Ханжанав, по-калмыцки спасибо.

15.08.2023

Сценарий на калмыцком и русском языках «Үйнрин иньгллт» - «Содружество поколений». /Совместный концерт народного коллектива и учащихся/.

Совместный концерт фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдм» и обучающихся МБОУ «РНГ имени преподобного Сергия Радонежского». /Сценарий Басанкиевой В.Б./

Развитие интереса у обучающихся и родителей к изучению калмыцкого языка, к устному народному творчеству;

Популяризация и пропаганда народных традиций, обычаев и традиций, способствующих в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Развитие преемственности поколений в возрождении и сохранении культурного наследия народа

Место проведения: МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского», актовый зал.

Ведущие: Пюрбеева А.А.

Шургучиева К.Д.

Орлцачнр: сурһульчнр, эк-эцкнр, багшнр, гиичнр

Участники: гимназисты, учителя, родители, приглашенные

Гиичнр: приглашенные

Народный артист РК Питкеев В.И., руководитель ансамбля «Эрдм»

Диктор КТРК Нимгирова Валентина Санджиевна.

Представители Республиканского Дома народного творчества – участники народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдм»

Оформление:

    Презентация об ансамбле «Эрдм»

    Презентация о вокальной группе «Цаһан Сар»

    Оформление зала.

    Техническое оснащение: ПК, ноутбук, проектор, микрофоны

I часть. Приветствие.

Ведущий 1. Мендвт күндтә мана гиичнр, ээлтә мана багшнр, хәәртә мана сурһульчнр!

Ведущий 2. Добрый день уважаемые гости, дорогие родители, учителя и гимназисты!

Ведущий 1. Ач иктә Сергий Радонежскийин нертә орс келн-улсин гимназьд ирснтн байрлҗанавидн!

Ведущий 2. Мы рады приветствовать вас в нашей гимназии на нашем необыкновенном концерте.

Ведущий 1. Концерт «Үйнрин иньгллт» - «Содружество поколений»

Это совместный концерт – народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдм» и обучающихся «РНГ имени преподобного Сергия Радонежского».

С ансамблем «Эрдм» нас связывает давняя дружба. Совместно с этим коллективом в нащей гимназии проводятся многие мероприятии: День Памяти, Цаган Сар, Зул, круглые стола и другие мероприятия.

Наши гимназисты пишут свои творческие работы об этом ансамбле и занимают призовые места на различных конкурсах.

Есть в нашей гимназии и приемники этого коллектива – вокальная группа «Цаган Сар» в составе которой: Лиджиева Галина, Чокаева Екатерина, Мучкаева Сар-Герл, Шоволдаева Мария – из 7 г.

(Презентация о вокальной группе)

Вокальная группа из 7 г была создана 2011 году учителем калмыцкого языка Басанкиевой В.Б.. на базе 3 «г» класса (первый учитель Мазур Н.А.) Группа активно участвовала в общественной жизни гимназии. Впервые вокальная группа заявила о себе в телевизионном конкурсе «Теегин айс» 2012 г., где журналисты телевидения дали этой группе название – Цаган Сар. В выступлениях данной группы песни из репертуара ансамбля «Эрдм»: «Шарка-барка», «Цаган Сар», «Экин седкл».

С этой песней вокальная группа «Цаһан Сар» (под руководством Вячеслава Убушиева) заняли:

2-е место в городском конкурсе «Алтн дун», 2013 г.

1-е место в республиканском конкурсе «Звенит родник многоголосый», 2014г.

II часть.Концертная программа

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Эрдм»

Ведущий 1. Теперь немного из истории народного ансамбля «Эрдм». Этот творческий коллектив образован в 1 9 8 6 г. В этом году ансамбль «Эрдм» отмечает свое 30-летие. За 30 лет коллектив побывал во всех уголках нашей республики, исколесил всю нашу Россию. Участники ансамбля гордо пронесли флаг России и флаг Республики Калмыкии по городам и весям - Венгрии, Турции, Голландии, Бельгии, Франции, Китая, Монголии, стран СНГ и Балтии.

На сцене лауреат и дипломант межрегиональных, всероссийских и международных фестивалей; народный фольклорно-этнографический ансамбль «Эрдм. Художественный руководитель Виктор Питкиев.

Ведущий 2. По старинному обычаю вас приветствуют старейшины ансамбля. Протяжную Величальную песню.

«Ут дун» – исполняет Зинаида Харитоновна Имкинова.

Благопожелание «Йөрәл» гостям посвящает – Мария Бамбарыковна Мухлаева

Ведущий 1. Увша Яван – «Йөрәлин дун». Песня-благопожелание. Автор – Иван Убушаев

Пусть числом вы будьте велики,

И богаты счастьем своим!

Пусть звенит по степи домбра,

И здравствует вся наша Земля!

Ведущий 2. Дун «Экин седкл». Песня «Пожелание матери». Автор Буваш Амбекова.

Исполняет вокальная группа «Цаһан Сар»

Не забыть нам величие матери,

И её любовь бескорыстную

Пусть бы стала она бессмертною.

Да вернуть бы долги – неоплатные.

Ведущий 1. Манҗин Нимгр «Эн цуһар хавр». Стихи Нимгира Манджиева «Это всё весна!» читает победительница школьного конкурса «Үйн келмрч» Самтонова Юлия. 3кл.

Ведущий 2. Увша Яван «Хүрмин дун». Свадебная песня. Автор – Иван Убушаев

Приглашаем на свадебный пир

Всю родню и даже весь мир!

Пожелаем друг другу добра,

И счастья молодым на все времена!

Обращение к зрителям: Күндтә гиичнр, цугтан бииләд дууччнриг дөңнтн. Дорогие зрители приглашаем вас всех на наш танц-пол, танцуйте и веселитесь под зажигательные песни артистов!

Ведущий 1. Олн-әмтнә дун «Цаһан Сар». Народная песня – Цаһан сар.

исполняет наша вокальная группа.

Цаһан Сар, Цаһан Сар

Веселиться каждый рад.

Угостим всех белым чаем,

И удачи пожелаем!

Ведущий 2. Олн-әмтнә дун – «Дурна ду»н. Народная песня о любви.

Я напрасно ловлю твой взгляд.

В ожидании нежных слов.

Только глядя на твой наряд –

Догадался – ты тоже ждёшь.

Ведущий 1. Төвкнкин шүлг «Хавр» Стихотворение ЭрнстаТептенкиева «Весна» читает призер школьного конкурса «Хаврин седкл» Бембиев Александр. 8 б класс.

Ведущий 2. Олн-әмтнә дун « Шарка-Барка». Народная песня «Шарка барка».

В доме веселье у Шарки-красавицы,

Барке и Шарке ягненок к свадьбе варится!

Как, в старину, молодым – кость берцовую,

Чтобы семью создавали образцовую!

Ведущий 1. «Шавашмуд» «Шаваши» исполняет призер городского конкурса «Үйн келмрч» - Санжираева Владлена, 3 а

Ведущий 2. Олн-әмтнә дун - «Ялуха». Народная песня – «Ялуха».

Смуглолицей Ялухе так к лицу –

шапочка с оранжевой кистью,

и шелковые чехольчики для кос,

у сияющих щёк свисающие!

Ведущий 1. Саңһҗин Бося «Хавр». Стихотворение Боси Сангаджиевой «Весна» «Весна» читает призер школьного конкурса «Хаврин седкл» Краева Ангелина, 7г

Ведущий 2. Олн-әмтнә дун « Һалдма». Народная песня «Һалдма»

Средь сверкающих звезд на небе

Лишь одна для меня всех ярче.

Средь тысяч наших степнячек

Лишь Һалдма моя всех дороже.

Ведущий 1. Шугран Вера «Хальмг тег». Стихотворение Веры Шуграевой «Калмыцкая степь» читает победитель школьного конкурса «Хаврин седкл» Наминова Ангира, 8 б.

Ведущий 2. Олн-әмтнә дун Боба бер. Шуточная песня про молодушку по имени Боба.

Весела «пампушка» Бооба,

Вскружила всем головушку.

Не шали молодушка –

Будь скромней голубушка.

(массовый танец)

Ведущий1. Поздравляем всех с Масленницей! Для вас звучит народная песня «Как у нас в Калмыкии»

Ведущий 2. Энүгәрн мадн эврәннь керг-үүлән төгсәҗәнәвидн. Өлзәтә цаһан хаалһар цугтан менд-амулң йовцхатн!

Ведущий 1. На этом мы заканчиваем наш праздничный концерт. Желаем всем белой дороги!

Сегодня республика чествует народного поэта Калмыкии В. Нурова


Сегодня, в 17 часов, в Национальном театре им. Б. Басангова будет чествовать народного поэта Калмыкии, почетного гражданина РК, лауреата премии им. Номто Очирова Владимира Нурова. 1 января ему исполнилось 80 лет, и с середины января, после окончания рождественских каникул, юбиляр принимает поздравления, встречается с читателями. И

радует всех бодростью и умиротворенностью духа. Пройдя, как и весь народ, сибирское лихолетье, он создал и сохранил в поэзии свой мир – мир счастливого, благодаря ээже и близким, детства; мир прекрасной студенческой юности, когда учился в педагогическом училище, и ему посчастливилось учиться калмыцкому языку у А.Ш. Кичикова; мир восторженного вхождения в литературу с первыми публикациями в 1959 году и постижения профессии литератора под наставничеством Б. Дорджиева, Л. Инджиева, Д. Кугультинова. Поэт издал более тридцати поэтических сборников – «Светлый образ», «Солнечный колодец», «Дарите радость» и другие.
Каждая встреча поэта с читателями – это разговор о жизни и литературе. На одной из встреч с молодежью он сказал, что человек в любой ситуации может сохранить себя, если не позволит унизить свое достоинство, и это зависит от самого человека: «Я убежден, что душевные качества человека закладываются и взращиваются в пору его детства. Доброта, ласка, терпение и уважение человеческого достоинства – вот живительный бальзам, который подпитывает душу человека». О калмыцкой поэзии он говорит с восторгом: «Как прекрасны, поэтичны в подлиннике юношеские стихи Кости (народного поэта Калмыкии Константина Эрендженова – Ред .)». И с сожалением добавляет: «Как жаль, что молодежь уже не может прочувствовать это. Сейчас перечитываю прозу Давида Кугультинова и поражаюсь, как он мудр. Это мудрость калмыка, прожившего непростую жизнь. И это тоже не читают, не могут познать многие современные калмыки». Но в этих сожалениях не было безысходной горечи - только констатация факта и осознание истинного положения с калмыцким языком в современном мире. Сам народный поэт живет в стихии родного языка и пишет сегодня прозу, в которой он повествует о пережитом в годы депортации. В 2016 году опубликовал в журнале «Теегин герл» роман «Цаһан сахлта көгшә», в этом году публикуется повесть о детстве «Бичкндк цагин түүк», и автор уже работает над следующим произведением. Накануне торжественного вечера я задала поэту два вопроса:
- Владимир Дорджиевич, а что в будущем ждет калмыцкий язык? Он исчезнет?
- Я считаю, что язык калмыцкого народа не может исчезнуть, хотя это предрекают некоторые пессимисты. Живет носитель языка, и, что немаловажно, мы ведь часть большого ойратского, монгольского мира. Конечно, сужается круг знающих богатый калмыцкий язык, многие слова исчезают из пользования. Но я вижу молодых людей, пишущих на калмыцком языке. Пишет и уже издала книгу молодая учительница Кермен Санджиева. Вот недавно на встрече в библиотеке свои стихи читал ученик 12-й школы Мингиян Горяев. Я буду работать с Мингияном, потому что есть с чем работать, а потом будем готовить к публикации его стихи. Поэту надо печататься.
- Ваше такое созерцательное, умиротворенное восприятие жизни - природное? Это пришло с годами, с опытом? Или это влияние буддизма, чтения текстов буддийских философов?
- Это от божественной женщины – моей ээжи. Она была верующим человеком и воспитала меня таким. Верующий человек подпитывается положительными эмоциями терпимости, доброты. Я с детства впитал это от бабушки. Она меня, единственного внука от единственного сына, обожала (отец Владимира Дорджиевича погиб на Ленинградском фронте в 1943 году - Ред.). Чем открытее человек миру, тем больше ему дается. А мир познается через знания. Я с большим удовольствием читаю и буддийские тексты (дочь Герля приносит), и классику, и современных авторов. За неделю могу прочесть три-четыре книги. Мы с женой Лидией Шургановной - книгочеи. И еще очень многому я учусь у своих внуков – тринадцатилетнего Джангара, шестилетней Даяны. Они восхищают меня. Какие сейчас поразительные дети - другой, чудесный, поразительный мир будущего. Осознание этого умиротворяет.

Зоя НАРАНОВА

Элиста - первый в России город, выросший посреди выжженной степи. Сегодня это настоящий город-сад.

Чтобы лучше передать дух, царивший на республиканском педагогическом форуме, а именно в такой форме проходил в Калмыкии нынешний августовский педсовет, следует хоть ненадолго погрузиться в историю этого замечательного края.

Калмыкия вошла в состав России почти четыре века назад. С тех давних пор, пережив немало трудных времен и трагедий, одна из которых - поголовная депортация народа в конце 1943 года в Сибирь, где их ссылка продолжалась 13 лет, русские и калмыки живут вместе и по сей день. Впрочем, республика уже давно стала многонациональной. Сегодня здесь проживают представители более 90 народностей. Создание оптимального климата в межнациональной среде является одной из приоритетных задач проводимой в республике национальной политики.

Становится понятным, почему в своем докладе, совсем не похожем на традиционный отчет о проделанной работе, министр образования Республики Калмыкия Бадма Салаев, которого, на мой взгляд, можно бесспорно причислить к руководителям нового поколения, уделил этой теме особое внимание. Территория, на которой расположена современная Калмыкия, заметил Бадма Катинович, всегда была зоной активных межкультурных, межцивилизационных контактов. Благодаря системе образования этот процесс получил новое развитие. Законодательно в республике закреплено равноправное функционирование двух государственных языков. В какой-то мере утраченный в свое время интерес к родному языку сегодня возрождается. Допуская в республике многоязычие, власти делают акцент на изучении калмыцкого языка как древнего письменного языка, как части мировой культуры. Продолжая тему, министр подчеркнул, что национальная школа не означает национальной замкнутости. В его понимании национальное образование представляет собой систему многоступенчатого государственного и народного воспитания, в которой свои традиции и мировой педагогический опыт неразрывны. А открытость образования, его ориентация на диалог культур, ценностей, педагогических идей, методик - путь в будущее, дорога к лучшему миру.

В том, что это не только теоретическая позиция первого лица в региональном образовании, но реальная практика, мы убедились воочию. Сама форма проведения традиционного для нашей страны августовского «мероприятия» накануне первого сентября продемонстрировала эту самую открытость. В Калмыкию прилетели 16 гостей - ученые, авторы учебников, издатели, учителя - победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет. Калмыцкое руководство посчитало нужным перед началом учебного года не только поведать о том, что происходит и будет происходить в системе образования Республики Калмыкия, но и услышать голоса специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, представляющих наиболее актуальные сегодня направления. Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, представила результаты международного сравнительного исследования, посвященного оценке качества образования. О проблемах экономики, источниках финансирования образовательных учреждений, о налогах и учете на пленарном и секционном заседаниях говорили Михаил Левицкий, академик РАО, и профессор Тамара Шевченко, известные, едва ли не единственные в этой области ученые.

Не менее важную тему - гражданское воспитание в современной школе - освещали доценты кафедры Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Ольга Кишенкова, Андрей Иоффе, профессор Александр Герасимов из Военного университета. Интерес к этой сфере особенно прослеживается в системе образования Калмыкии. Феноменальным достижением назвал министр образования РК Бадма Салаев победу учеников 9-х и 11-х классов «Элистинского лицея» Гайсенова Азамата и Маливанову Нину на Всероссийской олимпиаде по праву. Да и победители двух последних республиканских конкурсов «Педагог года Калмыкии» Лариса Менкенова и Данара Джуканова преподают обществознание, право, историю.

Любой праздник, тем более учительский, на Калмыцкой земле немыслим без ее знаменитых, выдающихся людей. Выступление Давида Никитича Кугультинова, народного поэта Калмыкии, было для учителей не только вдохновляющим напутствием, но и заставило всех присутствующих снова задуматься о главных ценностях жизни, оглянуться в прошлое, чтобы извлечь его уроки, осознать значение традиций, таких понятий, как честь, верность, дружба, почитание своей истории, культуры.

А авторитетный в педагогических кругах не только Калмыкии, но и России академик Пюрвя Мучкаевич Эрдниев, автор известной технологии УДЕ-укрупнение дидактических единиц, с благодарностью вспомнил «Учительскую газету», сыгравшую свою роль в популяризации его научных достижений.

Несмотря на трудности, которые Республика Калмыкия испытывает не в меньшей мере, чем другие регионы России, здешнюю систему образования можно смело отнести к активно развивающейся, инновационной. Да и сами параметры обсуждения темы форума «Новые образовательные стратегии: реалии и перспективы развития образования Республики Калмыкия» тому подтверждение. Здесь разговор шел о том, кто будет востребован обществом через несколько лет, изменятся ли критерии социализации и профессиональной подготовки, каковы тенденции развития структуры и технологии самого образования, в первую очередь связанные с информатизацией, как решать проблемы ресурсного обеспечения, становления гражданского общества. Кстати, о компьютеризации. При среднем общероссийском показателе 100 учеников на один компьютер в Калмыкии эта цифра иная - 15 учеников. Республика позитивно заявляет о себе и по другим показателям: третий год успешно участвует в экспериментах по ЕГЭ, по профильному обучению, по работе с одаренными детьми на раннем этапе (в текущем году проведен Первый интеллектуальный марафон среди учащихся, занимающихся по системе П.В.Занкова).

В Калмыкии достаточно развита образовательная инфраструктура: 207 общеобразовательных учреждений, 121 ДОУ, 11 НПО, 7 СПО, Калмыцкий государственный университет, есть филиалы вузов, ссузов. Специфика же заключается в том, что 80% школ - сельские. И поскольку в последние годы существенно сокращается численность населения на селе, что неизбежно отражается на судьбе сельской школы, в республике первостепенное внимание уделяется именно этой проблеме. Распоряжением президента республики Кирсана Илюмжинова выпускники сельских школ имеют право целевого поступления на педагогические специальности Калмыцкого университета на бюджетной основе.

Четыре дня на республиканском педагогическом форуме были насыщены встречами, дискуссиями, общением с яркими, увлеченными педагогами, руководителями разных уровней. После беседы с первым заместителем Председателя Правительства Республики Калмыкия Андреем Кекшиновичем Манджиевым захотелось больше узнать о культуре, истории этого удивительно гостеприимного, мудрого, добросердечного народа, склонного, как писал о них Николай Васильевич Гоголь, «к иронии и оригинальной остроте». Подумалось мне и о том, что религия все-таки серьезно влияет на формирование характера народа, уклада жизни.

В книге «Буддийская практика» Его Святейшество Далай-лама ХIV говорит о нравственности, сосредоточенном созерцании и мудрости, без которых нельзя достичь Просветления, т.е. сострадательного, миролюбивого, спокойного и мудрого отношения к миру... Мне показалось, что калмыцкий народ этими качествами наделен в полной мере... Ханжанав, Калмыкия!

Мы расспросили на улицах города жителей Элисты, чтобы узнать, какие фразы на калмыцком языке они считают самыми распространенными. Вам интересно, что они ответили? Тогда смотрите ниже ТОП-10 фраз на калмыцком, которые знают практически все.

"Менд", "Мендут", "Халун менд", "Мендвт"
Без сомнений, о том, как звучит приветствие на калмыцком известно даже совсем маленьким деткам. Однако не все жители, которых мы встретили знали о том, в чем разница между приветствиями "Менд" и "Мендвт". Однако многие ответили, что "Мендвт" является уважительным обращением, которое используется, когда приветствуют тех, кто старше тебя.

"Гем уга"
Похожее высказывание "Му биш" не приобрело такого распространения. Но вот "Гем уга" в ответ на вопрос "как дела" может сказать почти каждый житель Калмыкии. К слову отметим, что очень немногие смогли сказать, как будет "Как дела" на калмыцком ("Ямаран б?нч?"), хотя первое слово "ямаран" сказали почти все.

"К?шт?"
Очень универсальное понятие. "К?шт?" могут сказать обо всем, что представляет собой достойный или добротный образец. Вкусный махан, качественный смартфон, красивая девушка. Приятное и очень хорошее слово назвала только половина жителей Элисты, но мы все равно включили его в список. Потому что К?шт?.

"Хальмгуд", "Хальмгуд, уралан!"
Чувство гордости охватило большинство жителей от фразы "Хальмгуд, уралан!". Тут нужно сказать, что это одна из самых популярных фраз и в нашей ленте, ведь как не воскликнуть "Калмыки, вперед!", когда видишь столько потрясающих успехов наших земляков на самых различных поприщах?

"Хал?", "Хал?чк"
Это слово относится к тем, которые мы рассчитывали услышать много чаще. Тем не менее, не так уж и многие среди прочих назвали часто употребляемым слово "Хал?" (смотри).

"Мана к?н", "Мана к?ндт? ?рм?д"
Еще одно расхожее высказывание, обозначающее в разговорной речи "Свой человек". А такую фразу как "Мана к?ндт? ?рм?д" вы услышите в официальных приветствиях и поздравлениях по всей республике.

"Амн ха"
Как ни странно, но именно эта фраза обогнала по популярности даже Ханджанав. Когда мы попросили жителей Элисты сказать фразу, не связанную с этикетом, а употребляемую в обычной жизни, некоторые вспомнили именно про "Амн ха". Сама фраза переводится дословно как "закрой рот".

"?р? т?рсн"
Одно из любимых высказываний корреспондента Уралан.Инфо и одна из самых эмоциональных фраз топа. По своему значению эта фраза очень многогранна и когда мы попросили опрошенных перевести ее значение, то встретили самые различные интерпретации: "еле-еле", «часто болеющий», «нерасторопный» - это про человека; "пустой", "не качественный", "плохой" – про вещь, например, про разваливающийся табурет.

"Шулуhар".
Шулуhар (быстрее), по-шулуhару, как только не модифицировали это слово опрошенные, особенно молодые люди. Этот окрик мы могли слышать и от раздосадованных медлительностью старших, так и от друзей и знакомых.