Политика занятости и ее законодательное регулирование. Государственная политика в сфере занятости населения Статья государственная политика занятости

16.02.2021

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Сложившееся положение делает очевидным необходимость ведение государственной политики в этой сфере.

Политика занятости является одной из составляющих социально-экономической политики государства.

Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена

Целью политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через стабилизацию экономики, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.

Государственная политика в области занятости населения направлена на:

Обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;

Поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан. Содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;

Соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;

Обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения. Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации.

Основными принципами государственного регулирования занятости являются:

Защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;

Поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;

Ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;

Директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или по заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;

Финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.

Решение задач преодоления безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

В связи с этим результативность политики занятости находится в непосредственной зависимости от эффективности действий по смежным направлениям:

- преодоление дефицита рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет всех источников, развития предпринимательства; учета влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;

- последовательная стабилизация уровня жизни , совершенствование социальной поддержки населения, направленной в то числе на снижение вынужденной потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

- развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы;

- улучшение качества рабочей силы , включая условия труда, вопросы заработной платы и использования рабочего времени; стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной политики , направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда;

- развитие и повышение эффективности программ и услуг , реализуемых через государственные органы по вопросам занятости и направленных на предотвращение безработицы и возвращение не имеющих.

Политика занятости станет результативной и эффективной, когда будет ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

1) повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;

2) обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование (по оценкам Института экономики РАН, из 9 тыс. предприятий, кандидатов в банкроты, подавляющее большинство потерпели неудачу вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело в рыночных условиях);

3) усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд – высокие заработки);

4) упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, J учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности;

5) расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;

6) максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам;

7) совершенствование учета безработных и предоставления пособий;

8) оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям.

Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости.

Работодатели осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.

Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

Основными инструментами политики занятости являются активный и пассивный методы ее осуществления.

Активная политика занятости – это совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированных на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.

Активная политика занятости включает в себя следующие меры:

1) по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности – гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;

2) инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;

3) поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости.

К средствам активной политики занятости относятся:

- информация о рынке труда – сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Преградой в получении и трансляции информации о рынке труда может стать недостаточная развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (это требует серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации;

- содействие в трудоустройстве преследует цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия: а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства; б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»; г) обучение навыкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Основная проблема повышения эффективности этих мероприятий связана с величиной напряженности на рынке труда (число претендентов на одну вакансию).

- профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В этих целях разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по различным специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточной развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении лиц, ищущих работу.

- профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности. В центрах занятости оказываются услуги по предоставлению: а) профессиональной информации о состоянии и перспективах рынка труда, об особенности профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда и его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности; б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения; в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места; г) психологической поддержки, цель которой – развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеют трудности организационного и кадрового плана;

- общественные работы и организация временной занятости ; временная субсидируемая занятость , а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест – программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. Эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться;

- поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно;

- территориальное перераспределение рабочей силы и др.

Пассивная политика занятости – это совокупность мер, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов безработных граждан (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовой обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдых и праздничных мероприятий для детей - бесплатно или по сниженным целям и др.) и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных зарплат). Преимущества имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в "проблемных" регионах. Однако и здесь существуют риски - риск принятия государством обязательств работодателя по выплате зарплаты.

Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы останется непреодолимой, расширится длительная безработица и сопровождающая ее социальная изоляция, потеря трудовой мотивации не имеющих работу.

Государство осуществляет политику занятости на федеральном и региональном уровнях.

Политика занятости на федеральном уровне должна быть направлена на обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки повышения благосостояния граждан, создания условий для разностороннего развития человека, оптимального сочетания и чередования труда и отдыха. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

Политика занятости на региональном уровне должна быть направлена на:

Устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

Подготовку и переподготовку рабочей силы;

Поддержку деятельности по созданию рабочих мест;

Расширение диапазона общественных работ;

Налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставление, в случае необходимости работы;

Государственная поддержка привлечение иностранного капитала в регионы с повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

Государственная политика в широком смысле - это цели и задачи, поставленные государством в какой-либо сфере его деятельности: что надо сделать, чего достичь и как это сделать, какими средствами, методами, способами. Содержание государственной политики в области содействия занятости населения декларируется в ст. 5 Закона о занятости населения, причем нельзя этого не отметить, декларируется в самом общем виде.

В п. 1 этой статьи Закона декларируется, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан страны на полную, продуктивную и свободно избранную ими занятость. Заметим, что такая редакция п. 1 вызывает известные сомнения: Конституция РФ не предусматривает такое право граждан страны. В ее ст. 37 сказано, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Поэтому никому из лиц, ищущих работу, не следует обольщаться надеждой, что государство обязано обеспечить его работой по свободно избранной им профессии, специальности.

Что же касается права, предусмотренного ст. 37 Конституции, то каждый имеет определенные права тогда, когда он уже работает. Каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного размера оплаты труда. Кроме того, каждый гражданин имеет право на защиту от безработицы, что совершенно не означает, что государство обязано предоставить ему исключительно такую работу, на которую он претендует.

Соответствующий орган службы занятости может направить безработного на работу на предприятие (в организацию, учреждение), на котором есть вакансия, что еще, как правило, не означает, что он будет принят на работу. При этом служба занятости при направлении гражданина на работу исходит из того, чтобы эта работа являлась для него подходящей, а дело гражданина - согласиться или не согласиться претендовать на данное рабочее место.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В целом можно констатировать, что положения ст. 5 Закона определяют политику в области содействия занятости населения, исходя из положений Конституции РФ и международных норм, касающихся занятости и защиты населения от безработицы.

Конвенцией МОТ N 122 (1964 г.) провозглашена цель, к которой должны стремиться государства, - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. Конвенция рекомендует осуществлять активную политику, направленную на содействие полной занятости в целях стимулирования экономического роста и развития стран, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы.

Проведение такой политики имеет целью обеспечить работу для всех, кто в ней нуждается, ищет ее и готов к ней приступить, на условиях свободного выбора. При этом у каждого гражданина должны иметься возможности для приобретения необходимой ему и обществу квалификации для выполнения работы, к которой он пригоден; использовать полученную специальность, квалификацию, свои способности к труду без какой-либо дискриминации.

Мало того, политика в области занятости должна учитывать стадию и уровень экономического развития страны и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями. Она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Меры, которые следует принять для достижения провозглашенных целей, должны быть определены, и их необходимо периодически пересматривать в рамках координированной экономической и социальной политики. При этом принятие решений в сфере занятости требует согласованных действий, как со стороны государства, так и со стороны представителей предпринимателей и трудящихся.

ПЛАН

Государственного регулирования

Список литературы

Вопросы для повторения

1 . Сравните две модели рынка труда - США и Швеции.

2 . Охарактеризуйте особенности политики занятости в других странах.

3 . Дайте характеристику основных элементов политики занятости России.

1 . Голаева С. Что важнее: заработная плата или занятость // ЧиТ. 1998. №11. С.52-57.

2 . Гаузнер Н.Д. Современная ситуация на российском рынке труда и политики занятости // МЭМО. 1993. №4.

3 . Никифорова А.П. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Междунар.отношения, 1991.

4 . Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова Л.П. Рынок труда и занятость населения: Учеб. пособие / Челяб.гос.ун-т, Челябинск 1994. С.18-32.

5 . Социально-демографическая политика в развитых странах Запада: Рефератив.сб. М., 1992.

6 . Социальное положение в мире: Сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ: Науч.-аналит. Обзор. М., 1992.

7 . Уровень безработицы в развитых странах // Политика и жизнь. 1990. №43.

8 . Царцидзе М. Между неэффективной занятостью и безработицей // ЧиТ. 1998. №5. С.57-59.

9 . Курс экономической теории / Под ред. Н.М. Чепурина. М., 1993.

1. Государственная политика занятости.

2 . Среднестатистический портрет безработного в РФ.

3 . Государственная служба занятости.

4 . Оценка эффективности служб занятости.

5 . Региональные особенности рынка труда.

Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.

Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долго - и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

Программа содержит обзор ситуации на рынке труда , анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.


Государственную политику занятости следует рассматривать как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и местном уровне.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляя:

1 ) согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной политикой. В этот блок входят:

Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:

Жилищного, транспортного и производственного строительства;

Государственных (в том числе муниципальных и других) закупок продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.;

Предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.

На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

В число задач данного блока на региональном уровне входят:

Развитие системы подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее временно незанятой части);

Совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

Обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

Повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных;

Поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью и др.

Вопросы организации общественных и временных работ.

На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

Основной практической целью политики занятости в условиях спада производства последних лет явилось упреждение массовой хронической безработицы и смягчение ее социальных последствий. Переход российской экономики в состояние депрессии и накопления ресурсов для восстановительного роста требуют продолжения данной политики с одновременной активизацией структурно-прогрессивных процессов в занятости. Последнее означает повышение внимания федерального правительства к сохранению и созданию новых рабочих мест в отраслях обрабатывающей промышленности, науке, образовании и др.

При проведении политики занятости существует проблема постоянного поддержания достаточной занятости, причем "достаточность" имеет минимум два аспекта:

Удовлетворение потребностей в рабочей силе функционирующего и инвестируемого в экономику капитала;

Обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования.

В современных условиях отсутствие стратегии занятости равнозначно хаотичности работы органов занятости и низкой эффективности проводимых мероприятий. Принятие стратегии - первый этап по разработке и исполнению программ действий службы занятости.

Рассмотрим ряд теоретических постулатов , принимаемых при разработке программ и стратегий регионального развития в сфере занятости.

В результате экономического, социального, технического развития региона неминуемо возникают факторы, как угрожающие обеспечению занятости, так и способствующие ему. При разработке стратегии можно идентифицировать проблемы, существующие в сфере занятости, и вновь возникающие возможности, при этом необходимо разработать скоординированную и эффективную программу действий.

Программа может включать большое число мероприятий, стимулирующих и поддерживающих экономический потенциал. Эти мероприятия будут разворачиваться в трех основных плоскостях:

Собственно в географических пределах области;

Применительно к развитию бизнеса;

В отношении населения.

Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий совершенствуется и традиционная "физическая" инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи и совершенствуются телекоммуникации.

Мероприятия, ориентированные на развитие бизнеса , предполагают, в частности, поддержку инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.

Наконец, мероприятия, ориентированные на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в разработку общей стратегии развития.

Разработка программы занятости дает возможность скоординировать все эти разнородные виды деятельности.

В зависимости от существа решаемой проблемы программа занятости может принимать самые различные формы. Например, она может затрагивать конкретную отрасль, определенную группу местного населения или географическую область. Вместе с тем независимо от того, какой тип стратегии используется, существо подхода к разработке программы не изменяется. В любом случае необходимо проанализировать возникающие проблемы, определить цели, идентифицировать серию скоординированных шагов для решения проблем и предусмотреть механизм для оценки достигнутых результатов.

При разработке стратегии в программах занятости необходимо учитывать следующее:

1 ) стратегия означает действие;

2 ) в период подготовки программы должны производиться какие-то необходимые в данный момент действия (приниматься решения по вопросам занятости);

3 ) необходимо адаптировать уже существующие программы, чтобы они соответствовали вновь избранной стратегии.

4 ) стратегия должна регулярно пересматриваться.

Основные компоненты программ занятости:

. анализ проблем , сосредоточен на выявлении сильных и слабых сторон местной экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;

. аудит , направлен на оценку эффективности существующих мероприятий, роли местных организаций, менеджмента организаций, отвечающих за реализацию плана регионального развития и взаимодействия всех участников этого процесса;

. анализ ресурсов , позволяет учесть, как использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники их привлечения;

. формулировка целей , четко определяются цели реализации избранной в программе стратегии. Она должна соотноситься с проблемами и возможностями данной области;

. план действий , определяется последовательность действий, которые должны быть предприняты для осуществления стратегических целей;

. система мониторинга и оценки, определяется эффективность отдельных мероприятий и подтверждается общая целесообразность принятой программы.

Эффективная стратегия , принятая в программе, позволит связать все эти разрозненные компоненты в единый связный план. В отсутствие такого плана эффективные мероприятия станут невозможными.

При разработке программы применяются методы:

. аналитического исследования - для подготовки обзора статистики, отчетов, юридических норм и финансовых аспектов;

. визиты и посещения - для посещения рабочих площадок, зданий и знакомства с текущей деятельностью в данном регионе, для анализа местных инициатив в области экономического развития и обеспечения занятости;

. социологические обследования - для исследования тенденций развития бизнеса, навыков работников и общественного мнения.

Для разработки политики занятости необходимо охватить три направления:

1 ) создание стабильной, неинфляционной макроэкономической среды, т. е. разработка стабильной, неинфляционной макроэкономической политики , которая была бы основой для достижения роста, эффективного распределения ресурсов и полной занятости;

2 ) структурная политика, связанная с занятостью.

Должны быть исследованы вопросы:

Новые источники создания рабочих мест;

Взаимосвязь процесса инвестиций и создания рабочих мест;

Воздействие налогообложения и финансирования систем социального страхования на функционирование рынка труда;

Баланс между физическим и человеческим капиталом, необходимый для использования новых возможностей технологии;

3 ) социальная адаптация . Здесь рассматривается активная политика в области социальной защиты, направленная не столько на поддержание доходов, сколько на помощь нуждающимся в этом лицам в их интеграции в экономику и общество.

Среди наиболее важных целей политики занятости текущего периода - замедление сокращения занятости и роста безработицы на основе сохранения и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в "проблемных" (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности , гибкости, профессиональной конкурентоспособности рабочей силы.

В долгосрочной перспективе основная цель состоит в сведении безработицы к социально и экономически обусловленному естественному уровню.

Стабилизация ситуации в сфере занятости требует пересмотра подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Эффективная перспективная стратегия содействия занятости населения может быть реализована только в том случае, если стабилизация занятости будет включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства.

Реализация подхода к занятости как к одному из важнейших государственных социально-экономических приоритетов требует:

. введения целевых показателей уровня занятости (безработицы) в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действий Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящее время в указанных документах показателями уровней инфляции , производства и другими, которые рассматриваются сейчас как приоритетные;

. формирования общегосударственной системы регулирования занятости, главными субъектами которой были бы в целом Правительство РФ, Министерства экономики, финансов РФ, Госкомимущество, Центральный Банк России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождения Государственной службы занятости от обязанностей поддержания рабочих мест и выполнения других непрофильных функций с концентрацией усилий этих органов на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными;

. соответствующей перестройки законодательства, включая нормативные акты о труде и занятости.

Концепция политики занятости в переходной экономике требует соблюдения следующих принципов:

. приоритетности активных мер содействия занятости, прежде всего направленных на сохранение и создание новых рабочих мест, переподготовку кадров, профессиональную ориентацию с целью расширения возможностей трудоустройства;

. предпочтительного поддержания тех направлений спроса на рабочую силу, которые требуют наименьших затрат и дают быстрый результат в сфере занятости; сохранения отдельных элементов гарантированной занятости, в первую очередь на государственных предприятиях и в процессе банкротства предприятий;

. максимальной адаптации политики к потребностям конкретных региональных, отраслевых и социально-демографических групп населения и работников при особом внимании к женщинам, молодежи, пенсионерам и другим социальным группам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда;

. приоритетности мер по поддержанию профессионально - квалификационного потенциала общества, в том числе путем сохранения квалифицированного ядра трудовых коллективов на предприятиях, в организациях, учреждениях;

. первоочередной ориентации мер поддержки занятости на "проблемные" (кризисные) регионы с повышенным уровнем безработицы;

. оказания эффективной социальной поддержки безработным, чтобы не допустить расширения бедности, воспрепятствовать процессам десоциализации (люмпенизации) данной категории населения, и в конечном счете - профилактики социальных конфликтов.

Необходимо также отметить целесообразность ранжирования целей политики занятости по периодам времени, в течение которых они сохранят свою актуальность.

По срокам действия система целей политики занятости включает две важные группы задач.

Первая группа - на долгосрочную перспективу - предусматривает стабилизацию, затем повышение общего спроса на труд на основе прогрессивного в структурно-технологическом отношении роста производства (ВВП) со снижением уровней потенциальной (скрытой) и частичной безработицы (неполной занятости). В достаточно отдаленной перспективе возможна постановка задачи сокращения реальной (по обследованиям Госкомстата РФ, частично сопоставимым с критериями МОТ) безработицы и регистрируемой безработицы.

Вторая группа задач — на краткосрочную и среднесрочную перспективу (до начала устойчивого роста производства ВВП) - воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных (скрытых) безработных и резкому увеличению структурно-регрессивной (т. е. сопряженной с опережающим падением производства и спроса на труд в наиболее перспективных отраслях обрабатывающей промышленности, науки и "социально-ориентированных" отраслях), реальной (открытой), безработицы, в том числе застойной (длительной) ее компоненты.

Успешное решение задач , отнесенных к долгосрочной перспективе, возможно при пересмотре сложившегося экономического курса с приданием ему более четкой направленности на повышение всех видов платежной, в том числе налоговой, дисциплины, на совершенствование регулирования внешнеэкономической сферы, на неинфляционную (т. е. без расширения денежной эмиссии) поддержку перспективных направлений производства, науки, сферы услуг.

Поддержка малого предпринимательства и самозанятости , фермерства должна рассматриваться как часть политики предотвращения массовой безработицы. Финансово-экономическая помощь предприятиям данного сектора должна быть адресной и тесно увязанной с числом создаваемых ими рабочих мест. В перспективе развитие частного сектора может стать одним из основных факторов обеспечения устойчивого спроса на рабочую силу и нормализации ситуации на рынке труда. Однако для того, чтобы частный сектор мог эффективно выполнять функцию стабилизатора рынка труда, необходимо содействие развитию этого сектора экономики, особенно малого предпринимательства.

Вплоть до начала устойчивого роста валового национального продукта с темпами не менее 3 - 4% в год в России будет иметь место проблема потенциальной (скрытой) безработицы. Поэтому в кратко- и среднесрочной перспективе будут актуальны меры, позволяющие сдерживать массовое высвобождение работников, частично стабилизировать квалифицированное ядро трудовых коллективов.

Определенный полезный эффект мог бы быть получен от снижения налогов на прибыль предприятий, увеличивающих численность рабочих мест, однако подобная налоговая льгота должна быть увязана с общими направлениями налоговой системы страны. На совре-менном этапе возможно также поощрять предприятия, осуществляющие "деление" рабочих мест, т. е. использующие больше людей, чем это формально необходимо для выполнения имеющейся производственной программы.

Следует продолжать предоставлять предприятиям средства для компенсационных выплат работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и другим категориям частично безработных. Но при этом необходимо изменить порядок предоставления соответствующих финансовых ресурсов - они должны выделяться из государственного бюджета. Ресурсы ФЗН, из которого финансируются соответствующие расходы, должны быть сконцентрированы на решении задач социальной поддержки, переподготовки и адаптации людей, имеющих официальный статус зарегистрированных безработных.

Политика занятости в регионах, осуществляемая на федеральном уровне, должна включать следующие направления:

. разработку и применение методов региональной дифференциации общегосударственных мер социально-экономической политики;

. совершенствование системы критериев отнесения регионов к категории "проблемных" (кризисных) территорий:

. создание и утверждение федерального реестра проблемных территорий уровня республик, краев, областей, а также административных районов, городов, других административно-территориальных единиц;

. разработку законодательства и создание институциональных структур руководства критических регионов.

Политика занятости в регионах , осуществляемая самими региональными органами власти, в основном нацелена на решение задач, названных выше при перечислении целей политики занятости на региональном уровне.

Результирующие показатели эффективности государственной политики занятости должны рассматриваться в тесной увязке с реально влияющими на них политиками и затратами. Государственная служба занятости и ФЗН лишь в незначительной степени могут повлиять на указанные показатели. В то же время совокупность мероприятий, которые были названы выше политикой Государственной службы занятости на рынке труда, может повлиять на некоторые структурные и динамические характеристики регистрируемой безработицы.


Главным элементом и фактором производства является труд. Взаимодействие рабочей силы, орудий и предметов труда характеризует состояние производительных сил и производственных отношений, конкретного способа производства.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, защиту от безработицы, профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

В плановой системе государство является основным работодателем, и спрос на рабочую силу удовлетворяется путем организованного набора. В рыночных условиях рабочая сила превращается в товар, продается и покупается с учетом законов стоимости, спроса и предложения и других факторов; сфера приложения труда расширяется, используются различные формы занятости без участия государства (индивидуальная трудовая деятельность, фермерство, домашнее хозяйство).

Функционирует рынок труда, где продавцами выступают собственники рабочей силы, а покупателями - работодатели. Отношения между продавцами и покупателями рабочей силы характеризуются добровольностью выбора, свободой найма и цены рабочей силы, а также непрерывной борьбой по поводу условий ее купли- продажи.

Рабочая сила - особый товар. На ее формирование и воспроизводство оказывают влияние не только общественные, но и естественно-биологические факторы. Использование рабочей силы в процессе труда дополняется издержками на ее подготовку и восстановление, которые общество обязано нести, чтобы не подорвать основу своего существования. Поэтому рынок труда не рассматривается в качестве обычного товарного рынка и регулируется государством.

Рынок труда имеет соответствующую инфраструктуру, т.е. совокупность организаций, учреждений, способствующих удовлетворению требований как продавцов, так и покупателей. Инфраструктура выполняет своеобразные функции управления через нормативно-правовое регулирование, службы занятости, систему профориентации и профподготовки.

Современный рынок труда характеризуется гибкостью форм занятости, найма и увольнения, регулирования рабочего времени, заработной платы, методов социальной защиты работников. Это позволяет создавать рабочие места, удовлетворяющие требованиям различиях категорий работников, реализовывать свой трудовой потенциал, поддерживать квалификацию. Развитие трудовых отношений способствует повышению экономической эффективности предприятий, увеличению занятости и благосостояния населения.

Рынок труда предоставляет возможность, но не гарантирует свободного выбора производительной и высокооплачиваемой работы. Все определяется соотношением предложения и спроса на рабочую силу, уровнем конкуренции на рынке.

Экономически активное население предъявляет спрос на рабочие места (обратная сторона предложения рабочей силы). Он может быть удовлетворен (занятые) и неудовлетворен (безработные). Экономически неактивное население не ищет работу (обучающиеся с отрывом от производства, занятые в домашнем хозяйстве и др.).

Размеры предложения рабочей силы определяются демографической ситуацией (вступление в трудоспособный возраст, естественная убыль), масштабами сокращения рабочих мест (высвобождаемые работники поступают на рынок труда), миграцией и другими факторами.

Например, структурная перестройка, реорганизация убыточных предприятий выявляют производства, не представляющие инвестиционного интереса. Сохраняющиеся на них рабочие места имеют повышенный риск сокращения. Причинами безработицы являются ограниченные финансовые возможности предприятий и государства, банкротства. Армию безработных пополняют уволенные в запас в связи с реформой армии военнослужащие, выпускники средних и высших учебных заведений.

Безработица порождает целый комплекс проблем. При ее росте теряются квалифицированные кадры, снижается уровень жизни, повышается социальная напряженность в обществе.

Ситуацию на рынке труда можно охарактеризовать следующими показателями.

Показатели, используемые для анализа рынка труда
Показатель
Порядок исчисления
Уровень занятости населения
Отношение численности занятых к общей численности населения
Уровень общей безработицы
Отношение численности безработных к численности экономически активного населения 1 Согласно методологии МОТ безработные - это граждане, не имеющие постоянной работы и активно ее ищущие (кроме пенсионеров). Не полностью занятые и ищущие работу также признаются безработными
Уровень регистрируемой безработицы
Отношение численности зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных к численности экономически активного населения
Доля безработных более 1 года
Отношение численности безработных, ищущих работу 12 и более месяцев к общей численности безработных
Коэффициент напряженности на рынке труда
Отношение численности работающих - рабочее время неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним предприятиям) к общей численности работников этих предприятий
Доля работающих неполное
Отношение общей численности безработных к количеству вакансий в крупных и средних предприятиях

Как свидетельствуют данные табл. 8.4, в России за 12 лет безработица увеличилась с 5,2 до 8,3%. В последние четыре года численность экономически активного населения увеличивается.

Однако в стране насчитывается 467 городов и 332 поселка городского типа, признанных градообразующими, в них проживает 25 млн. чел. Занятость здесь полностью зависит от одного-двух предприятий, многие из которых бездействуют. С точки зрения достоверности статистических данных размеры безработицы преуменьшены. Это обусловлено наличием скрытой безработицы, когда на предприятиях не платят работникам заработную плату, но не увольняют их, а потому они не регистрируются в службе занятости.

Наряду с количественными анализируются также и качественные характеристики рабочей силы на рынке труда.

Качество рабочей силы, согласно методике института «Beri» (Швейцария), представляет собой средневзвешенную величину из четырех параметров с соответствующими весами:

  • трудовое законодательство и тарифные соглашения - 30 баллов;
  • соотношение между производительностью труда и оплатой труда - 30 баллов;
  • трудовая дисциплина и отношение к труду - 25 баллов;
  • уровень квалификации - 15 баллов. Максимальное количество баллов - 100.

В некоторых странах оценка составляет, баллов:

Сингапур 82

Германия 64

Расчет среднего балла по России приведен в таблице.


Таким образом, по показателю качества рабочей силы Россия уступает многим странам. Престиж квалифицированного труда и рабочих профессий вообще невысок. При незначительной потребности предприятия мало заботятся о подготовке квалифицированных кадров.

В развитых странах на подготовку и переобучение кадров предприятия тратят более 10%, а в фирмах «Дженерал моторс», «Сони» и ряде других - 15-20% к фонду оплаты труда; на предприятиях Самарской области - 0,05%. Поэтому, винимо, доля рабочих высшей квалификации, или «синих воротничков», рабочей аристократии составляет в США 43%, Германии - 57, в Самарской области - 6-8%.

Наличие армии лишних людей свидетельствует, что перестройка хозяйства все же идет, но не на высоком техническом уровне. По мере активизации структурной перестройки безработица будет возрастать одновременно со спросом на квалифицированную рабочую силу. Следовательно, уже сейчас должна разрабатываться программа массовой переподготовки кадров рабочих профессий.

Государство регулирует рынок труда в целях оптимизации предложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периода безработицы, обеспечения свободного перемещения работающих по стране, смягчения социальной напряженности в обществе. Провалится политика содействия занятости, развертывания инфраструктуры рынка, выравнивания условий жизни, социального обеспечения временно неработающих.

Наиболее общими предпосылками ее реализации являются тесная увязка экономической и социальной политики, осуществление эффективной инвестиционной и финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан.

Роструд Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, исходя из отраслевых и региональных приоритетов, разрабатывают генеральную схему, а также отраслевые и региональные программы воспроизводства сохранения и сознания рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда.

В них предусматриваются меры по улучшению использования имеющихся рабочих мест, развитию малых предприятий, соединению материальных и трудовых ресурсов на основе льготной аренды производственных объектов, в том числе входящих в состав мобилизационных мощностей. Ликвидация неэффективных рабочих мест сочетается с вводом новых рабочих мест, профессиональной подготовкой и трудоустройством высвобождающихся работников в развивающихся отраслях и регионах.

Новые рабочие места с высоким заработком открываются на основе определения приоритетных направлений развития экономики и потенциала регионов в интересах стабилизации рынка труда, особенно в районах со сложным социально-экономическим положением и экстремальными условиями проживания. Вводится обязательная экспертиза федеральных инвестиционных проектов в Роструде по критерию обеспечения сохранения и увеличения новых рабочих мест.

Федеральные органы участвуют в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и ОПК, а также в регулировании высвобождения в тех регионах, где из-за структурных особенностей или изменений государственной экономической политики складывается острая ситуация с занятостью, для изменения которой местных возможностей недостаточно.

Региональные службы занятости подключаются к единому федеральному банку данных о вакансиях, налаживают связи с работодателями, поощряя обустройство рабочих мест, обучение новым профессиям; помогают гражданам переселяться в другие регионы, на село.

Конкретными мерами содействия занятости являются:

  • поддержка и поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места;
  • профессиональная подготовка и профориентация;
  • поддержка самозанятости, временной занятости, общественных работ;
  • поддержка граждан с особыми потребностями (с ограниченной трудоспособностью, уволенных с военной службы, длительно безработных, женщин, молодежи, освобожденных из мест заключения);
  • регулирование миграционных потоков;
  • защита отечественных производителей от внешней конкуренции.

За счет федерального бюджета финансируются:

  • содействие трудоустройству (проведение ярмарок вакансий, информирование о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство, содействие самозанятости);
  • профобучение и профориентация безработных;
  • социальная поддержка (пособие и др.).

Разработаны критерии отнесения регионов к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда и массового высвобождения работников.

К территориям с напряженной ситуацией на рынке труда (согласно постановлению Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. № 875) относятся субъекты РФ, у которых коэффициент напряженности на рынке труда превышает средний по России в 1,5 раза. Такие территории определяет на основании расчетов Роструд, он же формирует их перечень и утверждает его по согласованию с Минэкономразвития России и Росстатом. Перечень направляется федеральным и региональным органам исполнительной власти для принятия мер по стабилизации положения на рынке труда.

Критериями массового высвобождения работников являются:

1) ликвидация предприятия с численностью работающих 15 человек и более;

2) сокращение численности работников предприятия:

50 человек и более в течение 30 календарных дней,

200 человек и более в течение 60 календарных дней,

500 человек и более в течение 90 календарных дней;

3) увольнение 1% общего числа работающих в течение 30 календарных дней в регионе с общей численностью занятых менее 5 тыс. чел.

Для содействия занятости в условиях массового высвобождения образуются комиссии экстренной помощи; в комиссию входят представители работодателя, службы занятости, профорганы.

Напряженная ситуация снимается как текущими целевыми действиями по социальной поддержке населения, так и реализацией специальных программ экономического развития.

Меры по предотвращению массового высвобождения могут быть обязательными (установленными нормативно для работодателей) и инициативными.

Возможности предприятий по предотвращению массовых увольнений определяются организационными и финансовыми факторами. Финансовые факторы - это наличие ресурсов у работодателя, которые можно использовать на эти цеди. Организационные факторы - это позиция органов местного самоуправления и службы занятости, желание работодателя сохранять или увеличивать количество рабочих мест.

Одной из обязательных мер является разработка предприятиями социальных планов. В план включаются следующие разделы:

A. Общие сведения и анализ причин, вызывающих массовые увольнения.

Б. Численность подлежащих увольнению работников (персональный состав, сроки, очередность увольнения).

B. Меры по ограничению увольнения:

  • отказ от сверхурочных работ, работ в выходные дни;
  • ограничение (запрет) приема иностранной рабочей силы;
  • приостановление найма, пока не будут трудоустроены все высвобождаемые работники предприятия;
  • отказ от услуг субподрядчиков с целью заполнения рабочих мест своими работниками;
  • внутрипроизводственные перемещения работников в те структурные подразделения, где не заполнены рабочие места;
  • временный перевод отдельных структурных подразделений или работников на неполное рабочее время;
  • опережающая профессиональная подготовка работников, подлежащих высвобождению, повышение их квалификации;
  • предоставление работникам с их согласия отпуска без сохранения заработной платы;
  • добровольный уход работников пенсионного возраста.

Указанные меры могут быль также предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях.

Во Франции предприятия всех форм собственности составляют социальные планы и утверждают их в органе местного управления. Пока план не утвержден, предприниматель не имеет права уволить работника в связи со структурной перестройкой или перепрофилированием.

Работодатели получают от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда, данные об учебно-производственной базе на соответствующей территории, перечень профессий, пользующихся устойчивым спросом, о возможностях сезонных и общественных работ, работ вахтовым методом и т.д. Работодатели в свою очередь предоставляют органам службы занятости и профоргану информацию о возможных массовых увольнениях.

Органами исполнительной власти предоставлено право бюджетного финансирования поэтапного высвобождения и возмещения расходов работодателю на проведение мероприятий по содействию занятости в форме льготных кредитов, субсидий, рассрочек при уплате налогов и др. Решению об оказании финансовой помощи предшествует проверка экономического состояния предприятия, анализ местного рынка труда, оценка целесообразности сохранения рабочих мест.

Органы исполнительной власти на местах определяют допустимый уровень безработицы с учетом необходимой социальной поддержки безработных, возможность смягчения последствий длительной (более одного года) безработицы. При повышении уровня безработицы осуществляются специальные меры по ограничению ее роста.

В качестве одного из самых доступных видов увеличения занятости используются общественные работы.

Общественными работами признаются виды трудовой деятельности, не требующей, как правило, предварительной профессиональной подготовки, имеющей социально полезную направленность и вводимой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Общественные работы организуются исполнительной властью субъектов РФ, местным самоуправлением при участии службы занятости на предприятиях, в учреждениях и других организациях независимо от форм собственности.

Органы исполнительной власти и службы занятости в регионах ежегодно определяют объемы и виды общественных работ с учетом количества и состава незанятого населения. В случаях массового высвобождения работников разрабатываются территориальные (районные, городские) программы организации общественных работ и временных рабочих мест. Органы службы занятости информируют граждан о видах организуемых общественных работ, условиях, режиме, оплате труда, направляют их в организации для выполнения общественных работ. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице и состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает трудовой договор на срок до шести месяцев. На занятых на общественных работах распространяется законодательство о труде и социальном страховании. Оплата производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда. Производится доплата к заработку в размере причитавшегося этим гражданам пособия по безработице.

Финансирование общественных работ осуществляется за счет средств предприятий, в которых организуются эти работы; при необходимости привлекаются средства субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют целенаправленные меры по организации общественных работ, созданию специализированных предприятий для их проведения, предоставляют льготы по налогам предприятиям, активно содействующим организации общественных работ.

На принципах общественных работ реализуется совместная программа (Роструд, Росстрой) по строительству автомобильных дорог. Деньги, предназначенные на выплату пособий безработным, перечисляются в строительную фирму, которая выполняет общественные работы.

В рамках программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организуется обучение незанятого населения предпринимательской деятельности. Направление на учебу осуществляется органами по труду и занятости, органами образования и фондами поддержки малого предпринимательства. Финансирование обучения незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, производится за счет средств, находящихся в распоряжении региональных органов службы занятости, а других граждан - за счет средств предприятий, организаций, фондов поддержки малого предпринимательства, личных средств граждан и других источников.

Малый бизнес может быстрее востребовать те категории работников, которые высвобождаются в процессе структурной перестройки и связанного с ней вывода ряда предприятий, а также их закрытия и перепрофилирования. Малые фирмы способствуют повышению адаптивности работников к овладению смежными специальностями или параллельному выполнению ими ряда разнородных функций. Наиболее перспективны инновационные малые и средние фирмы.

Для нормального функционирования рынка труда необходима подвижность населения. Но трудовая миграция может стать фактором развития экономики лишь при грамотном управлении ею. Внутренняя миграция рабочей силы сдерживается неразвитостью ипотеки для покупки жилья на новом месте, привязанностью бюджетных трансфертов к региону. Внешняя миграция требует надежного правового и административного регулирования, иначе она становится нелегальной и дезорганизует рынок труда.

«Основами пограничной политики Российской Федерации», утвержденными Президентом РФ. Председателем Совета Безопасности РФ 5 октября 1996 г., демографическая экспансия рассматривается в числе возможных угроз национальным интересам.

Основные принципы государственной политики в сфере внешней трудовой миграции рассмотрены в таблице.

Основные принципы государственной политики в сфере внешней трудовой миграции
Привлечение и использование иностранной рабочей силы
Трудовая миграция граждан России за границу
Удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе
Обеспечение и защита прав и законных интересов граждан России на всех стадиях трудовой миграции
Обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан России на трудоустройство
Развитие международного сотрудничества, заключение международных договоров с государствами - главными импортерами российской рабочей силы
Предотвращение нелегальной трудовой миграции

Для предотвращения нелегальной трудовой миграции и защиты отечественного рынка труда приняты меры к усилению иммиграционного контроля. Введено квотирование приглашений на въезд в Россию иностранных граждан с целью трудовой деятельности. Размер квоты утверждает Правительство РФ на основе заявок субъектов РФ.

Они направляют свои предложения на каждый год с учетом:

  • приоритетного использования национальных трудовых ресурсов:
  • ситуации на рынке труда;
  • возможностей по обустройству иностранных граждан.

Утвержденную квоту Роструд совместно с МВД России и Минэкономразвития России распределяют по субъектам РФ. Между субъектами РФ они могут по взаимному согласию перераспределяться.

Иммиграционный контроль проводится в пунктах пропуска через государственную границу, которые являются структурными подразделениями миграционной службы. Функции федерального органа исполнительной власти по миграции переданы в МВД России, миграционная служба является его подразделением.

Для использования иностранной рабочей силы работодатель должен получить разрешение, а иностранный гражданин - иметь подтверждение на право занятия трудовой деятельностью. С работодателей взимается плата за каждого привлекаемого иностранного работника. В случаях, не требующих разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, за выдачу подтверждения на право трудовой деятельности иностранным гражданам с работодателей взимается плата в размере 15-кратной минимальной месячной оплаты труда на дату выдачи подтверждения. Работодатели несут ответственность за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения. Иностранные граждане, въехавшие на территорию России и принятые на работу с нарушением установленных правил, подлежат выдворению органами МВД за счет средств работодателя.

Работа с мигрантами требует индивидуального подхода к каждому человеку. В мировой практике решающую роль в управлении миграцией играют общественные организации. Особенно эффективны общественные организации самих мигрантов. В Германии общественные организации осваивают более 80% государственных средств, выделяемых на обустройство мигрантов.

На рынке труда продавцы рабочей силы оказываются малозащищенной и наиболее уязвимой стороной. Кроме государства, их поддерживать некому. Поэтому оно вводит определенные гарантии работникам для обеспечения занятости независимо от формы собственности предприятия. Так, законодательно установлена поддержка неконкурентоспособных граждан: молодежи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, инвалидов, женщин. Для нуждающихся в социальной защите устанавливаются особые условия приема на работу и увольнения, обучения по специальным программам.

При продаже предприятия в условия конкурса включается обязательное требование сохранения числа рабочих мест, если оно является градообразующими. К градообразующим отнесены предприятия:

  • на которых занято не менее 30% общего числа работающих на территории города (поселка);
  • имеющие на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города (поселка).

Гражданам, признанным безработными, разрешено оформлять пенсию по возрасту на два года раньше.

В коллективные договоры включаются и работодателями осуществляются мероприятия по обеспечению занятости:

  • сокращение рабочего времени без сокращения численности;
  • льготы и компенсации, предоставляемые сверх установленных законодательством;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
  • заключение договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;
  • временное приостановление найма на вакантные рабочие места.

Работодатели несут ответственность за повышение квалификации работников, с которыми находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы затрат на эти цели для предприятий, учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством РФ.

В социально-трудовых отношениях используется принцип трипартизма. Три стороны - рабочие, работодатели, государство - образуют поле социального партнерства. Рабочих представляют профсоюзы, работодателей - их ассоциации, государство - правительство и его органы. Ассоциации и отраслевые союзы работодателей при участии РСПП учредили Координационный совет отечественных работодателей (КСОР). Правительство РФ утверждает состав представителей в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (30 человек). Средством обеспечения партнерства служит договорной механизм. Функционируют трехсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение договоров и соглашений, служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Актом, устанавливающим общие принципы и условия согласованного проведения социально-экономической политики, является генеральное соглашение . Участниками генерального соглашения являются Правительство РФ, общероссийские объединения профсоюзов (иные уполномоченные работниками общероссийские представительные органы), работодатели (их объединения), которым делегированы права на ведение переговоров и заключение соглашений.

Генеральное соглашение регулирует социально-трудовые отношения на федеральном уровне, совместные действия сторон по их реализации и признается сторонами обязательным для выполнения. Каждая сторона после подписания генерального соглашения разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств. В течение срока действия генерального соглашения стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию возникающих трудовых конфликтов.

В области развития социального партнерства предусматривается обеспечение прав и гарантий профсоюзной деятельности, контроль за соблюдением законодательства о труде, содействие заключению на местах соглашений и коллективных договоров. Намечается ратификация конвенций МОТ, касающихся основных вопросов социальной политики, регулирования трудовых отношений, социального партнерства.

Генеральное соглашение ограничивает уровень безработицы в среднем по Российской Федерации. В целях обеспечения реализации договоренностей генерального соглашения Правительство РФ разрабатывает и утверждает план мероприятий. Ответственными исполнителями его являются федеральные органы власти. Информация о ходе выполнения плана ежеквартально представляется в Роструд, на который возложен контроль за реализацией плана. Информация о выполнении плана представляется в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Отраслевое (тарифное) соглашение отражает направления социально-экономического развития отрасли, оплату и условия труда, социальные гарантии, регулирует вопросы занятости работников отрасли (профессиональной группы). Содержание соглашения определяется отраслевой комиссией, которая формируется на принципах паритетного и полномочного представительства сторон. Отраслевые соглашения подписываются министром или его заместителем, которому делегировано это право. Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.

Контроль за выполнением отраслевых соглашений осуществляется подписавшими их сторонами. Каждая из сторон разрабатывает комплекс необходимых мер для выполнения обязательств.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ, в частности условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет инспекция труда при Роструде. Ей подведомственны инспекции труда в субъектах РФ, районах и городах, отраслевые инспекции труда, в совокупности образующие единую систему контроля за соблюдением законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности.

Контролируется соблюдение законодательства о труде, охране труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве предприятий, коллективных договорах и соглашениях. Инспекция защищает работников от незаконных действий работодателей и должностных лиц. Инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия в целях надзора и контроля; налагать штрафы на руководителей и должностных лиц предприятий, виновных в нарушении трудового законодательства; приостанавливать работу подразделений и оборудования при выявлении нарушений правил охраны труда, которые создают угрозу жизни работников.

Суммы взысканных штрафов за нарушение законодательства о труде направляются на бюджетный счет Роструда и используются на улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Роструд оценивает состояние и прогнозирует перспективы занятости, разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости, помогает гражданам в трудоустройстве, а работодателям - в подборе нужных работников, организует подготовку и повышение квалификации безработных, выплачивает пособия по безработице. В каждом субъекте РФ имеется территориальный орган службы занятости, который не входит в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Он анализирует ситуацию на рынке труда, разрабатывает меры по предупреждению массового высвобождения, содействует в поддержке малого бизнеса.

В городах и районах образованы отделы занятости в качестве структурного подразделения службы занятости, действующей в субъекте РФ, которые ведут непосредственно работу с населением.

Регулирование отношений в сфере занятости могут также осуществлять профсоюзы, объединения работодателей, общественные организации. Обращение граждан в негосударственные организации содействия занятости не влечет за собой каких-либо взаимных обязательств граждан и государства.

Создаются координационные комитеты содействия занятости из представителей объединений профсоюзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных органов, общественных объединений.

Деятельность по содействию занятости населения лицензируется. Лицензии выдают органы исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения службы занятости. Лицензируется также деятельность по трудоустройству граждан за пределами территории России.

Введен всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы как государственная система непрерывного наблюдения социально-экономических процессов для предупреждения и устранения негативных тенденции. Объектом мониторинга являются коллективы предприятий, других организаций всех форм собственности, регионы, отрасли, группы населения. Ведение мониторинга возложено на Роструд и Росстат.

Эффективность реализуемых мероприятий по повышению занятости измеряется отношением численности безработных, снятых с учета в органах службы занятости, к приросту численности зарегистрированных безработных. Чем больше значение показателя, тем результативнее политика повышения занятости.

Куда девать лишних, в том числе и молодых, людей? Капитализм может использовать технический прогресс, но с решением социальных проблем запаздывает. Социалисты Франции пытались урезать рабочую неделю, чтобы работы хватало всем. Сейчас наступает время временной занятости: в мире 70% рабочих мест занимают люди, с которыми не заключено никаких трудовых договоров.

Государственная политика занятости направлена на разрешение такой важной задачи, как развитие и полная реализация граждан. Сюда также можно включить обеспечение населения достойным заработком, стабильным продвижением по карьерной лестнице.

Активная политика занятости - это действия, направленные на снижение безработицы. Сюда можно отнести мероприятия, предупреждающие увольнения сотрудников, а также повышение квалификации, обучение, помощь в поиске рабочих мест, переподготовку, создание новых рабочих мет.

Пассивная занятости - это меры, помогающие снизить негативные последствия такого явления, как безработица. Сюда можно отнести выплаты социальных пособий, выдачу малоимущим людям товаров первой необходимости, организацию специальных столовых для бездомных, а также другие виды помощи.

Государственная политика занятости подразделяется еще на три категории.

Экономические меры. В частности, стимулирование предпринимательской деятельности посредством предоставления налоговых льгот, субсидий, кредитования.

Организационные меры. В частности, это повышение профессиональной квалификации, помощь в поиске работы, обучение.

Правовые меры. Это законодательные акты, обеспечивающие досрочный уход на пенсию, снижение пенсионного возраста, установление отпуска. Кроме того, это законы, предусматривающие минимальную зарплату, предоставление отгула, двойную оплату за выход на службу в условия безопасности на производствах, причисляемых к вредным.

Государственная политика занятости подразделяется на три модели, популярные в развитых странах. Американская модель подразумевает создание большого количества рабочих мест, при которых не требуется высокая производительность. При этом формально безработица снижается, однако увеличивается количество граждан с минимальной зарплатой.

Скандинавская государственная политика в области занятости подразумевает создание рабочих мест в государственных сферах. При получают среднюю зарплату и стабильность. Однако и в этой системе есть свои минусы. В частности, существует риск инфляции и истощения финансовых ресурсов.

Европейская модель подразумевает обеспечение роста доходов и повышение производительности. Подобная система требует больших пособий для безработных.

Существуют разные виды занятости населения. Полная занятость подразумевает деятельность в течение всего дня, при которой работник получает зарплату в размере, адекватном для данного региона.

Неполная занятость может быть принудительной в связи с разного рода экономическими причинами. Она предполагает деятельность в течение неполного дня, которая подразумевает сниженную эффективность и низкую зарплату.

Добровольная чаще всего бывает связана с различными социальными причинами. К примеру, человек ухаживает за больными близкими или совмещает учебу с работой.

Подведем итоги. Государственная политика в области занятости должна осуществляться комплексно. Необходимо оказывать помощь людям, которые не могут получить работу по каким-либо причинам. К примеру, это может быть содействие в обучении и переквалификации. Однако стоит помнить, что в любом случае определенный процент безработицы останется. Здесь понадобятся специальные меры. В частности, это различные пособия и помощь малоимущим. Существуют разные механизмы снижения безработицы. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. В любом случае необходимо стимулировать людей к ведь от того, сколько граждан задействовано в экономике, зависит благополучие государства.