Деньги для портных. Как разоблачить продавца-афериста и не купить искусственный шёлк за баснословные деньги? Банкноты из того, что было под рукой

15.08.2023

Сегодня во многих странах ученые работают над повышением долговечности бумажных денег, в результате чего появляются в том числе деньги пластиковые. Как показывает история, похожую задачу решали и в двадцатые годы прошлого века. В результате появились деньги на шелке. Впрочем, причиной использования шелка в качестве банкнотной основы стала не столько долговечность этого материала, сколько дефицит бумаги на отдельно взятой территории.
В апреле 1920 года в Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР). В этом же году правительство республики вынуждено было осуществить эмиссию местных денежных знаков, которые стали выпускаться на шелковой материи и лишь частично - на бумаге.
Решение о выпуске денег на шелковой материи, так называемых «шелковок», было принято по нескольким причинам. Во-первых, на территории республики была хорошо развита кустарная шелковая промышленность. Во-вторых, для массового выпуска денег отсутствовали необходимые запасы бумаги, даже плохого качества. В-третьих, была принята во внимание перспектива увеличения срока службы денег - благодаря большей, по сравнению с бумагой, долговечности шелкового материала.



Эмиссия денег республики, в соответствии с данными каталогов, состояла из купюр номиналом 250, 500, 750, 1000, 2000 и 5000 рублей, выпущенных двумя сериями в 1338 и 1339 годах по хиджре. Из сопоставления дат по хиджре с соответствующими интервалами григорианского календаря (так, 1338 год соответствует интервалу с 26 сентября 1919 по 14 сентября 1920 года) можно установить, что денежные знаки первой серии вводились в оборот в 1920 году в период между апрелем (когда была провозглашена республика) и серединой сентября. Знаки второй серии (1339 год соответствует интервалу с 15 сентября 1920 года по 3 сентября 1921 года) вводились в оборот в период с середины сентября 1920 года по март 1921 года.



Технология изготовления денег на шелке была удивительно примитивной. На специально вытканной кустарями-умельцами из натурального шелка ленте шириной 11 сантиметров ручным способом при помощи штампа наносились своеобразные рисунки, точнее - цветные художественные орнаменты на лицевой и оборотной сторонах денежных знаков. Штампы изготавливались из древесины растущего в Средней Азии дерева рода ильм (карагач), применявшегося при изготовлении резных художественных изделий. Полоса шелка после нанесения орнамента на обеих ее сторонах разрезалась на равные части, соответствующие ширине создаваемых купюр.
Это были одни из самых нарядных и оригинальных денег, когда-либо выпускавшихся в мире. Историки-бонисты отмечают, что особой нарядностью отличались «шелковки» достоинством 1000 рублей. С этим трудно не согласиться, рассматривая этот денежный знак. Текстовая часть тысячерублевки была отпечатана на шелке фиолетового, синего и голубого оттенков. Это настоящая художественная миниатюра, удивительно напоминающая восточный ковер.

С помощью научных сотрудников восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета удалось с высокой достоверностью расшифровать содержание всех надписей на лицевой и оборотной сторонах купюры в 1000 рублей, выполненных по-тюркски.
Номинал денежного знака проставлен арабскими цифрами.
На лицевой стороне купюры справа и слева от виньетки с надписью «Тысяча рублей» проставлены по-восточному орнаментированные цифры номинала.
Над виньеткой надпись: «Бумажные деньги Хорезмской Народной Советской Республики». На рамке стоит год выпуска по хиджре - 1338. Над виньеткой выполнены надпечатки:
- Председатель Совета народных назиров Хаджи Палван Нияз Юсупов
- Назир финансов Мухаммед Пенах Мухаммед Рахимов
- Кассир
- Мухаммед Амин Ишджанов
Внизу на рамке проставлен год выпуска - 1920.
На оборотной стороне банкноты в верхней части рамки напечатано: «Эти бумажные деньги обеспечены всем имуществом правительства».
В нижней части рамки надпись: «Человек, подделывающий эти бумажные деньги, предается революционному уголовному суду». Здесь же год выпуска - 1920.
В центре оборотной стороны представлен герб республики. Слева от него напечатано: «Тысяча рублей», справа - цифровой номинал.
Шелковые боны Хивы представляют большую коллекционную редкость. В России в частных и государственных коллекциях насчитывается всего несколько сотен хивинских бон.

Сегодня во многих странах ученые работают над повышением долговечности бумажных денег, в результате чего появляются в том числе деньги пластиковые. Как показывает история, похожую задачу решали и в двадцатые годы прошлого века. В результате появились деньги на шелке. Впрочем, причиной использования шелка в качестве банкнотной основы стала не столько долговечность этого материала, сколько дефицит бумаги на отдельно взятой территории.
В апреле 1920 года в Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР). В этом же году правительство республики вынуждено было осуществить эмиссию местных денежных знаков, которые стали выпускаться на шелковой материи и лишь частично - на бумаге.
Решение о выпуске денег на шелковой материи, так называемых «шелковок», было принято по нескольким причинам. Во-первых, на территории республики была хорошо развита кустарная шелковая промышленность. Во-вторых, для массового выпуска денег отсутствовали необходимые запасы бумаги, даже плохого качества. В-третьих, была принята во внимание перспектива увеличения срока службы денег - благодаря большей, по сравнению с бумагой, долговечности шелкового материала.



Эмиссия денег республики, в соответствии с данными каталогов, состояла из купюр номиналом 250, 500, 750, 1000, 2000 и 5000 рублей, выпущенных двумя сериями в 1338 и 1339 годах по хиджре. Из сопоставления дат по хиджре с соответствующими интервалами григорианского календаря (так, 1338 год соответствует интервалу с 26 сентября 1919 по 14 сентября 1920 года) можно установить, что денежные знаки первой серии вводились в оборот в 1920 году в период между апрелем (когда была провозглашена республика) и серединой сентября. Знаки второй серии (1339 год соответствует интервалу с 15 сентября 1920 года по 3 сентября 1921 года) вводились в оборот в период с середины сентября 1920 года по март 1921 года.



Технология изготовления денег на шелке была удивительно примитивной. На специально вытканной кустарями-умельцами из натурального шелка ленте шириной 11 сантиметров ручным способом при помощи штампа наносились своеобразные рисунки, точнее - цветные художественные орнаменты на лицевой и оборотной сторонах денежных знаков. Штампы изготавливались из древесины растущего в Средней Азии дерева рода ильм (карагач), применявшегося при изготовлении резных художественных изделий. Полоса шелка после нанесения орнамента на обеих ее сторонах разрезалась на равные части, соответствующие ширине создаваемых купюр.
Это были одни из самых нарядных и оригинальных денег, когда-либо выпускавшихся в мире. Историки-бонисты отмечают, что особой нарядностью отличались «шелковки» достоинством 1000 рублей. С этим трудно не согласиться, рассматривая этот денежный знак. Текстовая часть тысячерублевки была отпечатана на шелке фиолетового, синего и голубого оттенков. Это настоящая художественная миниатюра, удивительно напоминающая восточный ковер.

С помощью научных сотрудников восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета удалось с высокой достоверностью расшифровать содержание всех надписей на лицевой и оборотной сторонах купюры в 1000 рублей, выполненных по-тюркски.
Номинал денежного знака проставлен арабскими цифрами.
На лицевой стороне купюры справа и слева от виньетки с надписью «Тысяча рублей» проставлены по-восточному орнаментированные цифры номинала.
Над виньеткой надпись: «Бумажные деньги Хорезмской Народной Советской Республики». На рамке стоит год выпуска по хиджре - 1338. Над виньеткой выполнены надпечатки:
- Председатель Совета народных назиров Хаджи Палван Нияз Юсупов
- Назир финансов Мухаммед Пенах Мухаммед Рахимов
- Кассир
- Мухаммед Амин Ишджанов
Внизу на рамке проставлен год выпуска - 1920.
На оборотной стороне банкноты в верхней части рамки напечатано: «Эти бумажные деньги обеспечены всем имуществом правительства».
В нижней части рамки надпись: «Человек, подделывающий эти бумажные деньги, предается революционному уголовному суду». Здесь же год выпуска - 1920.
В центре оборотной стороны представлен герб республики. Слева от него напечатано: «Тысяча рублей», справа - цифровой номинал.
Шелковые боны Хивы представляют большую коллекционную редкость. В России в частных и государственных коллекциях насчитывается всего несколько сотен хивинских бон.

СУРРОГАТНЫЕ ДЕНЬГИ ГОРОДА БИЛЕФЕЛЬД ИЗ ТКАНЕЙ

Город Билефельд находится в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. Билефельд был основан в 1214 году, как резиденция графа Равенсберга . Создавался город для охраны дорог в Тевтобургском лесу. В период средневековья Билефельд был известным центром производства солнечных часов, поэтому этот город называют «солнечный город». В 1866 году Фридрих фон Бодельшвинг основал в Билефельде приют для инвалидов и тех, кто нуждается в помощи. Название приюта - «Бетель» - заимствовано из иврита и означает «Дом Бога». Возникло поселение с более чем 4 000 больными и здоровыми, которые жили и работали сообща.

Илл.1. Билефельд. 25 марок 1921 год. Аверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

«Город сострадания» владел собственными мастерскими, жилыми домами, общественными учреждениями, собственным электро- и водоснабжением, школами, церквями. По сути это был город в городе. И в настоящее время в городе Билефельд находится, известный медицинский Центр по реабилитации больных с тяжелыми формами психических расстройств и больных эпилепсией .

Согласно историческим данным, в XIII веке половина жителей города были заняты производством льна. И естественно, что в данном городе строились ткацкие фабрики. В XV веке город входил в Ганзейский союз, и стал широко известен, прежде всего, как центр по изготовлению и продажи тканей изо льна .


Илл.2. Билефельд. 25 марок 1921 год. Реверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

В начале XIX века Германия воевала с Наполеоном Бонапартом и город Билефельд это тоже коснулось. Наполеон был в Билефельде в 1812 году. А чуть более чем через 100 лет, после Первой мировой войны в Германии разразился страшный экономический кризис. Очень интересное описание этого кризиса, а точнее жизнь конкретных людей в период этого кризиса описано в произведении Эриха Марии Ремарк «Чёрный обелиск». В период этого кризиса многие города Германии стали выпускать свои суррогатные деньги - нотгельды. Их делали из цинка, алюминия, алюминиевой фольги, бумаги, льна, шелка, кожи, дерева, фарфора, угля, хлопка, целлюлозы, желатина и др. материалов .

Лён и шёлк в 20-ые годы ХХ века был достаточно доступным в Билефельде, и поэтому эти материалы стали использоваться для изготовления нотгельдов (илл. 1, 2, 3, 4). Бургомистром города в тот период был Рудольф Штапенхорст.

В России более известны деньги на шёлке Хорезмской Народной Советской Республики (ХНСР). Кстати, они выпускались в 1920 - 1921 годах, в тот же период, как и эти нотгельды города Билефельда. Хорезмские деньги на шёлке называют «шелковки» (шелковые деньги), «хивинки» .

Нотгельды в Германии имели различные рисунки от библейских до изображений солдат и пейзажей. Удивительно, но в период этого кризиса Арнольд Келлер стал коллекционировать эти нотгельды. Более того он написал более 70 книг по нотгельдам. И его книги переиздаются в настоящее время . Конечно нотгельды города Билефельда, имели разные рисунки. На нотгельде (илл. 3, 4) изображение периода наполеоновских войн. Исход Наполеона из Германии в Париж был в 1814 году. И ознакомившись с историей города, нам становится понятным и обоснованным сюжет чудодейственного исцеления инвалидов на нотгельде из шёлка (илл. 1,2).


Илл. 3. Билефельд. 25 марок. Аверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.


Илл. 4. Билефельд. 25 марок. Реверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.

Эти нотгельды имеют неточные размеры и форму. Рисунок печатался на одной стороне ткани, потом две стороны с разным рисунком сшивались. На иллюстрациях отчётливо видны швы по краю бон.

Нотгельды из шёлка и льна, представляют интерес для коллекционеров-бонистов. А также интересны обычным людям с исторической точки зрения.

Источники информации:

1. Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 - 1923). Санкт-Петербург, 2005.

2. Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 - 1994). Киев, 1995.

3. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.

4. Arnold Keller Deutsches Notgeld, Bände 7 & 8 Das Notgeld der deutschen Inflation 1923. H.Gietl Verlag & Publikationsservice GmbH, Regenstauf, 2004.

5. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994.

6. Энциклопедия Википедия -

Одним из наиболее популярных товаров, провозимых по трассе Великого шелкового пути, являлся шелк, производство которого было освоено в Китае. Там куски шелка еще в глубокой древности использовались в качестве средств платежа. В средневековье китайцы начали печатать денежные знаки на шелковой материи. Их производство продолжалось до ХХ в.: центральные финансовые органы империи Цинь, казначейства городов и провинций, частные банки и торговые фирмы для обеспечения крупных платежей выпускали специальные шелковые ассигнации. Имела шелковые банкноты и Восточно-Туркестанская исламская республика, существовавшая в 1933 – 1934 гг. на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Здесь это тоже была давняя традиция. Так, Махмуд Кашгарский (XI в.) в своем словаре сообщает: “Куски материи с печатью уйгурского хана (камду), имевшие хождение в качестве денег, раз в семь лет чинились, стирались, и на них снова ставили печати”.

В начале ХХ в. денежные знаки на шелке выпускались на территории Узбекистана – в Хорезме. Тогда зависимым от Российской империи ханством управляли представители династии Инаков из узбекского рода кунграт, которые формально считались самостоятельными: они имели право выпускать свои деньги и содержать собственную армию, которую составляли, в основном, отряды наездников, набранных из нескольких подвластных хивинским ханам туркменских родов, всегда игравших большую роль в политической жизни Хивы. После 1917 г., пользуясь распадом империи, фактическую власть в Хиве захватил вождь туркменского рода йомудов Джунаид Курбан Мамед (1860 – 1938 гг.). В январе 1918 г. он с вооруженным отрядом занял столицу ханства, приказал казнить законного хивинского правителя Асфандияра и посадил на престол в качестве марионетки несовершеннолетнего брата Асфандияра Сейида Абдуллу.

Экономика Хивы в это время находилась в критическом состоянии, и правительство “падишаха Сейид Абдуллы хана” (а фактически хунта Джунаида) провело денежную реформу, главной задачей которой было быстрейшее изъятие у населения звонкой монеты в обмен на кредитные деньги – ассигнации. Так как достаточного количества пригодной для этой цели бумаги в государстве не было, монетный двор Хивы, основанный в первой четверти XIX в. в Куня-Арке, приступил к выпуску денежных знаков крупных номиналов на шелковой материи местного производства.

О технологии изготовления хивинских шелковых ассигнаций сохранилось очень мало сведений. На простейшем станке ткалась из натурального местного шелка лента шириной 11 см, которая нарезалась на прямоугольные куски длиной 15 см. Неаккуратная поперечная резка шелковой ленты давала характерные “махры” по вертикальным сторонам банкнот, что, кстати, является признаком подлинности.

Надписи и изображения наносились на шелк вручную со специальных штампов-клише (калыбов). Если бумажные денежные знаки в Хиве печатались с помощью бронзовых калыбов, то штампы для шелковок, скорее всего, были деревянными – в соответствии с местной традицией печати на тканях. Об этом свидетельствует большое число разновидностей шелковых ассигнаций, что может быть только при быстром износе клише для печати. Известный ташкентский коллекционер старшего поколения М.С. Кожухин, например, считал, что калыбы для шелковых ассигнаций Хивы изготовлялись из древесины карагача. Они были отдельные для каждого цвета, и изображения создавались с их помощью последовательно, в несколько операций. Внешне калыбы выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев мастера на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал калыб, как пианист аккорд на рояле, и, обмакнув его в краску, наносил вручную соответствующий рисунок или надпись на шелковой заготовке – полотне.

Красители употреблялись традиционные: чернильный орешек на листьях фисташкового дерева (бузгун), высушенные соцветия растения Sopsora Japonica (тухмак), кошениль индийского происхождения (сиапар-ранг), марена (руян). Краски готовились на абрикосовом клее (елим).

Первый выпуск шелковых денег Хивинского ханства, датированный 1337 г. хиджры (7.10.1918 – 25.09.1919), имел пять номиналов: 200, 250, 500, 1000 и 2500 тингов. На каждом банкноте по-узбекски арабским шрифтом помещались две надписи: “Ассигнация (дословно – “бумажная деньга”) по высочайшему указу правительства Хорезма”; “Каждый, кто подделает эту ассигнацию, карается государственным законом”. Надписи сопровождаются пятью круглыми печатями должностных лиц ханства: министра финансов, главного управляющего государственным банком, министра внутренних дел, управляющего государственной казной и кассира государственного банка. Собственные имена чиновников не указаны.

Кроме того, на ассигнациях помещены изображения полумесяца и звезды, проставлены номера банкнот, год выпуска по хиджре и обозначен номинал по-узбекски и по-русски (в последнем случае часто с ошибками в правописании и начертании букв). Размещение перечисленных элементов оформления зависело от номинала и было, очевидно, производным. Тинга (правильно – таньга) старинная местная денежная единица. В Хивинском ханстве в описываемое время 5 таньга приравнивались 1 российскому рублю. На хивинских шелковых ассигнациях второго выпуска указано пять номиналов: 200, 250; 500; 1000 и 2500 тингов с переводом в российскую денежную систему.

В узбекских надписях рубль именуется “манат”, а в остальном банкноты первого и второго выпусков похожи между собой, но второй выпуск датирован 1338 г. хиджры (26.09.1919 – 14.09.1920). Правда, известны шелковки трех низших номиналов второго выпуска с датой 1337.

Наконец, третий выпуск шелковых ассигнаций Хивинского ханства (т.н. “вертикальных”) осуществлен в 1338 г. хиджры и имеет только два номинала – 100 и 250 рублей (без указания эквивалента в таньгах).

По имеющимся данным, при Сейиде Абдулла-хане было выпущено ассигнаций (на шелке и на бумаге) всего на сумму 3 млн рублей. В связи с этим шелковые банкноты всех трех выпусков Хивинского ханства в наше время представляют большую редкость.

В апреле 1920 г. на территории бывшего Хивинского ханства провозгласили Хорезмскую народную советскую республику, которая продолжила практику выпуска собственных денежных знаков на шелковой материи. Они встречаются чаще, чем шелковки Хивинского ханства, так как их эмиссия была обильной (к 24 апреля 1921 г. напечатано ассигнаций на 500 млн рублей).

Существуют шелковые ассигнации ХНСР четырех номиналов: 500, 1000, 2000 и 5000 рублей. Каждая из них имеет три пространные надписи по-узбекски арабским шрифтом: “Ассигнация (дословно – “бумажная деньга”) Хорезмской народной советской республики”; “Подделка этой ассигнации преследуется по закону революции”; “Эта ассигнация обеспечивается всем имеющимся достоянием государства”.

В элементы оформления входят обозначения номиналов по-узбекски и по-русски, номер банкноты, различного рода разноцветные рамки, даты по хиджре и европейские (кроме экземпляров последнего варианта 5000 рублей), изображение флага, а также герба республики, который в то время не имел четко зафиксированной графической формы и поэтому приобретал на каждом номинале разный вид.

Кроме того, каждая республиканская шелковая ассигнация имеет три подписи по-узбекски арабским шрифтом. Известно два варианта наборов подписей.
Первый из вариантов таков:

“Назир финансов Мухаммад Рахимов (Мухаммадшах Мухаммадрахимов). Председатель Совета народных назиров Ходжинияз Юсупов. Казначей Мухаммад Амин (Ишчжанов)”.

На ранних шелковых ассигнациях республики 1338 г. хиджры (1920 г.) номиналами 500 и 1000 рублей первая и последняя из перечисленных подписей заключалась в фигурные пятиугольные рамки, а позднее все три подписи стали помещаться в рамках прямоугольных. Номиналы 2000 и 5000 рублей известны только с прямоугольными рамками, они датированы 1339 г. хиджры (15.09.1920 – 3.09.1921).

Второй набор подписей в рамки не заключался:

“Временный казначей Мухаммад Амин Ишчжанов. Председатель Временного революционного комитета Джаббарберган Кучкаров. Временный назир финансов Мухим Нуруллаев”.

Этот набор подписей стоит только на номиналах в 1000, 2000 и 5000 рублей в сопровождении европейской даты – 1921 год.

Все шелковые денежные знаки Хорезма имеют значительное число вариантов и по оформлению, и по цвету шелка, что вызвано ручным способом печати. Известный исследователь банкнот В. М. Соколов еще в 1938 г. отметил: “В шелковых тинговых знаках Хивы так много различий…, что каталогизировать их невозможно. При сравнительно небольшом количестве сохранившегося тингового шелка почти каждый знак имеет свои особенности”. Тем не менее в последние годы в разных странах осуществлены серьезные попытки научной классификации этих экзотических денежных знаков.

Несмотря на несовершенство внешнего вида, шелковые деньги завоевали популярность у населения. Когда по постановлению Ташкентской экономической конференции в марте 1923 г. было объявлено об обмене хивинских денежных знаков на бумажные деньги общегосударственного образца, как пишут свидетели, ни одна из шелковых ассигнаций к обмену предъявлена не была. Владельцы оставили эти деньги себе на память. Еще в 40-е – 60-е гг. ХХ в. можно было увидеть в некоторых домах Хивы даже лоскутные одеяла, сшитые из описанных шелковых денежных знаков.

*Все надписи на банкнотах прочитаны и переведены Ирпоном Тухтиевым (Государственный музей истории Узбекистана), за что авторы ему глубоко благодарны.

Литература
1. Шэфер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981.
2. Махкамова С. К истории ткачества в Средней Азии. Художественная культура Средней Азии IX – XIII вв. Ташкент, 1983.
3. Кожухин М. С. Боны-историографы // Звезда Востока, 1968, №1.
4. Гейер И. И. Туркестан, изд А.Л. Кирснера. Ташкент, 1909.
5. История Хорезмской народной советской республики. Сборник документов. Ташкент, 1976.
6. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.
7. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994; Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 – 1994). Киев, 1995; Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 – 1923). Санкт-Петербург, 2005

Настроение сейчас - Грустное


О моём блоге.



  1. Я-коллекционер и я точно знаю, что у многих людей,

  2. у большинства коллекционеров и не обязательно коллекционеров,

  3. есть, наверное, какие-нибудь оригинальные или уникальные

  4. или прикольные вещи, на которых посмотришь и удивляешься:

  5. откуда это? что это? как так получилось? не может быть!!!--

  6. -- в-общем заставляющие задуматься.


  7. предметов и видов коллекционирования, т.е. это может быть и

  8. уникальная монета,и значок, и орден, и какое-нибудь знамя,

  9. и печать, и штамп, и марка, и книга, и пуговица и т.д. и т.п.

  10. - ведь несть числа предметам и видам коллекционирования и

  11. несть числа событиям происходящим вокруг этих предметов!!!

  12. У каждого есть ЧТО-ТО, о чём он может рассказать ЧТО-НИБУДЬ!

  13. И, по-моему глубокому убеждению, надо об этом рассказывать.

  14. Ведь эти предметы- немые свидетели Истории Человечества!

  15. Я сейчас обратил внимание на номер строки на котором остановился.

  16. 17-строка!! ! Ведь я хочу рассказать о событиях, происходящих

после 17-го года прошлого века! Случайно ли это? Конечно, случайно!

Но мог и намеренно подвести к этой строке- ведь это так просто:

убавить или прибавить несколько слов и всё изменится!

Иногда, оказывается, можно добавить несколько точек, чтобы всё


изменилось и самое главное, чтобы изменился весь смысл написанного!

Именно о таком случае я хочу рассказать в 1-й части своего блога,

блога, которого хочу завести и назвать: "Мои раритеты".

Речь пойдёт про знамёна ХССР (Хорезмская Советская

Социалистическая Республика )- республики, которая


просуществовала всего неполных 4 года с 1920-1924гг.

Напомню лишь будущему читателю что есть специальная

историческая дисциплина, которая называется "вексиллология"

и которая занимается изучением флагов и знамён.

Отличительной чертой флагов и знамён является то

обстоятельство,что флаги - это изделия массового производства,

а знамя - это единичное изделие! Итак:

1. Знамёна ХССР (1920-1924гг)

Это знамя приобрёл лет 40 назад будучи в командировке в Москве

мой друг старый хорезмский коллекционер Ростислав Чернявский

(царствие ему небесное!) - и по приезде обратно в Ургенч

показал мне чтобы похвастаться - ну как это обычно бывает

среди коллекционеров когда им в руки попадает не совсем

обычная вещь.

Оказывается он обменял эту вещь на 20 штук шелковых денег

ХССР (в то время за них давали хорошие деньги - да и сейчас

дают совсем неплохие - 500$ за каждую штуку!)

Я до сих пор помню эту нашу встречу - она кончилась крупной

ссорой и перепалкой и мы после этого целый год не

разговаривали друг с другом. Дело в том что 10 штук шелковок

из 20 были моими и он не мог ими распоряжаться без моего

согласия --ведь я их дал, чтобы он продал и принёс мне деньги.

И во-вторых... Вот в этом во-вторых и была загвоздка и причина

нашей вскоре разразившейся ссоры. Сначала всё было хорошо -

он мне сказал, что не смог за хорошую цену продать наши

шелковки- времени было в обрез, а тут ему предложили обменять

тряпочки на одну большую тряпку и он согласился, так как счёл,

что эта большая тряпка то бишь знамя - оригинальной

и уникальной исторической ценностью, а мне вместо 10 штук

отдаст 12 шелковок или любой другой обмен какой я пожелаю

(а ему было что предложить и на что я глаз положил и он знал

об этом - ему всегда везло на уникальные вещи!). Я согласился

и мы начали обмывать его приезд и его новое приобретение и

заодно начали осматривать это самое приобретение. Вот тут-то

и случилось!!! При первом же взгляде на надпись мне бросилась

в глаза первая буква и я понял скрытый смысл верхней строки

надписи на знамени. Ведь я же хорезмиец!

Какая трактовка знаменитого лозунга коммунизма! Какой прикол!

Это был настоящий прикол! Всем приколам прикол!!!

И я сказал Чернявскому:" Ростик, родной ты мой, ты что принёс?

Ты знаешь что тебе подсунули москвичи? Это же антисоветчина!"

Чернявский вскинулся: "Где ты видишь антисоветчину? Везде

тебе антисоветчина мерещится и это потому что в тебе глубоко

сидит сталинское наследие и ты сидишь и всё время дрожишь."

Тут уж вскинулся я: "Да ты прочти что там написано

и внимательно прочти, особенно,верхнюю дугообразную строку,

ты же знаешь арабскую графику

- точка есть, точки нет, меняется буква, меняется смысл.

"Да всё нормально там написано, - ответил Чернявский - я уже

давно прочитал, обычная стандартная надпись: "Пролетарии

всех стран,соединяйтесь!" Так пишется и сейчас на всех

флагах и знамёнах. Причём тут антисоветчина?"

"Прочитай, пожалуйста, вслух, что там написано - попросил я

настойчиво - и читай побуквенно."

И Чернявский раздраженно начал бубнить:

"Б-и-р-л-а-ш-н-г-и-з б-у-т-у-н д-у-н-й-а м-е-х-н-а-т-к-а-ш-л-а-р-и."

"Да посмотри ты внимательно на первую букву, разуй глаза пошире,

- уже раздражаюсь я - там внизу стоят три точки,

и это уже не буква "Б", как ты только что прочёл, а буква "П" и

вместе это получается не "бирлашингиз", а "пирлашингиз" и

здесь, именно зарыта собака и очень большая собака, а потом

Ростик, дорогой ты мой, где ты видишь слово "пролетарии"?

Слово "мехнаткашлар" имеет только одно значение "трудящиеся",

так что если фразу вместе перевести,

то получится, извини меня: Трудящиеся всего мира, обосритесь!!!

Чернявский вылупил на меня глаза: Что ошибки быть не может?

"Ростик, ты же знаешь, под буквой "Б" должна стоять только одна

точка, а здесь поставили даже не одну, не две а целых три - и этим

самым хотят подчеркнуть что это именно буква "п",

а не какая-нибудь другая, и это осознанная акция, понимаешь???

/В арабской графике можно недопоставить точки, это имеет место

Сплошь и рядом на старых монетах, на старых документах,

Рукописях и т.д. Из-за этого академики-востоковеды постоянно

Спорят друг с другом, один говорит надо читать так, другой

То этим самым идёт конкретизация буквы, т. е. читай так и

Никак иначе./

Чернявский сидел и мрачно глядел на пустые бутылки:

"Принеси, пожалуйста, ещё пару штук, а то голова что-то

Не варит, а я до этого посмотрю словари и подумаю."

"Хорошо, - сказал я - но ты,пожалуйста, глупостей не делай, а то

я знаю тебя, большевика, и большевицкие твои замашки, не рви

знамя, знамя не виновато, для чего-то его бог сохранил же

столько времени, а потом сам знаешь, восток - дело тонкое,

может быть, действительно, есть другой смысл; смотри

слово "пирлашингиз" в словаре, со словом "пролетарии" -

всё понятно - такого понятия в узбекском языке в то время не

существовало.Так что прошу тебя не рви знамя,

сейчас я быстро схожу к сторожу в магазин."

"Хватит тебе каркать, я ещё не дошёл до такого

состояния, всё будет нормально, иди" - сказал Чернявский и

начал рыться в книжном шкафу. Я быстро сходил в магазин и

вернулся обратно. Смотрю Чернявский довольный такой,

глаза сияют,а перед ним раскрытая книга...

"Давай наливай, за это стоит выпить, я тут нашёл ещё два

Значения слова "пирлашингиз" - первое, это

"станьте богатыми", и второе, это "станьте святыми " . Второе,

конечно, отбрасываем и в свете первого надпись на знамени

означает: "Трудящиеся всего мира, обогащайтесь!" - и, победно

смотрит на меня. Что делать? Восток - дело тонкое. В-общем

сели и выпили - налили и опять выпили. Потом я говорю:

"Ростик, пожалуйста, не обижайся и теперь посмотри нижнюю

часть надписи." Чернявский, чувствуя подвох с моей стороны,

раздраженно бросил взгляд на знамя и сказал: " Что ты там ещё

нашёл? Сам читай и говори."

"Тут написано - йашасун данглик ва адолат- то есть -

да здравствует равенство и справедливость. Видишь ли,

слово "данглик" (равенство)- это чисто хорезмийский

диалект узбекского языка - в литературном оно передаётся

в форме "тенглик", так что весь текст мы должны рассматривать

именно в хорезмийском ключе, и так как сам объединяющий

литературный узбекский язык появился после 1924 года то

есть после появления новообразованной УзССР, то опять же всё

написанное на этом знамени мы должны рассматривать именно

через призму хорезмийского языка, а в хорезмийском языке

слово "пирлашингиз" никогда не употреблялся в значении

"обогащайтесь", да и смешно и наивно желать всем нищим

обогощаться, если, конечно, это не сделать с большой иронией

и сарказмом, но ещё раз повторяю, извини меня,

"пирлаш" по-хорезмийски обозначает только одно, извини,

"обосраться", есть ещё одно значение - "пир-пир" - это исходить

животом у младенца (понос), но это то же самое;


может быть, именно это и имелось в виду, ведь коммунизм в то

время был действительно в младенческом возрасте. Так что

в любом случае, Ростик,ты эту вещь не можешь ни продать,

ни обменять, ни похвастаться перед кем-нибудь - а то

пойдёшь тропою отца в Сибирь-матушку лес валить."

Зря, конечно, сказал про тропу его отца, так как после моей

тирады Чернявский вскочил, взял знамя, бросил на пол

и давай его топтать и весь багровый начал кричать:

"Кость ты белая! Причём тут мой отец?

Его Хрущёв реабилитировал! Порву нахрен это знамя --это дело

рук младохивинцев - твоих родичей. Сталин правильно делал,

что расстреливал их, надо было их ещё больше расстрелять!

И сейчас одни контры и везде одно жульё! И тебя надо к стенке

поставить! Ходишь тут - точки лишние находишь!"


Ещё что-то кричал Чернявский и пытался знамя порвать, но я

остановил его, взывая к его коллекционерским

чувствам и что он не фашист же в конце концов чтобы

уничтожать культурное наследие и тут же добавил, что я купил

не 2 штуки, а на всякий случай 4 штуки и поставил на стол ещё

2 бутылки портвейна нр 24- это было лучшее вино того времени!

Тогда Чернявский бросил знамя

к моим ногам и сказал, что он дарит его мне и чтобы я

свои крёбанные шелковки тоже у него не требовал бы и что

он со мной в расчёте и чтобы я куда-то ушёл подальше и на

глаза его больше и лучше не попадался бы. Так мы с ним

поссорились и целый год после этого не виделись.

Но потом, думая, чем чёрт не шутит, может, действительно

там ошибка случилась, я уже целенаправленно стал

искать такую же надпись на монетах, на бумажных деньгах,

на печатях, в-общкм на всём где она может быть.

И наконец-то, через 7 лет нашёл! И опять на знамени!

Только другого назората (министерства) - назората

Верховного Суда Республики! А первое было знаменем

назората Юстиции! Во как надо издеваться!


Ещё через некоторое время умер Чернявский - сердце

честного коммуниста не выдержало перестроечных перемен.

Перед этим он вызвал меня к себе и мы, как обычно выпили, и

за гласность тоже выпили, и сказал он тогда грустным голосом,

что пролетариат действительно обосрался, и что я теперь

спокойно могу продать свои знамёна, ничего и никого не

боясь. Чернявский был честным коммунистом, но с "правым

уклоном", и поэтому он не был в официальных рядах партии

и на его могиле не было больших номенклатурных коммунистов

т.е. тех, которых он называл ВОРАМИ В ЗАКОНЕ ибо они

находясь у власти и прикрываясь неприкосновенностью

депутатов воровали миллионами, а не те, которых поймали

и сидели в тюрьмах и в силу своих особенностях характера

и остроты ума были прозваны ВОРАМИ В ЗАКОНЕ в противовес

официальным ВОРАМ, которых Закон ЗАЩИЩАЛ!!!

На его могиле было только три алкаша - одного из них звали

"Маяковским",так как он когда выпьет,всегда читал Маяковского;

другого звали "Есениным", так как он, когда выпьет, всегда

читал только Есенина, а третьего звали "Долларом"

- про третьего не будем вдаваться.

Первый прочёл про "серпастый и молоткастый", как будто

чувствовал, что этот самый "серпастый и молоткастый"

вскоре тоже исчезнет навсегда;

второй прочёл про какую-то одинокую берёзку, не то серебром

покрытою- не то золотом, хотя он в жизни не видел

этой самой берёзки, а видел только каракумские пески,саксаул

и ящерицы вокруг; а третий алкаш тоже что-то

прочёл, кажется, хутбу про доллар и мировой капитализм...

P.S. Вставляю:

Вставка 1-

фото обоих знамён и отдельно фрагменты с тремя точками.

Вставка 2-

Шёлковые деньги Хорезма

Вставка 3-

Бумажные деньги Хорезма

Вставка 4-

Хорезмийский "пролетарий"!!!----

видеофрагмент с моим внуком, который наглядно объясняет

что такое делать "пр-пр" по-хорезмийски!

Вставка 5-

песню Ю.Алешковского "Товарищ Сталин" в исполнении

В.Высоцкого- так как эту песню любили слушать и Чернявский

и упомянутые мной "алкаши"-- "Маяковский" и "Есенин"- так как

они тоже вскоре отошли в мир иной- царствие им всем небесное!