Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики. Курсовая работа: Инструменты и методы денежно-кредитной политики Методы денежно кредитной политики

05.07.2020

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инст­рументов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Мето­ды проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.Это воздействие осу­ществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ­екты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы денежно-кредитной политики носят характер административных мер в форме различ­ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объ­емом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Одна­ко со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Косвенные методы денежно-кредитной политики регулирования денежно-кредитной сферы воздейству­ют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механиз­мов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особен­но на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо прямых икосвенных различают общие и селективные методы осу­ществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влия­ние на денежный рынок в целом.

Селективные методырегулируют конкретные виды кредита и носят в основ­ном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выда­чи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типич­но для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической практике центральные банки используют следу­ющие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резерв­ных требований;

Процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депо­нирования средств коммерческих банков в центральном банке;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъ­ятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность ком­мерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обяза­тельных резервов коммерческих банков, или резервных требований, исполь­зуется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данно­го инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызы­вает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипли­кационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалис­тов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резер­вов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное пред­ложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расшире­ние объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

Процентная политика центрального банка проводится по двум направле­ниям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть наз­вана политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому Центральный банк учиты­вает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитова­ния под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При полу­чении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая муль­типликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличе­ние учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются воз­вратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банков­ских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного пред­ложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показате­лем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необяза­тельны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с други­ми банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммер­ческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, сни­жение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к рас­ширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увели­чивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находит­ся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается – мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать кратко­срочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном – сдер­живающей.

Депозитные операции Центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а Центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время явля­ются в мировой экономической практике основным инструментом денеж­но-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по зара­нее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наи­более гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвид­ности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влия­ние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что сти­мулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в эко­номику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им цен­ных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или умень­шая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необхо­димости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачи­вают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связан­ные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно сов­местно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема осуществления этих операций следующая.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвиди­ровать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населе­нию, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно воз­растает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конеч­ном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропор­ции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит поли­тику, направленную на расширение денежного предложения, а именно централь­ный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населе­ния по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непри­влекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно прода­вать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного пред­ложения. При этом процентная ставка падает.

Можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредит­ной политики в связи с тем, что открытый рынок – это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процент­ных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются Центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кре­дитной политики . Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли цен­трального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики централь­ного банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями цен­трального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения централь­ный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у цен­трального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструмен­тов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой – регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обра­щения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным банком.

Пример 1. Из российской практики: регулирование наличной денежной массы. В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, не воз­никала проблема кредитных ресурсов для его филиалов, ибо эти ресурсы автомати­чески создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборо­тов. В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, так как в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам – это лишь обращение банков­ских записей, но не денег. Современная деятельность Банка России в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением нашей страны в международное экономиче­ское сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.

В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборо­тов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и банкам. С помощью таких расчетов определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы Банка России, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег орга­низациям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска наличных денег в обращение или их изъятия из обращения.

Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной поли­тики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX века как реакция на «бегство капиталов» в условиях экономического кризиса и Вели­кой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влия­ние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импор­та, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюд­жета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть опреде­лен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валю­ты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валю­ту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интер­венции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечива­ют основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завыше­нии курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособ­на по сравнению с иностранной продукцией.

Рыночная экономика - механизм, в достаточной мере саморегулируемый. Но в большинстве современных государств есть властные институты, которые периодически вовлекаются в управление хозяйственными процессами в силу того, что это нужно делать в целях поддержания стабильности национального рынка. Данные учреждения осуществляют денежно-кредитную политику. В чем специфика данного вида деятельности государственных структур? Какие методы они применяют при этом?

Что представляет собой денежно-кредитная политика?

Под субъектом денежно-кредитной политики, которая иногда именуется также монетарной, в общем случае принято понимать государство. Таким образом, данный вид активностей представляет собой работу органов власти, посредством которой осуществляется управление механизмом оборота денежных средств в национальном хозяйстве. Целью денежно-кредитной политики государства является сдерживание цен, обеспечение занятости граждан и стимулирование роста экономики в целом.

Главное учреждение, которое осуществляет данные активности в РФ - Центральный банк России. В узком смысле под денежно-кредитной политикой может пониматься деятельность любого экономического субъекта. Например - предприятия или муниципалитета, целью которой является повышение эффективности управления капиталом. Но чаще всего, конечно, инструменты денежно-кредитной политики задействуют государственные органы. Рассмотрим основные задачи, которые решает в данном направлении деятельности ЦБ РФ.

Задачи банка в части денежно-кредитной политики

Итак, главным субъектом, задействующим различные инструменты денежно-кредитной политики, является ЦБ России. Данному учреждению предстоит решать следующий спектр задач:

  • регулирование инфляции;
  • снижение безработицы;
  • поддержание курса национальной валюты;
  • обеспечение стабильности платежного баланса государства;
  • обеспечение функционирования банковской системы;
  • поддержание работы платежных механизмов в экономике;
  • установление адекватных процентных ставок в сфере кредитования.

Классификация принципов монетарной политики

Центральный банк может применять несколько стратегий монетарной политики. Эксперты выделяют две основные - жесткую и гибкую. В чем их специфика?

При жестком методе управления финансовыми потоками выбираются те инструменты денежно-кредитной политики, которые направлены на обеспечение оборота в экономике конкретного объема денежной массы. Гибкая модель же предполагает задействование тех подходов, что предполагают регулирование, главным образом, кредитных механизмов - чаще всего, посредством увеличения или уменьшения процентной ставки. В случае с ЦБ РФ регулируется величина ключевой ставки, которая является определяющим фактором условий выдачи кредитов частных банков своим клиентам.

Есть и иные критерии классификации монетарной политики. Так, Центробанк может практиковать стимулирующий подход. Он предполагает, что будут выбираться инструменты денежно-кредитной политики, которые стимулируют деловую активность хозяйствующих субъектов и - как следствие - рост экономики, появление новых рабочих мест.

Есть, в свою очередь, и сдерживающий подход. Он предполагает, что инструменты денежно-кредитной политики ЦБ будет выбирать те, что направлены на снижение предпринимательских активностей. Данный подход применяется прежде всего в целях противодействия инфляции. Основные инструменты денежно-кредитной политики стимулирующего типа:

  1. облегчение требований по резервам для частных банков;
  2. снижение ключевой ставки;
  3. активная покупка ЦБ государственных облигаций.

Данные меры предполагают стимулирование активностей сразу в 3 сегментах экономики - банковской сфере, бизнесе в реальном секторе, а также на фондовых рынках.

Основные инструменты денежно-кредитной политики сдерживающего типа:

  1. ужесточение требований по резервам для частных банков;
  2. увеличение ключевой ставки;
  3. продажа Центробанком ценных бумаг, которые эмитированы государством.

Аналогично эффект от задействования перечисленных инструментов наблюдается сразу в нескольких сегментах бизнеса.

Методы монетарной политики

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «денежно-кредитная политика», инструменты денежно-кредитной политики. Но есть еще ряд нюансов, характеризующих активности, о которых идет речь. В частности, полезно будет рассмотреть то, какие методы монетарной политики могут применяться государством. Есть несколько способов их классификации. Так, распространен подход, в рамках которого выделяют прямые и косвенные методы. Изучим их сущность подробнее.

Что представляют собой прямые методы монетарной политики?

Прямые методы монетарной политики властей предполагают, что ЦБ будет задействовать главным образом административные инструменты регулирования кредитно-денежной политики. Это может быть применение лимитов на предоставление займов или же размещение депозитов частными банками. Данный подход позволяет Центробанку повлиять прежде всего на величину денежного предложения в экономике и, как следствие, получить возможность регулировать инфляцию. Главное преимущество соответствующих методов - возможность получения оперативного результата.

Как правило, те инструменты денежно-кредитной политики государства, что задействуются в подобных сценариях, приводят к быстрым изменениям в национальном хозяйстве. Однако их воздействие, как правило, не носит фундаментального характера. Поэтому достижение краткосрочного эффекта от применения прямых методов монетарного управления экономикой чаще всего требует применения ЦБ последующих мер, закрепляющих полученный результат.

Сущность косвенных методов в монетарной политике

Специфика косвенных методов в том, что их применение характеризуется задействованием, главным образом, рыночных механизмов. Например, внедрение обновленных регламентов деятельности частных банков, которые могут повлиять на политику определения ими приоритетов в выстраивании бизнес-модели.

Главное преимущество методов рассматриваемого типа - в их фундаментальности, несмотря на относительно невысокую оперативность получения результатов их применения. Можно отметить, что эксперты также классифицируют методы монетарной политики на общие и селективные. Первые, в принципе, схожи с косвенными, механизмы реализации вторых подобны тем, что характеризуют задействование прямых методов.

Итак, мы рассмотрели то, что представляет собой денежно-кредитная политика, инструменты денежно-кредитной политики, основные ее методы также были описаны. Полезно будет теперь изучить ряд практических аспектов их применения.

Практика монетарной политики: участие ЦБ в рыночных операциях

В достаточной мере эффективным и распространенным инструментом кредитно-денежной политики является участие Центробанка в рыночных операциях. Рассмотрим то, каким образом оно может осуществляться.

Активности ЦБ в сфере рыночных операций могут заключаться прежде всего в покупке или же продажи резервных активов, используя собственные резервы. Еще один распространенный вид деятельности ЦБ в рассматриваемом направлении - управление золотовалютными резервами государства. Данный вид активностей позволяет, прежде всего, осуществлять эффективное управление долговой политикой государства, а также влиять на инвестиционную привлекательность экономики страны. Еще один способ участия ЦБ в рыночных операций - участие в валютных торгах. Чаще всего оно осуществляется в виде интервенций, представляющих собой сессии продаж или покупки национальной или зарубежной валюты в целях корректировки уровня ее спроса или предложения.

Практика монетарной политики: управление учетной ставкой

Следующий практический инструмент монетарной политики - управление учетной ставкой. Его сущность в определении величины процента, который частные банки уплачивают ЦБ в обмен на денежные средства, которые занимают у него в целях использования в структуре собственного капитала. Если ЦБ снижает учетную ставку, то частные кредитные структуры, как правило, начинают занимать у ЦБ активнее - равно как и предлагать своим клиентам различные финансовые услуги.

Конечно, снижается и процент по займам для клиентов - и это является дополнительным стимулирующим фактором роста оборотов капитала в кредитно-финансовой организации. В свою очередь, повышение учетной ставки сопровождается, как правило, противоположным эффектом, но в то же время, как мы отметили выше, позволяет противодействовать инфляции.

Специальные методы монетарной политики

Центробанк и другие финансовые учреждения также могут применять и специальные методы монетарной политики. В числе таковых - стимулирование экспорта национальной продукции, технологий, капитала, различных сервисов. Данные методы реализуются посредством активизации кредитования предприятий, готовых осуществлять соответствующие поставки, подписания контрактов, по которым ЦБ гарантирует обеспечение различных инвестиционных программ. Еще один способ стимулирования экспорта - корректировка пошлин, изменение величины различных квот.

Приоритеты государства в выборе приоритетов монетарной политики зависят от многих факторов - внутренних, внешних. Часто они относятся к категории политических, то есть, не имеют прямого отношения к функционированию механизмов спроса и предложения на рынке. Компетенции ЦБ и других финансовых учреждений может оказаться недостаточно для адекватного воздействия на экономические процессы в условиях чрезмерного влияния в экономических факторов - поэтому, к регулированию хозяйственных процессов могут подключаться иные институты власти. Вопросы экономического характера могут стать приоритетными для правительства страны и высших органов власти в целом, хотя в общем случае они находятся в компетенции в достаточной мере ограниченного круга финансовых институтов.

Инструменты монетарной политики Банка России

Изучим теперь то, каковы основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России. В соответствии с положениями законодательства, к таковым следует относить:

  • определение величины процентных ставок по собственным операциям,
  • установление нормативов резервов,
  • которые вносятся на депозиты в ЦБ РФ,
  • осуществление транзакций на открытом рынке,
  • осуществление рефинансирования кредитно-финансовых учреждений,
  • проведение валютных интервенций,
  • управление критериями роста денежной массы,
  • установление количественных ограничений,
  • осуществление эмиссии ценных бумаг.

Как считают эксперты, российский Центробанк акцентирует свои действия на применении главным образом косвенных методов управления денежными потоками в экономике. Но законодательство РФ допускает, что инструменты кредитно-денежной политики РФ будут применяться те, что классифицируются как прямые. В частности, в виде количественных ограничений, которые могут выражаться в утверждении лимитов на операции по рефинансированию или же проведение кредитно-финансовыми структурами отдельных транзакций.

В общем случае Центробанк РФ действует как независимый субъект монетарной политики. Прежде всего это обусловлено тем, что данная структура имеет юридическую независимость от государственных органов власти. Однако, в ряде случаев его активности должны согласовываться с правительством РФ.

Банк России достаточно редко практикует меры прямого воздействия на работу частных кредитно-финансовых организаций - но вполне может определять для них те или иные рекомендации. Например, они могут быть связаны со снижением объемов иностранных активов в целях пресечения оттоков капитала. Также Центробанк РФ может определить для частных кредитных структур рекомендации по величине процентных ставок в рублях в целях обеспечения оптимальной ликвидности в банках.

Резюме

В РФ выстраивается рыночная экономика. Поэтому, инструменты кредитно-денежной политики России адаптированы к механизмам свободного формирования спроса и предложения в национальном хозяйстве. Возможно, этим и объясняется задействование ЦБ РФ преимущественно косвенных методов регулирования денежного оборота в экономике. Но теоретически главная кредитно-финансовая организация РФ может применить весь спектр тех инструментов монетарной политики, что рассмотрены нами выше - законодательство не запрещает этого.

Центральный банк, как главный субъект монетарного регулирования национальным хозяйством, может выбирать те инструменты и методы денежно-кредитной политики, что наилучшим образом адаптированы для текущей экономической ситуации. Если они будут прямые - то ЦБ РФ вправе ожидать оперативного, но в достаточной мере поверхностного результата, требующего дальнейшего вмешательства в экономические процессы. Косвенные методы вмешательства Центробанка в экономику не всегда дают быстрый результат, но характеризуются фундаментальным воздействием на процессы, которые проходят в национальном хозяйстве.

В ряде случаев содействие в осуществлении монетарной политики Центробанку могут оказывать другие государственные структуры. Это может быть обусловлено тем, что компетенции ЦБ может оказаться недостаточно для решения проблем, появившихся вследствие влияния факторов, не имеющих прямого отношения к экономическим процессам. Кроме того, Центробанк может иметь обязательство совещаться с другими госструктурами в силу того, что применяемые им методы могут затрагивать иные сферы, за развитие которых отвечают соответствующие структуры власти.

Методы денежно-кредитной политики -- совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей .

На рисунке 1 представлена классификация методов кредитно-денежной политики.

Рисунок 1. Классификация методов кредитно-денежной политики

Прямые методы -- административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги -- это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы (рисунок 2).


Рисунок 2. Общие и селективные методы кредитно-денежной политики

Операции на открытом рынке. Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а, следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью .

Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег. Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Таким образом, методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные. Общие методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом, а селективные методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на решение следующих задач:

Регулирование экономического роста;

Сдерживание инфляции;

Обеспечение занятости населения страны;

Выравнивание платёжного баланса.

Денежно-кредитная политика, направленная на увеличение де­нежной массы в экономике,называется экспансионистской, на сокращение денежной, массы - рестрикционной.

В соответствии с выбранной стратегией Банк России проводит следующие виды политики:

Денежную;

Учетную;

Депозитную;

Валютную.

Каждое направление политики Центробанка время от времени (в зависимости от ситуации в экономике) является приоритетным.

Денежная политика - выпуск (эмиссия) денег и регулирование денежного обращения в стране.

Учетная политика Центрального банки основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. Цен­тральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учет­ный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране. При его повышении проводится жесткая политика "до­рогих денег", при понижении - политика "дешевых денег".

Дополнением учетной политики служит ломбардная или зало­говая политика, основанная на предоставлении Центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение вексе­лей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств.

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных ин­ститутов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке ка­питалов.

Учетная и ломбардная политика Центрального банка - это ме­ханизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений косвенного воздействия на экономику в целом.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и Центральным банком, тем самым оказывая влияние на состояние резервов кредитных институтов.



При проведении экспансивной депозитной политики денеж­ные средства государственного сектора экономики, размещен­ные в Центральном банке, уменьшаются. Соответственно на эту величину возрастают резервы коммерческих банков. Однако при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что приводит к снижению процентных ставок и инфляции. При проведении контрактивной депозит­ной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Валютная политики - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений. На­ правление и формы валютной политики, проводимой Цен­тральным банком, зависят от внутриэкономического положе­ния данной страны.
В различные периоды применяются разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменение пари­тетов (девальвация и ревальвация), регулирование степени кон­вертируемости валюты, режима валютного курса, дисконтная и девизная политика. Одним из средств реализации валютной по­литики является валютное регулирование, направленное на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями.

Центральный банк проводит также девизную политику. Это метод воздействия на курс национальной валюты путем кущи-продажи иностранной валюты:

В целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает иностранную валюту;

А для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика проводится главным образом в форме валют­ной интервенции, т. е. вмешательства Центрального банка в опе­рации на валютном рынке с целью воздействия на курс нацио­нальной валюты. Особенностью валютной интервенций являет­ся относительно крупные масштабы и короткий период времени.

Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ яв­ляются:

1. административные методы - к ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие, как:

Квотирование отдельных видов активных и пассивных опе­раций;

Введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;

Ограничения на открытие различных филиалов и отделений;

Лимитирование процентных ставок, тарифов и т. д,;

2. экономические методы - к ним относят использование меро­приятий, не предполагающих установления прямых запретов, на­пример таких, как:

налоговые меры;

Нормативные меры (отчисления в фонд регулирования кре­дитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточно­сти банковского капитала, а также другие виды отчислений).

Основными инструментами денежно-кредитной политики Бан­ка России являются:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос­сии (резервные требования);.

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование кредитных организаций;

Валютные интервенции;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения;

Эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки по операциям. Банк России может устанав­ливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фик­сации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой мини­мальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Нормативы обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным банком норм обяза­тельных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хра­нятся на беспроцентном счете в Центральном банке. Как инструмент денежной политики минимальные резервы вы­полняют двоякую роль: служат текущему регулированию лик­видности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческим банкам.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифферен­цированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно
изменены более чем на 5 пунктов.

Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк Рос­сии имеет право списать в бесспорном порядке с корреспон­дентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кре­дитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

Операции на открытом рынке - купля-продажа Банком Рос­сии казначейских векселей, государственных облигаций, про-> чих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные, операций с указанными ценными бума­гами с совершением позднее обратной сделки. Воздействие Центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на от­крытом рынке, Банк создает выгодные условия кредитным ин­ститутам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Операции на откры­том рынке - это наиболее гибкий метод регулирования лик­видности и кредитных возможностей банков путем размеще­ний государственного долга.

Рефинансирование кредитных организаций - кредитование Бан­ком России кредитных организаций. В современных условиях рефинансирование используется как инструмент оказания фи­нансовой помощи коммерческим банкам, что позволяет им
свести до минимума запас ликвидных средств.
Валютные интервенции - купля-продажа Банком России ино­странной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в ис­ключительных случаях в целях проведения единой государст­венной денежно-кредитной политики только после консульта­ций с Правительством РФ.

Установление ориентиров роста денежной массы - Банк России может устанавливать ориентиры роста одного иди нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направле­ний единой государственной денежно-кредитной политики.

Эмиссия облигаций от своего имени - Банк России вправе осуще­ствлять эмиссию. Предельный размер общей номинальной стои­мости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения Советом директоров об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между мак­симально возможной суммой обязательных резервов кредит­ных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемых исходя из действующего нормати­ва обязательных резервов.

Центральный банк РФ

Центральный банк (Банк России) является основным проводни­ком денежно-кредитной политики, направленной на стабилиза­цию денежного обращения.

Роль ЦБ РФ в экономике заключается: в защите и обеспечении устойчивость рубля; регулировании совокупной денежной массы в экономике; развитии и укреплении банковской системы; воздействии на активность коммерческих банков; установлении единых правил банковской деятельности разъ­яснении отдельных вопросов банковской практики; содействии бесперебойному функционированию системы расчётов.

По мере развития экономики роль ЦБ усиливается и возраста­ет, поскольку именно через денежно-кредитный механизм обес­печивается основа развития денежной системы страны,

Банк России - главное звено современной банковской системы России. Его отличительные особенности:

  • уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью;
  • Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов;
  • Банк не регистрируется в налоговых органах;
  • Банк России является юридическим лицом;
  • государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства;
  • полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России без его согласия не допускаются.

Для ЦБ РФ характерен принцип независимости - ключевой элемент статуса Банка Рос­сии - проявляется прежде всего в том, что он не входит в струк­туру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом:

Денежной эмиссии;

Организации денежного обращения.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает и освобождает от должности:

Председателя Банка России;

Членов Совета директоров Банка России;

Аудитора Банка России.

Также Государственная Дума утверждает годовой отчет Центрального банка РФ и аудиторское заключение.

Центральный банк выполняет следующие основные функции:

1. функцию эмиссионного центра - заключается в том, что ЦБ обладает монопольным правом на выпуск банкнот. Объемы эмиссии наличных денег регулируются Банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резерв в Центральном банке.

Значение функции эмиссионного центра несколько снижен так как банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле. Чем выше доля обращения в стране, тем выше значение банковской эмиссии;

2. функцию "банка банков". Особая роль Центрального банка в кредитной системе состоит также в том, Что главными его клиентами являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают посредниками между экономикой и Центральным банком.

Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в Центральном банке часть своих денежных в виде кассовых резервов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Цен­тральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммер­ческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг;

3. функцию банка правительства. Независимоот принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. Цен­тральный банк выступает главным банкиром государства и совет­ником правительства по финансовым и монетарным проблемам.

Казначейство хранит свои свободные средства на текущих счетах в Центральном банке, которые оно использует для своих рас­ходов. При этом казначейство расплачивается со своими по­ставщиками чеками на Центральный банк. Вместе с тем Цен­тральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денеж­ными средствами казначейства выполняет бесплатно для не­го операции по исполнению бюджета. Так, по поручению ка­значейства Центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляют на его текущий счет. В условиях дефицита государственного бюджета усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Управле­ние государственным долгом осуществляется с помощью опера­ций Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним.

Центральный банк использу­ет следующие методы управления государственным долгом:

  • покупает или продаёт государственные обязательства с це­лью воздействия на их курсы и доходность;
  • изменяет условия продажи государственных обязательств;
  • различными способами повышает привлекательность госу­дарственных обязательств для частных инвесторов.

4. функцию валютного центра. Исторически сложилось; что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени пра­вительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золото­валютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путём учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в Международных и региональ­ных валютно-финансовых, учреждениях.

5. функцию денежно-кредитного регулирования, котораяна совре­менном этапе является важнейшей функцией Центрального банка. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного ре­гулирования экономики, являющегося составной частью эконо­мической политики правительства. Главными целями денежно-кредитной политики являются: достижения стабильного эконо­мического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнива­ние платежного баланса.

6. функцию выпуска государственных ценных бумаг. Центральный банк определяет условия их выпуска и место размещения.

Опе­рации с государственными ценными бумагами позволяют:

Обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита;

Способствовать проведению более эффективной денежной политики;

Обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все про­чие элементы рынка капитала.

Для реализации своих функций в процессе своей деятельности Цен­тральный банк России выполняет следующие задачи:

Проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денеги органи­зует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правша осуществления расчетовв Российской Федерации;

устанавливает единые для всей страну правилапроведения банковских операций;

Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы российской Федерации,если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполни­тельной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и испол­нение бюджетов; .

Осуществляет эффективное управление золотовалютными ре­зервамиБанка России;

Принимает решение о государственной регистрации кредитных
организаций,выдает кредитным организациям лицензии на осу­ществление банковских операций, приостанавливает их дейст­вие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организацийи банковских групп;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организация­мив соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительст­ва РФ все виды банковских операцийи иных сделок, необходи­мых для выполнения функций Банка России;

Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контрольв соответствии с законодательством РФ;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами,а также с юри­дическими и физическими лицами;

Устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской
системы РФ;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранныхва­лют по отношению к рублю;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
РФ и организует составление платежного ба­ланса РФ;

Выполняет иные задачи.

Операции ЦБ

1. Пассивные операции Банка России отличаются тем, что источ­ником образования их ресурсов служат преимущественно не соб­ственные капиталы и привлеченные вклады, а. эмиссия банкнот.

К основным пассивным операциям Центробанка относятся:

Эмиссия банкнот;

Прием вкладов коммерческих) банков и казначейства.

Главным Источником ресурсов центральных банков в большин­стве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот не обеспечен золотом. Повсеместно отменено официальное золотое содержание де­нежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан:

На кредитовании коммерческих банков, государства;

Увеличении золотовалютных резервов.

Эмиссия банкнот при кредитовании банкой обеспечена вексе­лями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства - государственными долгосрочными обязательствами, а при покупке золота и иностранных валют -золотом и иностранной валютой. Отсюда следует, что обеспечением банк­нотной эмиссии служат активы Центрального банка. Размеры эмиссии банкнот зависят от активных операций Центрального банка.

Однако не все ссуды Центрального банка кредитной, или государству связаны с новым выпуском банкнот. Кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейст­ва, открытые в Центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия Центрального банка. Источником ресурсов центральных банков также служат вклады казначейства и коммерческих банков. Часть средств коммерче­ские банки обязаны хранить в виде кассовых резервов. Кор­респондентский счет коммерческого банка в Центральном равно­значен по своей ликвидности денежной наличности. Как прави­ло, коммерческие банки имеют определенный остаток на своем корреспондентском счете в Центральном банке, который ста­новится сосредоточением денежных резервов коммерческих банков. Центральный банк не уплачивает процентов по депо­зитам, однако бесплатно осуществляет расчетные операции.

Наряду с банковскими вкладами большое место в пассивах эмис­сионных банков занимают вклады государства. На долю собствен­ного капитала обычно приходится не более 4% пассива ЦБ.

2. Активными операциями называются операции по размещению банковских ресурсов. К основным активным операциям банка относятся:

1. учетно-ссудные операции

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами операций:

Учетными операциями;

Краткосрочными ссудами государству и банкам.

Главными заемщиками центрального банка выступают КБ и государство. К ссудам центральных банковкоммерческие банки прибегают для целевого кредитования своих клиентов, а также в период на­пряженного положения на денежном рынке. Такие ссуды принимают следующие формы:

Переучет и перезалог векселей;

Перезалог ценных бумаг;

Целевые ссуды Центрального банка на инвестиционные цели.

Переучет и перезалог векселей заключается в том, что ЦБ переучитывает векселя, предоставляемые коммерческими банками. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленных стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства. Перезалог векселей - это кратко­срочные ссуды под векселя, предъявленные коммерческим банкам.

Перезалог ценных бумаг - выдача, банковских ссуд под государ­ственные ценные бумаги, однако в некоторых странах допус­кается также выдача ссуд под другие виды ценных бумаг. Методом покрытия кассовых резервов могут быть прямые бан­ковские ссуды правительству сроком не более одного года. Крат­косрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

2. вложения в государственные ценные бумаги осуществ­ляться банком с различными целями. Покупка центральными банками государственных облигаций служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покры­тия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства практически отсутствует или ограничено законом,

вышеуказанных мер.

3.операции с золотом и иностранной валютой практикуются, как правило, в условиях крайней необходимости для государства и применяются реже вышеуказанных мер.

(ДКП) страны – это совокупность мероприятий в области кредита и денежного обращения, направленных на достижение экономического благополучия страны. Выбор ДКП обусловлен в первую очередь целями, которые должны быть достигнуты. К числу возможных целей ДКП эксперты относят следующие:

  • Укрепление национальной валюты.
  • Повышение уровня занятости населения.
  • Увеличение темпов экономического роста.
  • Стабилизация национальной экономики.

Принципы регулирования экономики

В общем виде ДКП может быть рестрикционной и экспансивной. Первый вид предполагает введение ограничений на банковские операции, второй, напротив, их стимулирование.

Видно, что ЦБ может использовать разнообразные инструменты для реализации ДКП. В их числе:

  • Регулирование нормы резервирования. Каждый должен хранить часть своих активов на счету в Центробанке. Доля таких активов и называется нормой резервирования. Банки могут оказывать услуги кредитования только тогда, когда у них достаточно денег сверх зарезервированной суммы. Повышая норму резервирования, ЦБ подталкивает коммерческие банки к повышению процентных ставок, снижая таким способом привлекательность предложений банков для потребителя. На данный момент ставка резервирования составляет 3,5% для счетов юридических, физических лиц, а также для счетов в иностранной валюте. Нарушение норматива грозит недобросовестному банку штрафом, размер которого не может превышать две ставки рефинансирования (ставки, по которой предоставляется кредит КБ).
  • Действия через . ЦБ может регулировать ДКП и посредством покупок и продаж ценных бумаг коммерческих банков на открытом рынке. Схема следующая: покупка ценных бумаг банка приводит к увеличению его резервов, а, следовательно, и к повышению денежного предложения. Продажа приводит к обратному эффекту.
  • . ЦБ регулярно выдает кредиты коммерческим банкам. Меняя процентную ставку, ЦБ может влиять на резервы банков.
  • . Осуществляется ЦБ в форме интервенций – ЦБ выходит на валютный и производит покупку или продажу иностранной валюты, оказывая таким способом влияние на курс.

Классификация методов ДКП

Самая распространенная классификация методов ДКП предлагает делить их на прямые (административные) и косвенные (экономические). Каждый из видов методов имеет свои преимущества и недостатки.

Прямые методы влияют на экономическую систему в целом. Наглядный пример прямого метода ДКП – изменение нормы резервирования. Привлекательность этих методов заключается в том, что последствия от их реализации гораздо легче прогнозировать, а на разработку не требуется много времени и финансов. Однако прямые методы считаются грубыми, так как могут привести банки к нерациональному распределению ресурсов и подтолкнуть банковский рынок к монополии. пользовался прямыми методами вплоть до 1995 года, после чего отказался от них, однако, вынужден был вернуться к ним в 1998 году, в кризисное время.

Косвенные методы позволяют, напротив, избежать деформаций и патологий развития рынка, однако, последствия от их реализации довольно сложно предсказать. Тем не менее, сейчас в нормативных документах официально закреплен переход от административных методов к экономическим.

Виды ДКП

Выделяют два основных вида ДКП: жесткая и гибкая.

Как видно из схемы, жесткая политика направлена на поддержание на одном уровне денежной массы (Δ M – это прирост денежной массы). денег S m вертикальная, так как изменению подлежит процентная ставка Δ r .

При гибкой монетарной политике кривая S m горизонтальна, так как напротив ЦБ воздействует на денежную массу, предпочитая поддерживать процентную ставку на уровне. К гибкой монетарной политике ЦБ прибегает, когда стоит задача нивелировать влияние скорости оборота денег на национальную экономику.

Вид монетарной политики влияет на спрос на инвестиции, который в свою очередь оказывает влияние на степень зависимости объемов производства и занятости от предложения денег. Ниже график зависимости спроса на инвестиции от монетарной политики:

Из графика видно, что жесткая , позволяет значительно повлиять на размер инвестиции I (благодаря амплитудному изменению процентной ставки), в то время как гибкая – лишь незначительно.

Актуальная проблема: влияние электронных денег на ДКП

Проблема следующая: бесконтрольный выпуск электронных денег способен привести к значительному увеличению денежной массы, следовательно, и к стремительному росту инфляции. может вырасти, даже если роста денежной массы не произойдет – этому способствует повышение скорости денежного оборота.

В качестве превентивных Центробанком могут быть приняты следующие меры:

  • Введение обязательной нормы резервирования для эмитентов электронных денег.
  • Ограничение числа эмитентов электронных денег с целью упрощения процедуры контроля за ними.
  • Введение процентной ставки по суммам, привлеченным с эмиссии электронных средств.

Помимо того, что эмиссия электронных денег повышает инфляцию, она также «отбирает» у ЦБ часть эмиссионного дохода, который называется также сеньораж . Несмотря на то, что падение эмиссионного дохода до того уровня, когда он не сможет покрывать эмиссионные , займет длительный срок, ЦБ следует задумываться о минимизации потерь загодя. Эксперты не исключают вероятность монополизации выпуска электронных денег.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш