Аудиторское заключение кто обязан делать. Была отчетность ваша, стала наша: налоговая полностью забирает себе бухотчетность

06.02.2021

Аудит отчетности по итогам года обязаны проводить не все общества с ограниченной ответственностью. В таблице мы привели полный перечень организаций, которые должны проводить аудит в 2020 году и общие критерии обязательного аудита для ООО.

Критерии, которые обязывают общества проводить аудит установлены Федеральным законом от 30.08.08 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Если по результатам 2019 года хотя бы один из этих критериев выполнен, аудит для ООО в 2020 году обязателен.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2020 году

Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ). Суммовые и организационно-правовые критерии обязательного аудита в 2020 году для ООО такие:

  1. Сумма выручки за год, предшествующий отчетному > 400 млн руб. ;
  2. Сумма активов по бухбалансу на конец года, предшествующий отчетному > 60 млн руб. ;
  3. Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  4. Организация является кредитной/страховой/клиринговой, бюро кредитных историй, профучастником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, НПФ, АИФ, управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение - внебюджетные фонды);
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.

Если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, необходимо проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Налоговики станут общаться через смс-сообщения и при этом будут реже выставлять требования на уплату долга. Однако наведываться с визитом для осмотра станут чаще, если компания скопила внушительную сумму недоимки.

Важно: чиновники планируют изменить критерии проведения аудита в 2020 году (законопроект № 273179-7). Они предлагают увеличить объем выручки увеличить до 600 млн руб., сумму активов бухбаланса - до 200 млн руб. Также они хотят ввести критерий по численности работников - не более 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.

При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности. Несмотря на то что критерии обязательного аудита изложены в отдельной статье закона (мы перечислили их выше), последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ говорит о наличии дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами (см. таблицу).

Какие ООО обязаны проводить аудит в 2020 году

Кто обязан проводить аудит Закон
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определяемых собственником) Ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ
НКО (в случаях, определенных законом) Ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 6-7 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ
Кредитные потребкооперативы Ст. 28, 31 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ
Организаторы азартных игр Ст. 6 Федерального закона 29.12.2006 № 244-ФЗ

Обратите также внимание, что Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ об ООО не содержит критерии, когда нужен обязательный аудит. В нем указано, что общее собрание участников общества может принять решение о проверке, а также прописать обязанность проводить аудит в уставе. Это уже инициатива ООО.

Аудиторская проверка и изменения в ПБУ 1/2008

Минфин письмом от 19.01.18 № 07-04-09/2694 опубликовал Рекомендации аудиторам. Из раздела II документа следует, что аудиторы не будут делать замечаний, если в учетной политике компания не стала переписывать способы из-за поправок в ПБУ 1/2008.

С 6 августа 2017 года компании должны по-новому выбирать способы учета. Правила поменялись для случаев, когда в стандарте нет способов. Тогда их нужно разработать самим. При этом нужно учитывать последовательно:

  • МСФО;
  • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
  • рекомендации по бухучету.

В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).

По мнению ведомства, компании и раньше должны были разрабатывать свои способы с учетом международных стандартов. Поэтому обновленное ПБУ 1/2008 не добавило обязанности читать международные стандарты. Она была и раньше.

Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2017 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

В 2020 году надо по-новому вести учет расчетов по налогу на прибыль. Газета "Учет. Налоги. Право" разобралась в сути поправок в ПБУ 18/02 и предложил бухгалтерам практические рекомендации для работы.

Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь год.

Минфин рекомендовал аудиторам не считать нарушением, если компания не стала менять способы учета, которые приняла до вступления в силу приказа от 28.04.17 № 69н. Те способы, которые компании разработали по правилам до корректировок в ПБУ 1/2008, отменять не нужно.

В Минфине считают редкостью ситуации, когда отечественные способы противоречат международным. Аудиторы не должны считать нарушением, что в компании действовали собственные способы, принятые раньше августа 2017 года.

Не исключено, что аудиторы решат, что вообще не нужно проверять в политике способы учета, если они не записаны в федеральных стандартах.

Публикуем очередной вопрос, который поступил к нам через форму обратной связи с одной из страниц нашего сайта.
От: Яков Николаевич
Тема: Нужно ли сдавать обязательное аудиторское заключение акционерного общества за 2014 год в Росстат и ИФНС?

Вопрос:

Узнали, что начиная с годовой отчетности за 2014 год акционерные общества, а у нас ЗАО, должны получить обязательное аудиторское заключение, а затем сдать его в статистику и в налоговую инспекцию.
Поясните пожалуйста:

  • Срок сдачи годовой отчетности и аудиторского заключении в органы государственной статистики?
  • Срок сдачи аудиторского заключения в налоговые органы по месту постановки на налоговый учет?

Ответ:

С 06 июня 2014 года начал действовать новый «Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» утвержденный Федеральной службой государственной статистики (Росстат), который определяет для акционерных обществ сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения в органы статистики.

Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, необходимо представить один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности и экземпляр аудиторского заключения в орган государственной статистики по месту регистрации предприятия (ч.2 ст.18 закона № 402-ФЗ).

«Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» должны выполнять:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит?

С 01 сентября 2014 года вступает в силу норма ГК о обязательном внешнем аудите любого акционерного общества АО (публичного и непубличного), ранее также называемых ЗАО и ОАО.

При наличии в отчетности и аудиторском заключении сведений отнесенных к государственной тайне, то они тоже должны быть представлены с учетом требований Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».

Состав комплекта годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности?

В состав сдаваемого обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Для некоммерческой организации годовая бухгалтерская отчетность должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложения к ним.

В бланках отчетов обязательно указывайте номер контактного телефона и адрес электронной почты для оперативной связи с вами представителя Росстата.

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита - обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

  • государственных компаний (п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ );
  • государственных корпораций (п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ );
  • жилищных накопительных кооперативов (ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ );
  • застройщиков (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ );
  • некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ );
  • саморегулируемых организаций (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ ).

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (

Аудиторский рынок готовится к новой реформе. Правительство обещает до конца 2019 года внести поправки в действующий закон об аудиторской деятельности, сделав процедуру обязательной для организаций с доходом свыше 600 млн и 800 млн. «Бизнес.ру» разобрался, как выглядят требования по аудиту для ООО в 2018 году и в каких случаях проведение проверки - обязанность, а не добровольное решение управленцев.

Для кого обязателен аудит

Под условия обязательной проверки попадают юридические лица, соответствующие конкретным критериям. Компании из числа малого, среднего предпринимательства имеют, как правило, небольшие обороты, не привлекают средства от физических лиц, не выпускают эмиссионные ценные бумаги. В таких случаях необходимость дополнительно проверять, как достоверно организован учет и составляется отчетность, не возникает.

Даже если ООО не попадает под эту обязательную процедуру, предпринимателю во избежание рисков периодически стоит обращаться за помощью к профессионалам.

Что такое аудиторская проверка ООО

Проверочная комплексная процедура – аудиторская проверка – позволяет компании оценить уровень корректности учета и достоверности отражения финансовых данных в официальных отчетах. Аудит выражает независимое суждение специализированных организаций или индивидуального аудитора. Его результаты важны собственнику для понимания истинного положения дел в компании. Обязательная аудиторская проверка должна проводиться каждый год.

Главные нормативные акты, регулирующие процедуру аудита для ООО, следующие:

  • Закон №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
  • Закон №402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • Приказ Росстата №220;
  • Информационное сообщение Минфина №ИС-аудит-20.

Критерии обязательного аудита в 2018 году для ООО

Аудит проходят компании, имеющие большую выручку или затрагивающие своей деятельностью интересы большого (неограниченного) числа третьих лиц. В зависимости от этих параметров организации можно разделить на группы:

  • Организационно-правовая форма – акционерные общества.
  • Вид деятельности – банки, бюро кредитных историй, страховщики, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и их управляющие компании, организации-профучастники рынка ценных бумаг, компании, чьи бумаги торгуются на бирже.
  • Консолидация отчетности – холдинги, составляющие консолидированную отчетность.
  • Финансовые показатели: объем выручки для обязательного аудита – более 400 млн руб. или актив баланс – более 60 млн рублей.

Кроме того, отдельные законы определяют дополнительные критерии для этой обязательной процедуры. В частности, требования распространяются на государственные компании и корпорации, на кредитные потребкооперативы, застройщиков, организаторов азартных игр. Детально перечень раскрыт и актуализируется на сайте Минфина.

Для ООО, в основной массе, валюта баланса и объем выручки становятся критериями по обязательному аудиту. При этом для только что зарегистрированных фирм финансовые показатели соотносятся с установленными контрольными цифрами, начиная со второго года работы, то есть с отчетности за предшествовавший отчетному год.

Этапы аудита

Если по указанным параметрам для предприятия аудит обязателен к проведению,под ревизию попадает вся документация юрлица. В ходе такой проверки можно привести учет компании в порядок, получить отчет о существующих и потенциальных рисках деятельности.

Аудиторская проверка

Аудитор утверждается на собрании учредителей (участников), после чего заключается договор на оказания аудиторских услуг. Приступая к работе, аудитор оценивает объем проверки, исходя из специфики деятельности аудируемого субъекта. После чего:

  1. Согласовывает с руководством план работ с учетом сроков готовности форм отчетности до их сдачи.
  2. Проводит проверку путем сбора данных, тестирования средств контроля на предприятии, анализа полученной картины.
  3. Информирует руководство о рисках в деятельности и о недостатках собственных систем учета и контроля.
  4. Оформляет результат проверки в виде заключения.

Структура аудиторского заключения

Этот документ является официальным. Заключение содержит:

  • перечень адресатов данного документа;
  • данные об аудируемой организации;
  • данные о самом аудиторе;
  • указание периода и перечня проверенной отчетности, охватываемые проверкой с обозначением, как распределена ответственность в отношении отчетности между аудируемым субъектом и аудитором;
  • информацию о произведенной работе (ее объем);
  • мнение о достоверности отчетности с уточнением факторов, влияющих на достоверность;
  • результаты проверки;
  • дату составления заключения.

Представление документа

Заключение представляется в Росстат одновременно с годовым отчетом. В случае если на время сдачи отчетности проверка не завершилась, можно сдать заключение в срок до десяти рабочих дней от даты документа, но успеть необходимо до завершения года. В налоговую сдавать заключение по аудиту не нужно.

Важно! Аудиторское заключение необходимо публиковать вместе с проверенной отчетностью

Ответственность и санкции при несдаче аудиторского заключения

За уклонение и непроведение обязательного аудита для ООО штрафов нет. Санкции связаны с итоговым заключением, а именно:

  • Отсутствие документа влечет штраф должностных лиц 5000-10000 рублей, при повторном случае штраф составляет 10000-20000 рублей или должностных лиц дисквалифицируют на 1-2 года.
  • Непредставление или нарушение сроков влечет штраф должностных лиц 300-500 рублей и 3000-5000 рублей на ООО.

Даже если аудит не является обязательной процедурой, им не стоит пренебрегать. Нередко руководство или владельцы бизнеса не могут контролировать ведение бухгалтерии или финансовой отчетности. Невнимание в итоге выливается в недоимки, штрафы, пени и административные (персональные) санкции.

Качественный, независимый аудит может исправить ситуацию. В совокупности с грамотным ведением документации эта процедура может стать гарантом эффективной работы предприятия. А передача части рутинных дел на например , позволит высвободить дополнительное время для развития бизнеса.

Как выбрать аудиторскую фирму

При выборе аудиторской фирмы у собственников ООО есть два пути: обратиться к организации и физическому лицу. И те и другие должны входить в саморегулируемую организацию аудиторов и иметь право на такой вид деятельности. Индивидуальный аудитор-физлицо должен дополнительно иметь квалификационный аудиторский аттестат.

Другой критерий – стоимость услуг. Чтобы оценить адекватность формирования цены и сравнить с другими предложениями, заказчику важно понимать, как сформирована стоимость договора. Оценить прайс-лист компании и подготовиться к аудиторской проверке помогут специалисты

При подборе кандидата необходимо также обращать внимание на срок работы на рынке, наличие солидной клиентуры, отзывов и разнообразие оказываемых услуг в целом. Значимый фактор – страхование ответственности исполнителя в случае, если аудируемому субъекту причинен вред или по результатам проверки получен ущерб.

Налоговым органам сложно работать корректно без информации, поступающей из разных источников. По закону данные в инспекцию обязаны передавать сами налогоплательщики, их контрагенты, коммерческие структуры, с которыми они взаимодействуют, банковские учреждения, где открыты счета. К этому перечню с 2019 года добавили аудиторов. Давайте разбираться, какие данные о своих заказчиках будут обязаны передавать налоговикам аудиторские компании.

Предписания, поступившие из ОЭСР

С начала 2019 года Налоговый кодекс РФ ждет множество изменений. Одно из них касается работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. О чем же идет речь? Дело в том, что ОЭСР, а в эту организацию входит 35 государств, направила рекомендации, касающиеся предоставления в налоговые органы аудиторами документов о деятельности клиентов.

На основании проведенного исследования отечественной системы налогообложения ОЭСР выработала рекомендации о внесении изменений, на основании которых и был принят ФЗ № 231. Стоит отметить основные предписания этой организации:

  • обеспечить доступ налоговых органов к данным, которые касаются проведения аудиторских проверок, в том числе сведений, относящихся к аудиторской тайне;
  • предоставить налоговикам право требовать информацию о собственниках и структуре собственности зарубежных предприятий, работающих в России;
  • закрепить в законе положение, которое касается передачи в налоговую инспекцию данных, обеспечивающих идентификацию участников совместной деятельности (форма – простое товарищество);
  • внести изменения, направленные на утверждение и использование общепринятых стандартов, устранение двойного налогообложения.

Стоит отметить одну важную деталь: Россия в ОЭСР не входит, но рекомендации, которые оставила по отношению к нашей стране эта организация, власти учли и внесли изменения в налоговое законодательство.

Особенности предоставления в налоговую документации аудиторами

С начала 2019 года налоговым органам разрешается требовать предоставления документации от аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. Порядок предоставления информации регулирует ст. 93.2 НК РФ. Естественно, что с внесением изменений у заинтересованных сторон возникает много вопросов. Стоит предоставить ответы на самые распространенные из них:

  • Какие документы имеют законное право запросить налоговики? Речь идет о данных, являющихся основанием для начисления и уплаты разных налогов.
  • Может ли аудитор проинформировать клиента, деятельность которого заинтересовала налоговиков? Да, аудитор имеет такое право.
  • На каком основании идет запрос из налоговой? Руководитель территориальной налоговой инспекции принимает решение. Именно оно направляется аудиторам.
  • Кто обязан предоставлять документы? В соответствии с законом с 2019 года обязаны отправлять информацию в налоговую инспекцию и аудиторские фирмы, и индивидуальные аудиторы.
  • Какой срок предоставления документов от аудитора в налоговую? В законе четко указано, что аудитор должен предоставить информацию не позднее 10 дней с даты получения требования.

Налогоплательщики, оформляющие заказ на аудит, и сами аудиторы должны понимать, что налоговики имеют право послать запрос на предоставление документов только в трех случаях. Первый из них связан с ситуацией, когда в ходе выездной налоговой проверки плательщик не предоставил документацию. Второй случай касается того, что налоговики могут запросить документацию о сделках между взаимозависимыми лицами. Их цель – проверка уплаты обязательных сборов, платежей, налогов.

Еще один случай, который закреплен законом, относится к тем ситуациям, когда согласно международным договорам в отношении компании, где проводился аудит, имеется официальный запрос из компетентного органа.

Пришло ли время делать выводы

Эксперты сходятся во мнении, что принятые изменения негативно отразятся на аудиторской сфере. Скорее всего, клиенты будут отказываться от проведения инициативного аудита, не полностью раскрывать коммерческую информацию. Время покажет. Изменения внесены, и пока обратного пути нет. Если информации, которая изложена в статье, недостаточно, то данные о принятых с 2019 года изменениях можно получить у ГК «Аудит А». Эксперты, оказывающие услуги по проведению обязательного и инициативного аудита, обслуживанию налогового и бухгалтерского учета, готовы ответить на любые вопросы.