Аудит отчетности по итогам года обязаны проводить не все общества с ограниченной ответственностью. В таблице мы привели полный перечень организаций, которые должны проводить аудит в 2020 году и общие критерии обязательного аудита для ООО.
Критерии, которые обязывают общества проводить аудит установлены Федеральным законом от 30.08.08 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Если по результатам 2019 года хотя бы один из этих критериев выполнен, аудит для ООО в 2020 году обязателен.
Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ). Суммовые и организационно-правовые критерии обязательного аудита в 2020 году для ООО такие:
Если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, необходимо проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
Налоговики станут общаться через смс-сообщения и при этом будут реже выставлять требования на уплату долга. Однако наведываться с визитом для осмотра станут чаще, если компания скопила внушительную сумму недоимки.
Важно: чиновники планируют изменить критерии проведения аудита в 2020 году (законопроект № 273179-7). Они предлагают увеличить объем выручки увеличить до 600 млн руб., сумму активов бухбаланса - до 200 млн руб. Также они хотят ввести критерий по численности работников - не более 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.
При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности. Несмотря на то что критерии обязательного аудита изложены в отдельной статье закона (мы перечислили их выше), последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ говорит о наличии дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами (см. таблицу).
Кто обязан проводить аудит | Закон |
---|---|
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определяемых собственником) | Ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ |
НКО (в случаях, определенных законом) | Ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 6-7 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ |
Кредитные потребкооперативы | Ст. 28, 31 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ |
Организаторы азартных игр | Ст. 6 Федерального закона 29.12.2006 № 244-ФЗ |
Обратите также внимание, что Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ об ООО не содержит критерии, когда нужен обязательный аудит. В нем указано, что общее собрание участников общества может принять решение о проверке, а также прописать обязанность проводить аудит в уставе. Это уже инициатива ООО.
Минфин письмом от 19.01.18 № 07-04-09/2694 опубликовал Рекомендации аудиторам. Из раздела II документа следует, что аудиторы не будут делать замечаний, если в учетной политике компания не стала переписывать способы из-за поправок в ПБУ 1/2008.
С 6 августа 2017 года компании должны по-новому выбирать способы учета. Правила поменялись для случаев, когда в стандарте нет способов. Тогда их нужно разработать самим. При этом нужно учитывать последовательно:
В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).
По мнению ведомства, компании и раньше должны были разрабатывать свои способы с учетом международных стандартов. Поэтому обновленное ПБУ 1/2008 не добавило обязанности читать международные стандарты. Она была и раньше.
Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2017 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).
В 2020 году надо по-новому вести учет расчетов по налогу на прибыль. Газета "Учет. Налоги. Право" разобралась в сути поправок в ПБУ 18/02 и предложил бухгалтерам практические рекомендации для работы.
Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь год.
Минфин рекомендовал аудиторам не считать нарушением, если компания не стала менять способы учета, которые приняла до вступления в силу приказа от 28.04.17 № 69н. Те способы, которые компании разработали по правилам до корректировок в ПБУ 1/2008, отменять не нужно.
В Минфине считают редкостью ситуации, когда отечественные способы противоречат международным. Аудиторы не должны считать нарушением, что в компании действовали собственные способы, принятые раньше августа 2017 года.
Не исключено, что аудиторы решат, что вообще не нужно проверять в политике способы учета, если они не записаны в федеральных стандартах.
Публикуем очередной вопрос, который поступил к нам через форму обратной связи с одной из страниц нашего сайта.
От: Яков Николаевич
Тема: Нужно ли сдавать обязательное аудиторское заключение акционерного общества за 2014 год в Росстат и ИФНС?
Узнали, что начиная с годовой отчетности за 2014 год акционерные общества, а у нас ЗАО, должны получить обязательное аудиторское заключение, а затем сдать его в статистику и в налоговую инспекцию.
Поясните пожалуйста:
С 06 июня 2014 года начал действовать новый «Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» утвержденный Федеральной службой государственной статистики (Росстат), который определяет для акционерных обществ сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения в органы статистики.
Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, необходимо представить один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности и экземпляр аудиторского заключения в орган государственной статистики по месту регистрации предприятия (ч.2 ст.18 закона № 402-ФЗ).
«Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» должны выполнять:
С 01 сентября 2014 года вступает в силу норма ГК о обязательном внешнем аудите любого акционерного общества АО (публичного и непубличного), ранее также называемых ЗАО и ОАО.
При наличии в отчетности и аудиторском заключении сведений отнесенных к государственной тайне, то они тоже должны быть представлены с учетом требований Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».
В состав сдаваемого обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Для некоммерческой организации годовая бухгалтерская отчетность должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложения к ним.
В бланках отчетов обязательно указывайте номер контактного телефона и адрес электронной почты для оперативной связи с вами представителя Росстата.
Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита - обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.
Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .
Так, критерием обязательного аудита являются:
Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.
Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.
Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:
Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (
Аудиторский рынок готовится к новой реформе. Правительство обещает до конца 2019 года внести поправки в действующий закон об аудиторской деятельности, сделав процедуру обязательной для организаций с доходом свыше 600 млн и 800 млн. «Бизнес.ру» разобрался, как выглядят требования по аудиту для ООО в 2018 году и в каких случаях проведение проверки - обязанность, а не добровольное решение управленцев.
Под условия обязательной проверки попадают юридические лица, соответствующие конкретным критериям. Компании из числа малого, среднего предпринимательства имеют, как правило, небольшие обороты, не привлекают средства от физических лиц, не выпускают эмиссионные ценные бумаги. В таких случаях необходимость дополнительно проверять, как достоверно организован учет и составляется отчетность, не возникает.
Даже если ООО не попадает под эту обязательную процедуру, предпринимателю во избежание рисков периодически стоит обращаться за помощью к профессионалам.
Проверочная комплексная процедура – аудиторская проверка – позволяет компании оценить уровень корректности учета и достоверности отражения финансовых данных в официальных отчетах. Аудит выражает независимое суждение специализированных организаций или индивидуального аудитора. Его результаты важны собственнику для понимания истинного положения дел в компании. Обязательная аудиторская проверка должна проводиться каждый год.
Главные нормативные акты, регулирующие процедуру аудита для ООО, следующие:
Аудит проходят компании, имеющие большую выручку или затрагивающие своей деятельностью интересы большого (неограниченного) числа третьих лиц. В зависимости от этих параметров организации можно разделить на группы:
Кроме того, отдельные законы определяют дополнительные критерии для этой обязательной процедуры. В частности, требования распространяются на государственные компании и корпорации, на кредитные потребкооперативы, застройщиков, организаторов азартных игр. Детально перечень раскрыт и актуализируется на сайте Минфина.
Для ООО, в основной массе, валюта баланса и объем выручки становятся критериями по обязательному аудиту. При этом для только что зарегистрированных фирм финансовые показатели соотносятся с установленными контрольными цифрами, начиная со второго года работы, то есть с отчетности за предшествовавший отчетному год.
Если по указанным параметрам для предприятия аудит обязателен к проведению,под ревизию попадает вся документация юрлица. В ходе такой проверки можно привести учет компании в порядок, получить отчет о существующих и потенциальных рисках деятельности.
Аудитор утверждается на собрании учредителей (участников), после чего заключается договор на оказания аудиторских услуг. Приступая к работе, аудитор оценивает объем проверки, исходя из специфики деятельности аудируемого субъекта. После чего:
Этот документ является официальным. Заключение содержит:
Заключение представляется в Росстат одновременно с годовым отчетом. В случае если на время сдачи отчетности проверка не завершилась, можно сдать заключение в срок до десяти рабочих дней от даты документа, но успеть необходимо до завершения года. В налоговую сдавать заключение по аудиту не нужно.
Важно! Аудиторское заключение необходимо публиковать вместе с проверенной отчетностью
За уклонение и непроведение обязательного аудита для ООО штрафов нет. Санкции связаны с итоговым заключением, а именно:
Даже если аудит не является обязательной процедурой, им не стоит пренебрегать. Нередко руководство или владельцы бизнеса не могут контролировать ведение бухгалтерии или финансовой отчетности. Невнимание в итоге выливается в недоимки, штрафы, пени и административные (персональные) санкции.
Качественный, независимый аудит может исправить ситуацию. В совокупности с грамотным ведением документации эта процедура может стать гарантом эффективной работы предприятия. А передача части рутинных дел на например , позволит высвободить дополнительное время для развития бизнеса.
При выборе аудиторской фирмы у собственников ООО есть два пути: обратиться к организации и физическому лицу. И те и другие должны входить в саморегулируемую организацию аудиторов и иметь право на такой вид деятельности. Индивидуальный аудитор-физлицо должен дополнительно иметь квалификационный аудиторский аттестат.
Другой критерий – стоимость услуг. Чтобы оценить адекватность формирования цены и сравнить с другими предложениями, заказчику важно понимать, как сформирована стоимость договора. Оценить прайс-лист компании и подготовиться к аудиторской проверке помогут специалисты
При подборе кандидата необходимо также обращать внимание на срок работы на рынке, наличие солидной клиентуры, отзывов и разнообразие оказываемых услуг в целом. Значимый фактор – страхование ответственности исполнителя в случае, если аудируемому субъекту причинен вред или по результатам проверки получен ущерб.
Налоговым органам сложно работать корректно без информации, поступающей из разных источников. По закону данные в инспекцию обязаны передавать сами налогоплательщики, их контрагенты, коммерческие структуры, с которыми они взаимодействуют, банковские учреждения, где открыты счета. К этому перечню с 2019 года добавили аудиторов. Давайте разбираться, какие данные о своих заказчиках будут обязаны передавать налоговикам аудиторские компании.
С начала 2019 года Налоговый кодекс РФ ждет множество изменений. Одно из них касается работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. О чем же идет речь? Дело в том, что ОЭСР, а в эту организацию входит 35 государств, направила рекомендации, касающиеся предоставления в налоговые органы аудиторами документов о деятельности клиентов.
На основании проведенного исследования отечественной системы налогообложения ОЭСР выработала рекомендации о внесении изменений, на основании которых и был принят ФЗ № 231. Стоит отметить основные предписания этой организации:
Стоит отметить одну важную деталь: Россия в ОЭСР не входит, но рекомендации, которые оставила по отношению к нашей стране эта организация, власти учли и внесли изменения в налоговое законодательство.
С начала 2019 года налоговым органам разрешается требовать предоставления документации от аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. Порядок предоставления информации регулирует ст. 93.2 НК РФ. Естественно, что с внесением изменений у заинтересованных сторон возникает много вопросов. Стоит предоставить ответы на самые распространенные из них:
Налогоплательщики, оформляющие заказ на аудит, и сами аудиторы должны понимать, что налоговики имеют право послать запрос на предоставление документов только в трех случаях. Первый из них связан с ситуацией, когда в ходе выездной налоговой проверки плательщик не предоставил документацию. Второй случай касается того, что налоговики могут запросить документацию о сделках между взаимозависимыми лицами. Их цель – проверка уплаты обязательных сборов, платежей, налогов.
Еще один случай, который закреплен законом, относится к тем ситуациям, когда согласно международным договорам в отношении компании, где проводился аудит, имеется официальный запрос из компетентного органа.
Эксперты сходятся во мнении, что принятые изменения негативно отразятся на аудиторской сфере. Скорее всего, клиенты будут отказываться от проведения инициативного аудита, не полностью раскрывать коммерческую информацию. Время покажет. Изменения внесены, и пока обратного пути нет. Если информации, которая изложена в статье, недостаточно, то данные о принятых с 2019 года изменениях можно получить у ГК «Аудит А». Эксперты, оказывающие услуги по проведению обязательного и инициативного аудита, обслуживанию налогового и бухгалтерского учета, готовы ответить на любые вопросы.