Доходный дом МКБ (начало). Московский купеческий банк (флигели)

05.07.2020

В 1901-1902 гг. построено существующее здание по проекту арх. Л. Бенуа для Петербургского отделения Московского купеческого банка. В стиле модерн.

(по материалам , , Mary)

Дом МКБ. Банк изначально строил доходный дом! Помещения, выходящие окнами и дверьми на Невский, были "перехвачены" арендаторами еще на стадии проектирования. Так что Бенуа сразу заложил в проект размещение банка во флигелях, а по главному фасаду были еще в проекте размещены вывески разных фирм-арендаторов (гипотетически) как важная составляющая дизайна экстерьера. На чертеже это же четко видно.

Собственно, и чудо архитектурной мысли - большой операционный зал с прозрачным потолком - порождение "доходной" статьи здания. Опять же см. книгу Марии Кунките. (добавил - )

В настоящее время на Невском проспекте, рядом с Пассажем, деятельно ведутся работы по постройке здания Московского купеческого банка, фасад которого был помещен на табл. 31-32 «Зодчего» за текущий год. Это здание строится по проекту проф. Л.Н. Бенуа и под его наблюдением. Работы производятся по подряду инж. Н.В. Смирновым. Постройка лицевого корпуса была замедлена ненадежностью фундаментов соседних домов, для безопасности которых надо было принять особые меры; — фундаменты межевых стен выводились частями и старый лицевой дом, служивший на это время опорой для соседних не разбирали до возведения межевых стен на высоту одного этажа. Теперь он уже сломан и кладутся фундаменты для нового 5-ти этажного лицевого корпуса; надворный же флигель выведен уже до 4-го этажа. От сырости фундаменты изолируются асфальтом по системе бюро Вега. Потолки везде несгораемые, бетонные по металлическим балкам. Отопление центральное, паровое. Фасад до пола третьего этажа будет облицован красным гранитом; выше облицовка предполагается терракотовая, что, однако, еще не окончательно решено. Залы банка будут выходить во двор, вследствие экономических соображений, заставивших сдать в наем все помещения выходящие на фасад. Здание будет закончено вчерне к концу строительного сезона, т.е. к 1 ноября.

Перед возведением объекта все строения, находящиеся на этом участке проспекта, были практически полностью разобраны. Работы шли, как позднее стало принято говорить, «ударными темпами» и в основном завершились уже в 1902 г. В итоге, Невский пр. получил еще одно украшение в виде нового здания, имевшего симметричный фасад с трехступенчатым аттиком. Два его нижних этажа были облицованы красным гранитом и оформлены витринными окнами, а в уровнях третьего и четвертого по сторонам от центральной оси Л. Н. Бенуа предусмотрел два металлических остекленных эркера. В их оформлении, а также балконов, аттика и венчающего карниза использовался металл художественной ковки с текучими линиями растительного орнамента. Филенки над окнами второго этажа и в аттике были выполнены из мрамора. Однако наиболее уникальным элементом отделки фасада являлся керамический фриз, предположительно выполненный по авторским рисункам самого Бенуа и изготовленный парижской фирмой «Эмиль Лиолер». Более ста лет эксплуатации здания не могли не сказаться на сохранности большинства элементов его наружной отделки. Многое было утрачено безвозвратно. Особенно неприятными последствиями отразились на внешнем облике дома послевоенные годы. Кто-то, не слишком вдаваясь в эстетические идеи первоначального архитектурного замысла академика Бенуа, решил покрыть весь фасад, включая керамический, каменный и металлический декор ПХВ красками в один колер.

Реставрацию фасадов в 2006 проводило ЗАО "Горюнов и Горюнов" - лауреат конкурса "На лучшую реставрацию объектов культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга" 2006.

(Журнал "Архитектура. Реставрация. Дизайн и Строительство" N2 (2006), добавил GT)

Выставка литературы «Невский, 46» посвящена 80-летнему юбилею ТГМУ и рассказывает о врачах, которых смело можно назвать «отцами основателями» Ленинградского стоматологического института – предшественника Тверского медицинского университета. Названием её стал адрес, по которому в 1936 г. в Ленинграде (Санкт-Петербурге) открылся стоматологический институт, впоследствии – в 1954 г. - переехавший в г. Калинин (Тверь) и ставший Калининским государственным медицинским институтом.

На выставке представлена литература из Фонда редкой книги Научной библиотеки ТГМУ: книги, принадлежавшие докторам Андерсену, Кострову, Пирятинскому, Минкеру, Ефрону, Львову, Симонсону и Чечиа. Дошедшие до нас автографы, факсимиле и печати, подтверждающие принадлежность изданий их владельцам, придают экспозиции особый интерес.

АНДЕРСОН Е. Н.

В отчете за 1906 / 1908 гг. учредитель зубоврачебной школы И. Пашутин пишет: «На место выбывшего демонстратора-техника принят зубной врач г. Андерсон». В 1919 г. стал директором Института общественного зубоврачевания.

617 Л 22 Landerer, A. Руководство общей хирургической патологии и терапии /А. Landerer, профессор хирургии в Лейпцигском ун-те; вновь просмотренный и исправленный перевод с немецкого профессора Э. Г. Салищева. – русское третье издание. – Санкт-Петербург: издание журнала «Практическая медицина», 1897. – 740 с., с 257 рисунками в тексте.

На книге автограф Е. Н. Андерсена.

КОСТРОВ Николай Иванович

Зубной врач. В 1905-1907 гг. работал в школе И. Пашутина в качестве «специального врача для руководства при экстракциях». Владелец лечебницы, вошедшей после национализации в состав Института общественного зубоврачевания.

616.314 Н-73 Новиков, Н. А. Краткие заметки по болезням зубов и их извлечению / Н. А. Новиков. Часть 1-я. Краткая анатомия зубов и извлечение их; Часть 2-я. Болезни зубов, пломбирование их и уход за ними. – Кронштадт: типография И. Шешнева, Николаев пр. пр. Собора, 1907 – 122 с. – на тит. л. факсимиле Кострова Н. И.

616.314 М-60 Миллер, В. Д. Руководство консервативного зубоврачевания / В. Д. Миллер; перевод с немецкого д-ра А. Г. Фейнберга. – Санкт-Петербург: издание журнала «Практическая Медицина» (В. С. Эттингер), Казанская, 44, 1898. – 368 с., с 420 рисунками в тексте. - на тит. л. факсимиле Кострова Н.И.

Пирятинский Захар Борисович

Зубной врач, заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук, создатель первой государственной зубоврачебной амбулатории, основатель и первый директор Ленинградского стоматологического института.

61(082) Г 71 Труды Горьковскго медицинского института им. С. М. Кирова /отв. ред. П. В. Кравченко. – Горький: [б. и.], 1947. – 341 с.

616.5 Ф 19 Фалькович, А. М. Лепра рта /А. М. Фалькович. – Астрахань: АГМИ, 1939. – 158 с. – (Серия монографий Астраханского гос. мед. ин-та. Вып. XV).

Минкер Максим Александрович

Зубной врач. Один из основателей Института общественного зубоврачевания. Работал на кафедре клинической одонтологии и выполнял обязанности библиотекаря, затем руководил зубоврачебной амбулаторией. В 1927 году в открывшемся на базе поликлиники Ленинградском научно-практическом стоматологическом институте был назначен заведующим отделом консервативного зубоврачевания. Автор двух статей в Малой энциклопедии практической медицины (1927).

616.314-089 П 18 Паррейдт, Ю. Руководство по протезной технике со включением техники протезов челюстей, нёба и носа /Ю. Паррейдт; перевод с немецкого зубного врача А. А. Уманского. Т. 2. Вып.4. – Одесса: Издание журнала «Практическое Зубоврачевание», 1913. - 198 с., рис.


611.31-085 S 90 Sturridge, E. Periodontal disease and its treatment by ionic medication / Ernest Sturridge. – London: Henry Kimpton, 1920. – 139 pp., ill.

617 S 91 Sultan, G. Grundriss und Atlas der speziellen Chirurgie /Georg Sultan. – Muenchen: J. F. Lehmanns Verlag, 1907. – 459 S., Taf., Abb. – (Lehmanns medizinische Handatlanten. Band XXXVI).

ЕФРОН ГРИГОРИЙ АБРАМОВИЧ

Зубной врач. Брат известного издателя словаря Брокгауза. Инициатор создания Института общественного зубоврачевания в 1919 году на базе национализированной школы И. Пашутина. Основатель и первый руководитель рентгеновского отделения в Центральной зубоврачебной поликлинике. Автор нескольких научных статей. Журналист.

615.1 М 45 Meyer, H., Gottlieb, R. Экспериментальная фармакология, как основа лекарственного лечения: Руководство для врачей и студентов /Профессора фармакологии д-р H. Meyer (Вена) и д-р R. Gottlieb (Гейдельберг); Перевод с второго, вновь переработанного и дополненного издания д-ра П. В. Вакса и прив.-доц. А. Ф. Држевецкого. – Санкт – Петербург: Практическая медицина, 1913. – 557 с., с 64 частью раскрашенными рисунками в тексте и 1 цветной таблицей.

616.31 G 78 Greenfield, A. L. Das Lesen dentaler Roentgenbilder /A. L. Greenfield, New-York; autorisierte Uebersetzung von Hofrat Dr. Witt. – Karlsruhe:Ritter-Biber, 1923. – 64 S.

Львов Павел Павлович

Заслуженный врач РСФСР, доктор медицинских наук, профессор П. П. Львов с 1923 по 1946 год заведовал кафедрой стоматологии I Ленинградского медицинского института имени И. П. Павлова.

В 1938-1939 гг. двумя изданиями вышел первый в стране учебник по хирургической стоматологии, авторами которого были А. А. Лимберг и П. П. Львов.

616.31 P-59 Dr. Gaillard, Dr. Nogue Physiologie et bacteriologie. Malformations et anomalies de la bouche et des dents. Accidents de dentition / Dr. Gaillard, Dr. Nogue. - Paris: Librarie J.–B. Balliere et fils, 19, rue Hautefeuille, pres du boulevard Saint-Germant , 1910. – 322 p. – Avec 217 figures et coloriees. – на тит. л. карандаш. автограф П. Львова.

616.31 N-73 Dr. Nogue, R. Maladies de la bouche / Dr. R. Nogue ; Traite de stomatology ; Pablie en fascicules. – Paris: Librairie J.–B. Balliere et fils, 19, rue Hautefeuille, pres du boulevard Saint-Germant, 1924. – 476 p. – Avec 65 figures. – на тит. л. автограф Г.Чочиа; в начале книги дарств. П. Львову от коллег.

Симонсон Семен Григорьевич

Профессор С. Г. Симонсон в течение 8 лет заведовал рентгенологическим кабинетом Ленинградского стоматологического института. Совместно с д-ром Механик подготовил первый на русском языке «Атлас рентгенодиагностики заболеваний зубов и челюстей»

616-001 С 23 Сборник второй со включением материалов 1-й Ленинградской Областной Травматологической конференции 29 мая- 1 июня 1934 года /Центральный гос. Травматологический институт им. Проф. Р. Р. Вредена; отв. ред. – Ф. И. Машанский. – Ленинград: [б. и.], 1936. – 508 с., рис.

Чочиа Г. И.

Профессор, руководитель социального цикла Ленинградского стоматологического института в начале 30-х годов.

616.31 D-55 Dr. Dieulafe, L., Dr. Herpin, A. Anatomie de la bouche et des dents. Anatomie normale anomalies et malformations / Dr. L. Dieulafe, professeur a la faculte de medicine de Toulouse, Dr. A. Herpin, professeur a L’ecole Francaise de stomatology. - Deuxieme edition. – Paris: Librairie J.–B. Balliere et fils, 19, rue Hautefeuille, pres du boulevard Saint-Germant, 1928. – 352 p. – Avec 302 figures intercalees dans le texte. - на тит. л. автограф Г. Чочиа.

Первый дом на этом участке Невского проспекта был построен в 1745-1746 годах для Александра Ульяновича Саблукова, кофишенка императрицы Елизаветы Петроаны. Его облик был схож с внешним видом соседнего дома архитектора М. Г. Земцова (№48), который застраивал всю северную сторону Невского проспекта от Мойки до Малой Садовой улицы домами по типовому проекту.

Архитекторы, годы постройки:
Дом Саблукова А. 1745-1746 арх. М. Г. Земцов
Доходный дом Лихачева 1823-1824
1896 - арх. Гаммерштедт Александр Карлович - внутренняя реконструкция.
1901-1902 - Бенуа Леонтий Николаевич

Дома 46, 48 и 50, чертеж. Невский пр.

Дом императорского кофишенка Саблукова. 1740-е. Невский пр., 46


В 1750-х - начале 1760-х годов здесь жил архитектор Ф. Б. Растрелли со своей семьёй , возводивший в то время свои величайшие сооружения: Смольный монастырь и Зимний дворец. . Арендуя дом Саблукова, архитектор был вынужден сам сдавать комнаты. Цены на товары росли, а жалование зодчего не повышалось. Вот и приходилось ему зарабатывать в том числе за счёт субаренды. Кроме того, Растрелли здесь даже вёл торговлю. В газетах того времени появлялись объявления подобного рода:
"На Адмиралтейской стороне на Большой першпективной против Гостиного двора в доме г. Саблукова и у г. графа Растрелли продаются преизрядные картины лучших мастеров, хорошие уборы, карета, две пары лошадей, одни серыя с яблоками, другие гнедые, с конской збруею".

В конце XVIII века участком владели армянский купец М. А. Худобашев, затем портной А. Венкер.

1823-1824 годах архитектор М. Ливен построил здесь новый четырёхэтажный доходный дом купца Лихачёва . В конце мая 1827 года в трёх небольших комнатах этого дома работала выставка Общества поощрения художников, которую вместе посещали А. С. Пушкин и Антон Дельвиг. Поэты видели здесь картины К. П. Брюллова ("Портрет Львова", "Итальянское утро"), О. Кипренского, А. Венецианова и других художников.

В 1830-х годах им владел действительный статский советник Сутгоф, а затем его наследники. В это время здесь работала типография К. П. Беггрова, отпечатавшая великое множество изображений,донесших до потомков виды Петербурга XIX века.

В здании располагалась и шведская фирма «Норденштрём», придворный поставщик военных мундиров...

Российские императоры на родине носили только военную форму. Как правило, ее шили портные, специализировавшиеся на производстве военного обмундирования. Для сшитой военной формы требовалось еще множество элементов, от головных уборов, погон, аксельбантов и до сапог. Все это приобреталось в так называемых магазинах офицерских вещей. Хозяева этих магазинов со временем оказывались в числе поставщиков Высочайшего двора.

Одним из выдающихся петербургских военных портных конца XIX - начала XX вв. являлся Николай Иванович Норденштрем, поставщик Императорского двора с 1895 г. Фирма «Норденштрем Н.» была одной из старейших столичных фирм, специализировавшейся на изготовлении военных мундиров. Основал ее Николай Иванович Норденштрем, приехавший в Петербург из Швеции в 1821 г. В 1841 г. мастерская перешла к его племяннику Андрею Ивановичу, в 1852 г. - к Николаю Ивановичу и в 1856 г. - к Карлу Ивановичу Норденштрему . Фирма имела ателье и магазин на Невском пр., 46. В начале 1900-х гг. главой фирмы стал К.Н. Норденштрем . Портные и закройщики фирмы выполняли весьма ответственные заказы - шили мундиры для Александра III, его младших братьев, великих князей Алексея, Сергея и Павла Александровичей.

6 мая 1896 года в переоборудованном магазине состоялась демонстрация "синематографа Люмьер", впоследствии сеансы повторялись регулярно. Это место стало первым в России кинотеатром. В этом же году А. К. Гаммерштедт переоборудовал дом для Петербургского частного коммерческого банка.

Фото 1896 г. Фасад дома N46 по Невскому пр. в дни коронационных торжеств. (История Петербурга. Кунките М.И. Из истории петербургской улыбки... СПб. 2004. N1.С.50). Адрес дома: Невский пр., 46


Существующее сейчас здесь здание построено в 1901-1902 годах по проекту Л. Н. Бенуа для Петербургского отделения Московского купеческого банка. Этот банк переехал сюда из соседнего дома №44. Постройку вёл военный инженер Н. В. Смирнов. Дом Московского купеческого банка стал первым зданием в стиле модерн на Невском проспекте. Простенки между окнами-витринами первых двух этажей облицованы валаамским гранитом. Отделку фасада выполнила штукатурная фирма Чахотина. Операционный зал банка оборудовался с участием предприятия "Артур Коппель" и мебельной фирмы "Ф. Мельцер и К".

Операционный зал. Фото 1906 г.

Решётка парадной лестницы выполнена в мастерской Е. А. Веберга.

Невский проспект, дом 46, 1901—1902 архитектор Л. Н. Бенуа.

Фото 1910-х гг.

Банк занимал верхние этажи здания, первые сдавал в аренду.

Здание было многофункциональным. В нем размещались магазины (придворного оптика И.Э. Милька, кондитерской фирмы «Блигкен и Робинсон»), музыкальные и драматические курсы Б. В. Поллака, общество страхования транспортов «Волга», зубоврачебная лечебница-школа И. А. Пашутина. Ресторан "Квисисана" с механическим буфетом-автоматом работал здесь до революции. Он был популярен среди студентов и сотрудников находящихся рядом офисов, так как за 10 копеек здесь можно было быстро перекусить.



В советское время здесь работало кафе самообслуживания "Нева".

Фото 1920-30-х гг.

Реставрация здания проводилась в 1955 году архитектором П. Д. Моргуновым, в 1987 году - Ф. К. Романовским. В 2000-х годах в доме размещался ресторан-казино "Hollywood". В настоящее время здесь работает Стоматологическая поликлиника №1.

В 2006-2007 гг. фирма «Горюнов и Горюнов» осуществляла реставрацию фасада. Реконструированные помещения были приспособлены для торговой галереи «Норд» (архитектор Т.Ф. Жукова). Теперь их занимает крупный книжный магазин фирмы «Буквоед», носящий имя «Парк культуры и чтения». Рядом - отделение банка «Русский стандарт».

Клиника существует с 1902 года,Дворцовые интерьеры достались им с тех времён. В совковые времена эта *стоматология №1*на Невском 46 обслуживала только чиновников из Смольного, гор администрацию, привилегированных *слуг народа*, а простые горожане туда не допускались. Говорят, Путин однажды лечился у них в один из своих приездов. Теперь же и...

Показать целиком

Клиника существует с 1902 года,Дворцовые интерьеры достались им с тех времён. В совковые времена эта *стоматология №1*на Невском 46 обслуживала только чиновников из Смольного, гор администрацию, привилегированных *слуг народа*, а простые горожане туда не допускались. Говорят, Путин однажды лечился у них в один из своих приездов. Теперь же и пенсионеры по направлениям от собеса получили туда доступ.

Информацию что из любого собеса города можно получить туда направление на бесплатное протезирование как и в любую др. стоматологию из их списка, от нас активно придерживают.

Первый раз туда попала с направлением от собеса лет 5ть назад, протезировалась у врача-ортопеда Смирновой А. В... Врач вроде с хорошей репутацией, но мне удалила зуб вполне крепкий и здоровый, хирург после его удаления повертел им у себя перед носом сказав *какой хороший зубик, я его врачу покажу* !!!

Кроме того за отпущенный протезу срок в 5ь лет ЧЕТЫРЕЖДЫ трескалось верхнее нёбо. Дважды мне пришлось его склеивать у техников в др. городах где в тот момент находилась, один раз в районной поликлинике в Питере, везде без проблем брали в починку предлагая зайти забрать готовое через пару часов. Везде чинила за свой счёт т. к. меня, конечно, не предупредили что раз в год это можно делать по направлению от своего собеса бесплатно. Последний, ЧЕТВЁРТЫЙ! раз протез треснул в этом году, чинить его уже по направлению от собеса пришла обратно на Невский 46 к Смирновой. Прийти напрямую к технику там невозможно, так вот сначала я минут 40 искала ответственную за пенсионеров тётку в 4м кабинете, Ольга Николаевна, (она прискакала с кошёлками с улицы в конце концов), при этом ни главврача никого из администрации клиники в 10-30 утра за это время я найти не смогла (!?), потом часа ДВА сидела у кабинета Смирновой (она была дежурным врачом но принимала всех по своей записи), в результате смогла получить из починки свой протез только на другой день! Причём когда получила, оказалось что носить его невозможно: мне загнули крепления так (никто об этом их НЕ просил), что давили невыносимо, честно, я чуть не заревела когда это выяснилось. Пришлось ехать домой и подкручивать их самой! А ведь в предыдущие ТРИ раза верхний протез устанавливался всегда легко, никому и в голову не приходило затягивать крепления, просто ортопеду Смирновой А. В. надо было чтобы я ещё раз пришла к ней на приём *на корректировку* (она несколько раз назойливо мне это повторила) -это тоже отдельно оплачивается собесом по их направлению, вот в чём разгадка!

Знакомый после протезирования в обычной Невск. районной клинике говорит что три года уже ходит без починок, так что пафосная клиника ещё не гарантия качества работ!

Уверена также что необходимо принять меры по фактам навязывания ненужных пациентам услуг в стоматологии №1 по Невскому пр. 46.

Получила направление туда на бесплатное зубопротезирование от собеса Невского района от 1 марта 2017 года.

Врач ортопед Смирнова А. В. направила меня на обследование к аллергологу от которого я уверенно пыталась отказаться, считаю это бесполезной потерей времени, сидениями в очередях.

1. Я НЕ аллергик.

2. Мне уже такое обследование там проводили несколько лет назад.

3. Согласна была на тот материал который они мне установили прежде и который без особого успеха но и явно без вреда здоровью простоял у меня положенный срок.

4. За принятое решение ответственность готова была взять на себя.

5. В др. стоматологических клиниках города успешно работают БЕЗ таких процедур, посылая на обследования только в сложных случаях.

Вопрос пыталась решить на личном приёме и у своего врача-ортопеда Смирновой, у аллерголога на приёме 14 марта, у зам генерального директора Зухры Каримовны 27 марта, в 30м кабинете 28 марта куда Зухра К. меня направила, и у другого ортопеда куда меня привели из 30го кабинета.

Меня их доводы и навязываемые пациентам *протоколы* не интересовали и абс. не убедили. Ими было предложено проходить ненужное мне обследование или отправляться в другую клинику.

Считаю такое отношение к пациентам откровенным хамством, навязыванием их ненужных услуг, причём независимо от того будут они мне платными или бесплатными.

Здание Московского купеческого банка (Невский проспект, №46). Здание Московского купеческого банка хранит в себе немало историй. Горожанам оно знакомо под разными названиями: «Банковский дом», кинотеатр, закусочная, стоматология, театр, но 1-й 1-этажный дом, построенный на этом участке в 1745-1746 годах, имеет мало общего с тем зданием, которое мы видим сейчас. Дом был построен по приказу императрицы Елизаветы для своего кофишенка А. Саблукова - смотрителя, состоящего при дворе и следящего за безупречным приготовлением кофе для царствующей особы. По своему архитектурному образу и задумке это здание являлось аналогом соседнего, №48, принадлежавшего архитектору М.Г. Земцову. В 1750-х - начале 1760-х в будущем состоянии банка квартировал зодчий Ф.Б. Растрелли, в то время строивший Зимний дворец и Смольный монастырь. После него домом владели армянский купец М.А. Худобашев и портной А. Венкет. В 1817 году в этом доме И.П. Беггров открыл литографическую мастерскую и магазин по продаже предметов искусства, а уже в 1823 году на месте старой постройки архитектором М.А. Ливеном был возведён новый 4-этажный дом для купца Лихачёва, который имел звание потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга. К 1830 году участок на Невском стал принадлежать действительному статскому советнику Сутгофу. В его доме вновь расположилась мастерская Беггрова, только уже не Ивана, а его младшего брата Карла, также занимавшегося живописью и литографией. Карл Беггров служил литографом при Главном управлении путей сообщения и публичных заведений. Впоследствии он был приглашён для работы в Зимний дворец для рисования портретов высокопоставленных лиц - Александра I и Николая I. Очередная реконструкция ожидала здание в 1896 году, когда по проекту архитектора А.К. Гаммерштедта дом был приспособлен для частного коммерческого банка. Чем ближе приближался ХХ век, тем отчётливее ощущалось веяние новой эпохи: потрескивали радиоприёмники, излучали свет кинопроекторы… В доме №46 по Невскому проспекту, в бывшем магазине фирмы «Норденштрём», переоборудованном для нужд детища ХХ столетия 6 (18) мая 1896 г. состоялась торжественная демонстрация «Синематографа Люмьер». Это был один из первых киносеансов, положивших начало развитию нового искусства. “Фильму” с того дня стали показывать на Невском, №46 (в кинотеатре «Биограф») регулярно. В 1901-1902 годах по проекту архитектора Л.Н. Бенуа инженером Н.В. Смирновым строится новое здание - на этот раз для отделения Московского купеческого банка в Петербурге. Дому, которому были присущи чёткость архитектурной композиции, элегантность форм, выбитые по верхней части фасада маскароны женских головок, головы львов, облицовка валаамским гранитом, трёхгранные стеклянные эркеры и лежачие окна-витрины, было суждено стать образчиком стиля модерн. Таким оно дошло до наших дней. Архитектурное сооружение имело симметричный фасад с трёхступенчатым аттиком, два его нижних этажа были облицованы красным гранитом и оформлены витринными окнами, в уровнях 3-го и 4-го этажей по сторонам от центральной оси Л.Н. Бенуа предусмотрел два металлических остеклённых эркера. В их оформлении, а также балконов, аттика и венчающего карниза использовался металл художественной ковки с текучими линиями растительного орнамента. Филёнки над окнами 2-го этажа и в аттике были выполнены из мрамора. Наиболее уникальным элементом отделки фасада являлся керамический фриз (декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, увенчивающей часть здания), предположительно выполненный по авторским рисункам самого Бенуа и изготовленный парижской фирмой «Эмиль Лиолер». При строительстве здания не обошлось без курьёза. Помещения, выходящие окнами и дверьми на Невский проспект, были “перехвачены” и переданы в собственность нескольким предприимчивым арендаторам, в силу чего Бенуа предложил разместить банк во флигелях, и в 1900 - 1910 годах в помещениях банка располагался магазин оптики И.Э. Милька, чья фирма в 1873 году была удостоена звания поставщика Петербургской глазной лечебницы. Среди прочих заказов лорнетов и готовален для людей из дворянского сословия, фирма изготовляла очки и для царской семьи - для императрицы Марии Александровны и императора Александра II. В начале ХХ века фирма носила название «Оптик Двора Его Величества и Её Королевского Величества королевы эллинов», изделия получали награды на престижных отечественных и международных выставках, в том числе и на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году и на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Помимо прочего, русский драматург и писатель А.П. Чехов заказывал своё знаменитое пенсне именно в этом магазине. Также в этом здании располагался ресторан «Квисисана». Скандально известное своей разнузданной весёлостью и «богемностью» заведение было местом встреч многих литераторов и художников, среди которых были Ю. Анненков и А. Ремизов. Респектабельные горожане неодобрительно отзывались о заведении: «Все больны венерическими болезнями, здоровый человек - это редкость. Но это только повод для гордости, так как в этой среде это модно». Самому ресторану один из журналистов того времени дал такую характеристику: «Это ресторанчик дурного тона с тухлыми котлетами на маргарине, разбитым пианино и жидким кофе». Так в петербургском фольклоре появилась поговорка, которую любили ввернуть в беседе франтоватые щёголи: «Mens sana in “Quisisana”» («Здоровый дух в “Квисисане”»). Именно так говорили древние римляне, формулируя своё отношение к гармоническому развитию духовных и физических сил гражданина и воина: «Mens sana in corpore sano» – «В здоровом теле здоровый дух». Несмотря на общественное пренебрежение, ресторан оставался одним из наиболее популярных заведений, но век «Квисисаны» оказался недолгим. Он дожил до 1920-х годов, когда Невский проспект называли «Нэпским», а в ресторанах эстрадные дивы пели «Цыплёнок жареный». Впоследствии он легко преобразился в обычную закусочную, куда захаживали студенты, желающие получить за 10-20 копеек салат, или же за пять - хлеб с бужениной в механическом буфете-автомате. Продолжая список компаний, арендовавших помещение, стоит отметить музыкальные и драматические курсы Б.В. Поллака, общество страхования транспортов «Волга», зубоврачебную лечебницу-школу И.А. Пашутина, преемницей которой является нынешняя стоматология в этом доме. После революции на базе национализированной зубоврачебной лечебницы была создана показательная амбулатория при Институте Общественного Зубоврачевания, впоследствии названная Центральной стоматологической поликлиникой №1 (1939 - 1954). В советские годы на месте ресторана «Квисисана» было открыто кафе самообслуживания «Театральное», а 7.11.1962 г., после реконструкции и перестройки дома, в нём был размещён 1-й в Ленинграде торговый комплекс с рестораном «Нева» - тогда крупнейшее в городе предприятие общественного питания. «Центрее» ресторана не существовало. На дверях молодые мастера спорта, способные незаметным движением руки заставить осесть нетактичного посетителя. Одним словом – динамовская школа бокса. Знатоки того мира хорошо помнят боксёра Краева. Сегодня он казачий атаман, а тогда мимо него без пятёрки в лапу зайти было реально лишь тем, кто выступал с ним или против него на ринге из «Локомотива» или «Водника». Мраморная широченная лестница вела наверх, а там работали самые пронырливые официанты в мире. Они имели чёрную икру для интуриста, и у каждого был списочек телефонов полногрудых девиц западного пошибу. Один из халдеев впоследствии получит прозвище Бегемот, начнёт жить с игры, будет мастерски играть на бильярде, и в начале 90-х за 4 дня беспросветной катки поднимет 400 тысяч долларов. Когда-то сюда захаживали кумиры театра и кино: Горбачёв, Стржельчик, Копелян, Лавров. Потом наступили на нравы девяностые, и весь расцвет бандитизма был представлен именно здесь. За столами, грядками, повзводно сидели «тамбовские», «малышевские», «воркутинские», «пермские». Трус не играет в хоккей – философский мотив тех дней. Тогда они братались и пугали нормальных людей гоготом. Тогда они ещё не знали о себе многого. Потом достали пистолеты и все умерли. Смешная ныне вербальная конструкция: «А если чо, как?» – «Тогда скорбим вместе» – воспринималась в те дни серьёзно. В 1997 году на месте ресторана появилось казино «Голливуд», которое вскоре было закрыто. Сейчас в здании располагается городская стоматологическая клиника, которая открылась 1 марта 1924 г. и «Парк культуры и чтения».