Семьям погибших в авиакатастрофе выплатят. Компенсация авиакатастрофы или цена человеческой жизни

27.03.2021

Обязательное страхование жизни пассажиров авиационного транспорта было введено в России 7 июля 1992 г. указом президента РФ Бориса Ельцина. Документ предусматривает, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ, что в 2015 г. соответствует 715 800 руб.). Данное положение касается внутренних рейсов.

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, подписанного президентом РФ Борисом Ельциным 19 марта 1997 г., перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багажа в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Также авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн руб. (в редакции кодекса от 4 декабря 2007 г.), не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. руб., или 600 руб. за кг веса, или в размере объявленной ценности).

Сумма, выплачивая родственникам

Сумма компенсации жертвам авиакатастроф российских авиакомпаний включает в себя:

  • 2 млн руб. ответственности авиакомпании;
  • не менее 715 тыс. 800 руб. (120 МРОТ) обязательного страхования жизни;
  • компенсация за утраченный багаж и ручную кладь;
  • дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти;
  • выплаты страховых компаний за добровольное страхование жизни, если погибшие заключали соответствующие договоры.

Сумма может быть еще выше, если авиакатастрофа произошла за рубежом - в этом случае размеры страховой компенсации регулируются международными договорами и иностранным законодательством - например, суммами обязательного страхования зарубежного государства, на территории которого произошла катастрофа.

Налог на компенсации родственникам погибших

В соответствии с поправками, внесенными 29 ноября 2014 г. в Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 217), компенсационные и страховые выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах или в результате других чрезвычайных ситуаций и терактов освобождены от налогообложения. Инициатором поправок в сентябре 2011 г. был президент РФ Дмитрий Медведев. Он поручил освободить такие компенсации от налогов после авиакатастрофы самолета Як-42Д компании "Як Сервис" под Ярославлем 7 сентября 2011 г., на борту которого находился хоккейный клуб "Локомотив".

Судебные иски о размере компенсаций

Родственники жертв авиакатастроф могут также требовать возмещения морального ущерба и оспаривать размер компенсаций в суде. Впервые подобный иск был удовлетворен 16 ноября 2001 г. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 г. компании "Владивосток-Авиа" под Иркутском более 500 тыс. руб. компенсации. При этом основная часть семей заключили мирное соглашение с авиаперевозчиком и получили только 100-300 тыс. руб. Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 г. семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 "Аэрофлот-Норд" 14 сентября 2008 г., отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Также сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве. Так, 4 октября 2001 г. войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. В 2003 г. по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить $200 тыс. каждой семье погибших граждан России и Израиля.

19 октября в Замоскворецкий районный суд Москвы поступит коллективное исковое заявление от 149 родственников пассажиров лайнера А321 авиакомпании «Когалымавиа». Авиакатастрофа произошла в небе над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года.

Самолёт выполнял рейс №9248 из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. В результате взрыва заложенной на борту самодельной бомбы погибли 224 человека, включая семь членов экипажа.

Мизерные компенсации

Защищать в суде интересы потерпевших будут российский адвокат Анатолий Кучерена и его американский коллега Стивен Маркс, который более 30 лет специализируется на процессах, связанных с выплатами компенсаций пострадавшим в авиакатастрофах.

Полёт лайнера «Когалымавиа» из Египта был застрахован в крупной российской страховой компании «Ингосстрах», которая, в свою очередь, перестраховала риски в группе Allianz.

В октябре 2016 года «Ингосстрах» отчитался, что все обязательства перед пострадавшими выполнены. Согласно федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», родственники жертв теракта получили в общей сложности почти 405 млн рублей в счёт компенсации материального и морального ущерба.

Однако адвокаты убеждены, что «Ингосстрах» намеренно занизил сумму выплат и поставил пострадавших в невыгодные условия, пользуясь их растерянностью и слабым знанием собственных прав. Утверждается, что страховщик якобы вынуждал родственников жертв теракта пойти на мировое соглашение.

В результате часть семей погибших пассажиров получили менее чем по 2 млн рублей, хотя именно такая компенсация положена по законодательству РФ. Как уточнил Кучерена, суммы совершённых «Ингосстрахом» выплат варьируются от 600 тыс. до 2 млн рублей.

