либо юридическое образование, специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по экономическому профилю и т. д.), не иметь судимости с применением наказания в виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в течение отбывания наказания и до снятия судимости).

В соответствии с п. 13 Временных правил аудиторской деятельности аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

Самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов;

Проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки;

Получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц;

Привлекать в случае необходимости на договорной основе к участию в проверке других аудиторов или иных специалистов.

Правила (п. 14) предусматривают широкий круг обязанностей для аудиторов (аудиторских фирм):

Неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства. За невыполнение этой обязанности на них налагается ответственность в установленном порядке;

Немедленно сообщать заказчику о наличии обстоятельств, делающих невозможным проведение им проверки, о необходимости привлечения к проверке дополнительных аудиторов;

Обеспечивать сохранность документов, полученных и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;

Предоставлять экономическому субъекту по его требованию (корреспондирующее право) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы;

Квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы).

Этот документ имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы.

Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

Во вводной части указываются все реквизиты аудитора (аудиторской фирмы).

В аналитической части указываются:

Наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка;

Результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;

Факты выявленных существенных нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.

В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде дается оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учета.

Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный - для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Законодательные и иные акты по аудиторской деятельности в РФ

В соответствии система нормативного регули­рования аудиторской деятельности имеет следующие четыре уровня :

· законодательный - главным законодательным актом являет­ся № 307 ФЗ от 30.12.08. и № 119 ФЗ от 07.08.07. «Об аудиторской деятельности»

· нормативный - федеральные стандарты (правила) аудита, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской дея­тельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанав­ливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности;

· методический - внутренние правила (стандарты) саморегулируемых организаций, а также нормативные документы министерств и ве­домств, которые упорядочивают специфические особенности аудита по видам (общий, страховой, банковский, аудит инвестиционных ин­ститутов);

· внутрифирменный - внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность

В соответствии с 307 ФЗ от 30.12.2008. уполномоченный федеральный орган исполнительной власти определяется правительством РФ. Основными функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

o выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

o нормативно-правовое регулирование, в том числе утверждение федеральных стандартов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ;

o ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

o анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;

o иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности. (дочитать ст.16 п.2 до п.17)

Саморегулируемая организация аудиторов

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

Объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц (индивидуальные аудиторы) или не менее 500 коммерческих организаций (юридические лица→аудиторские организации и ИП), соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

Наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

Обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" № 315 ФЗ от 01.12.07, имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные требования. (разрабатывать и устанавливать меры дисциплинарного воздействия, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью) . (Ст.17 № 307 ФЗ)

Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов

Цель: Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудитом, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по ито­гам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в обла­сти:

Общего аудита;

Аудита внебюджетных фондов и инвестицион­ных институтов;

Аудита страховых организаций;

Аудита кредитных организаций и т.д.

Обязательными требованиями к претендентам на по­лучение аттестата аудитора являются: высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских вузах, имеющих государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении ино­странного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в России; стаж работы по этой специальности не менее трех лет, из последних пяти - на территории РФ (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно-методические центры докумен­ты об образовании; копии, заверенные нотариусом, трудовую книжку, платежное поручение о внесении платы за проведение аттестации, сви­детельства о постановке на учет в налоговом органе по месту житель­ства.

Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока его действия. Каждый аудитор, получивший квалификационный ат­тестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, повышать квалификацию в учебно-методических центрах.

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

· установления факта его получения с использованием подлож­ных документов;

· вступления в законную силу приговора суда, предусматрива­ющего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока (повторно получить аттестат можно только по окончании срока, предусмотренного пригово­ром суда);

· выявления факта систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований российского законодательства и феде­ральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· установления факта подписания аудитором аудиторского за­ключения без проведения аудиторской проверки (повторно получить аттестат можно только в течение трех лет со дня его аннулирования);

· нарушения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации и др.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата ауди­тора принимается уполномоченным федеральным органом. При этом аудиторы в случае аннулирования их аттестатов уполномоченным федеральным органом имеют право обжаловать это решение в суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Контроль качества аудита.

Права, обязанности и ответственность сторон аудита

В соответствии с ФЗ от 30.12.08. № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности» ст. 10 высокое качество работы аудиторских организаций и индивидуальных ауди­торов должен обеспечивать ее соответствующий контроль.

Контроль качества аудита - это совокупность способов и методов, применяемых аудиторами с целью получения соответствующих подтверждений того, что в ходе аудиторских проверок выполняются необходимые требования федеральных правил (стандартов) и прочих нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ.

Контроль качества аудита осуществляется как индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями, так и вышестоящими органами, поэтому контроль ка­чества аудита подразделяют на два уровня: внешний и внутренний.

