Размер пенсионных взносов в году. Как рассчитать страховые взносы от зарплаты

07.11.2020

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 2017-2018 годах уплачиваются по тарифам, которые могут сильно различаться в зависимости от статуса плательщика. Рассмотрим, какие критерии могут определять эту разницу, а также прочие нюансы перечисления взносов в ФФОМС работодателями (с доходов, выплачиваемых наемным работникам) и ИП за себя.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 2017-2018 годах в обычном размере: тарифы

Страховые взносы на ОМС в 2017-2018 годах в обычном размере уплачиваются по ставкам:

1. Работодателями (на зарплату работников): 5,1%.

При этом сумма взноса начисляется на весь заработок — без учета каких-либо лимитов (в отличие от взносов в ПФР и ФСС).

Узнать больше о лимитах по взносам в ПФР и ФСС вы можете в статье .

2. Индивидуальными предпринимателями (за себя): в фиксированной величине, определяемой в 2017 году по формуле:

ВЗС = МРОТ × МЕСЯЦЫ × 0,051,

ВЗС — взносы ИП за себя;

МЕСЯЦЫ — количество полных месяцев ведения предпринимательской деятельности за расчетный год.

Исходя из величины МРОТ на начало 2017 года, равной 7 500 руб., ВЗС-2017 за полный год составит 4 590 руб.

Для периода 2018-2020 годов на каждый входящий в него год в НК РФ (подп. 2 п. 1 ст. 430) для самозанятых лиц приведены конкретные цифры платежей, подлежащих уплате в ФФОМС за полный год. 2018 году соответствует сумма 5 840 руб.

Льготные взносы в ФФОМС: тарифы

Существуют и льготные взносы на ОМС — для работодателей. Их по тарифу 4% за 2017 год (для 2018 года тариф для них становится обычным) вправе уплачивать (при соответствии прочим критериям, установленным ст. 427 НК РФ):

1. Юрлица, применяющие УСН и занимающиеся интеллектуальными разработками.

2. Юрлица и ИП, зарегистрированные в особых экономических зонах и осуществляющие следующие виды деятельности:

  • технико-внедренческую;
  • туристическую;
  • рекреационную.

3. Организации, работающие в области IT, находящиеся за пределами особых экономических зон и отвечающие требованиям о наличии:

  • аккредитации, получаемой в установленном законом порядке;
  • 90% и более выручки от продаж или оказания услуг в рамках вида деятельности, относящегося к информационным технологиям;
  • штата со средней численностью не менее 7 сотрудников.

Показатели по выручке и численности штата при этом рассматриваются за квартал. Если фирма не является вновь созданной — за 9 месяцев года, предшествующего тому, в котором фирма применяет льготные тарифы по страховым взносам.

Уплачивать взносы в ФОМС по тарифу в 0,1% вправе резиденты:

  • свободных экономических зон в Севастополе и Крыму;
  • свободного порта во Владивостоке;
  • особой экономической зоны в Калининградской области по доходам работников, принятых на новые рабочие места, созданные в связи с осуществлением инвестпроектов, — на период 2018-2022 годов, а для вновь включенных в реестр — до завершения 2025 года.

Указанные хозяйствующие субъекты (кроме относящихся к Калининградской области) применяют льготу по взносам в течение 10 лет после приобретения соответствующего статуса.

Кто имеет право не платить взносы в ФФОМС

В 2017-2018 годах вправе не уплачивать взносы в ФФОМС:

1. Плательщики, применяющие УСН, которые ведут деятельность в сегментах, перечисленных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

При этом данные фирмы должны иметь годовую выручку, которая не превышает 79 000 000 руб., и извлекать не менее 70% от нее за счет соответствующих льготных видов экономической деятельности.

2. Фармацевтические предприятия и ИП на ЕНВД (строго при наличии соответствующей лицензии).

3. Организации, занимающиеся благотворительностью.

Деятельность данных организаций должна соответствовать тем целям, что прописаны в их учредительных документах.

4. НКО на УСН, осуществляющие деятельность в таких сферах, как:

  • социальное обслуживание граждан;
  • научные исследования;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физкультура;
  • культура и искусство.

Кроме того, НКО для того, чтобы пользоваться возможностью не платить взносы в ФФОМС, должны получать не менее 70% от выручки за счет:

  • получения целевого финансирования на основную деятельность;
  • грантов;
  • доходов от экономической деятельности в областях, указанных в абз. 17-21, 34-36 подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

5. ИП, использующие патентную систему и не осуществляющие видов деятельности, указанных в подп. 19, 45-48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

В период с 2017 по 2027 год вправе применять ставку 0% (то есть вообще не уплачивать взносы, включая те, что перечисляются в ФФОМС), работодатели экипажей судов, сведения о которых содержатся в Российском международном реестре. При этом суда не должны быть использованы в целях перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов в морских портах РФ.

Уплата взносов компаниями «Сколково»: нюансы

Также не платить взносы в ФФОМС могут фирмы, имеющие статус резидента «Сколково». При этом они вправе пользоваться такой возможностью в течение 10 лет после приобретения соответствующего статуса (если точнее — с 1-го числа месяца, что следует за тем, в котором получен статус резидента «Сколково»).

Кроме того, требуется соответствие деятельности фирмы ряду иных критериев:

  • прибыль предприятия нарастающим итогом с начала года не должна превышать 300 000 000 руб.;
  • выручка предприятия по итогам года не должна превышать 1 000 000 000 руб.

С 1-го числа месяца, что следует за тем, в котором компанией допущено превышение соответствующих показателей по выручке и прибыли, пользование рассматриваемой льготой не осуществляется. Данные о финансовых показателях фирмы предоставляет в ФНС структура, которая управляет фирмой-резидентом «Сколково».

Специфика платежных поручений по страховым взносам на ОМС (КБК)

В платежных поручениях, посредством которых перечисляются страховые взносы в ФФОМС, должны указываться корректные КБК. С 2017 года адресат получения соответствующих платежей — ФНС РФ, а не ПФР, как ранее.

В связи с этим изменен КБК по платежам как за периоды, начавшиеся после 2016 года, так и за периоды, предшествующие 2017 году. Теперь его номер начинается с цифр 182, обозначающих тот факт, что получатель платежа — ФНС.

Например, для уплаты взносов за периоды после 2016 года используются КБК:

  • 18210202101081013160 — по взносам работодателей на зарплату;
  • 18210202103081013160 — по взносам ИП за себя.

Для оплаты за периоды, предшествующие 2017 году, применяются «переходные» значения КБК.

Подробнее ознакомиться со значениями КБК, применяемыми с 2017 года, вы можете .

Итоги

Ставки по взносам на ОМС можно классифицировать на обычные и льготные. Законом предусмотрены также основания для неуплаты взносов по ОМС. С 2017 года изменен КБК, отражаемый в платежных документах, в связи с передачей этих взносов под контроль ФНС.

С 2017 года уплата страховых взносов переходит под контроль ФНС. Изменения в администрировании связаны с тем, что Пенсионный фонд плохо справляется с полнотой сбора этих платежей. В остальном для работодателей мало что изменится, за исключением того, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2017 году в очередной раз повышена.

Что такое предельная база

Предельный, установленный государством, размер базы для начисления страховых взносов - это та сумма выплат в пользу работника, свыше которой выплаты начисляются по пониженном тарифу. В общем случае страховые выплаты, которые работодатель платит за свой счет, составляют:

  • на пенсионное страхование - 22%;
  • на медицинское страхование - 5,1%;
  • на социальное страхование - 2,9%.

Предельная база по взносам в 2017 году

Предельная база для начисления страховых взносов в 2017 году выросла, таблица ниже содержит в себе новые установленные тарифы взносов по разным видам страхования работников.

Пределы установлены только для двух видов страхования:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей (в 2016 году - 796 000);
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей (в 2016 году - 718 000).

В отношении сумм на обязательное медицинское страхование и по взносам в ФСС на травматизм закон не предусматривает предельного размера базы, поэтому эта категория взносов начисляется по единой ставке, независимо от того, сколько выплачено работнику.

Пример расчёта: старшему юристу компании «Форест» в течение 2017 года выплатили в общей сложности 913 000 рублей. Как начислить сумму к уплате за страхование этого работника?

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 22% = 192 720 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита: (913 000 - 876 000) * 10% = 3 700 р.;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одной ставке): 913 000 * 5,1% = 46 563 р.;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 2,9% = 21 895 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются.

Итого, в 2017 году работодатель уплачивает в виде взносов 264 878 рублей, что составляет 29% от выплат этому работнику. Экономия незначительная (против 30%), но все-таки она есть.

Пониженные тарифы

Мы рассмотрели ставки платежей за работников, которые действуют в общем случае, однако есть немало категорий плательщиков, которые вносят эти платежи по пониженным ставкам. Этот льготный перечень плательщиков установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Показатель тарифов

Коды ОКВЭД

ФОМС

Организации и индивидуальные предприниматели, на УСН, осуществляющие определённые виды деятельности (доход от таких видов деятельности должен превышать 70% от общего дохода упрощенца)

Начинающиеся с 13, 14, 15, 16

Аптеки (организации и ИП), работающие на ЕНВД, в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, работающие на ПСН, в отношении работников, занятых в патентных видах деятельности, за исключением розничной торговли, общепита, аренды недвижимости

31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др.

Некоммерческие организации, работающие на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений в сфере научных исследований, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соцобслуживания

Начинающиеся с 37, 86, 87, 88, 93 и др.

Благотворительные организации на УСН

Аккредитованные IT-организации (область информационных технологий)

Начинающиеся с 62, 63

Хозяйственные общества и партнёрств на упрощённой системе налогообложения, занимающиеся внедрением изобретений, патентов, промышленных образцов, права на которые принадлежат бюд-жет-ным и ав-то-ном-ным учре-жде-ни-ям

Начинающиеся с 72

Ор-га-ни-за-ции и индивидуальные предприниматели, ведущие тех-ни-ко-внед-рен-че-скую и ту-рист-ско-ре-кре-а-ци-он-ную де-я-тель-но-сть по соглашению с ор-га-на-ми управ-ле-ния осо-бы-х эко-но-ми-че-ских зо-н

65.20, 63.1, 63.11.1, 79.1, 94.99, 62.0 и др.

Плательщики взносов, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

Начинающиеся с 50

Участ-ни-ки про-ек-та «Скол-ко-во» в России

Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

Любые, кроме начинающихся с 05, 06, 07, 08, 09.1, а также 71.12.3

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

Коды уста-нав-ли-ва-ют-ся от-дель-но для каж-дой тер-ри-то-рии

Резиденты свободного порта «Владивосток»

Любые коды, кроме запрещенных Наблюдательным советом порта Владивосток

Чтобы плательщик взносов имел право на пониженные тарифы, должны соблюдаться обязательные условия, указанные в ст. 427 НК РФ. Если эти условия нарушаются, то работодатель теряет право на льготу с начала календарного года, а не с момента нарушения.

Взносы по пониженным ставкам для пенсионного страхования и страхования на случай нетрудоспособности и материнства начисляются только в пределах установленного лимита на 2017 год:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей.

С выплат сверх этих пределов взносы не начисляются, кроме платежей в ФОМС, для них выплаты осуществляются в обязательном порядке. В качестве примера рассмотрим, как рассчитывается размер страховых взносов в городе Севастополь (для юридических лиц-участников СЭЗ).

Пример расчёта: ООО «Флагман» является участником СЭЗ Севастополь и выплачивает взносы по пониженным ставкам. Коммерческому директору ООО «Флагман» в 2017 году была выплачена сумма в 985 000 рублей. Исчисление взносов производится по тарифам, указанным в таблице выше:

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 10% = 87 600 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 1,5% = 11 325 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одному тарифу): 985 000 * 0,1% = 985 р.

Итого, на выплаты коммерческому директору его работодатель должен перечислить за 2017 год 99 910 рублей. Это составляет всего лишь около 10% против 30% для обычных плательщиков. Право пользоваться пониженными ставками длится, пока страхователь выполняет условия, установленные НК РФ.

Уплату страховых взносов со следующего года будут контролировать налоговые органы. В части первую и вторую Налогового кодекса добавлены новые нормы. Но это касается только взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Администрировать взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будет по-прежнему ФСС. Изменится ли отчетность по взносам и сроки ее представления? Как регистрироваться в качестве страхователей плательщикам взносов? Ответы на эти и другие вопросы - в комментарии экспертов 1С.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 01.01.2017 контролировать уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) будут налоговые органы.

2. Контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ, а ПРФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

3. Тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные), условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации и порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями – сохранены. Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, не претерпел изменений.

4. Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют.

5. С 2017 года суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм. В настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме.

6. Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

Налоговый кодекс РФ дополнен новыми нормами о страховых взносах. Они вступают в силу с 01.01.2017 (п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). То есть с указанной даты контролировать уплату взносов будут налоговые органы. Рассчитывать и перечислять взносы плательщики должны по правилам, установленным НК РФ. Это касается взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством). Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которым в настоящее время регулируется исчисление данных взносов, со следующего года утрачивает силу.

Следует учитывать, что контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ (пп. «в» п. 2 ст. 1 Закона № 243-ФЗ).

Пенсионный фонд РФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

Нормы Закона № 212-ФЗ «перемещены» в новую главу НК РФ практически без изменений. Так, сохранены:

  • тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные);
  • условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации;
  • порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями.

О создании обособленных подразделений нужно уведомить налоговый орган

Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента создания подразделения (пп. «б» п. 17 ст. 1 Закона № 243-ФЗ). Данное требование распространяется на те подразделения, которые будут образованы после 01.01.2017 (ч. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

Отметим, что сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют. Обязанность сообщать о создании и закрытии обособленных подразделений отменена с 01.01.2015 (пп. «в» п. 17 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ). Поправки в НК РФ частично вернули такую обязанность.

Суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм

В Налоговом кодексе закреплено положение о том, что при оплате командировочных расходов суточные не облагаются взносами по нормам, установленным для целей НДФЛ (п. 2 ст. 422 НК РФ).

Напомним, что НДФЛ не удерживается с суточных в размере не более (п. 3 ст. 217 НК РФ):

  • 700 руб. - при командировках по России;
  • 2 500 руб. - при загранкомандировках.

Со следующего года аналогичные правила будут действовать и в отношении страховых взносов.

Такая унификация не в пользу плательщиков взносов, ведь в настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме, в котором они предусмотрены для командированных работников локальным актом организации (см. ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Дополнительное условие для применения пониженных тарифов «упрощенцами»

Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, сами тарифы, а также условия их применения, не претерпели изменений.

Единственное дополнение касается плательщиков на УСН, основным видом деятельности которых является один из видов, перечисленных на данный момент в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (производство пищевых продуктов; минеральных вод и других безалкогольных напитков; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; и пр.).

Такие плательщики смогут рассчитывать взносы по пониженным тарифам при условии, что их доходы за налоговый период (календарный год) не превышают 79 млн рублей (п. 2 ст. 427 НК РФ). Поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава НК РФ о страховых взносах начнет действовать с 01.01.2017. Полагаем, что именно с этой даты следует учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам.

Даже если по итогам 2016 года доходы превысят упомянутый предел, взносы не придется пересчитывать по общеустановленным тарифам. О других изменениях для «спецрежимников» в 2017 году читайте в № 9 (сентябрь), стр. 8 «БУХ.1С» и в статье "Что изменилось в спецрежимах в 2016 году" .

Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам

Согласно новым нормам отчетность по страховым взносам вне зависимости от формы ее представления (на бумажном носителе или в электронном виде) необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Сохранено следующее требование: организации, у которых за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронном виде (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Установлено, что если в расчете по взносам данные о совокупной сумме взносов на пенсионное страхование не совпадут с суммой этих взносов, начисленных по каждому физлицу, расчет будет считаться непредставленным.

В подобной ситуации налоговый орган направляет плательщику уведомление о выявленном несоответствии показателей. В пятидневный срок со дня его получения плательщик обязан подать скорректированный расчет, при этом датой его представления будет дата первоначальной сдачи отчетности (п. 7 ст. 431 НК РФ).

На данный момент сроки представления расчета РСВ-1 ПФР следующие (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 15 числа второго календарного месяца;
  • в электронной форме - не позднее 20 числа второго календарного месяца.

По итогам 2016 года плательщики взносов должны отчитаться по действующим нормам Закона № 212-ФЗ -подать РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР:

  • на бумажном носителе - не позднее 15.02.2017;
  • в электронном виде - не позднее 20.02.2017.

В письме от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ ФНС России сообщила, что проект формы расчета по страховым взносам разработан. За расчетные периоды с 01.01.2017 в налоговые органы будет ежеквартально представляться новая форма расчета, которая объединит 4 основные формы отчетности, действующие в настоящее время:

  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1);
  • Расчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (РВ-3);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС главами крестьянских (фермерских) хозяйств (РСВ-2).

Налоговое ведомство уточняет, что в новой форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, сокращены лишние и дублирующие показатели. Проект формы расчета по взносам, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме опубликован на Едином портале для размещения проектов нормативных правовых актов (НПА) и результатах их общественного обсуждения.

Администрировать взносы «на травматизм» по-прежнему будет ФСС

Со следующего года контролировать уплату взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будут, как и сейчас, органы ФСС РФ.

Законодательство о взносах «на травматизм» содержит отсылочные положения на Закон № 212-ФЗ. Поскольку последний со следующего года перестает действовать, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ) дополнен нормами из Закона № 212-ФЗ, которые регулируют, в частности:

  • расчетный и отчетный периоды по взносам;
  • порядок предоставления отсрочки и рассрочки по взносам;
  • обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов (взыскание недоимки по взносам, зачет и возврат излишне уплаченных либо взысканных взносов);
  • проведение камеральных и выездных проверок;
  • условия привлечения к ответственности.

К чему приведут перечисленные нововведения для страхователей? Расскажем об этом подробнее.

Регистрация в качестве страхователей по обязательному...

... пенсионному страхованию

Пенсионный фонд РФ будет регистрировать страхователей в сфере обязательного пенсионного страхования (ОПС) только для целей сдачи персонифицированной отчетности, причем все сведения о постановке на учет организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а также иных плательщиков (в т. ч. адвокатов, нотариусов) в органы ПФР передадут налоговые инспекции (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

В настоящее время налоговые органы также передают в фонд сведения о регистрации организаций, а вот постановка на учет предпринимателей и организаций по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в заявительном порядке (такие плательщики самостоятельно обращаются в органы фонда для регистрации) (п. 12, 21 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

... медицинскому страхованию

Порядок регистрации не меняется: предприниматели и организации признаются страхователями по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) с момента постановки на учет в налоговом органе. Всю необходимую информацию инспекции самостоятельно передадут территориальным органам фонда (п. 1 ст. 12 Закона № 250-ФЗ).

... социальному страхованию

Порядок регистрации страхователей в сфере обязательного социального страхования (ОСС) также остается прежним.

Данные об организации при ее создании в орган фонда передает налоговая инспекция (п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Путем подачи заявления встают на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также индивидуальные предприниматели (заключившие с физлицом трудовой договор или гражданско-правовой договор с условием об уплате взносов «на травматизм») (п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ).

Еще одно изменение состоит в том, что со следующего года встать на учет в органах ПФР и ФСС РФ по месту создания обособленных подразделений организация обязана, если такое подразделение:

  • имеет собственный расчетный счет;
  • производит выплаты физлицам.

Таким образом, отменено действующее на данный момент требование о выделении подразделения на отдельный баланс (п. 1 ст. 3, п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ). Перечисленные положения предназначены для плательщиков, у которых обязанность по регистрации в органах фондов возникнет с 01.01.2017.

Плательщикам, которые уже состоят на учете во внебюджетных фондах, заново регистрироваться не нужно.

Представление отчетности по взносам в сфере...

... пенсионного и медицинского страхования

Отчетность в сфере ОПС и ОМС необходимо сдавать как в налоговые органы, так и в органы ПФР.

С 01.01.2017 ежегодно не позднее 1 марта в органы ПФР необходимо представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого физлица, с которым оформлен трудовой либо гражданско-правовой договор (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Такие сведения должны содержать следующую информацию о физлице: (п. 4 ст. 11 Закона № 250-ФЗ):

  • СНИЛС;
  • Ф.И.О.
  • дату приема на работу и (или) дату увольнения (применительно к сотрудникам, принятым на работу и (или) уволенным в течение отчетного периода);
  • дату заключения и (или) расторжения договора гражданско-правового характера (выплаты по которому облагаются взносами);
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ;
  • прочие сведения, необходимые для назначения страховой и накопительной пенсии;
  • суммы взносов в ПФР, уплаченные за физлицо, которое является субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, и периоды трудовой деятельности, включаемые в его профессиональный стаж.

Поскольку начало действия поправок - 01.01.2017, полагаем, что впервые по новым нормам персонифицированную отчетность в орган фонда нужно подать по итогам 2017 года в 2018 году.

Сейчас данные персучета входят в состав расчета РСВ-1 ПФР и представляются ежеквартально.

Как только сотрудник получит право на пенсию, работодатель по его заявлению должен представить сведения персучета в орган ПФР в течение трех календарных дней с даты обращения физлица (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время эти данные работодатель представляет по форме СПВ-2, утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее - Закон № 27-ФЗ).

Как видим, с 01.01.2017 сроки для представления данной формы сокращаются.

Поправками за работодателями сохранена обязанность по ежемесячному представлению в ПФР сведений о физлицах (Ф.И.О., СНИЛС, ИНН), которые на данный момент отражаются в форме СЗВ-М. Однако меняются сроки для подачи таких данных. Если в настоящее время форму СЗВ-М, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, необходимо подавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (п. 2.2 ст. 4 Закона № 27-ФЗ), то со следующего года крайний срок для представления упомянутых сведений - 15 число месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Пока не вполне ясно, сохранятся ли действующие на данный момент формы отчетности для представления в ПФР или будут разработаны новые.

Сведения о сумме заработка и начисленных на него взносах на пенсионное и медицинское страхование нужно подавать в территориальную налоговую инспекцию в составе расчета по страховым взносам (пп. «д» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Конкретные сроки сдачи отчетности будут прописаны в НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ формы отчетности для целей налогового контроля утверждает ФНС России. Как мы писали выше, форма расчета по взносам разрабатывается налоговым ведомством.

Копии всех форм отчетности страхователь должен выдавать физлицам. Для этого установлены следующие сроки (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ):

  • не позднее пяти календарных дней с момента обращения лица (в общем случае);
  • в день увольнения физлица или расторжения с ним гражданско-правового договора (если лицо увольняется);

Напомним, такие требования для работодателей существуют и сейчас. Однако по действующим нормам предоставлять сотрудникам копии форм отчетности страхователи обязаны независимо от факта обращения физлиц за ними. Делать это необходимо одновременно с представлением в фонд соответствующих форм отчетности (абз. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

В то же время действующими нормами и положениями, которые вступят в силу с 01.01.2017, не предусмотрены меры ответственности для работодателей, которые не выполнят указанные требования.

... социального страхования

Администратором взносов на обязательное социальное страхование в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2017 года станут налоговые органы. Поэтому расчет по данным взносам необходимо подавать в налоговую инспекцию не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Как упоминалось выше, ФНС России уже подготовлен проект данного расчета.

Контроль за уплатой взносов на ОСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остается за ФСС России. Отчетность по взносам «на травматизм» страхователи должны по-прежнему представлять в территориальные органы ФСС РФ в сроки, которые действуют в настоящее время. Изменения в этой части в законодательство о взносах «на травматизм» не внесены. Отчетность необходимо подавать ежеквартально (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее - Закон № 125-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в электронном виде - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Уточнено, что работодатели, у которых среднесписочная численность работников за истекший год превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронной форме (п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). На данный момент такая норма отсутствует в законодательстве о взносах «на травматизм». Однако она содержится в части 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, который перестает действовать с 01.01.2017. Следовательно, существующее требование сохранено для работодателей, просто норма «перемещена» из одного нормативного акта в другой.

В настоящее время информация о двух видах взносов на обязательное социальное страхование объединена в расчете по форме 4-ФСС.

ФСС подготовил новую форму расчета, которая должна применяться начиная с I квартала 2017 года. Текст проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Органы ФНС и ФСС будут взаимодействовать при проверках

Взаимодействие контролирующих органов заключается в следующем:

  • налоговые органы проверяют правильность и своевременность уплаты взносов на социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством);
  • органы фонда проверяют правильность расходов на выплату социального обеспечения (в частности, пособий).

Сумма начисленных взносов на обязательное социальное страхование по-прежнему может уменьшаться на величину выплаченных пособий. Эта информация отражается в расчете по взносам, который будут проверять налоговые органы.

Сведения о расходах, указанных в отчетности, налоговые органы в рамках межведомственного обмена передадут органам ФСС РФ. На основе полученных данных фонды вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

Кроме того, налоговые органы и органы ФСС РФ смогут проводить совместные проверки.

Обратите внимание: если расходы по выплате пособий превысят сумму взносов, то образовавшаяся разница подлежит (п. 9 ст. 431 НК РФ, п. 8 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • зачету в счет предстоящих платежей по взносам. Решение об этом примет налоговый орган после того, как получит от органа фонда подтверждение таких расходов;
  • возмещению органом фонда.

Согласно части 3 статьи 5 Закона № 243-ФЗ положение о том, что взносы на социальное страхование уменьшаются на расходы по выплате страхового обеспечения, действует до 31.12.2018 (включительно).

Из этого следует, что с 2019 года взносы необходимо перечислять в той же сумме, в которой они начислены.

Можем предположить, что с указанной даты выплачивать пособия застрахованным физлицам будут напрямую органы ФСС РФ, а не работодатели (это реализовано сейчас в некоторых регионах, участвующих в пилотном проекте Фонда).

На текущий момент в состав участников пилотного проекта ФСС входят:

  • Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область - с 01.01.2012;
  • Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край - с 01.07.2012;
  • Республика Крым, г. Севастополь - с 01.01.2015;
  • Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области - с 01.07.2015;
  • Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области - с 01.07.2016.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» реализованы все необходимые документы для пилотных регионов*.

Ответственность за нарушение законодательства о взносах...

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства в сфере взносов на ОПС и ОСС с 01.01.2017 будет регулироваться положениями НК РФ.

Перечислим санкции, которые будут применять к страхователям органы внебюджетных фондов при нарушении положений в сфере персонифицированного учета, а также уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним.

... в сфере пенсионного страхования

За непредставление в срок либо представление в орган ПФР неполных и (или) недостоверных сведений персучета установлены те же меры ответственности, что и за аналогичное нарушение при подаче формы СЗВ-М, а именно - 500 рублей за каждое застрахованное лицо (пп. «а» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, отдельная ответственность грозит за нарушение порядка представления сведений (если представлены на бумажном носителе вместо электронного документа). Она будет составлять 1 000 рублей (пп. «б» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время отдельной ответственности за подобные правонарушения в сфере персучета нет, так как эти сведения подаются в составе расчета РСВ-1 ПФР. Поэтому к страхователям применяют санкции за несдачу или просрочку подачи данного расчета, а также за нарушение формы его представления. Причем штраф за несдачу расчета и (или) отражение в нем недостоверных данных определяется в процентах от суммы начисленных за отчетный период взносов (но не менее 1 000 руб.) (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Штраф за несоблюдение порядка его представления - 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, со следующего года штраф за нарушение порядка подачи сведений персучета будет применяться в гораздо большем размере.

... в сфере взносов «на травматизм»

Виды правонарушений, касающиеся порядка уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним, а также размеры санкций остаются такими же, как и в настоящее время (за одним исключением). Различие лишь в том, что в действующей редакции Закона № 125-ФЗ они перечислены в одной норме - статье 19 Закона № 125-ФЗ, а со следующего года каждый вид правонарушения (а также ответственность) будет прописан в отдельной статье закона.

Напомним, что такими правонарушениями являются:

  • нарушение срока регистрации в органах фонда;
  • неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов;
  • непредставление в срок отчетности по взносам;
  • отказ в представлении или непредставление в фонд документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Новый вид правонарушения - несоблюдение порядка представления отчетности по взносам.

Такой вид правонарушения закреплен в новой статье 26.30 Закона № 125-ФЗ. Так, если после 01.01.2017 отчетность по взносам будет подана на бумажном носителе вместо обязательной электронной формы, штраф составит 200 рублей.

... для должностных лиц

Помимо штрафных санкций, предусмотренных законом о тех или иных видах взносов, к административной ответственности привлекаются непосредственно должностные лица организаций.

Перечень видов правонарушений, которые влекут применение штрафов по КоАП РФ, с 01.01.2017 будет расширен. Кроме того, внесены некоторые поправки в действующие нормы кодекса. Изменения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о страховых взносах и персотчетности

№ п /п

Вид правонарушения

Ответственность

Норма в КоАП РФ (новая или измененная)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений персучета либо представление этих сведений в неполном или искаженном виде

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Новая статья 15.33.2

Нарушение срока представления в налоговый орган расчета по взносам на ОСС

Предупреждение или штраф от 300 руб. до 500 руб.

Дополнения в статье 15.5

Непредставление в орган ФСС РФ сведений для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты пособий, а также оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган ФСС РФ информации об открытии или закрытии счета в банке

Штраф от 1 000 руб. до 2 000 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган фонда расчета по взносам «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Непредставление либо отказ в представлении сведений, необходимых органам фонда для контроля за исчислением и уплатой взносов «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Порядок определения среднего заработка для назначения пособий

Напомним, что средний заработок для расчета пособий (по нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) определяется исходя из выплат за расчетный период, на которые начислены взносы в ФСС РФ (ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Принятые поправки не меняют указанный принцип исчисления заработка. Необходимо лишь принимать во внимание, что в состав среднего заработка включаются суммы, которые облагались взносами в ФСС РФ (п. 10 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • по правилам Закона № 212-ФЗ - за периоды до 31.12.2016;
  • по правилам НК РФ - за периоды с 01.01.2017.

Как оформлять платежные поручения на уплату взносов

Сейчас взносы перечисляются отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд (ПФР, ФФОМС, ФСС РФ) (ч. 4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Поскольку администратором по взносам «на травматизм» по-прежнему остается ФСС РФ, направлять платежные документы на уплату данных взносов необходимо в адрес фонда (п. 1.1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Администратором по взносам на ОПС, ОМС и ОСС (в части страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) становятся налоговые инспекции. Поэтому с платежей за январь 2017 года в платежных поручениях на перечисление данных взносов в качестве получателя следует указывать территориальный налоговый орган. В связи с этим должны быть утверждены и новые КБК для уплаты взносов.

Переходные положения

Отметим следующие наиболее важные переходные положения, предусмотренные Законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ:

1. Расчеты по взносам (в т. ч. уточненные) за периоды до 01.01.2017 представляются по действующим в настоящее время нормам в органы внебюджетных фондов (ст. 23 Закона № 250-ФЗ). Соответственно, отчетность по формам РСВ-1 ПФР и 4-ФСС за 2016 год страхователи должны представить в органы фондов.

2. За возвратом излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, пеней, штрафов по ним, которые образовались за периоды до указанной даты, страхователи должны обращаться с соответствующими заявлениями во внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Если страхователь подаст заявление о возврате переплаты и орган ПФР или ФСС России примет по нему положительное решение, то такое решение орган фонда должен перенаправить в налоговую инспекцию (ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Из этого следует, что непосредственный возврат денежных сумм страхователю должен произвести налоговый орган.

3. Информацию о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся за периоды до 1 января 2017 года, органы ПФР и ФСС России передадут в налоговые органы. Соответствующий порядок утвердит ФНС России. При невозможности взыскания такой задолженности (например, по причине истечения установленного для взыскания срока), она будет списана с плательщика взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). Полагаем, что в ФНС России может быть разработана также и специальная процедура взыскания или погашения такой задолженности. В частности, порядок оформления платежных поручений на уплату долга.

4. Подлежат списанию (то есть не могут быть взысканы со страхователя) недоимки, пени, штрафы по взносам (ч. 3 ст. 19 Закона № 250-ФЗ): которые невозможно взыскать по основаниям, перечисленным в статье 23 Закона № 212-ФЗ и которые возникли до 01.01.2017; срок взыскания которых органами фондов истечет по состоянию на 01.01.2017.

5. Организациям не потребуется сообщать в инспекцию данные об обособленных подразделениях, которые по состоянию на 01.01.2017 зарегистрированы в органах ПФР в качестве плательщиков взносов. Органы фонда самостоятельно передадут данную информацию налоговым инспекциям (ч. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

С 1 января 2017 года пенсионные и медицинские взносы, взносы по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет администрировать ФНС РФ.

Но это не отменит взаимодействие страхователей с ПФР и ФСС. Состав отчетности при этом изменится, появится новый штраф, нововведения в определении облагаемой базы по взносам.

В нашем сегодняшнем материале читатель найдет изменения в страховых взносах с 2017 года.

Законодательные акты о страховых взносах

Перечисленные изменения введены в действие на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ и Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ. Они предусматривают следующие изменения:

  • в январе 2017 года в Налоговый кодекс РФ добавлена глава 34 под названием «Страховые взносы». Она содержит статьи с 419 по 432, в которых изложены правила начисления и уплаты взносов;
  • внесены изменения в первую часть Налогового кодекса РФ. Согласно нововведениям, все основные принципы, ранее распространявшиеся только на налоги, теперь распространяются и на страховые взносы;
  • утрачивает силу Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ о страховых взносах;
  • начинает действовать новая редакция Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном учете…»;
  • начинает действовать новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»;
  • начинает действовать новая редакция Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев…».

Сроки уплаты страховых взносов в 2017 году

Срок уплаты страховых взносов в 2017 году остается прежним. По-прежнему, согласно п. 3 ст. 431 НК РФ, крайней датой уплаты остается 15-е число месяца, следующего за отчетным. Учет и уплата страховых взносов в 2017 году, как и раньше, должны выполняться в рублях и копейках.

Изменения налогооблагаемой базы

Правила расчета сумм взносов в ФСС, пенсионных и медицинских взносов остаются практически неизменными. Остаются в силе все льготы и действовавшие тарифы. Как и ранее, облагаемым объектом остаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные согласно трудовым и гражданско-правовым договорам.

Облагаемая база, как и раньше, начисляется отдельно по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала года. Сохраняется и предельная величина базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Сохранится и пониженная ставка для пенсионных взносов в отношении выплат, начисленных сверх лимита.

В этой сфере единственное изменение коснется суточных. В данный момент суточные, зафиксированные в локальном нормативном акте или коллективном договоре, полностью освобождаются от страховых взносов. С 1 января, согласно п. 2 ст. 422 НК РФ, от взносов будут освобождены только суммы до 700 рублей для командировок внутри страны и суммы до 2 500 рублей для заграничных командировок.

При этом изменятся правила определения облагаемой базы для доходов в натуральной форме. До 1 января в базу включались цены товаров, работ и услуг, указанные в договоре. Теперь, согласно ст. 105.3 НК РФ цена будет определяться из расчета рыночных цен. А в соответствии с п. 7 ст. 421 НК РФ, НДС из облагаемой базы не исключается.

Перечисленные изменения не распространяются на страховые взносы в 2017 году «на травматизм». Суточные полностью освобождаются от них, а доходы в натуральной форме учитываются в облагаемой базе по договорной стоимости.

Отчетность по страховым взносам в ИФНС в 2017 году

Пожалуй, главным нововведением законодательства о страховых взносах стала необходимость отчитываться не только перед фондами, но и перед ИФНС. В этих целях вводится единый ежеквартальный отчет. Он заменяет сразу четыре формы, действовавших ранее: 4-ФСС, РСВ-1 , РСВ-2 , РВ-3 .

В соответствии с п.7 ст. 431 НК РФ, сдача единого расчета в ИФНС должна выполняться не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если среднесписочная численность сотрудников составляет менее 25 человек, то отчет можно сдавать в бумажной форме. Юридические лица и индивидуальные предприниматели со среднесписочной численностью сотрудников более 25 человек должны представлять данный отчет в электронной форме.

Общая сумма пенсионных взносов в расчете должна совпадать с суммой взносов по каждому застрахованному лицу. Иначе отчет будет считаться несданным.

Отчитываться перед ИФНС по страховым взносам за 2016 год не нужно.

Отчетность по страховым взносам в фонды в 2017 году

Как сказано выше, отменены формы 4-ФСС, РСВ-1 , РСВ-2 , РВ-3 . Приняты и другие изменения.

Меняется срок сдачи ежемесячной отчетности СЗВ-М. Ранее ее необходимо было сдавать в ПФР до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Теперь срок сдачи продлен. Начиная с 2017 года, СЗВ-М необходимо сдавать в ПФР не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

С 2017 года вводится новая ежегодная отчетность, форма которой еще не утверждена. Отчет необходимо сдавать в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Для ИП и организаций со среднесписочной численностью сотрудников до 25 человек отчет можно сдавать в бумажной форме. При численности 25 и более человек допускается сдача отчета только в электронной форме.

В ФСС с 2017 года необходимо сдавать отчеты только по взносам «на травматизм». Как и ранее, ИП и организации со среднесписочной численностью сотрудников менее 25 человек могут сдавать отчеты в бумажном виде, остальные — только в электронном виде. Для этих отчетов предусмотрены те же сроки сдачи, что и для формы 4-ФСС: отчеты в бумажном виде необходимо сдавать не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным, отчеты в электронной форме сдаются не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Напоминаем, что все эти нововведения не распространяются на отчетность за 2016 год.

Возмещение расходов на социальное страхование в 2017 году

За работодателями сохраняется право возмещения сумм больничных выплат из средств Фонда социального страхования. Как и прежде, первые три дня оплачивает работодатель. Взносы можно перечислять за вычетом выплаченных пособий. В случае превышения суммы пособий суммы взносов, разница может быть зачтена в счет уплаты взносы в следующих периодах, либо можно запросить у ФСС недостающие средства.

Расходы будут проверяться следующим образом. ИФНС после получения от работодателя ежеквартального расчета передают сведения территориальному органу ФСС. Инспекторы ФСС проверяют правильность заявленных расходов посредством выездной или камеральной проверки, о результатах которой сообщают ИФНС. В случае отрицательного результата ИФНС направит страхователю требование об уплате недостающих средств. В случае положительного результата расходы будут приняты, ИФНС при необходимости вернет разницу между взносами и расходами или зачтет ее.

Эта схема будет действовать до 31.12.2018 в регионах, которые пока не присоединились к пилотному проекту по выплате пособий непосредственно из ФСС.

Проверки ФНС уплат страховых взносов

Федеральная налоговая служба, начиная с января 2017 года, начнет проводить выездные и камеральные ревизии по страховым взносам. Исключением станут только взносы «на травматизм». Отметим, что проверять правильность начисления, а также уплаты страховых взносов в 2017 году работники ИФНС будут с учетом правил, которые действуют для проверки начисления и уплаты налогов.

Как это было и ранее, проверкой расходов на обязательное социальное страхование будет заниматься ФСС. То есть, один и тот же период могут проверить два раза — налоговая служба и Фонд социального страхования.

ПФР будет контролировать только персонифицированную отчетность: форму СЗВ-М, а также новые ежегодные данные о стаже работы. Таким образом, правила переходного периода выглядят так: проверки по страховым взносам (исключение — взносы «на травматизм»), которые назначены на 2017 год (и на дальнейшие периоды), при этом относящиеся к 2016 году и предшествующим периодам, будут проводиться фондами.

В случае обнаружения в ходе проверки каких-либо нарушений (недоимок), работники фондов сообщают об этом сотрудникам налоговой инспекции, а те, в свою очередь, принимают необходимые меры.

Контроль взносов «на травматизм» будет осуществляться ФСС (за все периоды).

Штрафы за нарушения

С 2017 года, нарушения, которые связаны со страховыми взносами (кроме «травматизма»), будут чреваты наложением штрафов ФНС. Следует иметь в виду, что все санкции, предусмотренные для нарушений налогового законодательства, будут использованы и по отношению к взносам. К примеру, за то, что страхователь не предоставил расчет по взносам, его оштрафуют на основании статьи 119 НК РФ, а за нарушение правил учета базы по взносам будут применяться санкции статьи 120 НК РФ.

За нарушения, которые связаны со страховыми взносами «на травматизм», будут, как и ранее, наказывать сотрудники Фонда социального страхования. В новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве содержатся все виды санкций ФСС. Например, за отказ от предоставления документов на проверку, на основании статьи 26.31 вышеуказанного закона страхователю грозит штраф в размере двухсот рублей (за каждый не предоставленный документ).

Пенсионный фонд вправе применять два вида санкций:

1. За непредставление ежегодных сведений о стаже — 500 рублей (в отношении каждого застрахованного лица).

2. За нарушение порядка сдачи отчетности в форме электронных документов — 1 000 рублей.

Возврат излишне уплаченных взносов в 2017 году

С января 2017 года страхователи будут, как и раньше, иметь право вернуть переплату по страховым взносам. Разница в том, что возврат будет теперь осуществляться не фондами, а налоговой инспекцией. Что касается процедуры возврата, то она будет такой же, как и в предыдущие периоды, как для налогов.

При этом появится новое условие. В случае если излишне уплаченные страховые взносы в 2017 году в ПФР были внесены в персонифицированную отчетность, а Пенсионный фонд распределил их по лицевым счетам, то работники налоговой переплату не вернут. Это правило есть во вновь созданном пункте 6.1 статьи 78 НК РФ.

ФСС будет возвращать излишне уплаченные взносы «на травматизм». В статье 26.12 новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве содержится алгоритм зачета и возврата переплаты по страховым взносам.

Блокировка счетов налоговиками

Все еще неизвестно, будут ли работники налоговой инспекции иметь право заблокировать расчетный счет страхователя, если он не сдаст расчет по страховым взносам. В новой редакции пункта 11 статьи 76 НК РФ говорится о том, что правила блокировки должны распространяться на плательщиков страховых взносов. При этом в пункте 3 статьи 76 НК не содержится упоминания о несданном во время расчета по взносам.

Вполне возможно, что в ближайшее время законодатели ликвидируют это противоречие в Налоговом кодексе. Если этого не случиться, то страхователи и налоговики будут решать споры в судебном порядке.

Изменения для обособленных подразделений

Нужно отметить, что значительные нововведения предусмотрены как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей. Ранее оплачивать взносы и сдавать отчетность по месту нахождения подразделения организации необходимо, только если у него есть отдельный баланс или собственный расчетный счет.

Начиная с 2017 года, условие о наличии расчетного счета перестает действовать. Следовательно, в этом году и в последующие периоды, обособленные подразделения, которые расположены в РФ, начисляющие вознаграждение (или другие выплаты) в пользу физлиц, перестанут перечислять страховые платежи (кроме взноса «на травматизм»), а также сдавать расчеты по месту их учета (на основании пункта 11 статьи 431 НК РФ).

Кроме того, с 2017 года страхователи получат новую обязанность сообщать ИФНС по месту нахождения головного офиса о том, что российское подразделение организации имеет полномочия начислять вознаграждения (или другие выплаты) в пользу физлиц.

Это необходимо сделать в течение одного месяца с момента наделения полномочиями. Нужно учитывать, что новая обязанность распространяется на подразделения, которые начали делать выплаты физическим лицам в 2017 году и в последующие периоды. Если вознаграждения начислялись физлицам до 2017 года, то никаких сообщений делать не надо.

По взносам «на травматизм» изменения не предусмотрены. Таким образом, в 2017 году обособленные подразделения будут продолжать платить страховые взносы и сдавать по ним отчетность только при наличии счета и баланса.

Страховые взносы в 2017 году для ИП

В 2017 году самозанятые граждане будут платить фиксированные платежи на медицинское страхование, как это было ранее. Добровольными останутся и взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Самозанятым гражданам не нужно платить страховые взносы.

Изменение предусмотрено для пенсионных взносов. Это касается ИП, которые получили доход более 300 000 рублей. Как и ранее, к фиксированной величине взносов нужно прибавлять 1% от суммы доходов, которые превышают 300 000 рублей.

Налоговые инспекторы, по-прежнему будут получать данные о доходах из деклараций. При этом правило, по которому за не предоставление декларации начисляется штраф в максимальном размере, отменяется.

Отчетность по взносам для индивидуальных предпринимателей не изменилась — они снова будут сдавать расчеты по фиксированным взносам. А главы крестьянских (фермерских) хозяйств будут сдавать отчетность в новые сроки. Так, сдать расчеты им нужно будет не позднее 30 января года, который следует за расчетным периодом. Ранее крайним днем сдачи отчетов был последний день февраля.

Новые КБК по страховым взносам в 2017 году

Традиционно в новом году поменялись КБК. Новые КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году размещены на этой странице .

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

Обязательные отчисления в фонды в 2017 году производятся по новому порядку в связи с отменой Закона № 212-ФЗ от 24.07.09 г. и введением в действие главы 34 НК. Какие изменения произошли в расчетах? Куда перечислять начисленные суммы взносов? И в каком порядке отчитываться, чтобы не перейти в категорию недобросовестных налогоплательщиков – все подробности и примеры ниже.

Дефицит бюджета РФ и снижение отчислений в резервный фонд вызвали необходимость проведения налоговой реформы социальных взносов. Законодательство, регулирующее правоотношения государства и налогоплательщиков в части обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, в этом году переработано кардинальным образом. Указ Президента под № 13 от 15.01.16 г. повлек за собой принятие 2 Законов: № 243-ФЗ и № 250-ФЗ. Согласно разработке этих нормативных документов передача администрирования страховых взносов в ФНС сегодня стала реальностью. Отныне налогоплательщики обязаны исполнить обязанности по начислению и уплате взносов (ЕССС далее) по новым требованиям.

Что же ждет страхователей по отчислениям на соц нужды? Сразу необходимо отметить, что основные положения 2016 года сохранены. Так, остались на прежнем уровне ставки налога, объекты налогообложения, расчет базы, категории налогоплательщиков, отчетные периоды, сроки уплаты, льготируемые тарифы. Не изменился порядок определения взносов на травматизм, включая представляемую отчетность и реквизиты для уплаты.

Соц отчисления – нормативные положения 2017:

  1. Передача страховых взносов в ФНС – администрирование и контроль по уплате и отчетности ЕССС в части ОПС, ОМС и ФСС ВНиМ переданы в территориальные налоговые органы по месту учета/регистрации налогоплательщиков.
  2. Отчисления на травматизм – производятся в прежнем порядке, основной контролирующий орган – ФСС.
  3. Страхователи – категории перечислены в стат. 419 НК: работодатели, ИП, самозанятое население и пр.
  4. Необлагаемые суммы – полный перечень содержит стат. 422 НК: различные государственные пособия; выходные пособия; годовая матпомощь до 50000 руб. при рождении детей, до 4000 руб. на сотрудника; возмещаемые ипотечные проценты; командировочные 700/2500 руб. для внутрироссийских/зарубежных поездок и пр.
  5. Дополнительные и сниженные процентные ставки – в целом также сохранены на старом уровне, введены новые условия для начала и прекращения применения тарифов.
  6. Предельная база для расчета ЕССС – отчисления в пенсионный фонд с зарплаты производятся по общему тарифу до достижения максимального лимита, утвержденные суммы приведены ниже. Это же правило действует в отношении отчислений в соц страх. Медицинские налоги рассчитываются по единому тарифу.
  7. Натуральные доходы – размер определяется на уровне рыночных цен, а не договорных, как было ранее.
  8. Отчетность – взносы в пенсионный фонд в 2017 году сдаются по новому порядку: за ПФР остается функция по приему форм СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, за ФСС – 4-фсс в части травматизма. Все остальные начисления отражаются в новом бланке единого расчета, который представляется вместо существовавшей ранее РСВ-1.
  9. Оплата ЕССС – отчисления в пенсионный фонд в 2017 году не производятся. Уплату сумм следует выполнять по реквизитам налоговых органов с указанием новых КБК. Это правило распространяется на расчеты с 1.01.17 г., даже если погашаются взносы за 2016 г.
  10. Проверки – камеральные и выездные мероприятия отчислений в соц фонды ВНиМ, отчислений в фонд обязательного медицинского страхования и проверку полноты уплаты страховых взносов в ПФР с 2017 г. будут проводить сотрудники ФНС.

Отчисления в фонды в 2017 году – таблица

Актуальные ставки собраны в таблице ниже. При этом тарифы указаны для общих категорий работодателей, включающих как предприятия, так и предпринимателей. Отдельно выделены ИП, работающие «на себя» наравне с самозанятыми физлицами. Также указаны пределы лимитов и основные компании, имеющие право на использование пониженных ставок.

Тарифы ЕССС, актуальные в 2017 г.:

Лимиты для работодателей в 2016-2017 гг.:

Отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения по сниженным ставкам вправе производить следующие категории страхователей:

  1. Предприятия на УСН, а также ИП, основным видом работы которых является льготируемая деятельность при соблюдении лимита.
  2. Фармацевтические, аптечные компании, включая ИП.
  3. Предприниматели на ПСН.
  4. Упрощенцы-НКО, а также благотворительные фонды и компании, внедряющие объекты интеллектуальной деятельности.
  5. IT-структуры.
  6. Участники «Сколково».
  7. Участники некоторых СЭЗ (особых экономических зон).
  8. Резиденты особых территорий.

Полный список компаний, имеющих право рассчитывать отчисления в соц фонды по пониженным ставкам, содержится в стат. 427 НК. Кроме того, для предприятий, получивших класс по результатам СОТ (специальная оценка трудовых условий), законодательно установлены дополнительные тарифные ставки. Размер зависит от уровня опасности и варьируется в пределах от 0 % для оптимального класса, до 8 % для самого опасного.

Чтобы разобраться во всем законодательных изменениях, приведем подробный пример расчетов по отчислениям в соц фонды за 1 кв. 2017 г. Перед вычислением страхователю необходимо убедиться, к какой категории налогоплательщиков он относится и по каким ставкам рассчитывается ЕССС (общим, пониженным и дополнительным). При наличии исключаемых сумм требуется сделать корректировку налогооблагаемой базы, а все начисления по доходам суммировать и сравнить с предельной величиной. После этого начисляются взносы и делаются типовые проводки.

Пример расчета взносов за 1 кв. 2017 г.:

Предприятие ООО «Восход» начисляет 2 работникам зарплату в общем размере 70000 руб. в месяц, за 1 квартал сумма дохода составляет 210000 руб. Компания применяет общие тарифы, пониженные/дополнительные не используются. Исключаемых сумм в этом периоде нет. Отчисления в фонд социального страхования составляют:

  • В ОПС – 46200 руб. = 210000 х 22 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.2.
  • В ФСС – 6090 руб. = 210000 х 2,9 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.1.
  • В ОМС – 10710 руб. = 210000 х 5,1 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.3.

Уплату начислений за март необходимо выполнить до 15.04 в адрес ФНС. Взносы по присвоенному профклассу на травматизм перечисляются в органы ФСС.

Страховые взносы в ПФР и ФСС – отчетность

В юрисдикции сотрудников ПФР остается контроль за персонифицированными данными, включая суммы доходов физлиц и страхового стажа. Цель отчетности – последующее назначение пенсионных выплат гражданам. В связи с этим налогоплательщики обязаны представить в фонды 2 отчета:

  1. СЗВ-М – сдается в ПФР каждый месяц до 15-го числа.
  2. СЗВ-СТАЖ – сдается в ПФР каждый год до 1 марта. Дополнительно действуют формы СЗВ-ИСХ и СЗВ-КОРР.
  3. 4-ФСС – сдается в ФСС каждый квартал до 20/25-го числа при представлении «на бумаге»/в электронном формате.

Обратите внимание! Перечисленная информация относится к периодам с 2017 года, более ранние временные промежутки попадают под действие старых форм отчетов.

Проверки по взносам ЕССС

Правильность исчисления и уплаты платежей по взносам с 2017 г. будет проверять ИФНС. При выявлении расхождений в пользу государства инспекторы могут сделать доначисления сумм. Выявления нестыковок будут производиться на основании данных о заработке, отображаемых налогоплательщиками в отчетности по НДФЛ.

При этом в проверке больничных пособий необходимо участие работников ФСС. Запрос в пенсионный фонд об отчислениях, образец здесь, могут сделать работодатели при расчете сумм пособий. Сведения необходимы в случаях, когда у сотрудника отсутствуют данные по его доходам. Также и физлица вправе подать заявление о начисленных пенсионных взносах путем личного посещения отделения ПФР или через портал государственных услуг.

Нередко у застрахованных лиц возникает вопрос: Проверяют ли банки отчисления в пенсионный фонд? Интерес может быть вызван при оформлении кредитов различного назначения, в том числе при указании в справке о зарплате неофициальных доходов. Волноваться не стоит, проверить отчисления в ПФР финансово-кредитное учреждение не может, поскольку законодательно такая процедура не предусмотрена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .