Иностранные компании и российская нефть. Участие иностранных нефтяных компаний в нефтегазовом комплексе россии

01.01.2022

Изучение зарубежного опыта управления и развития нефтегазовой отрасли, исследование основных проблем отрасли в странах, являющихся конкурентами России на мировом нефтегазовом рынке, а также тенденций развития мирового нефтегазового комплекса в целом является необходимым условием для формирования научных представлений об основных направлениях повышения эффективности функционирования современной российской нефтегазовой отрасли как составной части мировой. Российская практика управления нефтегазовой отраслью заметно отличается от тех, которые применяются в зарубежных странах. Так, например, в странах с либеральным подходом частные компании могут разрабатывать месторождения самостоятельно, прямое государственное участие в добыче отсутствует либо незначительно.

Интересными с точки зрения регулирования рынка нефти и газа является опыт США и Канады. Мировая экономика к характерным особенностям американского энергетического рынка относит: жесткое ограничение на использование иностранного капитала при добыче углеводородов; патентная система на право проведения разведочных работ и добычу углеводородов; эффективное правовое обеспечение; жесткая антимонопольная политика, предусматривающая равный доступ компаний к рынку, исключающий монопольное положение любой из них даже на территории отдельного штата; тенденция к усилению централизованного регулирующего воздействия на НГК. На рынке США осуществляют деятельность тысячи частных добывающих компаний. При этом отсутствует налог на добычу полезных ископае-мых (НДПИ), что способствует более легкому достижению рентабельности. Добыча нефти дебюрократизирована. В отличие от России, где управление осуществляется через тяжеловесную систему бюджетного планирования с минимальными возможностями оперативного корректирования, в США местные нефтедобытчики имеют возможность оперативно и гибко реагировать на изменения рынка. Наличие значительного числа небольших нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) полностью снимает проблему реализации добытой нефти. Так, в России действуют всего 50, а в США - более 8 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса в нефтяной сфере. Канада осуществляет действенное разноплановое регулирование сферы недропользования, которое производится на основе принципов обеспечения эффективного использования недр, недопущения неоправданного истощения запасов, обеспечения эффективности экспорта с точки зрения национальных интересов.

В Канаде действует гибкая система налогообложения недропользования: регулируются ставки налогов, предоставляются «налоговые каникулы», применяется система скидок. Роялти зависят от цен на нефть, дебита скважин, качества нефти, типа месторождений, уровня издержек на добычу и транспорт, времени открытия. Такой механизм поощряет поиск и разведку новых месторождений и площадей, системно повышает эффективность нефтедобычи. Налоговая нагрузка нефтедобычи в стране относительно высока. Налог на прибыль составляет 40,8-45,8%, в том числе федеральный - 28%, отчисления в провинциальный бюджет - 12,6-17,8%. Совокупная доля государства в доходах от добычи нефти по экспертным оценкам составляет 45-52%. Кроме того, одним из основных направлений регулирования является стимулирование привлечения внутренних и иностранных инвестиций. Закон об иностранных инвестициях содержит такие условия их привлечения, которые обеспечивают соблюдение интересов Канады в области эффективного использования ресурсов, охраны природной среды, коммерческих интересов, поддержку геологоразведочных работ (включая прямое субсидирование), экспортный контроль (включая контроль за возвратом экспортных доходов), протекционизм в отношении богатых ресурсами, но слабо освоенных районов, а также соблюдение интересов коренного населения.

Крайне показательно с точки зрения российской действительности, применяются также такие меры, как запрет компаниям и фирмам с участием государства использовать офшорные схемы; запрет на участие менеджеров компаний с государственным участием на создание собственных фирм, которые могут быть использованы для вывода активов компаний, в том числе в офшоры; контроль за доходами компаний.

В крупных нефтедобывающих странах доходы от экспорта нефти органично перевариваются и усваиваются национальными экономиками и перераспределяются среди многочисленного населения. В арабских монархиях ситуация иная. Огромные нефтяные доходы растворило в себе немногочисленное население.

По запасам нефти и газа первое место занимает Ближний и Средний Восток. Страны этого региона на протяжении последних десятилетий входят в десятку лидеров мировой нефте- и газодобычи. Огромные запасы нефти и газа, а также высокий уровень их добычи при небольшой численности коренного населения являются главными факторами для стран подобного типа. Нефтегазовая отрасль полностью национализирована и контролируется государством через государственные нефтяные компании.

Крупнейшие страны-нефтеэкспортеры Ближнего и Среднего Востока весьма преуспели в области инвестирования в западную экономику путем целенаправленных вложений в структуры транснациональных корпораций и крупных международных финансовых организаций (включая МБРР и МВФ). Объем иностранных инвестиций Саудовской Аравии исчисляется уже сотнями миллиардами долларов, причем большая часть направляется в США. Кувейт является совладельцем десятков британских, канадских, американских, западноевропейских и японских компаний (British Petroleum, General Motors, IBM, Kodak, Total, Sony и др).

Помимо трех НПЗ на своей территории Кувейт владеет тремя европейскими заводами - в Дании, Нидерландах и Италии. В собственности Кувейта тысячи АЗС в Дании, Швеции, Великобритании, Италии и Норвегии, десять авиазаправочных станций в крупных западноевропейских аэропортах. Обладая флотом из 25 собственных танкеров, Кувейт, по сути, имеет сегодня собственную сеть сбыта (весь цикл от добычи до продажи конечному потребителю) для значительной части добываемой нефти. Прибыль от заграничных капиталовложений становится все более существенным источником валютных доходов. Таким образом, одним из стратегических направлений нефтяной политики стран Ближнего и Среднего Востока является создание инфраструктуры переработки нефти и сбыта нефтепродуктов за рубежом путем приобретения активов иностранных нефтекомпаний, что позволяет осуществлять эффективный контроль за полным циклом добычи, переработки, и сбыта. Практический интерес представляет также опыт Норвегии, в котором нефтегазовая отрасль занимает наибольший удельный вес в структуре ВВП, при этом полностью контролируется государством. Данная отрасль является крупнейшим источником доходов страны, а также важнейшим драйвером технологического и инновационного развития. В 2012 г. на нефтегазовый сектор пришлось 23 % ВВП, 30 % поступлений в государственный бюджет, 52 % экспортных доходов и 29 % всех инвестиций. Норвегия занимает седьмое место среди крупнейших мировых экспортеров нефти и третье - среди экспортеров газа (по данным за 2013 год).

Доходы от нефтегазовой промышленности Норвегии поступают в Государственный Пенсионный Фонд, а затем инвестируется в иностранные ценные бумаги. Фонд, являясь одновременно сберегательным и стабилизационным, обеспечивает долгосрочную стабильность бюджетной системы страны. Правительство Норвегии формирует политику нефтегазового сектора, осуществляет долгосрочное планирование в отрасли, выбирает территории, на которые могут быть выданы лицензии, проводит оценку запасов, геологоразведку неизученных площадей и т.д. Государство контролирует реализацию проектов на всех этапах, требуя от компаний программу бурения, отчет об открытии залежи, план по добыче, план по транспортировке, план по переработки добытого сырья и обеспечивая их соблюдение. За формирование энергетической политики Норвегии отвечает Министерство энергетики и нефти. Оно же играет ключевую роль в выдаче лицензий.

Оперативный контроль за соблюдением условий лицензий осуществляет Норвежский нефтяной директорат, который подведомственен Министерству. Сильной стороной нефтегазового комплекса Норвегии является выбранная модель управления, основным элементом которой стало государственное регулирование. Государством изначально была разработана эффективная программа развития нефтегазодобывающего комплекса, были поставлены правильные задачи: национальный контроль и участие в нефтяных проектах, рациональность управления ресурсами, высокий уровень технологической компетентности, долговременный потенциал. Среди методов достижения поставленных целей были выбраны активное привлечение зарубежных лидеров отрасли и стремительное заимствование финансовых и интеллектуальных ресурсов для вложения в нефтедобычу. Подпуская иностранные компании к своим запасам, Норвегия обязала их передавать свой технологический опыт и готовить местные кадры. Также транснациональные нефтяные компании были обязаны вносить свой вклад в финансирование проектных инженерных программ, что позволило стране решить множество научноисследовательских задач. Высокая развитость экономики, в частности социальной сферы, (перефразировать, так как экономика и частная сфера - не одно и то же) Норвегии свидетельствуют об эффективности проводимой политики в области недропользования, управления нефтегазовым сектором и его правового регулирования. - почему фрагмент текста выделен серым цветом? П

Таблица 1. Особенности развития рынка нефти и газа зарубежных стран

Особенности

  • ? жесткое ограничение на использование иностранного капитала;
  • ? патентная система на право проведения разведочных работ и добычу;
  • ? эффективное правовое обеспечение;
  • ? жесткая антимонопольная политика;
  • ? тенденция к усилению централизованного регулирующего воздействия на НГК;
  • ? отсутствие налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • ? разноплановое регулирование сферы недропользования;
  • ? гибкая система налогообложения недропользования;
  • ? стимулирование привлечения внутренних и иностранных инвестиций.

Ближний и Средний Восток

  • ? нефтегазовая отрасль полностью национализирована;
  • ? инвестирование в западную экономику путем целенаправленных вложение в структуры транснациональных корпораций и крупных международных фи-нансовых организаций;
  • ? создание инфраструктуры переработки нефти и сбыта нефтепродуктов за рубежом

Норвегия

  • ? эффективная модель управления, основным элементом которой является го-сударственное регулирование;
  • ? национальный контроль и участие в нефтяных проектах;
  • ? рациональность управления ресурсами;
  • ? высокий уровень технологической компетентности;
  • ? активное привлечение зарубежных лидеров отрасли и стремительное заимствование финансовых и интеллектуальных ресурсов для вложения в нефтедобычу

Таким образом, ряд приведенных выше подходов имеет актуальное значение для дальнейшего совершенствования механизмов развития рынка нефти и газа. К ним относятся регулирование отрасли со стороны государства, жесткая позиция в отстаивании национальных интересов, использование нефтегазовых доходов для инвестирования в национальную экономику, ориентация на инновационные технологии и т.д. Изучение и рациональное применение зарубежного опыта позволит повысить эффективность нефтегазового комплекса России.

В соответствии с действующим законодательством объемы государственных гарантий, выставляемых в качестве обеспечения для внешних заимствований, должны утверждаться федеральным законом о бюджете. В его рамках могут быть просуммированы и выставлены отдельной строкой объемы государственных гарантий под реализацию проектов СРП, обеспечиваемые будущей госдолей нефти в этих проектах.

Сегодня российское законодательство требует утверждения каждого проекта СРП отдельным федеральным законом. Это означает, что при формировании бюджета на будущий год достаточно просуммировать по ратифицированным соглашениям объемы госдолей прибыльной нефти на этот год, не подвергая их отдельному обсуждения в рамках процедуры принятия бюджета. С другой стороны (нет худа без добра), ратификация отдельных проектов (требование, внесенное в законодательство о СРП, существенно “утяжелившее” для инвестора процедуру заключения соглашения с государством по каждому проекту) обеспечивает инвесторам максимальную правовую защиту в условиях высокой нестабильности российской экономики переходного периода и тем самым существенно понижает риск и повышает долгосрочный финансовый рейтинг выставляемых на базе СРП государственных гарантий.

Правда, на наш взгляд, при одном условии - что выставляемые на базе конкретного проекта СРП государственные гарантии используются на нужды проектного финансирования именно данного конкретного проекта. Такой подход даст возможность вывести эти государственные гарантии из зоны действия суверенного риска и существенно снизить цену заимствования. Если же выставляемые на базе конкретного проекта СРП государственные гарантии будут использованы не только внутри этого проекта, но и в интересах других проектов, то есть подвергнутся перераспределению через сегодняшний бюджет, они тут же подпадут под действие суверенного риска, что существенно увеличит цену заимствования и поставит под сомнение целесообразность применения предложенной схемы в целом.

Указанный подход даст возможность разорвать традиционную для стабильно развивающихся (непереходных) экономик общепринятую закономерность, в соответствии с которой финансовый рейтинг проекта не может быть выше рейтинга компании, которая его осуществляет, который в свою очередь не может быть выше финансового рейтинга материнской и/или принимающей страны, в которой осуществляется данный проект.

В мировой практике существует единственный известный нам пример, когда финансовый рейтинг проекта превышает финансовый рейтинг страны, в которой он осуществляется, - проект “Катаргаз” в Катаре (добыча природного газа на месторождении “Северное”, расположенном на пограничной с Ираном акватории Персидского залива, и его сжижение на заводе СПГ, расположенном на северной оконечности полуострова). Предлагаемый подход позволит обеспечивать высокие финансовые рейтинги выставляемых в рамках российских проектов СРП государственных гарантий нового типа вне зависимости от финансового рейтинга самой России, расширить возможности российских компаний по привлечению проектного финансирования в разрабатываемые на условиях СРП нефтегазовые проекты и снизить цену необходимого для них заемного капитала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня положение дел в мировой нефтедобыче несколько иное, чем десятилетие назад. Более совершенные технологии разведки и добычи углеводородного сырья позволили открыть в мире новые районы. Например, район глубоководной добычи у западного побережья Африки. Становятся более открытыми для международных компаний такие регионы, как Саудовская Аравия, где можно добывать баррель качественной нефти за один-два доллара и откуда легко транспортировать ее на экспортные рынки. Для добывающих стран мир нефти и газа в 2001 году стал гораздо более конкурентным, чем в 1991 году. К тому же опыт иностранных компаний в России также не соответствовал их ожиданиям начала 1990-х годов.

Хотя многие совместные предприятия, которые начались 10 лет назад, оказались успешными технически, очень немногие из них принесли достаточную окупаемость инвестиций, если вообще окупились.

Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в России иностранным инвесторам, хорошо известны. Это, прежде всего, несовершенная законодательная база, непредсказуемость налогового режима и излишний бюрократический контроль.

Может ли рассчитывать российский нефтегазовый комплекс на масштабные иностранные инвестиции в будущем? На мой взгляд, если крупные инвестиции зарубежных компаний и будут направлены в российскую топливно-энергетическую отрасль, то это произойдет только на основе законодательства о разделе продукции.

Это не означает, что СРП панацея. И причина не в том, что раздел продукции будто бы подразумевает "налоговые льготы" или иные привилегии: специалистам хорошо известно, что когда цены на нефть высоки, нефтяные компании могут много больше заработать при лицензионной системе. Истинной причиной приверженности зарубежных компаний работе на условиях СРП является то, что раздел продукции может добавить их проектам тот существенный компонент, который отсутствовал в России в последние годы, - стабильность и предсказуемость условий для инвестиций.

Это не то же самое, что предсказуемость прибыли. При разделе продукции инвестор берет на себя геологический, технический и финансовый риски. В этих условиях говорить о гарантированной прибыли, конечно же, не приходится.

Однако при правовой и налоговой стабильности, которую может обеспечить раздел продукции, компании способны строить долгосрочные планы. Это означает, что рентабельность конкретного проекта больше зависит от эффективности функционирования компании (и, конечно, от одного внешнего фактора, который никто из нас не в состоянии контролировать, - цены на нефть), чем от хороших отношений с государственными чиновниками.

Очень часто раздел продукции ассоциируется с иностранными компаниями. На самом деле, из 22-х месторождений, утвержденных для разработки на условиях раздела продукции, только на 9-ти есть иностранные инвесторы. Все эти 9 месторождений имеют также и российских инвесторов.

Поэтому можно уверенно говорить о том, что реальную выгоду от режима раздела продукции получат российские компании. Здесь и прямые, и косвенные выгоды.

Самой прямой выгодой является доступ к финансированию, который принесет раздел продукции. Предсказуемость, стабильность и открытость режимов раздела продукции - это то, что делает их привлекательными не только для зарубежных компаний, но и для зарубежных банков и других финансовых организаций, которые могут предоставить для проектов большую часть капитала. Напомню: многие из проектов СРП потребуют от $10 млрд до $15 млрд инвестиций.

Банки заинтересованы в привлекательном и конкурентоспособном режиме раздела продукции не меньше, чем нефтяные компании. Банкиры обычно хотят быть уверенными в том, что окупят свои вложения и получат прибыль.

Если же российский режим раздела продукции не будет конкурентоспособным, тогда не только иностранные компании не будут осуществлять инвестиции, но и банки не станут финансировать проекты как иностранных, так и российских компаний.

Одной из характеристик мировой нефтегазовой промышленности является то обстоятельство, что компании, которые обычно являются конкурентами, работают над крупными проектами вместе. Компании получают выгоду от объединения ресурсов в нескольких отношениях: риск делится на всех, а партнеры могут учиться друг у друга. Российским компаниям тоже будет выгоден обмен технологиями и навыками управления, который принесет совместная работа с иностранными компаниями в проектах СРП. И наоборот. Препятствий для того, чтобы совместное ведение работ стало в России широко распространенной практикой, нет. Успешное партнерство в России могло бы привести к совместным работам и в других странах.

Другая косвенная выгода от прозрачности раздела продукции относится к области впечатлений. Если посмотреть на рыночную стоимость акций российских нефтяных компаний в отношении к запасам, которыми они располагают, то увидим, что их оценивают значительно ниже, чем акции иностранных компаний

Почему так происходит? Одной из основных причин является отсутствие в России прозрачности и хорошего корпоративного управления. В то же время рынок позитивно реагирует на перемены к лучшему в этой сфере. В этом убеждает и пример компании "ЮКОС", которой за 4 последних года удалось достичь 40-кратного роста рыночного курса своих акций.

Столь же позитивно рынок способен отреагировать на шаги, которые предпримет правительство, решившее показать, что Россия движется к созданию более прозрачного инвестиционного режима.

Одним из непосредственных следствий завершения формирования режима раздела продукции было бы большее инвестиционное доверие к тому, что Россия идет верным путем и что крупные неразработанные месторождения могут быть в конце концов разработаны - либо в рамках сотрудничества российских и иностранных компаний, либо российскими компаниями при иностранном финансировании. Эти факторы увеличили бы рыночную стоимость российских компаний.

Так что раздел продукции является важным вопросом не только для иностранных компаний в России. Это наилучший и, в обозримом будущем, единственный способ привлечения капиталов и технологий, необходимых для разработки крупных новых месторождений в России.

Ясно, что раздел продукции - это вопрос, над которым российские и иностранные компании могут работать вместе. Создание в России понятного, стабильного, предсказуемого, открытого, благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного режима - в наших общих интересах. В настоящее время таких условий не существует. Поэтому в России не было инвестиций на условиях раздела продукции, кроме проектов СРП, заключенных до Федерального закона "О СРП".

Но этот блок законов имеет свои плюсы даже в нынешней, не самой эффективной для инвесторов редакции. Однако имеются и ограничения по его применению. Уже практически исчерпана "ресурсная" квота месторождений для освоения на условиях СРП (30% от объема разведанных запасов страны). Процедура получения права пользования недрами на условиях СРП чрезмерно сложна и забюрократизированна. Получение всех разрешений и виз, необходимых для проектов СРП, требует массу времени, и поэтому является дорогостоящим процессом. Это снижает конкурентоспособность всех компаний, работающих в России. Инвесторами поддерживаются усилия Правительства РФ по установлению для СРП "единого окошка" с тем, чтобы сократить бюрократическую волокиту.

Если же говорить об иных отраслях экономики (производство, сфера услуг), то СРП здесь вообще не применишь. Экономическое, инвестиционное законодательство страны нуждается в поступательном развитии не только по линии СРП

Для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности нефтегазовой отрасли НГК необходимо:

Направить усилия на наращивание ресурсной базы нефтегазового сектора ТЭК, обеспечить достаточную гласность в отношении состояния этой базы;

Создать централизованный банк данных отечественных прогрессивных видов техники и технологий, которые могут быть приобретены и использованы инвесторами;

Разработать программу поэтапного повышения инвестиционной привлекательности российского нефтегазового комплекса, включая меры по укреплению фондового рынка, который должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, направления их в наиболее перспективные проекты развития НГК и в наиболее эффективные предпринимательские структуры. На нормативные акты потрачено уже слишком много времени и сил. Пришло время окончательно их оформить (в том виде, который бы обеспечил создание привлекательного инвестиционного режима) и двигаться дальше.

При громадности российских расстояний и несоответствии внутренних и мировых цен транспорт нефти всегда будет важным вопросом. Но никакая частная компания не станет прокладывать трубопровод, который стоит несколько миллиардов долларов, если отсутствует уверенность в том, что она будет иметь свободный доступ к этому трубопроводу для транспортировки своей продукции. Поэтому проект Закона "О магистральных трубопроводах должен предусматривать трубопроводы, которые прокладываются частными компаниями и поэтому принадлежат им и управляются ими.

Наконец, для соглашений о разделе продукции необходима отработка системы управления.

В заключение можно сделать следующие выводы.

    НГК является и, несомненно, будет оставаться важнейшей частью экономики России, обеспечивающей даже при современном кризисном состоянии четверть стоимости промышленной продукции, треть доходов в бюджет и около половины всех валютных экспортных поступлений. Он остается основой жизнеобеспечения нации, прочным фундаментом экономической безопасности страны, важным источником погашения внешней задолженности.

    Решение проблем НГК тесно связано с решением проблем всей российской экономики. Ухудшается обстановка в НГК - ухудшается социально-экономическое положение всей страны. Поэтому проблемы НГК должны рассматриваться в качестве первоочередных, наряду с проблемами АПК, ВПК, транспорта и связи.

    Роль НГК в предстоящие годы не только не уменьшится, она будет последовательно увеличена, с тем, чтобы обеспечить России возможность восстановить свой общий экономический потенциал, совершить необходимую структурную перестройку всей экономики, обеспечить россиянам новое качество жизни.

    НГК будет продолжать играть важнейшую роль во внешнеэкономической стратегии России. Это, прежде всего, будет относиться к возможностям получения экспортных доходов, столь необходимых для осуществления реформ. НГК и его потенциальные возможности будут продолжать выступать главным гарантом в нашей политике получения долгосрочных займов и кредитов в странах дальнего зарубежья. Не менее важна роль ТЭК в деле содействия развитию интеграции других стран СНГ с Россией на базе сохраняющейся заинтересованности этих стран в поставках российских топливно-энергетических товаров. «Энергетический фактор» способен содействовать более активной политике России в ее взаимоотношениях с ЕС, США, Японией и другими странами.

    Проблемы НГК не носят и не будут носить конъюнктурного характера, они долгосрочны и решаются только в общей увязке с проблемами всего экономического развития России. По этой причине исключительно важна постоянная координация при реализации программ «ЭС-2020» и «Стратегия-2010».

    Объемы инвестиций, которые необходимо привлечь в НГК России для решения приоритетных задач экономической стратегии России, столь велики, что делают бессмысленным спор о приоритете тех или иных источников инвестиций. На этом поприще места хватит всем - и частным отечественным структурам, и государству, и иностранным предпринимателям. Вопрос заключается в том, как и где получить инвестиционные средства.

    Мобилизация крупных инвестиций для нужд дальнейшего развития НГК может быть осуществлена только в случае существенного изменения инвестиционного климата как для отечественного, так и для иностранного капитала.

    Перспективы развития мирового рынка нефти и газа благоприятны для увеличения инвестиций в нефтегазовый сектор России.

    Россия имеет достаточную инвестиционную привлекательность, однако необходимы значительные усилия для дальнейшего ее повышения

В заключение хочу отметить, что иностранные нефтяные компании видят в России огромный потенциал. Вот почему они все еще здесь - несмотря на встречающиеся на их пути проблемы. Тем не менее, для того чтобы создать условия привлечения долгосрочных инвестиций в российский нефтегазовый комплекс, необходимо проделать еще много работы.

Создание этих условий - в общих интересах и российских, и зарубежных нефтяных и газовых компаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Лебедева Т.Я. «Основные направления привлечения инвестиций в н/г отрасль России». Москва 2001г.

    Хвалынский А.С. «Международные и региональные экономические организации». Москва 2002г.

    Н.А. Цветков «Российский нефтегазовый комплекс: международное инвестиционное сотрудничество» (М.: Архив-М, 2001

    «Экономика. Управление. Культура». №5,6 1999г.

    КРИСТИАН КЛОТИНКС «СРП и энергетический диалог» – «Нефтегазовая вертикаль», №2, 2002г.

    ГЛЕНН УОЛЛЕР «За инвестиции нужно бороться» – «Нефтегазовая вертикаль», №3, 2001г.

    «Нефтяная промышленность России, январь-декабрь 2002 г»,

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА «Нефтегазовой Вертикали»,«Десять ликов нефтянки»,

ХОДОРКОВСКИЙ М.Б., «Надо ждать удобных ситуаций»,

КРАВЕЦ М.А., «Инвестиционный потенциал 2030»,

ПАВЛОВА Г.С., «Сахалинские проекты итоги и перспективы» – «Нефтегазовая вертикаль». №2,3,4,16, 18, 2003г. соответственно.

    ВОЛКОВА Е.К., «Жизнь или кошелек»,

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Нефтегазовой Вертикали, «Победителей не судят»,

СМИРНОВ С.П., «Национальный фонд Казахстана экспорт капитала» – «Нефтегазовая вертикаль». №1,2,3, 2004г. соответственно.

    ТЕРЕХОВ А.Н., «Кому выгодно инвестировать в российскую нефть?» –«Инвестиции в России» №9, 2001г.

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ, «Инвестиционный климат 2002» – «Внешнеэкономический бюллетень». №18, 2002г.

    КИРЧЕН А.Ю., «ЮКОС – лидер отрасли» – «Нефть. Газ. Бизнес». №1, 2003г.

    ШАПРАН В.М., «Нефтяные инвестиции в Россию или туманные перспективы» «Рынок ценных бумаг», №16, 2003г.

    ДРЕКСЛЕР КЛАЙД, «СРП – неэффективный механизм» –«Международная жизнь», №1, 2001г.

    Кокушкина И.В. «Иностранные инвестиции и СП в экономике России». СПбГУ 1999г.

    Кокушкина И.В., «Законодательная база инвестиционной деятельности РФ» – «Юридическая мысль». №2, 2001г.

    Сайт МПА СНГ www .mpa .ru

    Конопляник А.А. «Мировой рынок нефти: возврат эпохи низких цен? (последствия для России)» Москва 2000г.

    Конопляник А.А. «Развитие законодательного и инвестиционного процесса в России в условиях действия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Москва 1999г.

    Project Finance. The Book of Lists 1999. - A Supplement to “Project Finance”

    The Sakhalin-2 Project. Vityaz Production Complex Inaugurated. - Sakhalin Energy Investment Company, 1999

    Tax and Project Finance. Special Issue. - “International Business Lawyer“, May 1998, (International Bar Association, Section on Business Law).

    IEA Oil, Gas and Coal. Supply Outlook. Paris. 1995. P. 63.

    комплекс России как ресурс экономического ростаРеферат >> Экономическая теория

    Работы является рассмотреть нефтегазовый комплекс России как ресурс экономического... нефтегазовом комплексе , который не в состоянии быстро превратить эти ресурсы во внутренние инвестиции ... с участием иностранного капитала либо иностранными компаниями на...

  1. Проблемы совершенствования государственного регулирования. Нефтегазового комплекса России в усл

    Реферат >> Менеджмент

    Эссе №1: Проблемы совершенствования государственного регулирования Нефтегазового комплекса России в условиях рынка Выполнила: Проверил: ... крупные инвестиции в новые формы деловой активности: приобретения в добывающих отраслях других стран; иностранные ...

  2. Проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса России 2.1. Проблемы российской нефтегазовой отрасли За последние 10 ... среднего нефтедобывающего бизнеса в России , в том числе с участием иностранных инвестиций , сдерживает отсутствие необходимой...

В российскую нефтегазовую отрасль вложено больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании - очень крупные предприятия “стратегического” значения. Кроме того существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

Из-за сложного политического и экономического положения в России перспективы иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль остаются неясными. Тем не менее, международные нефтяные компании имеют опыт работы в развивающихся странах и умеют преодолевать специфические трудности, связанные с отсутствием нормальной рыночной среды и произвольными действиями властей. Однако в любом случае вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для “импорта” современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

Компания “Пурнефтегаз” планирует привлечь иностранных инвестиций на сумму $15 млн. путем продажи крупного пакета своих акций, приобретенных на вторичном рынке. Привлеченные средства планируется направить на реализацию крупных инвестиционных проектов, среди которых совместное с компанией Shell освоение Комсомольского нефтяного месторождения, освоение и модернизация Харампурского нефтегазового месторождения.

Банк Societe Generale Vostok кредитует две нефтедобывающие компании - “Татнефть” ($280 млн.) и “Черногорнефть” ($50 млн.).

С помощью новых технологий СП “Комиарктикойл” достигло трехкратного увеличения добычи нефти с части Верхне-Возейского месторождения. Иностранные учредители СП - канадская фирма “Галф-Канада” и английская “Бритиш гэз”. Тем не менее “Галф-Канада” выразила желание продать свою долю (25%) в СП, подчеркнув, что, хотя капиталовложения перспективны с технической точки зрения, они слишком рискованны из-за постоянно меняющихся экономических условий.

Американский нефтяной концерн АРКО (ARCO) объявил 29 сентября 1995 г. о приобретении конвертируемых облигаций НК “ЛУКойл”, которые после конвертации в апреле 1996 г. будут составлять 5,7% уставного капитала компании. АРКО приобрела 241000 облигаций “ЛУКойла” на сумму в $250 млн. Облигации будут обменены на голосующие акции общим числом 40,9 млн. в апреле 1996 года, что превратит американский концерн в крупнейшего держателя облигаций “ЛУКойла”.

Англо-американо-норвежский консорциум в составе Brown and Root, Smedvig, Petek и Instance стал победителем тендера на право реализации газовой программы Томской области. Программа предусматривает разработку Северо-Васюганского, Мельджинского и Казанского месторождений газа с доказанными запасами около 300 млрд.куб.м. газа.

Кали-Банк ГмбХ, дочерняя фирма германской компании Wintershall AG предоставит российскому акционерному обществу “Газпром” кредит в размере DM1 млрд., сообщили Агентству нефтяной информации в пресс-службе “Газпрома”. Кредит будет использован для реализации проекта строительства газопровода Ямал - Западная Европа.

РАО “Газпром” и немецкий концерн “BASF” подписали соглашение о выделении 1 млрд. марок для реализации проекта по поставке ямальского газа в западную Европу. Средства немецкой стороны для разработки газовых месторождений на Ямале выделяются под гарантии “Газпрома” и проект осуществляется без участия правительства РФ.

Международный консорциум Timan Pechora Company в составе Texaco, Exxon, Amoco, Norsk Hydro и Роснефти намерен разрабатывать Тимано-печорское месторождение с извлекаемыми запасами около 400 млн. тонн.

Южно-корейская ФПГ “Хендэ” проявляет интерес к Ковыткинскому газовому месторождению в Иркутской области.

Эксимбанк США и Центробанк РФ достигли договоренности о выдаче лицензий Центробанка на открытие залоговых счетов, что фактически является завершающим шагом в процессе подготовки к участию Эксимбанка США в кредитовании российских предприятий “Нижневартовскнефтегаз”, “Пермьнефть”, “Татнефть”, “Черногорнефть” и “Томскнефть”.

Американский фонд Tempelton Investment Management намерен через свое подразделение фонд Tempelton Russia инвестировать в “Пермнефть” и “Коминефть”.

Общая стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения в Мурманской области, которое будет вести российская компания “Росшельф”, оценивается, примерно, в $10-12 млрд. Планируется провести международный тендер на финансирование проекта. Интерес к тендеру проявили некоторые западные компании и банки, в частности, американские Goldman Sax и Morgan Stanley.

Правительство РФ и дочерняя фирма французской компании Total “Тоталь Разведка Разработка Россия” подписали 20.12.95 г. соглашение о разработке Харьягинского нефтегазового месторождения. Извлекаемые запасы оцениваются в 160.4 млн. тонн. Соглашение предусматривает разработку месторождения французской компанией в течение 33 лет, что потребует от Total инвестиций в размере $1 млрд.

Россия является крупнейшим производителем углеводородов в мире. Высокие цены на нефть и газ способствуют аккумуляции российскими нефтегазовыми компаниями значительных инвестиционных ресурсов. В связи с этим участие иностранных компаний в нефтегазовом бизнесе в качестве источника значительных капиталовложений становится менее актуальным по сравнению с возможностью привлечения технологий, позволяющих российским компаниям повысить эффективность собственного бизнеса в суровых природно-климатических и географических условиях (шельфы северных морей). Кроме того, экспортируя основную часть своей продукции, российские компании заинтересованы в получении доступа к нефтегазовым активам в странах-потребителях. К настоящему времени в России сложилось несколько эффективных, отработанных на практике схем деятельности иностранных компаний.

Покупка пакета акций крупной российской ВИНК. По это схеме, в частности, действуют британская компания BP (в 2003 г. BP приобрела 50 % ОАО "ТНК" у российской ФПГ "Альфа-Групп" и российско-американского холдинга Access/Ренова за 6,57 млрд дол.; в январе 2004 г. ВР и Access/Ренова заключили договор о включении 50%-й доли ВР в компании "Славнефть" в ОАО "ТНК-ВР"), и американская компания ConocoPhillips (приобретение в 2004 г. 7,59%-й доли ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", находившейся в федеральной собственности, за 1,988 млрд дол.; в последующем доля иностранного инвестора была доведена до 11,3 %, а в дальнейшем предполагается расширение пакета до 20 %).

В 2006 г. доля иностранных инвесторов в структуре акционерного капитала ОАО "Газпром" составила 7,4%, из которых 4,4 % обращалось в форме АДР, а 3 % в форме обыкновенных акций принадлежали компании (табл.9). При этом за последний год этот показатель уменьшился на 4,1 %. Часть акций компании, зарегистрированная за рубежом, была переоформлена на российские юридические лица.

Создание СП и консорциумов с российскими компаниями. Примерами могут служить СП "Полярное сияние" (по 50 % у ОАО "НК "Роснефть" и ConocoPhillips с объемом добычи в 0,7 млн т); ООО "СП "Ваньеганнефть" (по 50 % у "Оксидентал Россия" и ОАО "ТНК-ВР"); СП "Нарьянмарнефтегаз" (ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" и ConocoPhillips); а также СП, созданное ОАО "НК "Роснефть" и китайской Sinopec (СП для управления производственной деятельностью ОАО "Удмуртнефть", в котором российской стороне будет принадлежать доля в 51 %, китайской - 49 %); СП для геологической разведки и изучения Венинского района по проекту "Сахалин-3". Сюда же можно отнести СП "Восток Энерджи" (ОАО "НК "Роснефть" и CNPC с 51 и 49 % акций соответственно).

Таблица 9. Структура акционерного капитала ОАО “Газпром” в 1996-2006 гг.

Держатели акций

Доли акционерного капитала по годам, %

Российская Федерация

Российские юридические лица

Российские физические лица

Иностранные инвесторы

Следует отметить и СП Nord Stream AG (ОАО "Газпром", BASF и E.ON - 51,0; 24,5 и 24,5 % соответственно) по строительству Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта СЕГ в двухниточном исполнении, превысят 4 млрд евро.

Другой пример - СП, созданное ОАО "Газпром" и Wintershal по освоению Южно-Русского месторождения. Планируется, что ОАО "Газпром" увеличит свою долю в российско-германском СП Wingas до 50 % (минус 1 акция) и получит долю в капитале компании группы Wintershal. В свою очередь Wintershal получит 25 % (минус 1 акция) и пакет неголосующих акций в компании ОАО “Севернефтегазпром”, владеющей лицензией на Южно-Русское месторождение. Еще одно СП - ООО “Ачимгаз” создано ОАО “Газпром” и Wintershal на паритетных условиях для разработки первого опытного участка ачимовских залежей Уренгойского газонефтеконденсатного месторождения.

Наконец, следует отметить предприятие Salym Petroleum Development (СП, созданное Royal Dutch/Shell и компанией "Эвихон", контролируемой Sibir Energy), разрабатывающее три месторождения Салымской группы.

Продолжает оставаться неясным создание СП для освоения Штокмановского месторождения.

Участие в проектах на условиях СРП. В настоящее время на условиях СРП в России реализуются три проекта - разработка Харьягинского месторождения компанией Total, проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

В проект "Сахалин-1" входят три морских месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Участники проекта - ExxonMobil (30 %, оператор), японский консорциум "СОДЕКО" (30 %); индийская ONGC Videsh (20 %), ОАО "НК "Роснефть" (20 %).

Проект "Сахалин-2" "атакован" МПР России и ныне находится в стадии реформирования, где контрольный пакет инвесторы (Shell, Mitsui и Mitsubishi) уступили ОАО "Газпром" за 7,45 млрд дол.

Прояснилась судьба Харьягинского проекта, участниками которого являются французская Тотаl (50 %, оператор), норвежская Hydro (40 %) и российская ОАО "Ненецкая нефтяная компания" (10 %).В настоящее время все взаимные претензии сняты.

Участие в покупке мелких нефтяных компаний. Иностранные инвесторы активно приобретают небольшие российские компании, не консолидированные в состав крупных ВИНК, а также регистрируют в России юридические лица для участия в проектах освоения небольших нефтегазовых месторождений. Примерами могут служить "Восточная транснациональная компания", ОАО "Печоранефтегаз", ЗАО "Татех", ОАО "Самара-Нафта" и др. В Восточной Сибири лицензией на разведку и разработку Дулисьминского месторождения владеет ООО "НК "Дулисьма", принадлежащее Urals Energy Holdings Ltd. (Великобритания); Тамбейское месторождение контролируется ОАО "Тамбейнефтегаз" и Repsol (Испания).

Участие в подрядных работах и заключение сервисных контрактов. Крупные иностранные и мультинациональные сервисные, строительные и нефтегазовые компании участвуют в проектах НГК России через участие в подрядных работах и оказание сервисных услуг. Иностранный капитал стоит за большинством действующих в России сервисных компаний - Евразийской буровой компанией, группой "Интегра" и российскими подразделениями мировых сервисных компаний Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и др. В начале 2005 г. завершилась сделка по продаже компании "ЛУКОЙЛ-Бурение" сервисной группе - Eurasia Drilling Compаny Ltd. В июле 2005 г. Schlumberger передан контрольный пакет российской сервисной компании "Петроальянс". Американская компания Baker Hughes создала крупный сервисный центр в Ямало-Ненецком АО.

Деятельность иностранных компаний в качестве подрядчиков в основном сосредоточена в секторах, где российские технологии уступают уровню западных:

· разведка и добыча углеводородов на шельфе;

· проектирование строительства скважин, телеметрия в процессе бурения, оценка пласта для оптимизации эффективности бурения и позиционирования наклонно направленных скважин; оценка коллекторов;

· "скважинные" услуги по интенсификации добычи (включая гидроразрыв пласта, кислотную обработку и др.);

· испытание скважин, отбор проб на поверхности и из призабойной зоны, применение замерных приборов и насосов MultiPhase, скважинный мониторинг, замеры температуры и давления с помощью oптико-волоконных методов, стандартные и "интеллектуальные" методики заканчивания скважин и др.

Квазииностранные инвестиции. Эта схема представляет собой регистрацию российскими предпринимателями компаний за рубежом, прежде всего в оффшорных зонах или в странах с либеральным налоговым режимом. В 1990-е гг. многие российские нефтегазовые компании регистрировали управляющую компанию в оффшорной зоне с целью минимизации налогообложения, поэтому первоначально выведенные из России за рубеж финансовые средства впоследствии возвращались в форме иностранных инвестиций. В последние годы в связи с ужесточением финансовой дисциплины в стране, формированием новой организационной структуры нефтегазовой отрасли, изменением структуры собственности, усилением государственных компаний (ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром") практически все управляющие и производственные структуры российских ВИНК перешли под юрисдикцию РФ.

В то же время остается достаточно большое число мелких компаний, которые контролируются российским бизнесом, но формально зарегистрированы на территории других стран (Sibir Energy, "Енисейнефтегаз" и др.).