Аудиторская организация, аудитор обязаны:

o проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

o участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона № 307, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган.

Практика аудита часто опережала формирование нормативной базы. Большое число аудиторских фирм стремились к быстрому освоению аудиторского рынка, расширяли различные виды услуг, оказывали услуги самым разнообразным субъектам хозяйствования, что очень часто приводило к недостаточной требовательности к качеству проводимых аудиторских проверок, а иногда и к нарушениям правовых норм, выдаче аудиторских заключений за вознаграждение без проведения реального аудита. Это возложило на органы, регулирующие аудиторскую деятельность, очень важную задачу контроля за качеством аудиторских проверок. Возникала настоятельная необходимость в формировании единого нормативного документа. В августе 2001 г. Временные правила аудиторской деятельности были заменены полноценным Федеральным законом от 13.07.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". За восемь лет существования данного Закона в него было внесено множество существенных дополнений и изменений, приведших в конечном итоге к появлению в декабре 2008 г. нового Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Φ3 "Об аудиторской деятельности", который в настоящий момент является основным действующим документом, регулирующим аудиторскую деятельность.

В Законе "Об аудиторской деятельности" утверждены:

  • 1) определение аудита, аудиторской деятельности и перечень сопутствующих аудиту услуг;
  • 2) система органов и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • 3) определение аудитора, аудиторской организации, а также саморегулируемой организации аудиторов;
  • 4) порядок проведения аттестации аудиторской деятельности, а также обоснование необходимости ее проведения;
  • 5) критерии включения в реестр саморегулируемых организаций (СРО), а также членства аудиторских организаций и аудиторов в СРО;
  • 6) порядок ведения государственного реестра СРО, а также реестра аудиторов и аудиторских фирм;
  • 7) случаи проведения обязательного аудита;
  • 8) понятие и классификация аудиторских стандартов;
  • 9) права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц при проведении аудита;
  • 10) определение аудиторского заключения и его структура;
  • 11) порядок государственного надзора за деятельностью СРО, а также контроля качества работы аудиторских организаций.

Этот Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности. Для России это важно, поскольку исторически складывалось так, что государственный контроль был практически единственным видом контроля и необходимо было определить роль и место независимого вида финансового контроля, каким является аудит.

Закон "Об аудиторской деятельности" – это важный нормативный акт, но не только он определяет основополагающие требования к деятельности. В настоящее время в России принята концепция смешанного регулирования аудиторской деятельности, и законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Смешанная система регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового регулирования аудита в России можно выделить четыре уровня нормативных актов (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Система нормативного регулирования в России

регулирования

Документы

1 уровень

Федеральные законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ

2 уровень

Постановления, приказы, федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики аудиторов

Правительство РФ, Минфин России, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

3 уровень

Кодексы профессиональной этики общественных организаций, стандарты общественных организаций, методические руководства и положения общественных организаций в пределах их полномочий

Саморегулируемые организации аудиторов

4 уровень

Внутрифирменные стандарты, правила осуществления контроля качества

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы

Первый уровень правового регулирования представлен ГК РФ, НК РФ, Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", Федеральным законом от 01.12.2007 № 315 ФЗ "О саморегулируемых организациях", Законом "Об акционерных обществах", Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и др., а также нормативными актами государственных органов власти, такими как постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" и др.

На основании указанных нормативных актов осуществляется государственное регулирование аудита.

Второй уровень представляют национальный кодекс профессиональной этики аудиторов, федеральные стандарты аудиторской деятельности, а также нормативные акты и методические руководства, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности – Минфином России, такие как приказ Минфина России от 12.09.2002 № 93н "Временные положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации", "Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики", одобренное Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 30.10.2008, и др.

Поскольку в разработке указанных документов центральная роль принадлежит Совету по аудиторской деятельности, их можно отнести к нормативным актам смешанного регулирования аудиторской деятельности.

На третьем уровне находятся нормативные акты профессиональных аудиторских объединений. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены кодексами профессиональной этики СРО, стандартами СРО аудитора, а также методическими руководствами и положениями, издаваемыми СРО в пределах своей компетенции.

К четвертому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами правила осуществления внутреннего контроля качества, а также внутренние стандарты и методики.

При помощи нормативных актов третьего и четвертого уровней осуществляется саморегулирование аудиторской деятельности.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Φ3 "О саморегулируемых организациях" регулирует отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), органов исполнительной власти.

Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" определяет:

  • понятие саморегулирования и субъектов саморегулирования;
  • предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций, а также общих критериев признания некоммерческой организации СРО. Содержанием саморегулирования являются разработка и установление стандартов и правил определенной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил;
  • структуру органов управления, а также основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации;
  • необходимость разработки и утверждения стандартов и правил СРО, а также создания специализированных органов для осуществления контроля за их соблюдением членами СРО;
  • порядок осуществления контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов;
  • способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Российские стандарты аудита носят название Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД).