Исполнительный директор благотворительного фонда «Рейс 9248» Александр Войтенко (молодой человек потерял в этой авиакатастрофе сестру) заявил, что некоторые пострадавшие получили от «Ингосстраха» компенсации, не превышавшие и 500 тыс. рублей.

Кроме того, он посетовал, что родственникам членов экипажа выплатили только по 100 тыс. рублей (лётчики и бортпроводники были застрахованы в ОАО СК «Альянс» — компании, которая входит в группу Allianz).

  • Женщина возлагает цветы перед портретами членов экипажа
  • Reuters
  • Maxim Shemetov

Анатолий Кучерена и Стивен Маркс считают, что политика российских страховых компаний отражает «хамское и циничное отношение» к жертвам теракта. Юристы назвали выплаты «Ингосстраха» мизерными и даже обвинили компанию в махинациях.

Ответчиками в Замоскворецком суде будут «Ингосстрах» (офис компании расположен в Замоскворецком районе), туроператор Brisco и владелец авиалайнера А321 — американская компания ILFC (в апреле 2017 года «Когалымавиа» был признан банкротом). Совокупную сумму иска адвокаты не назвали, но, по оценке Маркса, «Ингосстрах» и Allianz могут выплатить около $700 млн.

«Революционное решение»

Претензии юристов основаны на международной практике и Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция), к которой в апреле 2017 года присоединилась Россия. Подача иска связана с тем, что в октябре документ вступил в законную силу.

Монреальская конвенция повысила максимальную сумму компенсации в случае гибели или увечья пассажира с $2 млн до $8,7 млн. Кроме того, документ не ограничил планку возмещения морального ущерба.

«У нас есть законы, и они на стороне граждан. Государство здесь ни при чём. Речь идёт о том, чтобы добиться достойной компенсации за эту чудовищную трагедию», — сказал Кучерена.

Маркс обратил внимание, что в западных странах семьи жертв авиакатастроф получают по несколько миллионов долларов. Американец заявил, что намерен вместе с Кучереной создать прецедент.

«Это новая практика. Мы со Стивеном пионеры в том, что касается Российской Федерации. Мы хотим изменить подход к нашей судебной практике и к компенсации морального вреда», — уточнил Кучерена.

  • Анатолий Кучерена
  • РИА Новости
  • Григорий Сысоев

«В нашей судебной системе происходит много положительного и нового. Мы думаем, что сможем преодолеть отчасти её косность. Это должно быть революционное решение», — заявил российский адвокат.

Юристы сообщили, что для подачи иска был создан штаб из российских и американских специалистов, которые собрали «более трёх чемоданов документов». Материалы содержат «паспорт на каждого истца», фотографии погибших и материалы расследования. Подобный формат призван «облегчить суду понимание ситуации».

  • Анатолий Кучерена рассказал о компенсациях семьям жертв авиакатастрофы над Синаем

Шанс есть

«Ингосстрах» не первый раз сталкивается с обвинениями в нежелании выплачивать пострадавшим полную сумму компенсаций. В декабре 2015 года родственники жертв теракта попросили Басманный суд привлечь к уголовной ответственности сотрудников страховой компании.

В конце декабря 2015 года «Ингосстрах» сообщил, что «Когалымавиа» перечислила на счета компании $23 млн (около 1,6 млрд рублей). На тот момент общая сумма выплаченных компенсаций составила 143 млн рублей. 31 октября 2016 года страховщик отчитался о выплате 405 млн рублей.

«За прошедшее время завершена работа по обязательным выплатам страхового возмещения в размере 2 млн рублей <…> Общая сумма выплат страхового возмещения <…> составила 404 865 330 рублей», — заявил год назад директор по связям с общественностью «Ингосстраха» Карен Асоян.

«Сразу же после авиапроисшествия СПАО «Ингосстрах» признало случай страховым и в оперативном порядке приступило к организации страховых выплат», — говорится в сообщении компании, обнародованном 17 октября 2017 года.

В первые дни после катастрофы «Ингосстрах» предложил обратившимся родственникам предварительные выплаты в размере 100 тысяч рублей. Впоследствии, как утверждает компания, были произведены все предусмотренные федеральным законом денежные перечисления.

