Функции финансов как проявление их сущности. Финансовый контроль Функции финансов как проявление сущности

31.07.2020
  • 2. Деньги как средство обращения. Приемлемость денег. Экономическая сущность, причины появления и особенности обращения полноценных, кредитных и бумажных денег, Закон денежного обращения
  • 3. Деньги как мера стоимости. Понятие масштаба цен. Денежные реформы: экономич предпосылки и причины их возникновения
  • 4. Инфляция как экономич процесс. Понятие и виды инфляции. Причины, вызывающие инфляцию. Инфляционное таргетирование экономики
  • 5. Понятие денежного оборота, его структура
  • 6. Организация межбанковских расчетов в России. Роль Центрального банка в организации эффективной системы межбанковских расчетов.
  • 7. Типы денежных систем. Понятие и структура денежной системы России. Экономическое содержание банкнот Центр банка рф.
  • 10. Кредитная система России. Взаимосвязь общеэкономической ситуации в государстве и состояния кредитной системы
  • 8. Понятие кредитных отношений. Функции, принципы и формы кредита
  • 12. Понятие ссудного процента. Экономические границы установления ссудного процента. Спрэд. Влияние ссудного процента на состояние национальной экономики
  • 1. Сущность и принципы организации финансов организаций (предприятий)
  • 4. Расходы (затраты) организаций
  • 5. Доходы организаций
  • 6. Формирование и распределение прибыли организаций
  • 1. Понятие, цели и задачи финансового менеджмента. Эволюция целей финансового менеджмента
  • 3. Временная стоимость денег и ее применение в финансовом менеджменте
  • 1. Экономическая природа налога и основы построения системы налогообложения
  • 2. Характеристика налоговой системы рф
  • 3. Характеристика основных налогов и сборов рф
  • 4. Характерстика специальных налоговых режимов в рф
  • 2. Понятие, экономич сущность и виды денежных потоков на предприятии. Структура результирующего денежного потока
  • 1. Экономическая сущность и функции страхования
  • 2. Классификация страхования
  • 3. Формы проведения страхования
  • 4. Личное страхование. Характеристика видов и форм
  • 5. Имущественное страхование. Хар-ка видов и форм.
  • 1. Экономическая сущность и роль бюджета в экономике
  • 2. Бюджетная система рф
  • 5. Бюджетный процесс в рф
  • 6. Медбюджетные отношения в рф
  • 1. Ценные бумаги: сущность, признаки, инвестиционная привлекательность
  • 2. Рынок ценных бумаг: сущность, функции, классификация, значение.
  • 3. Участники рынка ценных бумаг, их роль в проведении операций с ценными бумагами
  • 4. Корпоративные ценные бумаги: сущность, виды, инвестиц привлекательность
  • 5. Эмиссия ценных бумаг
  • 6. Вторичные рынки ценных бумаг.
  • 7. Инвестиционные фонды. Особенности функционирования паевых инвестицонных фондов
  • 8. Регулирование рынка ценных бумаг
  • 1. Экономическая сущность и виды инвестиций
  • 4. Методы финансирования инвестиционных проектов
  • 2. Инвестиционный проект: понятие и классификация; фазы развития
  • 3. Определение, виды и основные принципы эффективности инвестиционных проектов
  • 6. Инвестиционный процесс, его характеристика
  • 7. Методы и критерии оценки инвестиционных проектов
  • 10. Методы количественного и качественного анализа проектных решений Методы качественной оценки риска вложений
  • 1. Понятие брокерско-дилерской деятельности
  • 2. Основы деятельности брокерско-дилерской компании
  • 3. Сущность и организация деятельности фронт-офиса и бэк-офиса в брокерской компании
  • 5. Принципы поведения профессиональных учатсников на рынке ценных бумаг
  • 6. Понятие учетной системы прав собственности на ценные бумаги. Депозитарная деятельность
  • 7. Основы деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. Система ведения реестра
  • 8. Основы организации, функции и классификация клиринговой деятельности
  • 1. Рынок государственных долговых обязательств, его роль, участники и их функции
  • 2. Государство как эмитент ценных бумаг. Виды федеральных долговых обязательств, их сравнительная характеристик и инвестиционные качества
  • 3. Субфедеральные и муниципальные долговые обязательства: их виды, особенности выпуска и обращения.
  • 4. Еврооблигации как форма секъюритизации внешнего долга. Виды российских еврооблигаций
  • 5. Формирование и управление государственной акционерной собственностью
  • 1. Виды корпоративных ценных бумаг, обращаемых на рынке сша. Особенности их эмиссии.
  • 2. Государственные долговые обязательства на рынке ценных бумаг сша, особенности их выпуска и обращения.
  • 3. Основные виды профессиональных участников рынка ценных бумаг сша. Их краткая характеристика
  • 4. Особое место фондового рынка сша. Организованные и неорганизованные рынки ценных бумаг.
  • 5. Организация деятельности Нью-Йоркской фондовой биржи.
  • 1. Форвардные и фьючерсные контракты: сущность, специи-фика и стратегии использования
  • 2. Опционные контракты: общая характеристика и стратегии использования
  • 3. Депозитарные расписки: их содержание и виды. Особенности выпуска и обращения депозитарных расписок
  • 1. Инвестиционные риски на рынке ценных бумаг: основные виды, концепция управления
  • 2. Портфель ценных бумаг: принципы формирования и управления
  • 1. Экономическая природа корпорации: ее сущность и признаки.
  • 2. Корпоративные финансы как экономическая категория
  • 3. Основные виды корпоративных структур в российской экономике, их характеристика
  • 4. Корпорация на фондовом рынке
  • 5. Реструктуризация корпорации, сущность, формы и особенности осуществления в России
  • 6. Слияния и поглощения: сущность, причины и типы
  • 2. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса
  • 1. Экономическая сущность и функции цены
  • 2. Система цен, ее характеристика
  • 3. Методы ценообразования и их характеристика
  • Составн частью фин-кредит мех-ма выступа мех-м финансов (Ф), кот изуч-ся наукой о Ф. Наука о Ф – учение о закономерностях возникн-я Ф, сущности, функциях, роли финансов в разв-ии об-ва. Метод науки: метод материалистической диалектики (исследова-ние явлений в их взаимосвязи, выявление специфики рассмотренного явления).

    Задачи науки: 1) Раскрыть сущ-ть Ф и ф-ии Ф. 2) Обосновать с помощью Ф стоимостные пропорции распреде-ления созданного продукта. 3) Овладеть методами актив воздействия Ф на все стадии общественного производства.

    Сущ-сть Ф, закономерности их развития, сферы охватываемых тов-денеж отношений, роль Ф в воспроизводств процессе обусл экон строем общества, природой и функциями государства.

    Ф выражают денежные отношения между: 1. Гос-вом и юр.лицом (уплата налогов). 2. Гос-вом и физ.лицом (налоги, соц.помощь). 3. Межгос отношения (получение займов, оказание помощи). 4. Межбюджетные отношения (дотации, субсидии).

    Ф выраж денеж отношения, но они отличаются от денег по сущ-сти и по функциям. Ф – не деньги, и всегда по поводу формир-я и использ-я фондов и доходов, обеспечивающих выполнение гос-вом возлож на него ф-ий, прежде всего, означает, что это экономические отношения.

    Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителя.

    Ф – инструмент перераспред-я созд продукта с целью создания фондов, орудие контроля за формир-ем и использ-ем денеж средств.

    Усл-я существования Ф: 1. тов-денеж отношения. 2. существование государства.

    Форма проявления Ф зависит от фин.политики государства.

    Признаки финансов:

    1. Денежные отношения между субъектами общественного воспроизводства в рамках эконом. системы.

    2. Это отношения регулируемые государством.

    3. Перераспред. характер совокупного общественного продукта (на уровне предприятия происходит первичное перераспределение финансов (т.е. сбор налогов), а вторичное перераспределение производит государство в госбюджете.).

    4. Формирование и использование фондов денежных средств государства и государственных предприятий.

    Сущность финансов проявляется через их функции.

    1. Формирование фондов денежных средств.

    2. Использование фондов.

    3. Контрольная.

    Финансы – это денежные отношения, обусловленные фактором существования государства, выражающие перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов.

    3. Функции финансов как проявление их сущности

    Ф – денеж отнош-я, обусл фактором существования гос-ва, выражающ перераспред-е ст-ти совокуп обществ продукта и формир-я на этой основе общегос денежных фондов.

    1. аккумулирование (формирование) гос-вом денеж ср-в и формир-е на этой основе общегос денеж фондов.

    2. использ-е средств общегосударственного денежного фонда.

    3. контроль.

    Совокупность фин отношений является объектом фин системы, а ее субъектом выступают соответствующие финансовые органы.

    Сущ 3 вида контроля: 1) Предварит – осущ-ся до соверш-я фин операций на стадии планир-я; 2) Текущ – осущ-ся в процессе реализации финанс планов и осущ-ии текущ фин деят-сти пред-тий, учреждений. 3) Последующ – осущ-ся после завершения отчет периода.

    С помощью Ф, гос-во изым в свое распоряжение часть ст-ти совокуп обществ продукта, созд в сфере матер произ-ва.

    Осущ-ся этот процесс посредством реализации первой ф-ии Ф – формир-е денеж фондов (доходов), практич выражение кот находит свое воплощение в гос налог политике.

    В рез-те формир-ся разнообраз денеж фонды – централиз (гос бюджет), децентрализ (на регион и местн уровне), целевые фонды и т.д.

    Использ-е этих денеж фондов (доходов), ср-ва кот в порядке перераспред-я направл-ся на матер содерж-е гос аппарата, чтобы он мог эффективно выполнять гос ф-ии, возлож на него, на созд-е и поддерж-е в об-ве рац и эффектив стр-ры обществ произ-ва, обеспеч-е матер поддержки неимущих и т.д., осущ-ся посредством реализации второй ф-ии Ф – использ-е денеж фондов (доходов), матер содерж-е кот проявл-ся в проведении политики гос расходов.

    Третья ф-ия Ф – контрольная. Она присуща Ф как эконом. категории и реализ-ся одновр либо с первой, либо со второй ф-ями Ф. Конкретное проявление содерж-я контр ф-ии финансов осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государств.

    Объектом контр ф-ии Ф явл фин показатели деятельности пред-тий, орг-ий, учреждений. Повышение эффек-сти фин контро-ля во многом завис от постановки дела на пред-тии главными бухгалтерами, работниками фин органов, достоверности фин инф-ии, соблюдения фин дисциплины, правильности ведения бух учета и отчетности.

    Необх-сть финансов возникла в капиталист гос-ве в связи с налаживанием регулярн товарно-денежн обмена и ростом потреб-ностей гос-ва в фин ресурсах (в докап формациях больш часть гос потребностей удовлетворялась за счет натур сборов и податей, повинностей).

    Быстр рост расходов кап гос-в стал толчком развития финан-сов. Матер основу финансов образ деньги. В процессе развития НТП деньги становятся важн мерилом затрат на произ-во продукции, рабоч силу и ср-вом собирания налогов.

    Фин деят-сть обсул экон законами. Они опред экон необх-сть развития матер произ-ва и удовлетворения личн потребностей членов об-ва. Их обеспечение связ с распределением обеств продукта в целях образования фондов возмещения ср-в произ-ва, страх и резервн фондов, фондов личн и обеств потребления.

    В усл-ях формирования и развития рынка необх-сть финансов возрастает. Рыноч отношения нах-ся в тесн связи и единстве с денеж обращением и финансами.

    Необх-сть финансов в усл-ях рыноч х-ва можно объяснить следующ причинами:

    1. Существованием товарно-денеж отношений и действием закона ст-ти. Реализация продукции, тов-в и услуг хозяйствующ субъектами осу-ся путем купли и продажи за деньги. Финансы не мог существ без денег. Если наличие денег – обязат усл-е существования финансов, то причиной, порождающ появление финансов, можно счит потребности гос-ва и субъектов хозяйство-вания в денеж ресурсах, обеспечивающих их деят-сть и расширен произ-во.

    2. Безфинансов невозможно обеспеч кругооборот производств фондов на расширен основе, регулировать отраслев и регион стр-ру эк-ки, стимулир развитие произ-ва.

    3. Наличие гос-ва. Энгельс указ, что с появлением гос-ва возникли налоги как матер основа его существования. Поскольку гос-во несет хоз-организ и культурно-воспитат ф-ию, оно должно располагать соответствующими фин ресурсами в виде денежн фондов.

    Финансы - неотъемлем часть экон отношений, поэтому их роль и знач-е завис от того, какое место в рыноч хоз-ве заним фин отношения м/у хозяйствующ субъектами.

    Виды фин отношений:

    1) м/у гос-вом и пред-тиями – система платежей в гос бюджет в форме налогов и пошлин, а тж отчислений в различ внебюджет гос фонды, фонды орг-ий отраслев и территор ур-ня;

    2) м/у пред-тиями – стрятся на основе договоров, кот регламентир взаимн платежн обязат-ва, но и предусм систему штрафн санкций за нарушение договорн дисциплины, а тж денежн вознаграждение за четк выполнение особ требований заказчика,

    3) м/у гос органами различ ур-ней упр-я – отношения м/у федер и территор органами упр-я по поводу распределения ср-в бюджетов, финансир-я природоохран мероприятий, объектов строительства для федер нужд, финансирования обороны, комплексн целев программ и др,

    4) м/у гос-вом и населением – фин отношения по поводу плучения различ рода выплат (пенсий, пособий, стипендий), а тж предоставления льгот из обеств фондов народн потребления, в частности, выплат на образование, медицинск обслуж-е и др.; а тж платежи населения в бюджет и внебюджет фонды, различ формы кредитования населением гос-ва (займы, лотереи вклады в Себрбанк) и др.

