Социально-экономическое и внутриполитическое развитие страны. Кризис Римской империи: причины и последствия Каковы социально экономические и внутриполитические причины кризиса

05.07.2020

Среди причин феодальной раздробленности в целом можно выделить: 1) внутриполитические; 2) внешнеполитические; 3) экономические.

Время перехода к раздробленности историки обозначают условной датой – 1132 г., годом смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича. Хотя исследователи, которые поддерживают формальный подход к истории, допускают тем самым ряд неточностей, анализируя феодальную раздробленность с учетом личности того или другого великого князя.

В XI–XII вв. на Руси возникают несколько десятков независимых государств (земель, княжеств, волостей), около десятка из них – крупные. До установления монголо-татарского нашествия процесс их дальнейшего дробления не ослабевал.

При этом феодальная раздробленность на Руси не являлась из ряда вон выходящим процессом, через него проходили все страны Западной Европы и Азии.

Феодальной раздробленностью называют неизбежное состояние, этап всемирного исторического процесса, который имеет местную специфику.

Экономические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) господство натурального хозяйства; 2) экономическая самостоятельность вотчин князей; 3) замкнутость отдельных хозяйственно-экономических единиц; 4) укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологии изготовления товаров.

Во времена феодальной раздробленности представители княжеских родов прилагали все мыслимые усилия, чтобы их вотчина стала бы более развитой, чем владения родственника-противника.

Политические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) рост боярского землевладения и усиление власти феодалов в своих вотчинах; 2) территориальные конфликты представителей из рода Рюриковичей.

Необходимо учитывать также, что киевский престол терял положение своего прежнего статуса лидера, происходило снижение его политического значения. Центр тяжести сместился постепенно в княжеские уделы. Если некогда князья стремились овладеть великокняжеским престолом, то во времена феодальной раздробленности каждый стал думать об укреплении, усилении собственной вотчины. В результате киевское княжение становится почетным, хотя ничего реально не дающим, не значащим занятием.

С течением времени княжеский род разросся, уделы подлежали дроблению, что привело к фактическому ослаблению Киевской Руси. При этом если в середине XII в. было 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. их уже насчитывалось около 50.

Внешнеполитические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) сравнительное спокойствие на границах Киевского княжества; 2) разрешение конфликтов проходило дипломатическими методами, а не силовыми.

Важными органами власти в раздробленных феодальных землях были князь, а также усилившееся в XII в. вече (народное собрание города). В частности, в Новгороде вече играло роль верховной власти, что превращало его в особую средневековую республику.

Отсутствие внешней опасности, которое могло бы сплотить князей, позволило им заниматься внутренними проблемами уделов, а также вести междоусобные братоубийственные войны.

Даже учитывая высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси население не перестало считать себя единым целым. Чувство единства поддерживалось благодаря общим духовным корням, культуре и большому влиянию православной церкви.

Единая вера помогла русским действовать сплоченно во времена тяжелых испытаний при монголо-татарском нашествии.

Вопрос 01. Каковы политические, социальные и экономические причины разрушения крестьянской общины?

Ответ. Политическая причина: правительство считало, что живущих по хуторам крестьян - частных собственников будет гораздо сложнее поднять на революционную борьбу, чем крестьянскую общину с общинной собственностью.

Социальная причина: общество с большим количеством мелких частных собственников в целом менее поляризовано, чем с большим процентом безземельных, более стабильно, менее подвержено революционным настроениям.

Экономические причины:

1) появление фермерских хозяйств должно было сделать сельскохозяйственное производство в России товарным, ориентированным на рынок;

2) превращение сельскохозяйственного производства в товарное должно было стимулировать применение прогрессивных способов ведения хозяйства (включая новые техники удобрения поляей), закупку новейшей сельскохозяйственной техники.

Вопрос 02. Как отнеслось к аграрной реформе крестьянство? Объясните позицию разных слоёв крестьян.

Ответ. Бедняки среди крестьян восприняли реформу отрицательно. Это понятно. В общине существовала круговая порука при выплате государственных податей, то есть за бедняков платили те, кто побогаче, то есть те, кого Столыпин призывал из общины выйти и таким образом не участвовать больше в круговой поруке. Понятно активное противодействие крестьянской бедноты, иногда вплоть до физического противодействия измерению земли, передававшейся в частную собственность. Удивительнее то, что зажиточные крестьяне также встретили реформу без энтузиазма, лишь некоторые из них воспользовались данным им правом на выход из общины. Община существовала тысячелетия, она стала частью мировоззрения крестьянина, не многие смогли решиться её покинуть в первые годы проведения реформы, а больше судьба ей не отмерила.

Вопрос 03. Какими были цели и результаты переселенческой политики?

Ответ. Основные цели:

1) решить проблему малоземелья крестьян в Центральной России;

2) заселить мало освоенные сибирские земли.

Результаты:

1) в целом переселилось около 3,4 млн человек;

2) около 17% вернулась на прежние места проживания;

3) новосёлы освоили более 30 миллионов десятин;

4) экономика Сибири получила мощный толчок;

5) в районах нового поселения не было крестьянских общин.

Вопрос 04. Каковы были конкретные результаты Столыпинской аграрной реформы?

Ответ. Результаты незавершённых реформ:

1) посевные площади выросли в целом на 10% (но в районах наиболее активной реализации реформ – до 150%);

2) хлебный экспорт увеличился на треть, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы – 40%;

3) удвоилось количество применяемых минеральных удобрений;

4) в 3,5 раза выросли закупки сельскохозяйственных машин;

5) благодаря развитию сельского хозяйства темпы промышленного роста выросли до 8,8%;

6) появились первые формы кооперации крестьян.

В годы перестройки

12 марта 1985 г. после кончины К.У. Черненко генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, демократичный М.С. Горбачёв резко выделялся на фоне предыдущих руководителей КПСС и государства, поэтому сразу был встречен в обществе с большим энтузиазмом.

Вскоре М.С. Горбачёв и его соратники выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления социализма» М.С. Горбачёв видел в соединении социализма и демократии.

В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. (Апрельский пленум). На Пленуме была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы:

Научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей;

Активизация всей системы политических и общественных институтов.

Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально - экономического развития общества.

Вначале ускорения предполагалось достичь административными мерами.

В 1985 г. началась борьба с нарушениями трудовой дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказан ряд высших государственных деятелей. 7 мая 1985 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и начата так называемая антиалкогольная кампания. Меры, которые были предприняты для искоренения пьянства, оказались грубо-прямолинейными и неэффективными. В некоторых районах было введено запрещение алкоголя. В Крыму и Армении, специализирующихся на производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантации виноградников, как известно, создаваемых в течение десятилетий. Втрое сократилось производство не только дешёвого вина и водки, но и марочных вин. Число винных магазинов сократилось, у их дверей выстроились огромные очереди. Антиалкогольная кампания не искоренила пьянство, а привела к росту наркомании, токсикомании, самогоноварения, потреблению суррогатов спиртного и была очень непопулярна в обществе. Огромный урон понёс бюджет, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников дохода государственного бюджета. Уже в 1986 г. бюджет не досчитался 9 млрд. руб., общий ущерб от антиалкогольной кампании составил 37 млрд. рублей.

В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. М.С. Горбачёв подтвердил, что КПСС взяла курс на «перестройку», «радикальную реформу» экономики. Суть реформы состояла в том, чтобы ослабить роль централизованного управления экономикой и предоставить больше возможности для инициативы отдельных предприятий. Но М.Г. Горбачев считал, что никакая экономическая реформа не сможет осуществиться, если в нее не будет вовлечено все общество. Поэтому следующим шагом должна была стать широкая «демократизация» страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека.

19 ноября 1986 г. был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами. Уже весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято 7 млн. граждан (5 % активного населения). Но развитие частной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения.

1 января 1988 г. вошёл в силу «Закон о государственном предприятии», по которому предприятия переходили на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Отныне предприятия могли сами планировать свою деятельность, получили право действовать напрямую с другими предприятиями, заключали контракты с поставщиками и потребителями.

Но эти меры по реформированию экономики успеха не приносили. Старые связи между производственными предприятиями рушились, но на смену им новые отношения не складывались. Правительство не смогло привести в действие новые рычаги грамотного управления экономикой.

М.С. Горбачев провозгласил курс на гласность как средство борьбы с недостатками социализма. Это дало простор тем, кто выступал за открытый характер деятельности партийных, государственных, хозяйственных органов. На страницах газет, журналов печатались ранее запретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии, «круглые столы». Было прекращено глушение передач западных радиостанций, вещавших на СССР. М.С. Горбачев вернул из политической ссылки академика А.Д. Сахарова. Начался процесс возвращения советского гражданства лишенным и высланным диссидентам.

28 июня - 1 июля 1988 г. состоялась ХIХ Всесоюзная партийная конференция. На ней впервые за шесть предшествующих десятилетий был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. На конференции было принято решение о политической реформе Советов и совмещении постов председателей Советов с соответствующими постами в партийном руководстве. Была также принята резолюция «О гласности», закрепившая курс на демократизацию печати и свободу слова. На конференции вновь развернулась борьба между сторонниками и противниками перестройки. Но большинство делегатов поддержало М.С. Горбачева и его сторонников. Конференция высказалась за необходимость экономической реформы, но её главным итогом стала резолюция о всеобъемлющей реформе государственной власти.

Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции, учреждался высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который должен был избираться тайно и по очень сложной системе. Часть депутатов избиралась по территориальным округам, часть - по национально-территориальным, а еще одна часть - от признанных общественных организаций и от Академии Наук. Отныне выборы в Советы должны быть тайными и проходить на альтернативной основе. Весной 1989 г. состоялись первые в СССР альтернативные парламентские выборы. Большинство на них получили активные сторонники перестройки.

25 мая 1989 г. состоялось открытие I Съезда народных депутатов СССР. Уже в первый день его работы было принято решение о прямой трансляции со Съезда. Впервые в прямом эфире транслировались все заседания съезда, проходившее в течение трех недель. На Съезде был сформирован Верховный Совет, председателем которого был избран М.С. Горбачёв. На Съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием «Межрегиональная депутатская группа». В числе сопредседателями этой группы были А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов и др. Наиболее острая дискуссия шла на съезде по вопросу о 6-й статье Конституции СССР 1977 г., закреплявшей руководящую роль КПСС. Межрегиональная депутатская группа стала упорно бороться за отмену 6 статьи Конституции. М.С. Горбачёв всячески стремился сохранить руководящую роль партии в обществе. На II Съезде народных депутатов (12-24 декабря 1989 г.) он добился принятия решения не обсуждать этот вопрос. 5 февраля 1990 г. на Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР одновременно с отменой положения Конституции о руководящей роли КПСС в государстве. На III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) такие решения были приняты. Первым президентом СССР был избран М.С. Горбачёв.

В июле 1990 г. состоялся последний XXVIII съезд КПСС. На съезде Б.Н. Ельцин предложил переименовать КПСС в партию демократического централизма и разрешить в ней свободу фракций. Его предложение не встретило поддержки, тогда он объявил о своём выходе из КПСС. Примеру Б.Н. Ельцина последовали его сторонники.

На съезде М.С. Горбачёву удалось получить, в целом, поддержку своего курса. Он был переизбран на пост генерального секретаря решением съезда, что уменьшало его зависимость от ЦК КПСС. Но избрание М.С. Горбачева на высший пост в партии уже не играло никакой роли. Его авторитет стремительно падал, по всей стране стали проходить митинги под лозунгами «Долой КПСС!». События августа 1991 г. ускорили падение коммунистического режима и распад СССР.

Литература

1. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю (1985-1991 гг.): Курс лекций / А.С. Барсенков. - М.: Аспект-Пресс, 1991. - С. 55-156.

2. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина / В.В. Согрин. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2001. - С. 13-86.

3. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов. - М.: РГГУ, 2007. - С. 76-166.


«Новое мышление» во внешней политике СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

Нормализация отношений с Западом и разоружение;

Разрешение международных конфликтов;

Широкое экономическое и политическое сотрудничество с различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления». Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений - началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 г. между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 г подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 г. подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.

В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем. Между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.

Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 г. впервые поддержал действия Запада.

В 1991 г. было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.

Все эти шаги существенно снизили напряженность в мире, способствовали оздоровлению международного политического климата.

В 1989 г. СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы. Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.

В 1989-1990 гг. здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991 г. прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.

Литература

1. Горбачев, М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М.С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1988.- С. 56-94.

2. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов. - М.: РГГУ, 2007. - С. 167-205.

1)Осуществление,какого мероприятия не было предусмотрено экономической реформой 1965 г? А)создание на предприятиях фонда материального

стимулирования Б)приватизация нерентабельных производств

В)улучшение системы планирования

2)Какая пятилетка была наиболее успешной по экономическим показателям? А)8

3)Что являлось главным предметом экспорта из СССр в 70е г?

В)легковые автомобили

4) По поводу какого события в августе 1968 г состоялось демонстрация группы советских граждан на Красной площади?

А) по поводу ввода союзных войск Чехословакию

Б)по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан

В) в связи с размещением ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности

5)В период руководства страной Л.И Брежневым

А)сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества Б)КПСС была провозглашена "руководящей и направляющей силой общества В)началась перестройка

Г) началась приватизация

6)Для экономической реформы 1965 года характерен(характерно)

А)отказ от плановой системы

Б)предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности В)прекращение партийного вмешательства

Г)использование материальных стимулов к труду.

7)Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960 г экономической реформы под руководством А.Н Косыпина

А)передача функций министерства совнархозам

Б) рост объема промышленного производства

В) приватизация мелких предстриятий торговли

8)Инакомыслящий человек,не разделяющий господствующую идеологию,называется

А)диссидент

Б)компромат

В)ренегат

Г)бюрократ

9)Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965г в области сельского хозяйства? (несколько вариантов)

А)увеличение финансирования сельского хозяйства

Б)ликвидация МТС

В)повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию Г)преобразование колхозов в совхозы

Д)приятие программы химизации и мелиорации

Е) установление пенсий колхозникам

10)Что согласно Конституции СССР 1977 г являлось ядром советской политической системы?

А) советы народных депутатов всех уровней

Б)Коммунистическая партия

В) союз коммунистов и беспартийных.

1)Какие последствия для экономической и социальной сферы могла вызвать реализация линии на преим тие сельского хозяйства, пищевой и легкой индустрии?

2)Оцените реформу управления экономикой, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. 3)Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием?С какими политическими решениями это было связано? 4)Почему несмотря на огромные достижения СССР в развитии науки и техники, во второй половине 50-х начале 60-х гг. труд рабочих и крестьян оставался по прежнему ручным или маломеханизированным? (Потому что наука и техника в советской России были направлены на развитие военно-технической сферы.) 5)В чем заключались противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

аргументируйте.

1)Стремление к свободе есть основополагающий принцып общества. А Жизнь человека невозможна без борьбы за свободу - свободу высказывать своё мнение,выражать и обсуждать свои взгляды, объединяться в группы и партии, выбирать и сменять правительство,голосовать за своих представителей,организовывать свою общественную и экономическую жизнь так,как ему хочется, до тех пор,пока это не нарушит мира. Наслаждаться свободой- значит работать так,как нравится,получать то занятие,которое человек считает подходящим,свободно покупать и продавать результаты своей деятельности и оставлять себе вознаграждение. Быть свободным- значит не встречать препятствий и затруднений в своих мирных экономических занятиях и устремлениях.

2) Для того чтобы с самого начала внести ясность и опустить семантику,либерала мы определяем здесь как человека,который верит в использование всей полноты власти правительства для содействия социальной,политической и экономической справедливости на муниципальном уровне,уровне штата,национальном и международном уровнях... Либерал верит,что правительство является хорошим инструментом для развития такого общества,которое пытается вопрлощать христианские принципы в реальную жизнь

  • 5. Возникновение средневековых государств в европе, первые славянские государства. Полоцкое и туровское княжествы.
  • 6. Экономическое развитие беларуских земель в iх-XIII ст. Основные занятия населения, развитие сельской и городской экономик.
  • 7. Возникновение и распространение христианства. Введение христианства в восточных славян, на территории Беларуси.
  • 8. Внешнеполитические и внутриполитические, экономические причины возникновения вкл.
  • 9. Усиление и рост вкл, его полиэтнический характер. Кретоносцы и татаро-монголы в его истории.
  • 10. Войны вкл с Московским государством XIV-XVI столетий, их причины и последствия для вкл.
  • 11. Вход вкл в состав Речи Посполитой. Люблинская уния.
  • 12. Экономика Беларуси XVI столетие. Экономические связи с Западной и Восточной Европой.
  • 13. Экономические реформы XVI столетия (Волочная мера 1557 года) на беларуских землях.
  • 14. Антифеодальная война 1648-1651гг. Война Речи Посполитой и России 1654-1667гг. И её политические и экономические последствия.
  • 15. Полночная война 1700-1721 гг. Опустошение Беларуси.
  • 16. Религиозная ситуация на беларуских землях в XIII-XVIII столетиях в контексте европейских событий. Реформация. Берестейская церковная уния.
  • 17. Упадок Речи Посполитой и вкл. Шляхецко-магнатская анархия.
  • 18. Культура Беларуси XIII-XVIII столетий, её взаимосвязь с культурными традициями других стран и народов.
  • 19. Экономическое развитие беларуских земель в XVII-XVIII столетий. Обновление во время войн хозяйства, его основные предпосылки. Возникновение мануфактурного производства.
  • 20. Беларуские средневековые города. Магдэбурское право.
  • 21. Разделы Речи Посполитой. Присоединение беларуских земель до России (1772, 1793, 1795) Восстание т. Костюшки, распространение идей французской революции на Беларуси.
  • 22. Русификатарская политика царизма на присоединённых территориях (конец XVIII – XIX столетия).
  • 23.Наполеоновские войны и Россия, Беларусь.
  • 24. Освободительная борьба против самодержавия в 20-е – 50-е годы XIX столетия. Тайные общества.
  • 25. Восстание 1830-1831 гг. В контексте европейских событий.
  • 26. Экономическое развитие беларуских земель в первой половине XIX столетия.
  • 27. Восстание 1863-1864 гг. В Польше, Литве и Беларуси. К. Калиновский.
  • 28. Культурная жизнь Беларуси в составе Российской империи (начало XIX – начало XX столетия).
  • 29. Вхождение Беларуси в капитализм. Социально-экономическое развитие Беларуси в другой половине хiх столетия.
  • 30. Отмена крепостного права в Российской империи. Особенностии этого процесса на Беларуси.
  • 31. Социало-экономическое развитие Беларуси в период империализма (1900-1914 гг.)
  • 32. Вызревание революционных тенденций в российском и беларуском обществе в другой половине х1х – начале хх столетия. Распространение социолистической идеологии (Европа, Россия, Беларусь).
  • 33. Революция 1905-1907 гг. На Беларуси.
  • 34. Первая всемирная война – национальная катастрофа начала хх века. Беларусь в годы войны.
  • 35. Беларусь в Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. И в годы гражданской войны и зарубежной интервенции.
  • 36. Становление Совецкой власти в в Беларуси. Военно-комунистическая доктрина большевизма, курс на всемирную революцию (1917 – начало20-х годов)
  • 37. Проблема беларуской народности, беларуское национальное движение начала хх века. Бнр
  • 38. Политическая борьба вокруг создания бсср(1918-1920 гг.) Совецко-польская война, вхождение Западной Беларуси в состав буржуазной Польши.
  • 39. Западная Беларусь в 20-е – 30-е годы хх столетия. Политика польских властей, национально освободительная борьба.
  • 40. Экономика Западной Беларуси как часть всемирной капиталистической экономики
  • 41. Новая экономическая политика большевиков. Вхождение бсср в состав ссср. Возврат Совецкой Россией бсср восточных беларуских земель
  • 42. Всемирный хозяйственный кризис и большевисткий «большой скачок» в конце 20-х – 30-х гг (Коллективизация, индустриализация)
  • 43. Репресивные режимы во всемирной истории. Политические репрессии в бсср (в 20-х – 30-х годах хх столетия)
  • 44. Культура Беларуси совецкого времени (1917 – 1991 гг.).
  • 45. Укрепление фашизма в Европе. Нацистский «новый нападок» в Беларуси (1941-1944 гг.). Беларуская калабарация и её крах (1941-1945 гг.).
  • 46. Фронтовые действия в Беларуси в 1941, 1943 – 1944 гг.
  • 47. Партизанская война в Беларуси в 1941 – 1944. Деятельность Армии Краёвой.
  • 48. Экономическое развитие бсср в 1945 – 80 гг. Попытки хозяйственных реформ.
  • 49. Общественно-политическая жизнь бсср в 1945 – 1985 гг.
  • 50. Хозяйственные и политические реформы в ссср (1985 – 1991 гг.) и в Беларуси. Политическая борьба в республике в конце 80-х – начале 90-х гг.
  • 51. Свет и Беларусь во всемирных условиях. Беларусь в условиях государственной независимости (экономика, политика, культура).
  • 52. Строительство Республики Беларусь модели социально-ориентированного государства. Особенности «беларуской модели».
  • 8. Внешнеполитические и внутриполитические, экономические причины возникновения вкл.

    Причинами образования Великого княжества Литовского (ВКЛ) были следующие. Внешнеполитические причины связаны с необходимостью организации обороны от рыцарей-крестоносцев. Внутриполитические причины требовали преодолеть феодальную раздробленность. Экономические причины были связаны с отделением ремесла от сельского хозяйства и развитием торговых отношений между разными территориями, что содействовало их объединению.Процесс образования ВКЛ начался в середине XIII в. вместе с возвышением Новогородского княжества. Этому способствовали его удаленность от района борьбы с крестоносцами, высокий уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли.1. Внешнеполитические(геополитические) – географическое положение белорусских земель; угроза с запада со стороны крестоносцев, с юга и востока – татаро-монгол. Чтобы сохранить население, проживающее на границе балтских и восточнославянских земель, необходимо было объединить усилия. В этом процессе были заинтересованы как белорусские, так и литовские, а позже украинские феодалы. 2. Внутриполитические – необходимость преодоления феодальной раздробленности (княжеская межусобица). 20 небольших удельных княжеств, на которые рассыпались некогда сильные Полоцкое, Турово-Пинское княжества, мучительно преодолевали период феодальной раздробленности. На балтских землях только еще создавались предпосылки для утверждения раннефеодальной монархии. Перед лицом внешней опасности необходимо было объединиться. 3. Экономические – преодоление натурального характера хозяйства, отделение ремесла от сельского хозяйства, расцвет городов и торговли, укрепление торговых отношения между разными регионами белорусских земель – все это содействовало их объединению.Причинами образования ВКЛ были следующие: (- внутриполитические. В первой половине XIII века на белорусских землях насчитывалось около 20 удельных княжеств, которые боролись за первенство в своих регионах. Это состояние можно определить как предгосударственное. Однако, во-первых, такое положение не могло просуществовать довольно продолжительное время. Во-вторых, мелкие удельные княжества не могли защитить себя от внешнего врага (крестоносцы, монголо-татары). - внешнеполитические. Внешняя опасность вынудила прекратить княжеские междоусобицы и выдвинула на первый план идею объединения в борьбе с крестоносцами и монголо-татарами. - экономические. Отделение ремесла от сельского хозяйства способствовало развитию торговых отношений между разными территориями белорусской земли, содействовало их объединению. На расширение разнообразных связей между населением повлияло возникновение и рост городов как центра торговли и обороны.) Основные события, которые положили начало Литовской державе, разворачивались в верхнем и среднем Понеманье. Это связано с возвышением Новоградского княжества. Первым князем Литовской державы выступил литовский князь Миндовг. В результате борьбы с другими князьями он вынужден был направиться в соседний Новоградок. Этот город стал первой столицей литовско-белорусской державы. В конце 40-х гг. XIII в. Миндовг отвоевывает Литву, а в 1253 г. происходит его коронация в Новоградке. Княжил Миндовг с 1240 по 1263 гг. При сыне Миндовга Войшелке (1263-1268 гг.) границы княжества расширились. Он был монахом, но узнав об убийстве отца покинул монастырь и отомстил врагам Миндовга. При княжении великих князей Витеня (1295-1316) и Гедимина (1316-1341) в состав ВКЛ вошли почти все белорусские земли. В 1323 г. Гедимин перенес столицу государства из Новоградка в Вильно. С 1345-1377 великим князем был Ольгерд. За время его правления территория ВКЛ увеличилась почти в 2 раза и оно стало называться «ВКЛ, Русское и Жемайтское». Образовалось многонациональное государство, в составе которого находились белорусские, украинские и прибалтийские земли.Пути вхождения земель в состав Литовского государства были различными: дипломатические соглашения, брачные союзы, насильственное присоединение, добровольное вхождение Полоцкой и Витебской земель. Земские привилеи великих князей литовских утверждали автономный статус входивших в него земель. Во-первых, ограничивалась великокняжеская судебная власть. Во-вторых, функционировало полоцкое и витебское вече. В-третьих, сохранялось монопольное право местного боярства занимать все должности местного управления. Эти факты позволяют говорить о федеративной форме государственного устройства ВКЛ. Эта форма основана на объединении нескольких княжеств в один союз с сохранением их самостоятельности при одновременном подчинении одному центру.