Виды инноваций. Институциональные инновации

18.05.2021

В настоящее время развитие российской экономики невозможно без достижения устойчивой тенденции роста основных социально-экономических показателей. Роль инноваций в обеспечении экономического роста, трудно переоценить, но не менее важна и их социальная составляющая. Численность населения российской федерации с каждым годом уменьшается: высокая смертность причем среди трудоспособного населения, детская смертность. И не в последнюю очередь виной этому низкий уровень медицинского обслуживания, отсутствие современных технологий, инноваций и главное специалистов. Приток низкоквалифицированной, низко производительной рабочей силы в страну понижает национальный уровень производительности труда, как следствие уровень доходов и стимулы у национальной рабочей силы к повышению своего уровня квалификации и как следствие к продуцированию инноваций. В итоге доля трудоспособного населения в общей численности населения страны снижается, а уровень квалификации и производительности труда один из самых низких в мире. Через один – два десятка лет в стране может сложиться катастрофическая ситуация, которая отчетливо выразится нехваткой полноценной как в физическом, так и квалифицированном аспекте рабочей силы.

Решающими факторами, определяющими динамику инноваций, являются технический прогресс и увеличение капиталовложений в основные фонды. Эти две детерминанты определяют прирост реального национального дохода, однако в предыдущие десятилетия политика государства в области науки и инноваций ослабла. В России на данный момент сложилась ситуация, что если не обеспечить мощный приток инвестиций, то страна столкнется с массовым выходом из строя устаревших производственных фондов и как следствие полным обнищанием населения.

Инновационное развития России должен стать ключевым элементом государственной экономической политики. Эта проблема все чаще становится объектом для дискуссий. Руководство страны в последние годы декларирует необходимость активного стимулирования инновационной деятельности, произошел коренной сдвиг в осознании властной элиты в важности этой задачи. Институционализация инновационного процесса российской экономики находит отражение в основных федеральных целевых программах (ФЦП), таких как ФЦП ”Развития образования на 2011 – 2015 годы” ; ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2013 годы” ; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы; ФЦП «Электронная Россия» и пр.

Значение инноваций для российской экономики трудно переоценить. При этом необходимо придерживаться программно-целевого подхода в реализации инновационного вектора российской экономики, в первую очередь необходимо обратить внимание на такой важный аспект инновационного процесса, как институциональные риски.

В условиях сложившейся конъюнктуры инновации должны стать нормой для всех экономических агентов. Основной же задачей государства является реализация механизмов, гарантирующих минимизацию рисков ведения инновационной деятельности на всех этапах. Необходимыми механизмами мотивирования реального участия всех заинтересованных сторон в обеспечении задачи инновационного развития территорий должны стать основополагающие принципы: баланса интересов; обоюдной эффективности; эквивалентности; рационального поведения; дифференциации. Баланс интересов необходимое условие любого взаимодействия, когда интересы агентов не противоречат друг другу и здесь важную роль играет полнота охвата интересов всех сторон, единство норм целей и ценностей участников, а также «правил игры». Принцип обоюдной эффективности важен с той точки зрения, что участие всех сторон должно быть взаимовыгодным как с точки зрения распределения ответственности так и результата. Эквивалентность обмена, особо что касается инновационного продукта имеет очень сложный механизм в связи с тем, что агенты предоставляют неравноценные ресурсы. Наиболее значимым нам видится принцип рационального поведения субъектов, когда в процессе взаимодействия участники стремятся минимизировать собственные затраты и соответственно максимизировать выгоду. При этом понятие выгоды следует трактовать достаточно широко, она может выступать в различной форме и оказывать различное мотивационное воздействие на участников. Принцип дифференциации является ключевым и заключается в том, что создание инновационного продукта невозможно без кооперации и концентрации всех имеющихся ресурсов, предоставляемых участниками инновационного процесса.

Сотрудничество бизнес-структур, государственных и муниципальных органов управления, может быть организовано как межсекторное партнерство. Это позволит обеспечить мощный положительный эффект от использования разных ресурсов, с возможностью получения выгоды каждой из сторон. Реализация такого партнерства будет способствовать позитивным изменениям вцелом для общества, что даст мощный импульс к развитию инноваций.

Главная функция государственных институтов направлять деятельность хозяйствующих субъектов, координировать их взаимодействие, обеспечивать определенность и снижать риски. Однако при не эффективной организации и управлении институты нередко сами провоцируют возникновение рисков, что очень характерно для российской экономики.

Инновации это высокорисковый вид деятельности, что повышает требования к качеству институциональной среды. Недостаток эффективных институтов, на которые возложена функция регламентации инновационной деятельности экономических субъектов, соответственно повышает риски инновационной деятельности, что снижает стимулы ведения таковой.

Жизненный цикл инновации является важным фактором. Это совокупность взаимосвязанных процессов создания и реализации инновации, промежуток времени от идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Риски, возникающие в результате действия институциональных факторов, по ряду причин очень дифференцированно влияют на каждой из стадий инновационного процесса. Ниже представлена схематическая модель влияния рисков, возникающих в результате неэффективной работы государственных институтов на результаты инновационного процесса (рис. 1).

Рис. 1. Уровень институционального риска на различных стадиях жизненного цикла инноваций

Как видно из вышеприведенной модели, институциональный риск очень негативно влияет на начальной стадии создания и выведения инновации на рынок. Российская специфика такова что на данном этапе крайне сильно негативное воздействие административно-правовых факторов, а именно, – отсутствие эффективного законодательства регулирования инновационной деятельности, как в части защиты интеллектуальной собственности, но, что более актуально на начальной стадии, налогового регулирования в части льгот и субсидий. Очень высока информационная неопределенность, в части прав и обязанностей сторон, участвующих в инновационном процессе. В России очень запутанная процедура получения всех разрешительных документов, откровенно оппортунистическое поведение регулирующих органов в силу либо низкой компетенции, либо откровенного нежелания выполнять свои должностные обязанности и все это усугубляется незнанием самими субъектами инновационной деятельности правовых основ ведения бизнеса. Все вышеперечисленные факторы откровенно не способствуют развитию инновационного процесса и «убивают» любые зачатки инноваций.

Не менее важными факторами институционального риска выступают экономические факторы. Их влияние на инновационный процесс наиболее сильно проявляется на стадии вывода инноваций на рынок. Коммерциализация инноваций, это наиболее слабая сторона российской экономики. В принципе отсутствуют профессиональные компании венчурного типа, бизнес ангелы, имеющие опыт внедрения инновационных продуктов, формирующих спрос на данные продукты, продвигающих их, прежде всего в производство и промышленность, которые как раз и нуждаются в инновациях, для повышения конкурентоспособности своей продукции. Другой проблемой является отсутствие, собственно говоря, стимулов у отечественных производителей внедрять инновационные технологии и причин здесь несколько, – это и устаревшие основные фонды, которые не «оживить» уже никакими инновациями, и монопольное положение многих производителей, отсутствие конкуренции как известно не стимулирует инновации, относительно дешевая рабочая сила, которая не стимулирует повышение производительности труда за счет внедрения инноваций и т.д.

Очень сильно влияние социальных факторов на возникновение институционального риска на этапе выведения инновации на рынок. Эти факторы играют существенную роль в восприятии инновационного продукта потребителями. Прежде всего это низкий уровень доходов населения, для которого не очень важна инновационность продукта, главное, чтобы был дешев, а как известно на этапе выведения на рынок стоимость инновационных продуктов, как правило, бывает завышена с учетом высоких затрат на их разработку и воплощение. В результате подавляющая часть населения стремится не к поиску качества жизни, которое и определяется уровнем инноваций на душу населения, а вынуждено приспосабливаться к поддержанию более-менее стабильного существования. Низкий уровень доходов, занятого населения также не способствует повышению образовательного и квалификационного уровня работников, что в свою очередь препятствует положительному восприятию инноваций как отдельным работником, так и обществом в целом.

На этапе стабилизации происходит существенное снижение институционального риска. Это связано, во-первых, со снижением степени информационной неопределенности так, как становятся понятны многие административно – правовые аспекты. На данном этапе потенциальные потребители уже достаточно информированы об основных преимуществах инновационного продукта, что в конечном итоге нивелируется негативное влияние факторов социального характера. В силу новизны продукта и отсутствия негативной информации со стороны экспертов, специалистов и пр., в том числе разочаровавшихся потребителей, на данном этапе объем продаж практически не подвержен негативному влиянию рыночной конъюнктуры.

Ближе к концу жизненного цикла инновации снова возрастает негативное влияние институциональных факторов. Становятся очевидны не только положительные, но отрицательные свойства инновационного продукта, как экономического, так и экологического, и социального характера. Таким образом неэффективность институтов, приводящая к дестабилизации рыночной конъюнктуры, порой откровенная враждебность конкурентов и прочих субъектов экономических отношений, изменчивость предпочтений потребителей повышают уровень институционального риска инновационной деятельности, все это приводит к существенному снижению стабильности существования инновационного продукта, а возможно, и самого субъекта инновационной деятельности на рынке, подрывает сами стимулы к осуществлению инновационной деятельности. При реализации государственной инновационной политики необходимо предусмотреть механизмы снижения институциональных рисков, защиты инноваций, прежде всего на этапе их создания и выведения на рынок .

  • Медведев Д. А. Россия, вперед! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/news/5413 .
  • Рец В. В. Актуальные проблемы налогообложения инновационной деятельности на современном этапе // Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова [Электронный научный журнал] – 2013.- №4 (14)
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    В научной литературе предлагаются множество различных критериев классификации инноваций, например, по: типу новшества, по инновационному потенциалу, принципу отношения к своему предшественнику, объему применения, эффективности (целям), социальным последствиям, особенностям инновационного процесса, источнику инициативы, оригинальности характера изменений, степени сложности, степени новизны, области действия, уровню новизны инноваций, стадии жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, отрасли народного хозяйства, где внедряется инновация, сфере применения инновации, частоты применения инновации, виду эффекта полученного в результате внедрения инновации, подсистеме системы инновационного менеджмента.

    Нами в качестве классификационного признака для изучения инноваций выбран вид инновации, определяющий ее природу и сущность. В соответствии с этим признаком А. И. Пригожин выделяет материально-технические: техника, технология, материалы; социальные: экономические, организационно-управленческие, социально-управленческие, правовые, педагогические. М. Хучек определяет по сфере применения технические и технологические; организационные и экономические; общественные (внепроизводственные) инновации.

    инновации в продукции, направленные на создание новой продукции, совершенствование качественных характеристик выпускаемых видов продукции;

    • технологические инновации, включающие освоение новых технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий и т.д.;
    • производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства;
    • экономические инновации, связанные с изменением методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, экономического стимулирования и др.;
    • инновации в области управления, нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений;
    • информационные инновации, связанные с оптимизацией информационных потоков в сфере инновационной деятельности, повышением достоверности и оперативности получения информации, использованием новых средств обработки документации и т.д.;
    • торгово-сбытовые инновации, направленные на целевые изменения в торговой деятельности, в системе сбыта и снабжения;
    • социальные инновации, решающие задачи улучшения условий труда, психологического климата, социального обеспечения..

    В справочниках Росстата выделяются технологические, процесс- ные, продуктовые, организационные и маркетинговые инновации. Технологические инновации - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение в производство технологически новых и значительно технологически усовершенствованных продуктов. Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов (производственные методы материально-технического снабжения, поставки товаров и услуг, а также во вспомогательных видах деятельности). Маркетинговые инновации - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов; использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта; формирование новых ценовых стратегий. Организационные инновации - реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей.

    Кроме того, Росстатом выделяются экологические инновации - нововведения, реализуемые в рамках указанных инноваций и направленные на повышение экологической безопасности, как в процессе производства, так и в результате использования инновационной продукции.

    Организационные инновации направлены на вовлечение резервов, существующих в рабочем времени людей и машин, в темпе их работы, а также в материальном факторе. Атрибутом организационных инноваций помимо экономических и социальных аспектов является гуманизация любой человеческой деятельности. Рост произво-дительности труда, достигаемый в результате усовершенствования организации труда, производства и управления, снижает физические и психические нагрузки на работников. Организационные инновации на предприятии могут быть направлены на совершенствование: организационной структуры и управления; организации трудовых коллективов; организационной сис- темы материальных элементов; организации протекания процессов.

    Экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской и т.д. сферах деятельности. Эти инновации особенно важны в период перехода предприятий к рыночной экономике. Примером экономической инновации может быть внедрение новой системы: финансовой, с тем, чтобы деньги стимулировали эффективность хозяйственной деятельности предприятия; оплаты, так, чтобы система оплаты обеспечивала материальную мотивацию всем группам работников, рост эффективности труда, заставляла систематически повышать самостоятельность и ответственность работников, рационализировала структуру занятости; перспективного планирования, учитывающего условия разработки стратегии предприятия.

    Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере. Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то при разработке материально- технических инноваций преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера, что зачастую характерно для материально-технических новшеств. Спецификой социальных инноваций являются также их более четкая обусловленность внешней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации. В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказы- ваются несостоятельными.

    По мнению П.И. Ваганова «Управленческие инновации (нововведения) - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, ориентированных на замену элементов системы управления или системы управления в целом, с целью ускорения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла предприятия, технологий и предприятия в целом. Управленческие инновации реализуются в трёх основных формах адаптационных механизмов - структурных, административных и информационных - и направлены на разработку соответствующих управленческих воздействий». 52

    Инновационная активность промышленных (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) предприятий России по данным Росстата, выраженная удельным весом организаций, осуществлявших инновации в общем числе обследованных организаций, приведена в табл. 1.

    Таблица 1 .Инновационная активность промышленных предприятий России по видам инноваций (%)

    • 51Технологии социальной работы. Учебник. М.:ИНФРА-М, 2001.
    • 52Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций. - СПб.: СПбГУЭиФ, 2003.

    Анализ литературы по управлению инновациями показал, что в ней не рассматриваются такой важный вид инноваций как институциональные инновации. В ряде работ указывается взаимовлияние институтов и инноваций. Однако проблема систематизации институциональных инноваций и управления инновациями в институциональной сфере слабо исследована.

    Одной из главных задач институциональной теории и практики является выработка институциональных стратегий, которые смогли бы обеспечить повышение эффективности институтов за счет создания и внедрения новых институтов, отвечающих потребностям экономики. Для решения этих задач нами предлагается разработать основы теории управления институциональными инновациями, представляющей собой научную дисциплину по управлению инновациями в сфере институционального строительства. Основной задачей теории управления институциональными инновациями является разработка нетрадиционных решений в организации и управлении формированием и развитием социально-экономических институтов. Объектами управления являются процессы проектирования принципиально новых элементов институтов с последующим внедрением их в институциональную систему экономики.

    Как указано в статье В.А. Еремкина и Т.А. Сутыриной «... при разработке инновационной политики в той или иной стране реализуются с учетом специфики конкретной экономики. Необходимо иметь в виду, что общие инструменты направлены на решение системных проблем экономики, модификацию тех ее параметров, которые определяют законы функционирования экономики в целом. Рекомендации относительно применения общих инструментов, прежде всего, отталкиваются от международного опыта, которым подтверждается их эффективность. Однако возможности их применения в иной институциональной среде ограничены, т.к. такие инструменты могут встречать сопротивление со стороны существующих институтов (формальных и неформальных), а также идти вразрез с политическими целями, которые не всегда совпадают с экономическими. Ввиду вышесказанного особое практическое значение приобретает изучение специализированных институтов, которыми можно воздействовать на инновационную систему прицельно, сосредотачиваясь на тех областях, изменения в которых возможны в заданных условиях».

    В этом смысле мы согласны с Д.О. Моряшовым, который указывает, что «Современное положение России в контексте перехода на инновационный путь развития характеризуется рядом институциональных проблем. Прежде всего, этого высокая затратность начальных стадий процесса коммерциализации инноваций, которая связана с недостаточным институциональным взаимодействием различных экономических агентов, а также неэффективным функционированием экономической среды. Высокая стоимость исследований и значительные риски существенно снижают стимулы к инновационной активности или вовсе их нивелируют в условиях дефицита ресурсов большинства экономических агентов. Низкая эффективность сектора НИОКР обусловливает особую актуальность задачи обеспечения доступа к международным источникам инноваций, решение которой, с одной стороны, позволит повысить уровень технологичности российских производств, а с другой, стимулировать развитие отечественного сектора НИОКР за счет повышения конкуренции. Характер развития инновационных процессов в РФ демонстрирует необходимость институционального достраивания инновационной системы. Несмотря на множество попыток решения, проблема обеспечения эффективного институционального взаимодействия инновационных агентов не решена..

    Инновационная деятельность в институциональной сфере - это практическое использование интеллектуального потенциала авторов в создании новых конкурентоспособных институциональных продуктов, одновременно удовлетворяющих потребностям рынка институтов и способствующих социально-экономическому развитию страны. Эта деятельность характеризуется ускорением темпов создания новых институциональных элементов, их диффузии в институциональную среду, что способствует расширению сферы воздействий институциональных инноваций и удовлетворению существующих и вновь возникающих потребностей в них.

    Важнейшей составной частью управления институциональными инновациями является институционально- инновационная политика, устанавливающая приоритетность и очередность внедрения инноваций в институциональной сфере в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Успешно реализуемая институционально- инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами осуществления инноваций и согласует действия участников инновационного процесса. Чтобы создать полноценный механизм разработки институционально- инновационная политика необходимо исследовать спрос на новые институты, определить емкость рынка новых институтов и перспектив его развития. Потребуется также тщательно спланировать и организовать инновационную деятельность, и произвести в заключении комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и связанных и ними рисков в сфере институционального строительства.

    В содержание теории управления институциональными инновациями входит составление инновационных программ и проведение единой инновационной политики государства в сфере институционального строительства. Кроме того, в задачи данной теории входит формирование системы контроля за разработкой и внедрением новых институтов, и создание организационного, финансового, материального и интеллектуального обеспечения инновационных программ по созданию и внедрению институтов. Для того чтобы определить понятие «институциональная инновация» и выявить и их виды рассмотрим основные понятия институциональной экономики и классификацию институтов.

    • Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Политиздат, 1989.
    • Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М. Луч, 1992.
    • Основы менеджмента: учебник / Под ред. А. И. Афоничкина. - М.[и др.]: Питер,2007.
    • Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб. - М.: Росстат, 2015.-с. 526.
    • ГолдяковаТ.В. Понятие и классификация инноваций// Российский внешнеэкономический вестник, 2006№ 2 (Февраль), с. 23.
    • Институты инновационного развития: теоретико-методологические аспекты / подред. В. А. Гневко, С. В. Кузнецова. - СПб.: ИПРЭ РАН, 2014. Формирование институтов инновационного развития. - М.: Ин-т экономики РАН, 2012; Моряшов Д.О. Моделирование деятельности институтов инновационного развития РоссийскойФедерации: автореф. дне.. .. канд. экой, наук: 08.00.05. - Казань, 2013; Инновационная ориентация российских экономических институтов. Под ред. В.Е. Дементьева. М.: ГУУ,2009; Матяш И.В. Развитие инновационных институтов в условиях переходной экономики. - Томск: Том.гос.ун-т, 2000; Цагадаев Б. Д. Формированиеинститутов инновационной экономики России. : автореф. дне.. .. канд. экой, наук:08.00.01,- Улан-Удэ, 2006; Разумова Ю.В. Институт инновационно-инвестиционного процесса в системе общественного воспроизводства: развитие и формирование,- М.: Маркетинг, 2008.
    • Еремкин В.А., Сутырина Т.А. Инструменты инновационной политики: теория ипрактика: препринт // РАНХиГС при Президенте России. - М., РАНХиГС, 2012. -с. 5.
    • Моряшов Д. О. Моделирование деятельности институтов инновационногоразвития Российской Федерации: автореф. дис.. .. канд. экон. наук: 08.00.05. -Казань, 2013.

    Институциональные инновации играют наиболее активную роль в институциональном развитии и институциональных изменениях. Деятельность любого экономического субъекта связана с институциональными изменениями и институциональными инновациями различного рода. Однако далеко не все изменения и инновации являются институциональными инновациями.

    Под институциональными инновациями принято в самом общем виде понимать новшества в формальных и неформальных институтах, механизмах их обеспечения. Однако здесь есть некая тавтология, ибо понятие инновации определяется через новшества. Институциональные инновации можно определить как правила игры, создаваемые и устанавливаемые формальными и неформальными способами, не имеющие аналогов в данной институциональной среде. Это одна из форм институциональных изменений в правилах игры, сложившихся между экономическими субъектами, в их экономическом поведении.

    В экономической системе существует множество субъектов, способных осуществлять институциональные инновации (от отдельного индивида до государства), причем каждый из них имеет свою логику действий. Эффективность инноваторов (от индивидуального предпринимателя до макрорегулятора-государства) различна: индивидуальный предприниматель получает всю прибыль от осуществляемых институциональных инноваций; группа предпринимателей вынуждена распределять прибыль между ее агентами, поэтому эффективность этих инноваций меньше. Инновации, осуществляемые макроэкономическими субъектами, наиболее эффективны, так как эти субъекты (общественные движения и государство) нацелены на защиту индивидуальных интересов.

    Таким образом, эффективность инноваций возрастает по мере движения экономики от индивидуального предпринимателя к другим, более высокого уровня хозяйствования институтам. В связи с этим В.Л. Тамбовцев развивает альтернативную концепцию - институциональный рынок как механизм институциональных изменений. Внедрение институциональных инноваций осуществляется через так называемый институциональный рынок. Как отмечает С. Пейович, рынок институтов - это процесс, который позволяет индивидам выбирать правила игры в их сообществе. Посредством своих добровольных взаимодействий индивиды оценивают преобладающие правила, определяют и проверяют пригодность новых. Важнейшей функцией этого конкурентного рынка выступает, следовательно, поощрение институциональных инноваций и форм адаптивного поведения. На рынке институтов происходит их конкуренция (метаконкуренция, по Ф. Хайеку). Под «конкуренцией между правилами» понимается конкуренция между индивидами и группами, которая осуществляется посредством правил и институтов. Она показывает, как распределение индивидов или групп по градациям «шкалы правил» определяется относительными успехами, которые различные правила помогают получить их соответствующим пользователям. Победа того или иного института означает, что он получил массовое распространение в экономическом поведении хозяйствующих субъектов, а проигрыш показывает, что данное правило перестает применяться вообще или ему следуют изредка в определенных ситуациях. Следование индивида тому или иному правилу обусловливается не только текущими экономическими выгодами, но и социокультурными условиями.

    Различия между политическим и институциональным рынком состоят в том, что через политический рынок вводятся правила, результаты использования которых хозяйствующими субъектами приносят ту или иную выгоду игрокам политического рынка, а на институциональном рынке действуют правила экономического поведения, результаты следования которым оцениваются как выгодные самими хозяйствующими субъектами.

    Институциональные инновации охватывают разные сферы: рынок - «рыночное соглашение» о принципах взаимодействия; семейные и клановые связи - локализованное сообщество индивидов, в котором важную роль играет личная репутация каждого индивида;

    сфера деятельности социальных движений (рабочее движение, кооперативное движение, экологическое движение); сфера «гражданского соглашения», где действуют демократические институты, в первую очередь государство. Институциональные инновации могут возникать на трех уровнях - на уровне системных изменений в институциональной структуре (национальный - макроуровень), уровне изменений в отдельных сферах и отраслях (локальный - мезоуро- вень), а также уровне изменений частных экономических и социальных практик (индивидуальный - микроуровень).

    Институциональные инновации могут возникать на основе институционального проектирования. Исследователи предлагают при институциональном проектировании учитывать основные принципы: этапной полноты проекта, его компонентной полноты, достаточного разнообразия стимулов, максимальной защищенности от девиантного (оппортунистического) поведения, а также принцип соучастия в разработке и «вживлении» определенного института. Институциональное проектирование выступает как сознательная целенаправленная деятельность, направленная на организацию институтов, средство решения проблемы упорядочения взаимоотношений, преодоления атомизированного состояния экономики, снижения уровня неопределенности.

    Экономическая действительность показывает, что доля сознательно формируемых институтов возрастает в периоды крупномасштабных институциональных изменений - трансформаций, реформ и революций. Для создания соответствующих искусственных институтов необходимо институциональное проектирование. Под институциональным проектированием понимается деятельность, направленная на разработку моделей экономических институтов, сознательно и целенаправленно внедряемых в хозяйственное массовое поведение. Основная проблема состоит в выработке таких принципов деятельности, следование которым позволило бы заинтересованным субъектам формировать институты, эффективно решающие проблемы, для преодоления которых они предназначены. На современном этапе изменение экономических институтов стало в основном результатом реформ, т.е. целенаправленных мероприятий разного масштаба, проводимых по определенному плану. Реформы генерируют институциональные инновации, часть которых реализуется в их задуманном варианте, другая часть воплощается в отличном от первоначального виде, а третья быстро погибает. Теория реформ должна стать важной частью институциональной экономики.

    В целом теория институционального проектирования и переходных процессов продолжает развиваться, проводятся многочисленные оригинальные исследования по проблемам трансформации экономических институтов в постсоветской России.

    Импорт институтов как механизм возникновения и реализации институциональных изменений и инноваций может осуществляться на различных уровнях хозяйствования - от наноэкономического до макроэкономического и общепланетарного уровня. Импортируемые на одном уровне хозяйствования институты (например, на уровне фирмы) и успешно трансплантируемые в деятельность субъектов, персонифицирующих данный уровень, впоследствии могут найти не менее результативное применение на других уровнях хозяйствования. Практика распространения института контрактирования подтверждает эти процессы достаточно наглядно. Так, первоначально контракты возникли как способ формализации (институционализации) взаимоотношений между фирмами-партнерами в ресурсообеспечении или реализации произведенной продукции и услуг, постепенно распространяясь и на другие сферы межфирменных отношений (совместные научные исследования, инновационные разработки и т.д.). В дальнейшем контракты стали применяться в практике взаимоотношений между фирмами и государством (концессии, аренда, совместные предприятия), а затем и в рамках отдельных домохозяйств (брачный контракт). В данном примере отражены реально происходящие процессы импортирования института контрактирования с микроэкономического уровня на макроэкономический и наноэкономический уровень хозяйствования. Таким образом, импорт институтов может осуществляться не только из разнородных институциональных систем - из институциональной системы X в институциональную систему У, но и в рамках каждой из этих институциональных систем, но с одного уровня хозяйствования на другой уровень. При этом не обязательно соблюдается иерархическая последовательность в импорте институтов от низших уровней к высшим уровням, и наоборот. Здесь может действовать со стороны заинтересованных субъектов принцип селективности в отборе и применении импортируемых институтов, позволяющий им самостоятельно принимать решение о том, какие институты и как они будут импортировать.

    Нередко импортируемые одним субъектом институты быстро проникают во внутреннюю институциональную среду других субъектов, что позволяет говорить об их своеобразной диффузии. Это можно проиллюстрировать на примере импорта неформальных институтов на уровне отдельных индивидов. Знаковым, особенно в последние годы, стало модное увлечение восточными традициями в кулинарии, интерьере, досуге, спорте. Получила достаточно широкое распространение философия фэн-шуй и ее прикладное применение, например, в интерьерном проектировании офисов и жилых помещений. Мало осталось тех, кто не знает и не пробовал суши и роллы, васаби и текилу, и немного найдется тех, кто свяжет это с импортом неформальных институтов. Такое массовое импортирование индивидами неформальных институтов (восточных традиций) пракгически во всем мире, совершенно неконгруэнтных существующей институциональной среде, можно объяснить не только вебленовским «праздным любопытством», но и объективным процессом усиления институциональной диффузии в условиях глобализации. При этом важно подчеркнуть такую тенденцию - чем более сильная поддержка оказывается конкретными субъектами, их группами, ассоциациями в принятии того или иного нового неформального института, тем быстрее и с меньшими трансплантационными издержками будет осуществляться его экспансия как на данном уровне, так и на других уровнях хозяйствования. Свидетельством этого является использование неформальных институтов, в данном случае восточных традиций, в бизнес-моделях многих европейских и американских корпораций.

    Заимствование, или трансплантация, институтов из других экономических систем выступает альтернативой их проектированию. Институты, которые предлагают развитые государства, не могут быть адекватно использованы в условиях другой страны и «перелицованы» под конкретную страну. Каждая система правил, по мнению В.М. Полтеровича, допускает множество реализаций зависимости от культурной и специфической исторической среды. При этом в заимствуемых институтах могут быть учтены особенности развития и специфика экономического состояния в процессе их модификации. Поэтому существуют два основных ограничения при выборе институциональной системы, из которой заимствуют отдельные институты. Первое ограничение - это проблема совмещения исторического времени или времени развития разных стран. Хотя календарно страны и находятся в одних координатах, хронологически они различаются в зависимости от уровня зрелости и состояния социокультурной и экономической сред. Второе ограничение - проблема темпов и сроков внедрения новых институтов. Нужно ли внедрять развитые институты сразу или постепенно, поэтапно и таким образом переходить к более совершенному состоянию? В.М. Полтерович предлагает использовать четыре типа стратегии внедрения:

    • 1. Стратегия модификации института-трансплантата, в рамках которой происходит его адаптация к новой среде.
    • 2. Стратегия институционального эксперимента, когда различные модификации определенного института проходят проверку на совместимость с другими институтами в различных регионах страны.
    • 3. Стратегия «выращивания» института, заимствованного в незрелой форме из истории другой страны.
    • 4. Стратегия построения последовательности промежуточных институтов. Этот вид стратегии позволяет сочетать преимущества выращивания и проектирования, а также управления процессом создания собственных институтов.

    Поскольку заимствуемые институты в развитых экономиках тоже эволюционируют, возникает асинхронная коэволюция институционального развития разных стран с целью перехода к какой-то общей институциональной системе, которая позволила бы субъектам хозяйства нормально функционировать в разных экономиках. Возникает открытость экономики, понятая не механистично, как перенос институтов, а как процесс их коэволюционного развития в направлении создания унифицированных норм и правил, позволяющих субъектам хозяйствования понимать и прогнозировать действия других субъектов, находящихся в иных экономических системах. Практика показывает, что существующий в России рынок институтов принципиально искажен в гораздо большей степени, нежели рынок товаров или технологий. Значит, эффективный процесс трансплантации можно обеспечить лишь за счет вмешательства нерыночных сил, прежде всего государства. А для этого само государство должно быть достаточно эффективно, чтобы обеспечить процесс имплантации как развитие институционального строительства.

    Инновационный менеджмент Маховикова Галина Афанасьевна

    1.3. Основные виды и субъекты инновационной деятельности

    Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств для создания или усовершенствования продукта, выведенного на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием. Инновационная деятельность включает оказание образовательных, финансовых, консалтинговых услуг.

    К основным видам инновационной деятельности относятся:

    Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

    Технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

    Приобретение (продажа) патентов, лицензий, ноу-хау;

    Инвестиционные решения, необходимые для проведения инновационной деятельности;

    Сертификация и стандартизация инновационных продуктов;

    Маркетинговые решения инновационной деятельности;

    Выбор и организация рынков сбыта инновационных продуктов;

    Подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

    Инновационная деятельность обладает рядом особенностей.

    Длительность инновационного процесса. Инновация наиболее длительный из всех бизнес-процессов по времени, таких как реальное инвестирование, производство.

    Высокая степень неопределенности и риски инновационного процесса. От прочих бизнес-процессов инновация отличается низкой предсказуемостью результатов.

    Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию, позицию на рынке, структуру отрасли и экономику в целом.

    «Человекоемкость» (повышенная интеллектуальная насыщенность) инновационной деятельности. Основным инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность к генерации и воплощению идей.

    Характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей еще не означает провала инновационного проекта, и наоборот, создание нового продукта не означает коммерческого успеха.

    Неформализуемые механизмы в инновационном процессе. Инновации инициируют изменения, эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации.

    Таблица 1.1

    Организации – субъекты инновационной деятельности

    Таблица 1.2

    Специфические особенности субъектов инновационного предпринимательства в РФ

    Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы, находящимися на территории страны.

    Субъектами инновационной деятельности являются те организации и лица, которые осуществляют инновационную деятельность, т. е. организуют, стимулируют и развивают инновационную деятельность с учетом специфических особенностей таковой деятельности.

    К таким организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, как российского, так и иностранного происхождения. К физическим лицам относятся граждане РФ и иностранные граждане. К субъектам инновационной деятельности относятся также органы государственной власти и ее субъекты и органы местного самоуправления (табл. 1.1).

    Субъекты инновационной деятельности могут иметь функции заказчиков, исполнителей и инвесторов инновационных программ, проектов и программ поддержки инновационной деятельности в зависимости от стратегических задач, стоящих перед ними, и инновационного потенциала.

    Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, используемых субъектами инновационной деятельности для ее осуществления. Специфические особенности различных субъектов инновационного предпринимательства представлены в табл. 1.2.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Учет ценных бумаг и валютных операций автора Соснаускене Ольга Ивановна

    Глава 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ ПО РАБОТЕ С ЦЕННЫМИ

    автора

    Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

    6.2. Источники финансирования инновационной деятельности Финансирование инновационной деятельности – это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и

    Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

    7.6. Правовое обеспечение инновационной деятельности Правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации закреплена рядом законодательных актов: федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ.Основные функции государственных

    Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

    Глава 11 ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11.1. Система показателей оценки эффективности инновационного проекта 11.2. Статические показатели оценки экономической эффективности инновационных проектов 11.3. Динамические показатели оценки экономической эффективности

    Из книги Строительство при участии органов власти. Учет и налогообложение автора Анохина Елена Владимировна

    1.2. Субъекты инвестиционной деятельности Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Перечень субъектов инвестиционной

    автора Мухамедьяров А. М.

    10.2. Финансирование инновационной деятельности за рубежом В промышленно развитых странах разработаны различные формы, методы и пути, с помощью которых осуществляется финансирование фундаментальных исследований, инновационных разработок, в частности финансовая

    Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

    11.1. Риски в инновационной деятельности Инновационная деятельность сопряжена с различными видами риска. В общем виде риск в инновационной деятельности определяется как вероятность потерь, возникающих при вложении средств в разработку и производство новшеств. К видам

    Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора

    7. Субъекты инновационной деятельности Инновационная деятельность – практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в

    Из книги Экономика предприятия автора Душенькина Елена Алексеевна

    38. Понятие и классификация инноваций. Субъекты инвестиционной деятельности Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

    автора Смирнов Павел Юрьевич

    3. Инвесторы и другие субъекты инвестиционной деятельности Субъектами инвестиционной деятельности (участниками помимо инвесторов) могут быть граждане и юридические лица России и иностранных государств (а также государства в лице их правительств): инвесторы; заказчики;

    Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    113. Финансирование инновационной деятельности (начало) Инновация – это коммерциализированное новшество, обладающее высокой эффективностью; является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий,

    Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    114. Финансирование инновационной деятельности (окончание) Инновация – это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, не применявшейся ранее идеи по обновлению сфер жизни людей: технологии; изделия; организационные формы жизни общества

    автора Смагина И А

    Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

    21.2. Субъекты оценочной деятельности К числу субъектов оценочной деятельности относятся ниже перечисленные лица.1. Оценщики – физические и юридические лица, имеющие право осуществлять оценочную деятельность.К оценочной деятельности физических лиц предъявляются

    Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

    2.3. Основные виды деятельности Основным видом деятельности компании является производство

    В современной экономике распределение доходов во многом детерминируется взаимодействием групп с особыми интересами. Эта проблема получила отражение в многочисленной экономической и социологической литературе, посвященной теории групп и коллективным взаимодействиям. Наиболее известными среди экономистов стали работы М. Олсона. В своих работах он продолжает традицию исследования результатов коллективного взаимодействия при достижении общих целей при производстве коллективных (групповых) благ. В неоклассической экономике мэйнстрима эта проблема практически не рассматривалась, ее анализ содержится отчасти в трудах экономистов - представителей неоинституционализма, например, Дж. Коммонса, а также социологов Г. Зиммеля, М. Вебера.

    Проблеме эффективности распределения ресурсов и доходов посвящены также работы представителей неолиберализма, которые видели в растущем влиянии групп интересов на производство и распределение общественного продукта одно из проявлений интервенционистской политики государства в интересах этих групп. В частности, последние труды Хайека посвящены не столько социалисти­ческому экономическому планированию, которое к тому вре­мени уже вышло из моды, сколько вырождению демократии в борьбу за прибыли между конкурирующими группами. Вместо того чтобы установить основополагающие правила, по которым должны жить люди, и предоставить определенные общие виды деятельности, современное государство стало рас­сматриваться как кормушка, около которой соперничающие группы толкаются в борьбе за место.

    Согласно моделям МакГираОлсона и Финди-Уилсона, государство рассматривается как дискриминирующий монополист, который обеспечивает производство порядка, назначая различные цены разным группам населения в зависимости от переговорной силы. Для того, чтобы подобные модели адекватно отражали современную организацию экономико-политических систем, необходимо учитывать стремление групп с особыми интересами получать возможность извлекать прибыль, эксплуатируя сравнительные преимущества государства в осуществлении насилия.

    Под группами специальных интересов обычно понимают совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которых действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага. Группы с особыми интересами могут создавать структуры для лоббирования политических и экономических решений и нормативных актов, создавать олигархические и монополистические структуры, а также участвовать в перераспределении.

    Группы с особыми интересами замедляют экономический рост, снижая скорость перераспределения ресурсов между сферами дея­тельности или отраслями в ответ на появление новых технологий или условий. Один из очевидных способов, которым они добиваются этого, - лоббирование помощи для выхода из затруднительного по­ложения фирм, потерпевших фиаско, что приводит к отсрочкам и затрудняет перемещение ресурсов в те сферы деятельности, где они имели бы большую продуктивность.

    Другие способы замедления скорости перераспределения ресурсов, возможно, не столь очевидны. Пусть, например, по какой-то причине значительно возрос спрос на труд в отрасли или по профессии, в которой он контролируется еди­ным профсоюзом или профессиональной ассоциацией. Картелированная организация способна из-за сдвига спроса потребовать более высокой оплаты, а новая, более высокая монопольная цена снизит количество труда, используемого в переживающем подъем секторе, снижая тем самым рост и эффективность экономики.

    Для того, чтобы группа со специальными интересами включилась в производство какого-либо коллективного блага, необходимо наличие избирательных стимулов . Избирательные стимулы – это стимулы, которые применяются к индивидуумам избирательно в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет.

    Социальные избирательные стимулы могут быть сильными и слабыми, но доступны они только в определенных ситуациях. Обычно они малоприменимы для больших групп, за исключением тех случаев, когда большие группы могут быть союзом малых групп, способных к социальному взаимодействию. Необходимо отметить, что информация и расчеты издержек и выгод предоставления коллективного блага часто сами являются коллективным благом.

    Даже в тех случаях, когда вклад достаточно большой для того чтобы выявить рациональность расчетов затрат и выгод, существуют обстоятельства, при которых коллективные действия могут случать­ся и без избирательных стимулов. Что это за обстоятельства, станет ясно сразу же как только мы представим ситуации, когда имеется лишь несколько индивидуумов или фирм, получающих выгоду от коллективного действия. Предположим, что в отрасли всего две фирмы одинаковой величины и что есть барьеры для вхождения в эту отрасль. Это все еще та ситуация, когда от более высокой цены на продукцию данной отрасли выиграют обе фирмы и когда покро­вительствующие данной отрасли законы помогаютим обеим. Тогда более высокие цены и покровительствующее законодательство - коллективное благо для этой олигополии, хотя это коллективное бла­го только для группыиз двух членов. Очевидно, что каждый изолигополистов оказался в ситуации, когда он, если ограничит выпуск или будет лоббировать покровительствующее законодательство для отрасли, получит лишь примерно половину выигрыша от этих дейст­вий. Но соотношение издержки-выгоды от любых действий в общих интересах может быть столь благоприятным, что. даже если фирма несет вес издержки своих действий и получает только половину вы­игрыша от них, ей все равно может быть выгодно действовать в об­щих интересах. Таким образом, если группа, которая выиграла бы от коллективного действия, достаточно мала и соотношение издержки-выгоды для этого коллективного действия достаточно благоприятно для группы, преднамеренное действие в коллективных интересах вполне возможно даже в отсутствие избирательных стимулов.

    Если в группе только несколько членов, вполне также возмож­но. что они будут вести переговоры друг с другом и согласятся на коллективные действия. И тогда действия каждого члена группы бу­дут заметно влиять на интересы и подходящие действия других. Сле­довательно, все заинтересованы действовать стратегически, т.е. способами, которые принимали бы во внимание воздействие индивиду­альных решений-выборов на выборы других.

    Следовательно, малые группы часто могут вовлекаться в коллективные действия без избирательных сти­мулов. В малых группах определенного типа («привилегированных» группах) фактически предполагается, что некоторое коллективное благо будет предоставлено. Тем не менее, даже в наиболее благопри­ятных обстоятельствах коллективные действия проблематичны и исход в каждом конкретном случае непредсказуем. Хотя некоторые моменты здесь сложны и остаются неопреде­ленными, существо взаимосвязи между размерами группы, которая выиграла бы от коллективного действия, и масштабом коллективных действий предельно простое. Это можно проиллюстрировать на примере обеспечения производства оптимального количества коллективного блага для малой группы.

    В условиях государственной монополии на осуществления насилия функции институционального инноватора могут брать на себя группы с особыми интересами при условии наличия у них избирательных стимулов. Такими группами в современной экономике выступают элиты.

    Понятие элит заимствовано современной политической экономией из социологии, поэтому чаще используется понятие политической элиты. Политическая элита представляет собой группу со сходными политическими и экономическими интересами, которая выступает как самостоятельный агент на “институциональном (политическом) рынке” той или иной страны.

    Как правило, большая организация (группа) в процессе своего развития трансформируется в олигархическую структуру. Это характерно, прежде всего, для политических партий. Однако, на наш взгляд, такие тенденции присущи не только партиям или профсоюзам, такому олигархическому преобразованию подвержены все большие корпорации и государство в целом.

    Внедрение институциональной инновации группой специальных интересов, той или иной политической элитой, олигархами, почти всегда предполагает получение каких-либо выгод и осуществляется с этой целью. Часто такие выгоды связаны с процессами распределения собственности, а, следовательно, и доходов. Такие действия являются стратегической формой влияния на “институциональный рынок”, что означает получение одной из групп специальных интересов распределительных преимуществ. Такой тип поведения получил название рентоориентированного.

    Формирование рентоориентированного поведения обусловлено рассмотренной в лекции №5 скорректированной с учетом государственной монополии на формальные институты модели институционального равновесия. Монопольное положение государства на институциональном рынке позволяет создавать правила поведения с “закрытым” или ограниченным доступом в зависимости от принадлежности к распределительной коалиции. Такой доступ обеспечивает экономию не только трансакционных издержек (что само по себе представляет коллективное благо), но и получение институционализированного (т.е. имеющего форму формального института, например, правового) доступа к распределению ресурсов и доходов в обществе.

    Исторически возникновение неперсонализированных правил и договорных отношений означает становление государства, а вместе с ним и неравного распределения силы принуждения. Это создает возможность для тех, кто обладает большей силой принуждения, толковать законы в собственных интересах независимо от того, как это скажется на общественной производительности. Иначе говоря, начинают приниматься и соблюдаться законы, которые отвечают интересам властных структур, а не те, которые снижают совокупные трансакционные издержки. Один из наиболее наглядных уроков истории заключается в том, что политическим системам органически присуща тенденция производить неэффективные права собственности, которые приводят к стагнации и упадку. К сожалению, отечественная экономическая практика показала, что эти слова Д. Норта можно отнести к российской практике хозяйствования, в частности, к функционированию крупной акционерной собственности, неэффективность использования которой, как правило, напрямую зависит от действий групп с особыми интересами.