Документ был опубликован в четверг, 25 января, и сразу вступил в силу. Он отменил налог на тунеядство (официально - сбор на финансирование государственных расходов), но ввел другое денежное наказание для тех, кто не хочет работать. С 1 января 2019 года тунеядцам придется полностью оплачивать некоторые услуги, которые для остальных субсидирует государство.
«Комсомолка» нашла ответы на наивные вопросы о документе.
Зачем нужен новый декрет?
Год назад Александр Лукашенко приостановил действие декрета о тунеядстве и поручил его доработать. Теперь чиновники подчеркивают: декрет №1 - это не «работа над ошибками», а принципиально новый документ. Его цель - помочь найти работу всем, кто этого хочет.
Декрет нацелен на максимальное содействие гражданам в трудоустройстве, обеспечение их легальной занятостью, и основан на принципе социальной справедливости и участия всех граждан в жизни общества, - рассказал на пресс-конференции первый замминистра труда и соцзащиты Андрей Лобович .
Теперь государство будет каждый год определять, в каких регионах хуже всего с работой. Туда направят дополнительные деньги на консультации безработных, переобучение, организацию оплачиваемых общественных работ и так далее.
Следить за выполнением требований декрета будут постоянные комиссии при исполкомах, в которые войдут депутаты, представители органов по труду, МВД , ЖКХ , общественных организаций. Эти же комиссии будут решать вопросы, связанные с тунеядцами: например, разбираться, почему люди в трудоспособном возрасте нигде не работают.
Получается, налог на тунеядство отменили?
Да. Но неработающих все равно накажут рублем.
Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги, определяемые Совмином, по ценам и тарифами, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, - сообщил Андрей Лобович.
Проще говоря, тунеядцам придется по полной платить за услуги, с оплатой которых остальным помогает государство. Раньше тунеядцам нужно было платить сбор на финансирование госрасходов, а теперь они будут финансировать госрасходы напрямую. Разница - в сумме. Сбор был фиксированным - 20 базовых величин (сейчас это 490 рублей). С 2019 года у каждого будет своя сумма, которая может получиться как больше, так и меньше.
Что тунеядцы будут оплачивать полностью?
Пока неизвестно, перечень Совмин определит до 1 апреля. Но среди услуг, которые субсидирует государство, - медицина, образование, коммуналка, общественный транспорт…
Во время обсуждения декрета речь шла только о жилищно-коммунальных услугах, - уточнила Тамара Красовская , председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.
Актуальна ли эта мера, если учитывать, что правительство планирует выход на стопроцентную оплату коммуналки для всех?
Это решение будет приниматься только правительством. Мы поработаем в регионах, будем советоваться с людьми и видеть, как это будет работать на практике. (…) Сегодня трудно и преждевременно говорить, какой это будет перечень услуг, - ответила Тамара Красовская.
Если в квартире живут неработающий и работающий человек, как неработающий будет оплачивать «свою» полную коммуналку?
На этот вопрос ответа пока нет. При этом чиновники заверили, что сохранится механизм «сложных жизненных ситуаций», который появился во времена первого декрета. То есть человек сможет обратиться в комиссию при исполкоме и попросить освободить его от финансирования госрасходов. А теперь это смогут сделать еще и члены его семьи. Судя по всему, в представлении чиновников это выглядит как-то так: работающая жена неработающего мужа сможет прийти в комиссию, рассказать об их (или его) тяжелой жизненной ситуации и попросить разрешения не платить полную коммуналку.
Заявление могут оставить члены семьи, проживающие с гражданином, который не участвует в экономике. Придет мама и скажет: у меня социальная проблема в семье, сын не хочет работать, - привела пример Тамара Красовская. - Это еще один ключевой момент, для чего создаются комиссии: не только для содействия занятости, но и для того, чтобы увидеть, в какой ситуации живет семья. Определить, почему человек пьет, почему не работает, подключить другие органы. (…) Например, есть люди, которые скрывают, что у них мама или папа болеют тяжелыми онкологическими заболеваниями, и они ухаживали за ними целый год. Поэтому комиссия будет принимать решение, что человек оказался в трудной жизненной ситуации.
Как тунеядец узнает, что он тунеядец?
Раньше извещения об уплате сбора приходили заказным письмом, было разослано более 470 тысяч таких посланий. Что теперь?
Граждане узнают об этом от местных органов власти. Задача местных органов власти - дойти до каждого, кто потенциально попадет в эти списки, и оказать им содействие, предложить свои услуги в трудоустройстве, - сказал Андрей Лобович.
Напомним, в предыдущем декрете тунеядцами считались люди, которые за год проработали меньше 183 дней. Были исключения: пенсионеры, студенты, солдаты-срочники, декретницы, те, кто живет за границей, и так далее. Кому теперь придется полностью оплачивать услуги, тоже решат до 1 апреля.
Как будут выявлять тех, кто может, но не хочет работать?
Как и в прошлый раз, правительство хочет создать специальную базу, в которую попадут все неработающие белорусы трудоспособного возраста. Составят ее в два этапа. Сначала - на уровне страны на основе республиканских информационных источников (например, данных того же Фонда соцзащиты). Потом отфильтруют на местном уровне.
В прошлый раз база, прямо скажем, не удалась. Тысячам людей извещения приходили по ошибке.
Потому мы и предлагаем двухуровневое формирование этих баз. Местные органы власти знают людей, которые живут на их территории, имеют больше возможностей дойти до каждого человека, выяснить, чем он занимается. Только после отработки на местах будут формироваться и утверждаться списки, чтобы исключить моменты, которые были, - ответил Андрей Лобович.
Увеличится ли пособие по безработице?
Сейчас пособие по безработице не может быть больше 49 рублей (2 базовые величины). В правительстве не раз обещали увеличить его хотя бы до бюджета прожиточного минимума (сейчас это 197 руб. 81 коп.) или даже ввести страхование от безработицы. Но в новом декрете пособия решили не трогать.
Пока эти меры признаны преждевременными, и вопрос увеличения размера пособий по безработице правительством не рассматривается, - рассказал Андрей Лобович.
В четверг вечером пресс-служба президента сообщила, что Александр Лукашенко . Суть его, по словам министра труда Ирины Костевич, - содействовать трудоустройству граждан. Фактически декрет отменяет известный «налог на тунеядство». Но грустная новость в том, что платить им все же придется. Будет ли эта сумма меньше суммы налога?
Был декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно этому декрету, лица, которые отработали в год меньше 183 дней, должны были уплатить своеобразный «налог на тунеядство», или, как его называли чиновники, «сбор на финансирование госрасходов». Он составлял 20 базовых величин (на тот момент 360 рублей). Министерство по налогам и сборам подсчитало, что в стране 440 тыс. «тунеядцев». Правда, уплатили сбор только 10% от всех. Остальные упорно сопротивлялись, митинговали, судились и возмущались.
В марте прошлого года президент заявил, что декрет отложили на год, «тунеядцам» разрешили пока не платить налог, но сам налог не отменили. Президент поручил разработать поправки в декрет. Создали специальную комиссию, Министерство труда внесло поправки - список «тунеядцев» сократили. Президент попросил передать местным органам власти «полномочия и рычаги воздействия» для решения ситуации. Обсуждение шло вплоть до осени прошлого года, а в октябре обновленный декрет №3 уже представили президенту. Текста обновленного документа общественности не показали. Главные идеи, которые исходили от чиновников: никакой отмены сбора не будет, нужно заставить тех, кто может, но не хочет работать, «тунеядцы» должны будут заплатить 100% от «тех затрат, которые сегодня льготируются со стороны государства». Также тогда стало известно, что декрет изменит название и станет декретом «По содействию занятости».
В декабре прошлого года вице-премьер Василий Жарко заявил, что обновленный декрет №3 вступит в силу с 1 января 2019 года. А 25 января стало известно, что президент подписал уже декрет №1 с названием «По содействию занятости».
Как объяснила БЕЛТА министр труда Ирина Костевич, декрет предусматривает, что трудоспособные белорусы, которые не заняты в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Норма вступает в силу с 1 января будущего года.
- Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и при желании поменять его, - добавила министр.
По сути, новый декрет освобождает «тунеядцев» от уплаты сбора на финансирование госрасходов. Неизвестно, остается ли старая норма о том, что «тунеядцами» признаются те, кто работал меньше 183 дней в году. По крайней мере на данный момент пресс-служба президента не сообщила о том, что она отменена.
Перечень услуг и порядок расчета правительство должно определить до 1 апреля нынешнего года. Пока неясно, будут ли тунеядцы оплачивать расходы на милицию, чиновников, военных и остальные расходы, на которые идут деньги налогоплательщиков.
По словам министра труда, будут формироваться некие базы данных трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике. Формировать их будет правительство. Они должны определить перечень категорий граждан в месячный срок.
- В ближайшее время правительство определит порядок формирования и ведения базы. Предполагается, что механизм формирования будет двухуровневым. На первом этапе на республиканском уровне будет формироваться основная база данных на основе республиканских информационных ресурсов. Второй этап, местный уровень - корректировка основной базы местными органами с учетом имеющихся у них информационных ресурсов и иной информации.
- Сведения из базы данных будут использоваться на местах в первую очередь для оказания содействия неработающим гражданам в трудоустройстве. По результатам этой работы местные органы и будут решать вопрос о предоставлении конкретному человеку услуг с возмещением затрат, - отметила Костевич.
Напомним, в прошлом году Министерство труда предлагало ввести для всех ID-карты, чтобы точно отслеживать, работает человек или нет.
Все зависит от того, какие услуги правительство включит в перечень и по каким критериям будет считать. Для сравнения, только расходы на медицину в Минске на 2018 год запланированы в расчете 400 рублей на человека. Если правительство решит отталкиваться от этой суммы, то только оплата этой одной позиции будет сопоставима с «налогом на тунеядство» (20 базовых на данный момент - это 490 рублей). Если сюда добавится оплата 100% коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте, то сумма будет намного больше.
Пока информации о том, как будут рассчитывать оплату услуг для «тунеядцев», нет, этот вопрос остается открытым.
Министерство труда и социальной защиты населения говорит, что декрет призван содействовать занятости населения.
- Прежде всего хочу отметить, что в республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них - это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве, - объясняет министр труда. - Кроме общеэкономических мер, необходимо сосредоточить усилия и на оказании содействия в трудоустройстве каждому человеку.
Поэтому декретом на местные органы власти возложены обязанности по реализации конкретных мер по обеспечению занятости населения, в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы. Оценка их деятельности на всех уровнях будет осуществляться ежеквартально.
При этом декретом определено, что проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержка предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности станут одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.
Декретом предусмотрено создание комиссий при местных органах власти, в состав которых войдут депутаты всех уровней, специалисты, представители ЖКХ, МВД, а также могут входить представители общественных объединений. За этими комиссиями закрепляется основная ответственность за работу на местах. Они обязаны будут обеспечить индивидуальный подход к каждому, кто обратился за помощью либо попал в непростую ситуацию. Практика показала, что нам нужно работать активнее, более настойчиво предлагать свои услуги по трудоустройству, проявлять инициативу.
Которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Об этом сообщает пресс-служба президента.
В этих целях Декретом на Правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.
В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетовна реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
В новый Декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.
Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить Правительству.
Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.
В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.
Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.
Для реализации Декрета Правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.
Кроме того, предусматривается принятие Правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.
Декрет вступает в силу после его официального опубликования.
Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.
2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Так появился известный далеко за пределами Беларуси «Налог на тунеядство», «Налог на безработных» .
А 27 января 2018 года вступил в силу Декрет №1 «О содействии занятости населения», также подписанный Президентом и фактически отменяющий «Налог на тунеядство».
Но основные понятия «Налога на безработных» и определения «Социального иждивенчества» не ушли в прошлое с подписанием нового Декрета, а приобрели другие формы и породили далеко идущие следствия.
Потому имеет смысл вспомнить и Декрет №3, и ход его реализации, и предпосылки Декрета №1, и нынешнее положение дел.
Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.
В ответ звучали серьезные возражения:
Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.
Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:
Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 .
Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».
Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).
Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль .
«Налог на тунеядство» не стал вариантом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. Это стало еще одной причиной для уклонения от любых контактов с налоговыми органами.
В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:
Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:
Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в города, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.
Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.
С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:
Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.
Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
В шести областях Беларуси проживают в общей сложности 9,5 млн человек, из них горожан - 7,4 млн. Трудоспособное население - 5,5 млн, однако Белстат насчитал экономически активных граждан на миллион человек меньше. Более четверти белорусов - пенсионеры. Средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет, у женщин 79 лет.
Из бюджета 2017 года более 900 млн долларов (11% расходной части) будет выделено на социальную поддержку населения - помощь семьям с детьми, содействие в обеспечении жильем, выплату пенсий и поддержку молодежи. Это больше, чем в прошлом году. Почти столько же - 13,7% от общего объема - запланировано направить в доходную часть бюджета за счет штрафов.
Средняя зарплата к 2017 году достигла 400 долларов, но ее покупательная способность упала за год на 4,5%. К февралю Александр Лукашенко пообещал жителям страны заработок в 500 долларов, пригрозив уволить министров за неисполнение его указания. Столько белорусы уже получали в 2014-м и в 2010-м годах перед президентскими выборами, но экономический кризис потом "съедал" треть долларового эквивалента.
Самая высокая средняя зарплата у белорусов, занятых в сфере IT-технологий: до 1750 долларов. У работников воздушного транспорта, финансистов и депутатов парламента - до 1,3 тыс долларов. Работники здравоохранения и образования получают от 270 до 320 долларов. Меньше всех получают труженики села (около 250 долларов) и работники библиотек (220 долларов).
Среднемесячный доход на душу населения в размере 300 долларов и выше имеют лишь 13% населения Беларуси. 6% жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума, то есть, менее 87 долларов. К малообеспеченным относятся более 4% домашних хозяйств.
В 2016 году в Беларуси было уволено на 100 тыс человек больше, чем принято на работу. На бирже труда зарегистрировано 45 тыс безработных - 1% экономически активного населения. Пособие по безработице составляет 13 долларов в эквиваленте. Власти обещают создать 50 тыс рабочих мест, но независимые экономисты считают эту задачу невыполнимой без проведения реформ и улучшения условий для бизнеса.
Самая социально незащищенная категория населения - пенсионеры. Средняя пенсия по возрасту - около 150 долларов. Однако большинство пожилых людей получает в месяц не более 120 долларов. Белорусские власти в 2016 году решили ежегодно на 6 месяцев увеличивать возраст выхода на пенсию. К 2022 году он постепенно вырастет с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин.
С 1 января стоимость коммунальных услуг для семьи из 3 человек, проживающей в двухомнатной квартире, достигла 40 долларов, исчерпав установленный властями годовой лимит повышения в 5 долларов. Рост тарифов ЖКХ является одним из условий МВФ для выдачи Минску кредита на 3 млрд долларов. К концу 2017-го белорусы будут возмещать 75% затрат на ЖКХ, а к концу 2018-го - 100%.
Беларусь - на первом месте по росту цен на постсоветском пространстве в 2016 году. После деноминации, проведенной 1 июля и убравшей с белорусских рублей четыре нуля, цены на непродовольственные товары выросли в среднем на 10%, а на некоторые продукты питания и услуги - на 20-30%.