Первые ФПСАД в количестве шести (ФПСАД первой очереди) вступили в действие с 2003 г., с тех пор стандарты постоянно совершенствуются и обновляются. Редактирование стандартов связано как с динамикой экономической активности в России, развитием рынка аудиторских услуг, так и с изменениями в международной практике аудита, выявлением и обобщением новых ситуаций, с которыми сталкивается аудитор при осуществлении профессиональной деятельности.

По состоянию на конец 2010 г. действовало тридцать четыре ФПСАД, принятых в соответствии с уже не действующим Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Указанные стандарты будут действовать до утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных новым Законом от 30.12.2008 № 307-Φ3 "Об аудиторской деятельности".

ФПСАД охватывают систему информации, необходимой для осуществления аудиторской деятельности как аудита, так и сопутствующих услуг. Они устанавливают единые требования к порядку оказания аудиторских услуг, оформлению их результатов, оценке качества аудиторских услуг.

Требования ФПСАД необходимы аудиторам и органам государственного регулирования для разработки и осуществления грамотной политики в области осуществления аудита в России. Соответствие российских стандартов международным обеспечивает доверие к заключению аудитора со стороны пользователей как внутри страны, так и за рубежом.

Безусловно большую роль в процессе разработки и совершенствования стандартов должно играть само аудиторское сообщество, оно должно стать активным участником процесса стандартизации аудита, а не простым пользователем, так как следование требованиям стандартов прежде всего затрагивает практикующих аудиторов.

Развитие аудита должно основываться на наилучших достижениях мирового аудита и практике функционирования российских предприятий и организаций, объединять в себе достижения специалистов в области аудита и консалтинга, способствовать дальнейшему самосовершенствованию аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительно к тем требованиям, которые установлены федеральными стандартами аудиторской деятельности и если они не противоречат федеральным стандартам аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемых организаций утверждают для своих членов правила, которые не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности и обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Регулирование аудита в России осуществляется при участии следующих субъектов аудиторской деятельности:

  • уполномоченный федеральный орган (УФО) – государственное регулирование аудиторской деятельности;
  • Совет по аудиторской деятельности при УФО, который осуществляет смешанное регулирование;
  • саморегулируемые объединения аудиторов – осуществляют саморегулирование аудиторской деятельности;
  • аудиторские организации и индивидуальные аудиторы – саморегулирование аудиторской деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложены на Минфин России, в рамках которого создан специальный Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона "Об аудиторской деятельности" на уполномоченный федеральный орган возлагаются следующие функции по государственному регулированию аудиторской деятельности:

  • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, которая предусмотрена Законом "Об аудиторской деятельности";
  • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
  • государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
  • внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит государственной собственности.

Созданный в рамках Минфина России департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности разрабатывает систему мер по государственному регулированию рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, осуществляет надзор над этой деятельностью, защищает интересы государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских организаций. Сотрудники департамента регулярно публикуют в СМИ рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций и применению законодательства в области учета и аудита. Такие публикации помогают аудиторам и аудиторским организациям в адекватном применении положений Закона "Об аудиторской деятельности" и ФПСАД, а кроме того, защищают интересы широкой общественности в качественном проведении внешнего независимого финансового контроля.

Рекомендации Минфина России содержат указание на наиболее актуальные вопросы, требующие изучения в процессе аудита. В частности, в условиях мирового финансового кризиса наибольшее внимание должно быть уделено факторам риска право- и дееспособности экономического субъекта, риска внутреннего контроля, риска непрерывности деятельности, риска проведения операций со связанными сторонами. Обратная связь с аудиторским сообществом осуществляется путем привлечения на договорной основе к участию в разработке проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность (в частности, стандартов), специалистов и экспертов, в том числе иностранных.

Относительно новой структурой в системе государственного регулирования аудита стал Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе – Минфине России. Данный орган был создан в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.

В состав Совета по аудиторской деятельности входят:

  • 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • два представителя уполномоченного федерального органа;
  • по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;
  • два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.

В целях подготовки решений Совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган. Состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом. В состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности", представители уполномоченного федерального органа, а также представители научной и педагогической общественности.

Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе Совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70% общего числа членов рабочего органа Совета.

Положение о Совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе Совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент Совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа Совета по аудиторской деятельности утверждаются Советом по аудиторской деятельности.

Сведения о деятельности Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными, в частности через сеть Интернет – официальный web-сайт Минфина России.

Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

  • рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
  • одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также Кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
  • вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о Совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.