    5) м/у пред-тиями и банками - работа коммерч банком по обслуж-ию денеж оборота пред-тий и орг-ий, осущ-е банк кредитования.

    Фин система - совокупность подразделений и звеньев фин отношений, посредством кот осущ-ся распределение, формир-е и использ-е фондов денежн ср-в. В фин систему страны включ все фин учреждения страны, обслуживающ денеж обращение.

    Сферы фин системы: 1) общегос финансы, 2) финансы пред-тий и орг-ий.

    Стр-ра фин системы РФ включ в себя:

    1) общегос финансы - бюджет система, гос внебюджет целев фонды, гос кредит, гос фонд страхования; 2) финансы пред-тий и орг-ий - финансы коммерч пред-тий (орг-ий), финансы гос и муницип пред-тий, финансы некоммерч пред-тий и орг-ий, финан-сы обществ орг-ий и объединений, 3) Кредитно-банк система - ЦБ РФ, Сбербанк России, Внешторгбанк, коммерч банки, 4) система гос фин органов - Министерство финансов РФ, Федер казначейство, фин органы субъектов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам.

    Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

    Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

    Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

    Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

    1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

    2) доходы предприятий сферы материального производства.

    Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

    С межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

    Наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

    Перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

    В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.


    Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

    Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

    Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

    Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

    Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

    Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

    В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

    Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

    Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

    Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

    Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

    Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

    Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

    Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

    Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

    Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

    1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

    2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

    Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

    Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

    Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

    В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

    Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

    Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

    Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

    Распределительная функция финансов, ее содержание и направленность. С помощью финансов распределяется валовой национальный продукт (ВВП) и национальный доход (НД)

    ВНП = (МЗ + ТЗ) + П

    МЗ – материальные затраты

    ТЗ – трудовые затраты

    П – прибыль

    Материальные затраты – затраты, перенесенные на готовую продукцию,

    НД = ТЗ + П – вновь созданная стоимость

    Распределительная функция финансов проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, с помощью финансов.

    Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы.
    Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием не производственной сферы, социальной сферы, а так же с необходимостью перераспределения денежных средств между различными отраслями экономики, правительствами, территориями, уровнями государственного управления и местного самоуправления, различными социальными группами населения.
    Процесс перераспределения осуществляется через:

    1.Бюджетную сферу в ходе уплаты налогов, не налоговых платежей как предприятиями так и населением, а так же в ходе финансирования из бюджета расходов предприятий и граждан.

    2.Финансовый рынок путем привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг, получение банковских кредитов, процентов, дивидендов.

    3.Через страховой рынок в процессе уплаты страховых взносов выплаты и получение страховых вознаграждений.
    Кроме стоимости ВВП как основного объекта воздействия финансов в качестве инструмента распределения распределяется так же часть национального богатства государства в виде накоплений прошлых лет(прибыль, сбережения населений и тд.); поступления от внешней экономической деятельности(внешней торговли, внешние займы, кредиты, дивиденды по ценным бумагам иностранных резидентов), таким образом участие финансов в распределительном процессе характеризуется привлечением различных объектов распределения, значительными объемами денежных средств мобилизуемыми в процессе распределения, значительной мобильностью создаваемых и расходуемых денежных средств и денежных доходов.

    финансы отношение

    Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Эта функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.

    Распределительная функция финансов обслуживает воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. Вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих.

    Распределительная функция финансов заключается в том, что:

    через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

    вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

    Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы “пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

    Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

    Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

    контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    ) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    ) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    2. Функции финансов как проявление их сущности

    Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

    Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

    Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

    Анализ и оценка современных концепций сущности финансов

    Ни в одной стране мира конкретная концепция сущности финансов в чистом виде никогда не применялась. Исторические и национальные особенности, роль социального фактора - всё это накладывает свой отпечаток на конкретную политику...

    Дискуссионные вопросы о сущности финансов в подходах различных научных школ: формирование и эволюция

    Место и роль налогов

    Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на него функций, создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства...

    Общая характеристика финансового менеджмента

    финансы менеджмент контроль управление Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции...

    Понятие налоговой политики и ее составляющих в экономике

    Сущность и объективная необходимость финансов

    Сущность и функции финансов

    Несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия, их сущность до конца не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления...

    Сущность и функции финансов

    С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П...

    Финансовая система Российской Федерации

    Сущность финансов, далеко не тождественно деньгам, имеет свою специфику и общественное назначение. Как и любая экономическая категория проявляется в функциях. Следует отметить...

    Финансовые ресурсы предприятия

    Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в том...

    Финансы

    Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию...

    Финансы: сущность и роль, их функции. Финансовая система ПМР и ее структура

    Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно...

    Финансы: сущность и функции

    В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают...