Как отказаться от служебного жилья военнослужащему. Консультация юриста: Отказ от служебного жилья

18.07.2020

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Прохожу службу по контракту на Северном флоте. Личный номер: Ф-751565. Календарная выслуга - 17,5 лет. Выслуга 20 календарных лет выходит в 2015 году. Проживаю в 1-к кв. Состав семьи - 4 человека. В 2011 году был включен в единый Реестр МО РФ, как нуждающийся в получении жилья. На настоящее время дважды отказывался от получения жилья по приходящим извещениям из ДЖО МО РФ: первый раз из-за несоответствия размера предоставляемой жилой площади положенной норме на состав семьи, второй раз в связи с дальнейшим прохождением службы и планируемым увольнением в 2015 году. Основания на получение квартиры в данный момент нет. Могут ли меня исключить из единого Реестра МО РФ, как нуждающегося в получении жилья, в связи с отказом от предложенного жилого помещения?

Дмитрий Евгеньевич Кузнецов,
Тема вопроса: Жилищный вопрос
Населенный пункт: г. Гаджиево


В соответствии с нормативно правовыми актами регулирующими жилищные отношения военнослужащих, в зависимости от года поступления на военную службу по контракту выделение и обеспечение жильё происходит в двух вариантах.

Статья 15. Право на жилище Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

Военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

Офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Жилье выделяется из расчёта 18 кв.м. на члена семьи.

Как видно из Вашей ситуации, Вам предоставляется жилье по первому варианту, то есть по общим основаниям и правилам предоставления жилья.

Основания утраты военнослужащим права на получение постоянного жилья подробно изложены в приказе министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280.

Изложу коротко, что это действия военнослужащих по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения. Какие это могут быть действия? Например, это действия, связанные с изменением порядка пользования жилым помещением; обменом жилых помещений; невыполнением условий договора социального найма жилого помещения; расторжением брака; выделением доли жилых помещений собственниками; отчуждением жилых помещений или их частей.

Возникает вопрос о последствиях намеренного ухудшения военнослужащими своих жилищных условий.

Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По-другому обстоит дело с военнослужащими, которые обеспечивались жильем от военного ведомства. Военнослужащие, которые получали ранее жилое помещение от военного ведомства, но по каким-либо субъективным причинам утратили право на него, прав на повторное обеспечение жильем от военного ведомства не приобретают.

При переводе же к новому месту службы либо при получении квартиры по избранному месту жительства (отличному от места прохождения военной службы) военнослужащие обязаны сдать ранее занимаемое жилье.

Государство в данном случае исходит из принципов разумности и добросовестности. Оно ранее выполнило свои обязательства перед конкретным военнослужащим и не должно бесплатно либо на льготных основаниях обеспечивать жилыми помещениями граждан, которые не отнесены к категориям, обладающим правами на предоставление им жилого помещения.

Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в следующих случаях:

Подачи ими заявления о снятии с учета.

Утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Других оснований для снятия военнослужащего с учета не имеется.

Таким образом снятия вас с учёта оснований нет. Держите при себе все ваши заявления об отказе в получении выделенного жилья.

В соответствии с пунктом 13 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, при несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке № 2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № 6 к настоящей Инструкции.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, осуществляется в порядке, определенном настоящей Инструкцией.

Отказ от предоставления распределенных жилых помещений оформляется письменно с изложением причин. Согласно пункту 11 Инструкции, жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Количество таких отказов законодательством не определяется и не ограничивается.

  • 1 Введение в тему
  • 2 Как правильно оформить отказ
  • 3 Когда может быть выгоден отказ от служебного жилья
  • 4 Порядок оформления
  • 5 Важные моменты

Нужен совет юриста? Дадим экспертный совет в сложной ситуации Введение в тему Первая часть ФЗ №76 от 27.05.98 года дает гарантию, что каждый военнослужащий РФ должен быть обеспечен жильем или денежной компенсацией за наем, при этом жилая площадь, предоставляемая государством, должна отвечать требованиям, прописанным в другой статье законодательного акта - статье 15.1. Согласно ее тексту военнослужащий должен быть обеспечен жильем площадью не менее 18 м², вместе с тем ровно такая же площадь полагается на каждого члена семьи военного, с которым он совместно проживает.

Отказ от комнаты в общежитии военнослужащим

Общежитие: 4 этажа, 1 ванная комната, душ в подвале+ определенный контингент.Вопрос: как я могу мотивировать свой отказ, чтобы еще раз иметь право претендовать на рассмотрение моего вопроса на комиссии? Является ли мотивом отказа от такого жилья болезнь ребенка (у двоих детей энурез, у одного гидроцефальный синдром — стоим на учете у невропатолога с обоими).Или возможно еще какую-либо причину указать? Такой фонд у администрации есть. Мотив выдачи жилья: в фонде на данный момент нет подходящей квартиры.Я не стою ни в какой очереди. Это служебное жилье. На время работы.

Вправе ли военнослужащий отказаться от служебного жилья?

Квартиры в аварийных и ветхих домах также являются достаточным основанием задуматься об отказе. Если предлагаемое жилье меньше того, которое полагается вам по закону, также выгодно во многих случаях отказаться от его получения в пользу выплачиваемых компенсаций. Зачастую бывают ситуации, когда военнослужащий арендует квартиру за счет выплачиваемых ему денег поднайма, при этом предлагаемая квартира может быть гораздо меньше, или географически находится в неудобном месте.

Инфо

В таких случаях военнослужащему также выгодно отказаться от ее получения. Кроме того, зачастую форма обеспечения в виде выплаты денежных компенсаций производится в объеме, превышающем стоимость аренды жилья. Таким образом, военнослужащий получает возможность накопления финансов или их использования в своих нуждах.


В таких случаях многим может показаться выгоднее сохранить компенсацию за наем.

Поднаем. отказ от служебного жилья в пользу поднаема.

Внимание

Тем не менее, стоит еще раз напомнить, что отказ должен быть мотивированным, поэтому вам необходимо предоставить какую-либо, пусть и формальную, но все же вескую причину. Порядок оформления Оформление отказа должно быть осуществлено в течение 5 дней после того, как военнослужащий был проинформирован о предлагаемой жилой площади. В этот срок необходимо отправить личный письменный отказ в соответствующее подразделение уполномоченного органа.


Он оформляется на бланке №2, который всегда прикладывается к сообщению о предлагаемой жилой площади. Форма обращения может быть свободной, но рекомендуется использовать форму №4, прилагаемую к специальной инструкции Министерства Обороны РФ.

Как военнослужащему оформить отказ от жилья

Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением N 909, денежная компенсация выплачивается военнослужащим в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.На основании изложенного исходя из системного анализа п. 3 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ и п.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Государство уделяет большое внимание обеспечению военнослужащих необходимым жильем. На основании действующего законодательства каждый военный должен быть обеспечен денежными средствами для приобретения или строительства собственной жилой площади, или же ему должна быть предоставлена жилая площадь. Безусловно, каждый человек мечтает о собственной квартире, и на первый взгляд кажется, что желающих отказаться от предоставляемого жилья не существует.
Тем не менее, на практике далеко не редкость, когда человек, проходящий военную службу по контракту, или профессиональный военный отказывается от выделяемой жилплощади. В данном материале мы расскажем о том, почему не всегда выгодно получать жилье от государства, и как правильно оформить соответствующий отказ.

Разнообразие форм реализации жилищных прав военнослужащими и особенности их реализации порождают немало проблем, требующих продуманного законодательного регулирования и выработки единообразной судебной практики. Одной из таких проблем является злоупотребление правом.

Не претендуя на выяснение всех возможных способов злоупотребления правом, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащими, обратимся к анализу отдельного вопроса, актуального и не описанного на страницах журнала, - отказа военнослужащего от предоставленного жилого помещения.

В юридической литературе не существует однозначного понятия "злоупотребление правом". Ряд авторов полностью отвергают это понятие, считая его противоречивым, лишенным всякого правового смысла, поскольку осуществление права не может быть противоправным. Смысл данной позиции сводится к тому, что поскольку лицо в своем поведении вышло за пределы содержания предоставленного ему субъективного права, то его нельзя считать лицом, осуществляющим свое право. В данном случае оно не злоупотребляет своим правом, а лишь действует противоправно <1>.

——————————–
<1> Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. N 6. С. 427; Самойлова М.В. Право личной собственности граждан СССР: Автореф. дис. … канд. наук. Л., 1965. Стр. 11.

Тем не менее жилье является одним из базовых жизненных благ для любого человека. Особенно этот вопрос актуален для тех военнослужащих, которые проходят службу в распоряжении командиров (начальников) и не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилого помещения.
По мнению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, одной из основных причин нарушения жилищных прав увольняемых военнослужащих является приобретение жилья в регионах, не востребованных увольняемыми военнослужащими в качестве избранного постоянного места жительства или с потребительскими качествами ниже типовых <2>.
——————————–
<2> Справка о рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 6. С. 33 - 58.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как сказано в п. 19 ст. 15 названного Закона, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно п. 5 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512" требования военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), не обоснованные нормами федерального законодательства, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с вышеуказанным Приказом при несогласии военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке к извещению.
В случае непоступления от военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), которым направлены извещения, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими (гражданами, уволенными с военной службы), принятыми на учет.
В проекте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" рекомендуется обратить внимание судов на то, что законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо условий, позволяющих военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) предъявлять дополнительные требования к предоставляемому ему благоустроенному жилому помещению по месту военной службы либо по избранному месту жительства, а отказ от такого жилого помещения по мотивам отсутствия права выбора жилого помещения должен признаваться судом необоснованным.
В случае если военнослужащий, проходящий военную службу в добровольном порядке до получения жилого помещения, необоснованно отказывается от предоставленного жилого помещения по указанным мотивам, действия такого военнослужащего могут быть расценены как злоупотребление правом. В этом случае последующее увольнение военнослужащего с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях будет являться правомерным.
18 февраля 2014 г. в г. Москве на Гоголевском бульваре состоялся пикет военнослужащих по поводу многочисленных нарушений, связанных с застройкой и эксплуатацией жилья в Подмосковье. По мнению военнослужащих, дома для очередников построили на территории промышленной зоны "Подрезково", не проведя рекультивацию земель и не изменив границы санитарно-защитной зоны расположенного поблизости Черкизовского северного кладбища.
В коллективным обращении, адресованном В. Путину, озвученном на пикете, военнослужащие обратились с просьбой прекратить заселение московского района Молжаниново, а также не верить докладам чиновников Минобороны России о том, что вопрос с обеспечением военных жильем практически решен, поскольку это не соответствует действительности.
По мнению военнослужащих, кроме действующего Черкизовского северного кладбища, на указанной территории вообще нет никакой инфраструктуры. На территории промышленной зоны "Подрезково" в соответствии с требованиями СанПиНов разрешено строительство только производственных и культурных объектов. Строительство жилого дома осуществлялось в пределах приаэродромной территории аэропорта Шереметьево. О необходимости этих мер, отмечают активисты, мэр Москвы С. Собянин еще в марте 2011 г. сообщал тогдашнему министру обороны А. Сердюкову <3>.
——————————–
<3> URL: http://izvestia.ru/news.

Из приведенного примера следует, что для того, чтобы определить, является ли отказ военнослужащего от жилого помещения злоупотреблением правом, необходимо исследовать вопрос, каким условиям должно соответствовать предоставляемое жилье (место расположения, наличие инфраструктуры и т.д.).
Согласно ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) объектом жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, жилое помещение обладает целым рядом юридических признаков и, кроме того, существуют определенный порядок признания помещения жилым, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности <4>.
——————————–
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Как сказано в ч. ч. 4 и 5 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Формулировку "право свободного выбора жилых помещений" в данном случае следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье. Однако положение о свободе выбора жилого помещения представляется крайне сомнительным. Достаточно обратиться к ст. 49 ЖК РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Процедура получения такого жилья столь "строга", что о выборе жилого помещения не может быть и речи. Редакция ч. ч. 4 и 5 в этом плане, безусловно, неудачна. Предусмотренную "свободу выбора жилых помещений" следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье <5>.
——————————–
<5> Шешко Г.Ф. Право на жилище: конституционные принципы и жилищное законодательство // Цивилист. 2007. N 4.

Как указывается в ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), как правило, в виде отдельной квартиры в пределах социальной нормы. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Исходя из ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений должны учитываться интересы не только военнослужащего, но и членов его семьи. Допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия.
В соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 СНиП 31-01-2003 от 23 июня 2003 г. N 109 "Здания жилые многоквартирные", принятых Постановлением Госстроя России, квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей.
В соответствии с ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Основным критерием отнесения помещений к жилым помещениям является их вхождение в жилищный фонд.
Как показывает исследование проблемы, очень часто у военнослужащих возникает вопрос, будет ли считаться злоупотреблением правом отказ от получения жилого помещения, которое находится в доме, который не введен в эксплуатацию <6>.
——————————–
<6> Форум правовой взаимопомощи военнослужащих / URL: http://voensud.ru. Рубрика "распределили, но ключи не дают".

Как сказано в ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма. Договор социального найма является основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" утверждена Инструкция, которая определяет задачи и порядок организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и служебными жилыми помещениями.
Из вышеназванного Приказа следует, что в обязанности Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации входит заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.
В п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, также говорится, что наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Далее остановимся на требованиях к расположению предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В Постановлении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" сказано, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
Как указывается в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Далее остановимся на требованиях к инфраструктуре.
Согласно СНиП 2.07.01-89 (СП 42.13330.2011), утвержденных Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820, жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, не совместимые с требованиями названных норм, не допускается размещать в жилых зонах.
Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением.
В Приказе Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" <7> определено допустимое расстояние от кладбищ до стен жилых домов, которое должно быть не менее 100 м, а расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м <8>.
——————————–
<7> Бюл. строительной техники. 2011. N 3.
<8> СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М., 1994.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, вступившие в силу 15 августа 2010 г., говорят о том, что "отводимый под строительство земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений" (п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10 июня 2010 г.).
При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.
В заключение необходимо подчеркнуть, что законодательство выделяет следующие признаки жилого помещения: недвижимый характер, изолированность и пригодность для постоянного проживания граждан (соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), наличие которых у помещения позволяет обрести ему статус жилого помещения, который возникает с момента юридического установления соответствия помещения признакам жилого помещения.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Таким образом, если многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию, зарегистрировать права на него как на недвижимое имущество в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет невозможно.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, если нет регистрации недвижимости - нет объекта недвижимости, а если нет разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости - невозможна его регистрация.
В соответствии с п. 21 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями", информация о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на приобретенные и построенные жилые помещения и о государственной регистрации права оперативного управления на жилые помещения направляется в течение двух рабочих дней Департаментом имущественных отношений в Департамент жилищного обеспечения для распределения и заключения с военнослужащими в установленном порядке договоров социального найма жилого помещения (найма служебного жилого помещения).

Таким образом, отказ от предоставленного жилого помещения, которое таковым не является в связи с несоответствием установленным законодательством требованиям, не может являться злоупотреблением правом со стороны военнослужащего.

Калашников В.В., начальник учебной части - заместитель начальника военной кафедры при Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Распределение , всегда было головной болью Министерства обороны. Именно поэтому в настоящее время Правительство пытается перевести военнослужащих на иную форму обеспечения недвижимостью. А именно ипотеку, которая дает право выбора не только места приобретения недвижимости, но и самой жилплощади.

На эту форму обеспечения планируется перевести всех военнослужащих, а также организации, в которых предусмотрена военная служба до 2023 года. Кроме того, согласно последним изменения введена , с помощью которой планируется ликвидировать уже имеющуюся очередь на жилье до конца 2014 года.

Причины отказа от получения жилья

Проблемы, связанные с распределением квартир, как правило, связаны с причинами:

  1. Нежелания проживать в том районе, где была предложена недвижимость,
  2. Несоответствия выданной квартиры нормам площади положенной по закону, как правило, это получения квартиры меньшей площади.
  3. Несоответствия предлагаемой для получения недвижимости требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Кроме этого у каждой в отдельности взятой семьи могут возникнуть другие причины, оформить отказ военнослужащего от жилья.

Например, нежелание, проживать с маленькими детьми на последних этажах многоэтажек. Или наоборот, некоторые недовольны предоставлением квартиры на первом этаже. Но такие требования не учитываются в законодательстве.

Помимо этого отказ военнослужащего от распределённого жилья, может быть продиктован желанием получить субсидию, которая даёт право на самостоятельное приобретение недвижимости в любой регионе нашей страны.

Более того, в случае досрочного погашения кредита, можно повторно воспользоваться военной ипотекой для приобретения более просторной жилплощади, или даже второй недвижимости.

Стоит ли отказываться от готовой квартиры?

Возможно, стоит задуматься, стоит ли отказываться от обеспечения жильем в натуральной форме. Ведь это гарантирует защитнику Отечества в конечном итоге получить квартиру положенной ему площади, а при достаточном упорстве ещё и в том регионе, где ему бы хотелось проживать.

Такой вариант развития событий не гарантирован в случае оформления им ЕДВ или ГЖС. Ведь в обеих вариантах сумма, предоставляемая государством, будет строго фиксирована, а повторное её получение невозможно. Учитывая, что при расчёте как ЕДВ, так и ГЖС принимается во внимание средняя стоимость квадратного метра по России в целом.

Для некоторых регионов её может быть недостаточно, чтобы приобрести жильё положенной по закону площади. А законодательством закреплено, что в случае предложения офицеру квартиры, меньшей площади, чем ему положено, он имеет право от неё оказаться и ждать получения другой, подходящей ему по площади.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Как отказаться от служебного жилья

Как офицеру отказаться от служебного жилья и получать за поднаем.

Здравствуйте, если Вы откажетесь от служебного жилья, то Вы не вправе будете рассчитывать на денежную компенсацию за поднаем жилого помещения.

Как мне отказаться от служебного жилья? Командир хочет переселить всех в ВГ, я проживаю в ближайшем к нему городе, в пределах гарнизона, у супруги имеется собственность, в ВГ переезжать никак не хочется так как там нет условий для нормальной жизни, 4 магазина и все, ни врачей, ни кружков ничего для досуга, деревня, но всех принудительно заставляют переезжать, как быть в этой ситуации?

Здравствуйте, Вы вправе отказаться от служебного жилья не давая каких-либо пояснений, однако в таком случае денежную компенсацию за поднаем Вы получать не сможете.

Как мне правильно отказаться от служебного жилья в пользу поднайма, если мне предлагается квартира гораздо большей площадью на одного человека (вместо 1-ой, 2-ух комнатную) и плюс ко всему она непрегодна для жилья так отсутсвует ремонт и есть плесень на стенах.

Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, при отказе от служебного жилья, - за поднаем, ничего получать не будете. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Как законно отказаться от служебного жилья, если оно далеко от места службы. И жить дальше в съемном жилье.

Отвечу вопросом: а зачем от него отказываться? В Краснодаре кому то лишние квадратные метры в обузу? Обратитесь с иным вопросом лучше: что с этим жильем делать, если самому жить неудобно...

Как можно отказаться от служебной квартиры и не потерять право на оплату поднаема жилья?

☼ Здравствуйте, Если вам предоставили служебную квартиру, в таком случае никакого поднаема жилья быть не может Желаю Вам удачи и всех благ!

Как обоснованно отказаться от служебного жилья не устраивсет район. Газ отключен новострой.

А по-Вашему, это необоснованный отказ? Нет инфраструктуры! Думаю, это уважительная причина, но лишь бы у работодателя был еще жилищный фонд!

Мы хотим отказаться от служебного жилья, какую причину нам указать, чтобы все было грамотно и законно?

Здравствуйте, любую. у вас есть такое право главное на будущее не навредить. Всего хорошего.

какая есть такую и указывайте

Какие причины отказа от служебного жилья считаются обоснованными.

Здравствуйте! Наличие жилого помещения в районе дислокации в/ч УДАЧИ ВАМ

Какие могут быть веские основания у военнослужащего, чтобы отказаться от служебного жилья и получать компенсацию за поднимаем жилья?

Непригодность для проживания. Причем только через суд.

В вашем случае, лучше затягивать оформление документов, квартиру сами отзовут. Как одну из причин отказа, можете указать, что собираетесь вступать в брак и ваша будущая супруга беременна двойней. Впоследствии можете сказать, что брак не состоялся, так как оказалось, что не вы отец.

Как мне отказаться от служебного жилья, если оно находится в 120 км.от службы, но и служба и служ. Жилье находятся в С-ПБ?

Напишите в адрес наймодателя, указанный в договоре найма служебного жилья, заявление о расторжении договора найма.Если ключи от входной двери у вас, вышлите из заказной бандеролью с описью вложений, также в адрес наймодателя. Если договор не заключали, а имеется только ордер, обратитесь все равно к наймодателю (лицу, предоставившему жилье) с заявлением, что вы выехали из служебного жилья, тем самым расторгли договор найма. Все направляется заказным письмом с описью вложений.

Как отказаться от служебного жилья и получать поднаем?

Вы военнослужащий? Вы можете отказаться от заключения договора найма специализированного жилого помещения (служебные квартиры именно так оформляются). Из списков нуждающихся в получении жилья Вас в этом случае не исключат (а это важно для получения компенсации за поднаем жилья). На практике - как правило перемещают в конец списка очередников.

По какой статье можно отказаться от служебного жилья, если не соответствует площадь?

статьи такой нет отказ от служебной квартиры пишите рапорт на имя командира части

Я военнослужащий, мне была предложено служебное жилье, я от него отказался, так как выслуга была 20 календарных лет и положено было постоянное жилье. Служебное жилье мне до этого времени ни разу не предоставлялось. В связи с тем что я отказался от служебного жилья мне отказали в выплате компенсации за поднаем жилья. Правомочно ли это?

Здравствуйте! Нет, обжалуйте в суд

Как корректно отказаться от служебного жилья, если все нормы обеспечения собЛюдены. Сьемное жильё ближе к месту службы.

Так а в чем именно, затруднение?

Как можно корректно отказаться от служебного жилья без снятия с очереди. По санитарным нормам вероятнее всего жильё проходит. Это мой второй отказ от служебного жилья. В ДЖО пугают снятием с очереди в судебном порядке. Спасибо.

если нет оснований. то есть жильё пригодно, то не вижу вариантов. Только если оно не на территории места службы и не в ближайщем поселении

Как можно отказаться от военной ипотеки и остаться в служебном жилье?

В рамках закона, без согласия на это командования - никак.