Штраф за несообщение об обособленном подразделении. Штраф за обособленное подразделение

18.12.2020

" № 7/2017

Комментарий к Определению ВС РФ от 26.06.2017 № 303 КГ17-2377.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат налоговому учету как по месту нахождения непосредственно головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Обособленным подразделением в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Обязанность организации сообщать налоговикам по месту ее нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня их создания установлена пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Чтобы исполнить эту обязанность, организация должна направить налоговикам соответствующее сообщение, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Вместе с тем есть судебные акты, в которых суды приходили к выводу, что несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения организации образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный (представленный с нарушением установленного срока) документ (см., например, Постановление АС УО от 22.06.2016 № Ф09-6160/16 по делу № А47-8399/2015, Определение ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 по делу № А76-2261/2015). Отметим: данные решения мотивированы тем, что сообщение о создании обособленного подразделения организации является документом, форма которого утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-6/362@, а несообщение о создании обособленного подразделения не образует состава налогового правонарушения, если организация уже состоит на налоговом учете по одному из оснований. Более того, ФНС в Письме от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 также пояснила, что за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Между тем по рассматриваемому вопросу существует еще одна точка зрения (отличная от двух предыдущих). Характерный пример – Постановление АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016. Арбитры данного округа среди прочего указали, что объективная сторона состава правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля. Тогда как в рассматриваемом случае налогоплательщик привлечен к ответственности не за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, а за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений. За названное правонарушение определена ответственность специальной нормой – п. 2 ст. 116 НК РФ.

Напомним: данным пунктом предусмотрено наказание за ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, установленным НК РФ, в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Именно эту санкцию в схожих обстоятельствах применили арбитры АС СКО в Постановлении от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014. Причем судья Верховного Суда согласился с доводами судей данного округа (см. Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Таким образом, до недавнего времени правоприменительной практикой не было выработано единого подхода к определению меры ответственности организации за несообщение (несвоевременное сообщение) о создании обособленного подразделения. Высшими арбитрами в равной степени применялись санкции, предусмотренные п. 2 ст. 116 НК РФ (Определение № 308-КГ15-13591) и п. 1 ст. 126 НК РФ (Определение № 309-КГ15-19568). Однако указанные определения не являются позицией Верховного Суда, так как они были вынесены единолично судьями, по мнению которых при рассмотрении данных дел не допущено существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела.

И вот теперь такая позиция появилась, благодаря Определению ВС РФ от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015.

Напомним: АС ДВО (Постановление от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016) признал правомерным применение в отношении организации, не сообщившей о создании обособленных подразделений (двух вахтовых поселков для своих работников), санкции, установленной п. 2 ст. 116 НК РФ. Компания с таким вердиктом судей не согласилась (ведь речь шла о штрафе в размере 7 744 152,10 руб.) и подала жалобу в вышестоящую инстанцию. И, забегая вперед, скажем, что не прогадала.

Однако Судебная коллегия Верховного Суда не согласилась с выводами судей АС ДВО. Она рассуждала так. Из пункта 2 ст. 116 НК РФ следует, что данной нормой установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе в качестве одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц определен ст. 84 – 85 НК РФ.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Следовательно, в том случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Тем самым Судебная коллегия Верховного Суда в Определении № 303-КГ17-2377 не только изменила квалификацию налогового правонарушения окружного суда, но и снизила (причем существенно) величину штрафа с 7 744 152,10 до 400 руб. (спор возник в отношении двух подразделений). То есть величина санкции была снижена почти в 20 000 раз. Приведенный расчет, полагаем, наглядно демонстрирует значимость этого решения. Как говорится, no comments!

Определением ВС РФ от 26.02.2015 № 305-КГ14-9035 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда для пересмотра в порядке кассационного производства.

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом Письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря, необособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.

Но есть риск гораздо большего ущерба

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением прежде всего местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ: взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 N Ф04-5897/2016 по делу N А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Справедливость восторжествовала

ВС РФ в Определении от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это предусмотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) — по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

1 апреля – День смеха. А 2 апреля 2014 года во всемирной паутине появились сведения, что об открытии или закрытии расчетных счетов в банке или ином кредитном учреждении сообщать как в налоговый орган, так и в территориальный орган Пенсионного фонда России не надо. И многие подумали, что данная новость, чья то шутка.

Согласно данным нормативно-право вым актам со 2 мая 2014 года (дата вступления в силу) организации и индивидуальные предприниматели не обязаны сообщать об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов) в налоговый орган и органы контроля за уплатой страховых взносов (ФСС, ПФР). И соответственно отменяются штрафные санкции за такое несообщение.

В принципе, такие изменения были ожидаемы, но данные положения улучшили положение плательщиков, что бывает не часто.

Почему ожидаемы, потому что кроме обязанности налогоплательщик а по представлению сведений об открытии и закрытии счетов, предусмотренная пп. 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ), существует обязанность банков сообщить об открытии или закрытии счетов, а также об изменении реквизитов счета (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Таким образом, одни и те же сведения представляются двумя субъектами налоговых правоотношений: налогоплательщик и банк, т.е. по сути происходит за двоение представляемой информации о счетах. Исходя из чего организация или индивидуальный предприниматель в принципе не смогут скрыть сведения о своих счетах, так как кредитное учреждение (банк) все равно представит такие сообщения в трехдневный срок, а налогоплательщик должен представить сведения в течение семи дней открытия (закрытия) счетов. Очень редко банки не сообщают об открытии или закрытии счетов, банк может только пропустить сроки такого представления.

За несвоевременное сообщение об открытии или закрытии счетов предусмотрена налоговая ответственность , для банков размер штрафа составляет 20 000 руб. (ст. 135.1 НК РФ). Что касается привлечения налогоплательщик а к налоговой ответственности, то здесь предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).

Но зачастую привлечение к налоговой ответственности налогоплательщик а за несвоевременное представление сообщений об открытии (закрытии) счетов неправомерно. Так как в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ счета – расчетные (текущие) счета и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. О том счете налогоплательщик сообщает, а банк при этом сообщает, например, о транзитном счете или временном счете как о текущем, а также, если, например налогоплательщик узнал об открытии счета позже, чем это фактически есть. Исходя из чего налоговый орган пытается привлечь к налоговой ответственности, и в какой-то степень у него получается, если например налогоплательщик не знал или не уведомлен о совершенном ним правонарушении.

Таким образом, как отмечалось выше то отмена такой обязанности у организации и индивидуального предпринимателя по сообщению в налоговый орган (ПФР, ФСС) об открытии или закрытии счета в большей степени облегчает положение этих налогоплательщик ов. Для кого-то штраф в размере 5 000.00 рублей может показаться несущественным, но для большинства юридических лиц, а уж для индивидуальных предпринимателей , эта сумма весома. А если не сообщили о нескольких счетах, или правонарушении совершено повторно, то эта сумма вырастает в разы.

Но так как банки иногда некорректно сообщает такие сведения, то у налогоплательщик а в рамках проведения мероприятий налогового контроля могут возникнуть определенные трудности из-за таких неточностей.

На практике, за изменением налогового законодательства улучшающим положение налогоплательщик а, следует ряд изменений законодательства о налогах и сборах ухудшающие положение российских предпринимателей. Так например, после того как в прошлом году (2013 год) был увеличен срок для обжалования решений и действий (бездействия) налогового органа, был установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, а новые документы можно представить в вышестоящий налоговый орган только после обоснования причины не представления в нижестоящий налоговый орган. Таким образом, за данным изменением (отмена обязанности по представлению сведений о счетах) скорее всего, последуют негативные изменения налогового законодательства РФ.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Проконсультируем и поможем!

Согласно ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет, в частности, в налоговом органе по месту нахождения ее обособленных подразделений. В настоящее время постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Форма сообщения о создании обособленного подразделения (№ С-09-3-1) утверждена приказом ФНС России от 09.07.2011 № ММВ-7-6/362@.

Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ст. 126 НК РФ, за которое установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. Для должностных лиц организации за нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена административная ответственность - штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В силу ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). А согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Однако при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Понятия длящегося правонарушения в КоАП РФ не закреплено. Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума ВС РФ 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, если для выполнения предусмотренной законом обязанности установлен срок, то правонарушение, выражающееся в нарушении этого срока, не является длящимся (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 № 5196/08, ВС РФ от 24.02.2005 № 66-АД04-2, ФАС Волго-Вятского округа от 31.07.2007 по делу № А29-9060/2005а, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2003 № Ф04/2725-913/А45-2003).

Поэтому в случае несообщения о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к ответственности по ст. 126 НК РФ в течение трех лет, а должностные лица организации по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ - в течение одного года с даты совершения рассматриваемого правонарушения. Днем совершения правонарушения по смыслу подп. 2 п. 2 ст. 23 и ст. 83 НК РФ считается день истечения месячного срока со дня создания обособленного подразделения.

Пункт 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим за непредставление сообщения о создании обособленного подразделения налогоплательщик может быть оштрафован только один раз. Тот же принцип действует и в отношении административной ответственности (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

К сведению

Свернуть Показать

О создании обособленного подразделения организация обязана сообщить не только в налоговый орган, но и в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта обязанность предусмотрена п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее - Закон № 212-ФЗ (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.09.2010 № 2891-19). В настоящее время форма сообщения о создании обособленного подразделения, подаваемого в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, не утверждена, поэтому организация может уведомить фонды в произвольной форме. За несоблюдение этого требования организация может быть привлечена к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ (в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ), а ее должностные лица - по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ (в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб.).

Кроме того, организациям, имеющим обособленные подразделения, следует учитывать особенности уплаты налогов и предоставления отчетности. Так, например:

  • при наличии обособленного подразделения уплата налога на прибыль (в том числе авансовых платежей) осуществляется в соответствии со ст. 288 НК РФ;
  • налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ);
  • налог на имущество исчисляется отдельно по имуществу каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (п. 1 ст. 376 НК РФ), и т.п.

То есть в некоторых ситуациях уплачивать налоги и представлять отчетность организация должна по месту нахождения обособленного подразделения. В случае игнорирования данных обязанностей возможны негативные последствия в виде привлечения организации к ответственности по ст. 119 и 122 НК РФ и другим, должностных лиц организации - по ст. 15.5 КоАП РФ. Кроме того, у организации могут возникнуть обязанности по уплате соответствующих сумм пеней (с недоимки по налогам, которые должны были уплачиваться по месту нахождения обособленного подразделения, - ст. 46 НК РФ). Как следствие, налоговая инспекция на основании ст. 76 НК РФ может приостановить операции по расчетному счету обособленного подразделения (для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа и до момента предоставления соответствующих деклараций).