Высотка на набережной. Жилой дом на котельнической набережной

07.03.2021

Формально строить жилой дом на Котельнической набережной начали только по окончанию Великой отечественной войны. Одно крыло было возведено еще в 30-х годах в качестве самостоятельного строения. В дальнейшем жилой дом на Котельнической набережной стал одной из семи Сталинских высоток , возведенных на стрелке реки Яузы и Москвы-реки.

Согласно замыслам архитектора, жилой дом на Котельнической набережной на левом берегу Москвы-реки должен был обозначить место впадения Яузы в ее русло и продолжить концепцию проектируемого 400-метрового Дворца Совета.

Одним из авторов проекта жилого дома на набережной был Д. Чечулин, которому было также доверено проектирование высотного здания в Зарядье. И что удивительно, государственную премию он получил не за жилой дом на Котельнической набережной, а за проект так и не построенного небоскреба в Зарядье.

Генеральный план реконструкции столицы 1935 года предусматривал возведение 9-12 этажных сооружений. Согласно проекту Д. Чечулина центральная часть дома на Котельнической набережной должна была составлять 25 этажей, что не только не вызвало протестов, а наоборот, архитектору было рекомендовано увеличить конструкцию до 26 жилых этажей без учета еще 6 технических.

Новый небоскреб, по замыслу проектировщиков, должен был просматриваться со всех наиболее значимых точек города. Как с другими сталинскими высотками в процессе проектирования и строительства высота жилого дома на Котельнической набережной увеличивалась неоднократно. В итоге высота составила 173 метра.

В художественном плане все сталинские небоскребы и жилой дом на Котельнической набережной не исключение, являются результатом смешивания совершенно разных и не похожих архитектурных решений, названных «сталинским ампиром». Композиция дома проложила мотивы Троицкой , Никольской и Спасской башен Московского Кремля . Главный корпус здания украшен резными башенками, ажурными арками, шатровыми навершиями со шпилями и конечно, центральным шпилем со звездой.

Благодаря элементам, типичным для строений исторической части столицы, жилой дом на Котельнической набережной архитектора Д. Чечулина на набережной вписался в силуэт города. Невзирая на размеры, небоскреб на набережной отчасти гармонирует с башнями Кремля, колокольней Ивана Великого, и стенами Новодевичьего монастыря.

В воспоминаниях архитектора не мало написано о периоде уничтожения старой части города. И то же время, как писал Д. Чечулин, громадные небоскребы как раз способствовали сохранению образа Москвы. Такое утверждение совершенно не соотносится со сносом исторических памятников – Сухаревской башни, Китайгородской стены и многих других.

План реконструкции города был рассчитан на 20–25 лет, но многим номенклатурным деятелям очень хотелось его ускорить и отчитаться о выполнении. Чечулин, в своей книге «Жизнь и зодчество» описывая историю реконструкции города, часто употребляет такие слова как «мне посоветовали», «мне было рекомендовано» и т.д. Причем никогда не указывается, кто посоветовал и кто порекомендовал.

Так свои воспоминая излагали большинство деятелей сталинской эпохи, не было нужды указывать на конкретных персон, все и так знали, что необсуждаемые указания мог давать только одни человек в стране. Хотя официально куратором строительства этого строения был товарищ Берия.

Иосиф Сталин лично указания архитекторам давал крайне редко. Чаще всего свои пожелания он высказывал через подчиненных. И несмотря на то что, это были пожелания, их неисполнение не сулило ничего хорошего.

Отличительной чертой всех сооружений сталинской эпохи является то, что все они напоминают большие праздничные торты. Это ярко выражено в архитектуре жилого дома на Котельнической набережной. Каждый ярус конструкции украшен многочисленными уникальными барельефами, скульптурами, обелисками и парапетами.

Верх главного объема и крыльев венчает множество небольших шпилей, наверший и башенок, что придает сооружению вид огромной короны. Особенно волшебно жилой дом на Котельнической выглядит ночью, когда зажигается электричество в комнатах, и сходство с короной дополняется ярким свечением, похожим на игру света в драгоценных камнях.


Стоимость квадратного метра

Строительство жилого дома на Котельнической набережной для элиты обошлось государству в весьма внушительную сумму. Себестоимость квадратного метра здания составила почти 5,5 тыс. рублей. Конечно, не так много, как стоимость Гостиницы Ленинградская. Для сравнения в начале 50-х годов автомобиль Москвич стоил 9 тыс. рублей, а зарплата квалифицированного инженера не больше 1 тыс. рублей в месяц.

Полезная площадь жилого дома на Котельнической в силу архитектурных особенностей была очень небольшая. Средняя 40-ка метровая квартира имела 20-ти метровый балкон или веранду. Вид с такого балкона поражал своим великолепием, но сама квартира совсем не вдохновляла.

При этом планировки квартир в старом довоенном корпусе были вполне обычные и практически не подверглись реконструкции. Работы над фасадом дома на Котельнической не смогли стереть разницу между довоенным и послевоенным корпусом.

В доме расположено почти 700 квартир от 2-ух до 5-ти комнатных. Для удобства в доме на Котельнической также располагались кинотеатр, магазины, кафе, почта и сберкасса. Многие из этих заведений работают и сегодня.

По замыслу архитектора все социально-бытовые учреждения должны были быть частью здания, чтобы жильцам не пришлось выходить на улицу. Эта идея социально-бытового комбината в каждом доме была частью светлой идеи коммунизма, всеобщего равенства и лозунга «от каждого по его способностям, каждому - по его труду».

Уже в процессе строительства проект был немного видоизменен: высота была увеличена, а площадь основания уменьшена, что несколько вытянуло пропорции здания. Пять нижних этажей сталинской высотки облицованы гранитом и образуют монументальный цоколь.

Одним из достоинств проекта является то, что силуэт, ступеньками поднимающейся к центру, удачно вписался ландшафт города. Здание завершает формирование пространства вдоль берегов Москвы-реки и связывает улочки, ведущие к набережной Яузе.

Открывающаяся с Боровицкого моста и со стен Кремля панорама высотного здания на набережной Москвы-реки, вошла в число визитных карточек столицы. Конечно, и без того узкая река Яуза, стала казаться еще более узкой, исчезла из панорамы Швивая горка, один из холмов исторического центра Москвы.

Строительство жилого дома на Котельнической набережной велось, так же как и других советских небоскребов, силами заключенных. Неограниченные человеческие ресурсы обеспечивались ведомством Л. Берии.

По мере возведения здания конвоиры все реже сопровождали строителей на верхние этажи, так как боялись «случайно» сорваться вниз. На технических этажах или подвалах еще можно встретить надписи, оставленные строителями в память о себе: «строили ЗЭКи», «10 отряд» и т.д.


Особенности квартир в жилом доме на Котельнической

В ходе возведения высотки на набережной были выявлены очень примечательные ошибки проектировщиков. Трехкомнатной квартире жилая площадь составляла всего 55 квадратных метра, а подсобные помещения еще 41 квадратный метр. Что вызвало массу возмущенных откликов со стороны руководящей элиты, которой посчастливилось заселиться в дом по адресу Котельническая набережная дом 1.

Кухня в каждой элитной квартире была оборудована новейшей техникой, которой не все жильцы умели пользоваться. Белый цвет, выбранный художниками для оформления кухни, был абсолютно не практичен и совершенно не отвечал цели создания уютной атмосферы.

Белый стол, стулья-табуреты, шкаф для посуды, холодильник и эмалированная раковина создавали впечатление больничной палаты или операционной, но никак кухни, на которой можно готовить вкусный ужин.

Ванная комната, которая сама по себе являлась роскошью, была оборудована калорифером для сушки белья, умывальником с раковиной и зеркалом, ящиком для хранения белья, и шкафчиком для зубных принадлежностей, косметики и парфюмерии.

Надо отметить, что при строительстве однотипные квартиры оборудовались и оформлялись тоже однотипно, за исключением отдельных незначительных мелочей. Отделка стен и потолков, мебель в кухне и комнатах, люстры и бра – все было одинаковым.

Передвигать или тем более менять их жильцам категорически запрещалось. Так как местоположение тех или иных элементов интерьера определялась не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

Общепринятые «разговоры на кухне» в этих стенах были особенно небезопасны, стены были напичканы техникой, позволяющей вести тайное прослушивание, любой квартиры. Холлы подъездов больше напоминали театральные фойе.

Стены отделаны барельефами из тончайшего фарфора цвета чайной розы и слоновой кости, большими люстрами с хрустальными подвесками и настенными бра, имитирующими старинные бронзовые подсвечники.

Подобное расточительство, при страшном дефиците жилья в столице, могло бы вызвать возмущение у обывателей, но восхищаться всеми бытовыми достоинствами жилого дома на Котельнической набережной Москвы-реки было дозволено только избранным.


В советском журнале, посвященному советской архитектуре, был посвящен абзац жильцам элитного дома: «Стоит над Москвой рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди – рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры… Невозможно представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами…»

Состав жильцов позволял дому на Котельнической долгое время занимать одно из важнейших мест в Москве и первое из всех сталинских высоток. В доме на Котельнической проживали известные советские деятели науки и искусства, которых с большим трудом можно было отнести к «простым рабочим».

В разные годы в этом доме проживали звезды советского кино и театра. Фаина Раневская, известная актриса, снявшаяся более чем в 30 кинофильмах и сыгравшая несколько десятков ролей в театре, одна из тех, кто отмечал новоселье в образцовом доме. Удивительная история предшествовала ее заселению.

К актрисе, которой на тот момент уже исполнилось 70 лет, обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать актрису. И как положено по инструкции провел с ней тонкую и деликатную беседу о работе иностранных агентов в СССР, про нехватку высококлассных агентов в КГБ и обязанность каждого порядочного гражданина помогать своей стране.

В ответ он услышал яркий монолог Фаины Георгиевны, в котором она выразила полную готовность сотрудничать, и единственным препятствием на этом поприще является тот факт, что она проживает в коммуналке и разговаривает во сне. Через месяц она расстилала скатерть в новой квартире на белоснежной кухне.

А еще через месяц в органы гос. безопасности поступил донос, в котором жильцы дома выражали обеспокоенность поведением некой актрисы, проживающей в их доме. Она ночами на пролет кричит о борьбе с империалистической угрозой и о своих возможностях уничтожить всех вражеских агентов, после того как она станет внештатным сотрудником КГБ.

После такого письма на Раневской был поставлен жирный крест. Как потом выяснилось, что донос написала она сама и за две бутылки водки уговорила местного слесаря отнести его в соответствующие органы. Сама актриса пояснила свой поступок очень просто: «…дать много органам я не могу, а мало мне не позволяет совесть – проклятое воспитание!».

Соседками Раневской были Нонна Мордюкова, Клара Лучко, актриса Марина Ладынина с супругом кинорежиссером Иваном Пыреьвым, поэт Александр Твардовский, писатель Константин Паустовский, и многие другие известные представители творческой интеллигенции. Сам архитектор Дмитрий Чечулин также жил в этом доме на набережной.

В корпусе «Б» на 6-ом этаже 12 лет жила великая балерина Галина Уланова. В 2004 году в ее квартире № 185 был открыт музей, в котором сохранена обстановка и собраны ее личные вещи. Музей состоит из четырех комнат с весьма скромной обстановкой.

Сохранилось огромное зеркало для постоянных тренировок. Балерина несмотря на возраст и состояние здоровья каждый день проводила у станка по несколько часов. Любимое кресло для чтения на том же месте. В спальне на тахте теплый махровый плед и рядом на тумбочке очки.

В прихожей лежит как будто забытый зонтик, а в гардеробе демисезонное пальто в клетку. По комнатам заботливо расставлены маленькие детали, создающие домашний уют. Складывается впечатление, что стоит немного подождать и Галина Сергеевна вернется в свою квартиру после очередного блистательного выступления на сцене Большого театра.

Современные актеры также с удовольствием покупают жилье в жилом доме на Котельнической набережной. Рената Литвинова российская актриса, телеведущая и режиссер соседствует с актером, музыкантом, шоуменом Дмитрием Нагиевым. Актер и писатель Ефим Шифрин даже свою книгу назвал «Дневник котельника».


Высотка на Котельнической в кино

В кинолентах советской эпохи элитный жилой дом на Котельнической набережной часто фигурирует как место жительства главных героев. В комедии «Верные друзья» Михаила Калатозова один из главных героев Академик Нестратов руководил строительством именно этой сталинской высотки, не выходя из кабинета. А его друзья детства искали его поднимаясь по строительным лесам.

Одним из знаменитых эпизодов является сцена, в которой молодые героини фильма «Москва слезам не верит» встречают никому неизвестного актера Иннокентия Смоктуновского на лестнице кинотеатра Иллюзион, расположенного в жилом доме на Котельнической. Все сцены в подъезде снимались именно в этом здании, тогда как по сюжету фильма профессор Тихомиров, проживал в высотке на площади Восстания (Кудринской площади) .

В современны фильмах высотка также фигурирует как место действия. В нашумевшем телесериала «Бригада» главному герою Саше Белому и его супруге друзья по случаю свадьбы дарят квартиру как раз в жилом доме на Котельнической набережной, где в первый же день на них происходит покушение при помощи растяжки с гранатой.

Семья главного героя сериала телеканала ТНТ «Последний из Магикян» по сюжету проживает в квартире в жилом доме на Котельнической набережной.

Политические взгляды или банальное хулиганство

Не так давно жилой дом на Котельнической набережной стал известным не только в России, но и в других странах. В августе 2014 года неизвестный разместил украинский флаг на шпиле высотки и перекрасил половину звезды в желтый цвет, чтобы она соответствовала цветам флага Украины.

Фотографии высотки с двуцветным флагом разошлись в журналы и газеты как в России, так и за рубежом. Российские правоохранительные органы быстро установили личность руфера, в социальных сетях выступавшего как Мустанг. Им оказался гражданин Украины, таким неуместным способом пытавшийся выразить свои политические взгляды.

В дальнейшем появилась информация, что свои фотоматериалы патриотично настроенный гражданин Украины продал известному журналу за солидный гонорар. На запрос правоохранительных органов РФ о выдаче обвиняемого в хулиганстве руфера Украина ответила отказом, сообщив, что ее гражданин выполнял ответственное специальное задание на вражеской территории и за это награжден почетным знаком отличия.

Даже с учетом произошедшей неприятности, жилой дом на Котельнической набережной остается памятником сталинской эпохи и большой советской архитектуры.



Вчера мне посчастливилось попасть именно в ту высотку, о которой больше всего написано и где в свое время давались квартиры партработникам и прочим звездам сцены и экрана. Высотка на Котельнической набережной полностью жилая и мне очень захотелось в нее попасть.

Пару слов о том, почему наши родные высотки мне гораздо интереснее, чем небоскребы Нью Йорка. Все знают, что к хорошему быстро привыкаешь, так и с небоскребами. В Нью Йорке их слишком много и на них перестаешь обращать внимание, рассмотреть их тем более не получается, потому что налеплены они слишком плотно друг к другу. Большое, как известно, видится на расстоянии и Московские высотки выгодно отличаются от своих американских собратьев. Они парят над низенькой застройкой центра города и их видно практически из любой точки.

Так и в этот раз, намереваясь попасть на Кропоткинскую, я увидел шпиль и сменил свое направление

Если посмотреть сверху, то вся высотка представляешь собой равносторонний треугольник без одной стороны.

Въехать во двор можно через 2 арки с огромным барельефом над ними

Посередине расположен подземно-надземный гараж, а поверх него детская площадка

Ожидаешь увидеть парад тщеславия, но все гораздо прозаичнее и среди жителей дома встречаются простые люди

А теперь о самом главном - попасть мне удалось аж в 2 подъезда! Первым оказался подъезд в левом крыле дома, если смотреть из двора. В подвале велись сварочные работы и дверь оказалась незапертой

Ступеньки обвивают лифтовую шахту

Типичное решение для советских домов с лифтом

На каждом этаже встречается вот такая табличка, которая чем-то напоминает монеты советского периода

Квартир на каждом этаже всего 2 и расположены они очень тесно

Глядя на такой дом, хочет узнать как же живут его обитатели, как обставлены квартиры. Живут они, как оказалось, имея богатый внутренний

Строители дома "позаботились" о будущих жильцах и провели мусоропровод на кухню каждой квартиры, но люди насильно отказывались от благ цивилизации и замуровывали люки, что в конечном итоге создавало огромные проблемы для ЖЭУ и мусорокамеры рядом с каждым подъездом решено было опечатать и не использовать вообще.

Самая интересная часть здания - центральная, она же самая высокая, насчитывающая 32 этажа + шпиль. Жилая зона проходит до 24 этажа, оставшиеся этажи отданы различным телекомовским службам и тд. попалась от Раскалова Виталия известного московского руфера оттуда можно посмотреть с высоты шпиля.

Я же поднялся до последнего жилого этажа и поснимал из раскрытого окна. Но обо всем по порядку. Сначала парадная и главный подъезд, которому могут позавидовать лучшие отели мира

Вид на парадную со стороны лифтов

За колонной справа сидит консьерж, поэтому снимать их я не стал дабы не привлекать лишнего внимания

Лифтов в здании великое множество, сразу напротив центрального входа 2 лифта

Я поднялся наверх по второстепенному лифту, который находится в глубине коридора справа от 2 основных. Фото со стороны лифта

Квартиры на площадке в глубине основного здания расположены немного иначе. На полу паркетный настил и изящные плафоны под потолком

Очень радует оформление некоторых лестничных площадок:-)

Ну а теперь виды из окна

Левое крыло здания

Башенка на крыше правого крыла здания. Говорят, что в них квартиры двухуровневые

А вот и вид на внутренний дворик

На первом этаже расположились магазины и телеграф, а также салон красоты

Обратно пришлось выходить через парадных вход, т.к. запасной ход был уже закрыт на железную скобу. Мило улыбнувшись и поздоровавшись с консьержками, я отбыл восвояси:-)

Стало интересно, что пишут о жилье в доме сейчас:

Звездное время здания миновало, и теперь квартиры в доме на Котельнической оцениваются в лучшем случае как бизнес-класс, элитный сегмент занят более престижными вариантами. Здание ветшает, «сталинский кафель» давно обвалился. Лишь сохранившиеся хрустальные люстры сияют по-прежнему, разбрасывая радужные, бриллиантовые брызги света. Но вечные проблемы с лифтами, мусоропроводами, стоянками и прочим техническим обслуживанием снижают стоимость квартир в здании на Котельнической. К сожалению, сейчас высотка утратила прежнюю значимость, сохраняя лишь привлекательность исторического плана («Хочу жить там, где жила Уланова!»).

Увы, новые жильцы, покупающие квартиры в высотке, резко отличаются от тех, которые жили в доме прежде. Не так давно была настоящая война между старожилами и «новоселами» из-за частного лифта (в результате установки частного лифта в многоуровневой квартире в одной из квартир дома начал разрушаться потолок и пошли трещины по стенам). Удивительно, что здание на Котельнической кряхтит, но пока держится.

А ведь были времена...

Высотка расположена в месте слияния Яузы с Москвой-рекой в самом центре города и по праву считается одним из символов Москвы.

Эффектный советский небоскрёб был построен в 1938-1952 годах по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского при участии инженера Леонида Гохмана. Фактически, строительство прошло в 2 очереди с перерывом на войну: в 1938-1940 и 1948-1952 годах.

Высота здания: 176 метров (32 этажа, считая технические).

Дом включает 3 объединённых разновысоких корпуса: высокий центральный объём и 9-этажные боковые крылья. Замыкая перспективу от Кремля, центральная часть обращена в сторону московской крепости, а боковые корпуса эффектно разворачиваются вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Цоколь здания отделан тёмным гранитом (боковые корпуса на 2 этажа, центральный - на 5), фасады выполнены в мягком бежевом цвете и украшены большим количеством барельефов и горельефов, изображающих счастливых советских граждан, детей и рабочих среди знамён, цветов, колосьев (мотив изобилия), а также советскую символику (серп и молот, звёзды). Силуэт здания оживлён декоративными башенками и обелисками, а центральный корпус украшают скульптуры советских рабочих, удерживающих щиты с изображениями герба СССР (по центру под шпилем), (слева) и (справа).

Шпиль высотки увенчан массивной звездой с серпом и молотом.

Изначально в доме было обустроено около 700 квартир (в основном двух- и трёхкомнатных, но были и "однушки", и четырёхкомнатные квартиры), но в постсоветские годы появилась тенденция к их объединению/разъединению, и сколько их сейчас по факту - непонятно.

Дама с грудями

Довольно любопытной и неоднозначной при ближайшем рассмотрении деталью оформления здания стала скульптура мужчины и женщины, удерживающих щит с гербом СССР, расположенная под шпилем.

Несколько лет назад городские СМИ облетело фото скульптуры, сделанное при значительном приближении: оказалось, груди женщины, напоминающие два небольших апельсина с пупырышками, буквально "разрывают" её одежду, складки которой показаны весьма условно. Невооружённому взгляду эта деталь не заметна, поэтому среди комментаторов пошли предположения, якобы это могло быть своеобразной шуткой скульптора - мол, с земли ведь всё равно не видно, но в действительности это крайне маловероятно. Скорее всего, такое исполнение груди просто продиктовано размещением скульптуры на большой высоте: она сделана так, чтобы гармонично выглядеть со ста с лишним метров снизу, а не вблизи.

Так или иначе, теперь женщина с высотки на Котельнической навсегда прописалась в списке "неоднозначных" скульптур Москвы. Посветить грудью на Кремль - дорогого стоит!

История высотки на Котельнической набережной

История жилого дома на Котельнической набережной начинается с одного любопытного момента: известно, что все сталинские высотки, предусмотренные постановлением "О строительстве в Москве многоэтажных зданий", были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы. Однако, строительство дома на Котельнической фактически началось намного раньше - в 1938 году. Дело в том, что первым в 1938-1940 годах был построен 9-этажный корпус вдоль Москвы-реки, который изначально строился как отдельный жилой дом и был включён в проект позднее, с частичным переоформлением фасада.

Для строительства высотки были полностью снесены 4 переулка - Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов - и срыт склон Швивой горки, одного из исторических холмов Москвы. Считается, что на возведении дома именно в этом месте настоял Лаврентий Берия, лично курировавший строительство.

Здание по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского строилось в том числе силами советских заключённых и немецких военнопленных, привлечённых к работе через Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой или ГУЛПС). Заключённые также позировали скульпторам для барельефов. Говорят, строители оставляли на окнах и стенах технических помещений и подвалов нацарапанные гвоздём "послания": номера своих отрядов, "строили зеки" и другие незамысловатые фразы; существуют также городские легенды о замурованном при строительстве прорабе и заключённом, который якобы сумел спуститься вниз на фанерных крыльях, но они едва ли имеют какое-то отношение к реальности - точно такие же легенды ходят про строительство Главного здания МГУ.

Комплекс задумывался как настоящий город в городе: для удобства жильцов в нём были обустроены почтовое отделение, прачечная, булочная, гастроном и кинотеатр "Знамя" (с 1966 года - "Иллюзион").

В "старый" корпус, расположенный вдоль Москвы-реки, изначально селили сотрудников НКВД, затем стали подселять военных и партийных деятелей. После строительства центрального объёма и противоположного крыла в дом стали заселять представителей советской элиты: творческую интеллигенцию, выдающихся учёных, военных и партийную номенклатуру, в память о которых на фасаде дома установлено большое количество мемориальных табличек. Среди прочих в доме в разные годы проживали Фаина Раневская, Галина Уланова, Александр Ширвиндт, Александр Твардовский, Людмила Зыкина, Роберт Рождественский, Василий Аксёнов, Константин Паустовский а также сам Дмитрий Чечулин - автор проекта здания.

После распада Советского Союза квартиры в здании стали скупать "новые русские", чиновники и успешные российские артисты.

Любопытным моментом в современной истории жилого дома на Котельнической набережной стало дело о покраске звезды: 20 августа 2014 года - во время вооружённого конфликта на востоке Украины - на шпиль высотки был водружён украинский флаг, а половину звезды покрасили в голубой цвет, из-за чего она также приобрела расцветку украинского флага. Было возбуждено уголовное дело по факту вандализма (позже его переквалифицировали в хулиганство), по подозрению в котором задержали четырёх бейсджамперов, совершивших прыжок с высотки в день покраски, и питерского руфера. Ответственность за происшествие взял на себя украинский руфер Павел Ушивец (Mustang Wanted), который посвятил свой поступок Дню независимости Украины. Бейсджамперов позже оправдали и отпустили, а питерского руфера осудили за содействие Павлу Ушивцу.

На сегодняшний день высотка постепенно утрачивает свои позиции в рейтингах эксклюзивной недвижимости, поскольку в Москве появилось много новых необычных проектов, исполненных с большей роскошью и считающихся более престижными, но ничуть не уступает позиций в культурном плане, по-прежнему выступая одним из символов Москвы.

На неё открываются отличные виды со столичных смотровых площадок, а ступенчатый силуэт стал настолько привычен городскому пейзажу, что теперь сложно представить, что когда-то его не было.

Жилой дом на Котельнической набережной находится по адресу Котельническая набережная, 1/15. Добраться до него можно пешком от станций метро "Таганская" Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий, а также "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии.

Глава «Жилой дом на Котельнической набережной» книги «Строительство высотных зданий в Москве». Автор: Олтаржевский В.К. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва. 1953

Авторы проекта: действительный член Академии архитектуры СССР Чечулин Д.Н. и архитектор Ростковский А.К.
Главный конструктор Гохман Л.М.
В разработке проекта принимали участие архитекторы: Чикалин И.А., Стригин А.Ф.; инженеры: Дыховичный Ю.А., Муромцев Л.А., Спышнов П.А., Очкин Л.М., Ермаков Ю.Е., Косарев Д.С., Мирер Г.В. и Перепелицкий С.Г.

Здание расположено на Котельнической набережной у устья реки Яузы, при впадении ее в Москву-реку. Его высотная часть, пространственно организующая весь комплекс, занимает центр композиции и лежит на оси стрелки, главным фасадом к Кремлю; боковые корпуса расположены вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, объединяясь центральной вертикалью в единую композицию.

Высотный объем трехлучевой формы и примыкающие к нему переходные объемы образуют в плане площадь перед зданием, а вся композиция в целом органически вписывается в градостроительные условия данного района города. Силуэт здания завершает собой перспективу застройки берегов Москвы-реки от Кремля в сторону Котельнической набережной, возвышаясь над прилегающим районом, а расположение здания на повороте Москвы-реки обеспечивает его великолепную видимость со стороны набережных, из центра города и из других точек.

Здание состоит из центрального 24-этажного объема со ступенчатым стройным силуэтом, завершаемого шестиэтажной круглой башней со шпилем, переходных частей пониженной этажности, подчеркивающих высотность центральной композиции и боковых корпусов высотой от 8 до 10 этажей, увенчанных по главному фасаду невысокими башнями. Широкие арочные проезды соединяют набережную с внутренним богато озелененным двором.

Композиция в целом создает живописный, нарастающий к центру силуэт, с богатым сочетанием разнообразных объемов, подчиненных взлету центральной башни. Подчиненность всей композиции центральному объему подчеркивается и планировочным решением фронтальной части, создающим ощущение направленности к центру. В центральной части первого этажа расположен главный вестибюль, при котором предусмотрены помещения для хранения детских колясок и велосипедов, бюро заказов и бюро бытового обслуживания проживающих в доме. Четыре подъемника и три лестницы разрешают проблему вертикального транспорта. Трехлучевая система плана высотной части здания, обеспечивая свободный доступ света и воздуха во все квартиры, создает более короткие пути от вертикальных коммуникаций до входов в квартиры. При этой системе создается естественный центр на пересечении трех осей в виде центрального холла, обслуживающего 5 квартир и являющегося основным узлом планировочного решения типового этажа; та же планировка сохраняется и в завершающем башенном объеме. Планировка «лучей» за пределами центрального узла решается самостоятельно с собственным транспортным узлом в виде двух подъемников и лестницы, обслуживающих 4 квартиры в каждом этаже. Таким образом, в типовом этаже размещается 17 квартир. А всего в высотном объеме здания размещены 344 квартиры, в том числе однокомнатных - 7, двухкомнатных - 272, трехкомнатных - 52 и четырехкомнатных - 13; кроме того, 6 общежитий и 4 магазина.

Весь комплекс здания, являющийся одним из крупнейших в Москве, вмещает 540 квартир, из них однокомнатных - 13, двухкомнатных - 336, трехкомнатных - 173 и четырехкомнатных - 18; общежитий - 10 и магазинов - 18. Общая жилая площадь 25 165 м 2 , общая кубатура комплекса - 480 000 м 3 .

В планировке и оборудовании отдельных квартир проявлено большое внимание к созданию наибольших удобств для проживающих в здании.

Квартиры изолированы от лестниц тамбурами, обеспечены встроенными шкафами, кладовыми, встроенным оборудованием кухни, электрохолодильниками, мусоропроводами и т. п. Много внимания уделено внутренней отделке квартир и вестибюлей, где применены естественный мрамор, ценные породы дерева, цветные металлы и пр.

Прилегающая к зданию территория превращается в благоустроенный сквер с цветочными клумбами, фонтанами и пр. Под внутренним двором размещен подземный гараж-стоянка на 212 машин. На высоту 5 этажей здание облицовывается розовым гранитом, выше - керамическими блоками.

Жилое здание на Котельнической набережной займет одно из первых мест в городе не только благодаря своему внушительному объему. Весь комплекс, вписанный в живописную рамку двух омывающих его рек, со всеми видами его благоустройства, с квартирами, предоставляющими уют и радостную обстановку проживающим в них, явится одной из ярких иллюстраций заботы партии и правительства о трудящихся, проявлением сталинской заботы о человеке.