  • Обломки самолёта А321
  • Reuters
  • Mohamed Abd El Ghany

Однако страховое возмещение получили родственники только 197 пассажиров.

«К сожалению, СПАО «Ингосстрах» не имело законных оснований для выплаты страхового возмещения родственникам 20 пассажиров, так как родственники данных пассажиров не попадали в список лиц, имеющих право на получение данного возмещения в соответствии с 67-ФЗ РФ», — объяснили в компании.

Для урегулирования претензий родственников всех 217 пассажиров «Ингосстрах» ранее предложил предоставить дополнительные документы с целью расчёта материального и морального вреда.

По состоянию на октябрь 2017 года страховщик заключил 128 мировых соглашений с 308 родственниками 116 пассажиров. «В настоящее время на рассмотрении судов находится 7 исков, с родственниками 15 пассажиров ведётся работа по обсуждению и сбору необходимых документов», — уточнили в «Ингосстрахе».

Как пояснил RT адвокат Владимир Старинский, у Кучерены и Маркса есть шанс добиться положительного решения суда благодаря вступлению в силу Монреальской конвенции. В то же время он обратил внимание на ряд трудностей, с которыми могут столкнуться юристы.

«Главным камнем преткновения могут стать заключённые мировые соглашения, так как считается, что стороны уже договорились и у них не осталось претензий друг к другу. В этом случае суд вполне может признать, что истцы не могут претендовать на больший размер компенсаций», — отметил Старинский.

Мировые соглашения заключили около трети родственников жертв теракта. Замоскворецкий суд будет рассматривать вопросы компенсации в отношении тех 149 человек, которые не пошли на сделку с «Ингосстрахом». Однако Кучерена заявил о готовности помочь и тем, кто готов разорвать мировые соглашения и присоединиться к истцам.

Катастрофа пассажирского Ан-148 под Москвой, унесшая жизни 71 человека, вновь подняла вопрос о выплатах родственникам жертв трагедии. Семьям погибших в крушении полагается суммарная компенсация в размере двух млн рублей: по миллиону от Оренбургской и Московской областей. Кроме того, определенную сумму людям, потерявшим своих близких, выплатят и «Саратовские авиалинии», которым принадлежал самолет.

Общественная организация «Коллективная защита» в среду, 14 февраля, направила обращение в с предложением увеличить сумму, выплачиваемую близким жертв авиакатастроф, произошедших на внутренних рейсах. «Сейчас страховое возмещение составляет 2,025 млн рублей. Между тем РФ не так давно ратифицировала Монреальскую конвенцию, по которой возмещение составляет на наши деньги 8-10 миллионов рублей, но эта конвенция касается только международных перевозок», — рассказал «Газете.Ru» руководитель «Коллективной защиты» .

По его словам, нынешний размер выплат не позволяет говорить о достаточной компенсации потери близкого. «Математика здесь простая. Вот, например, ребенок остался без мамы и папы. Его бабушке полученных двух миллионов рублей на сколько хватит? Ведь ей придется теперь воспитывать ребенка до того момента, пока он не станет совершеннолетним. Кроме того, сумма именно в два миллиона была установлена несколько лет назад, тогда это были совершенно другие деньги. Сейчас инфляция существенно «съела» эту сумму, так что ее явно недостаточно для компенсации потери кормилица или кормильцев.

Сейчас мы через суд добиваемся помощи женщине, которая потеряла своих близких в катастрофе Boeng 737 в Ростове-на-Дону авиакомпании Flydubai. Ей выплатили лишь 15 тыс. рублей,

она считает, что этого явно недостаточно», — рассуждает Аманлиев.

Документ, поданный правозащитниками, поступит в профильный комитет Госдумы (по транспорту и строительству), который в течение 30 дней примет решение о дальнейшей его судьбе.

Обязательное страхование жизни авиапассажиров было введено в России 7 июля 1992 года указом президента РФ . Документ предусматривает, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (что в 2018 году соответствует 1,139 млн рублей). Данное положение касается только внутренних рейсов.

Кроме того, в марте 1997 года был принят новый Воздушный кодекс РФ, по которому перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багаж в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн рублей (в редакции кодекса от 4 декабря 2007 года), не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. рублей, или 600 рублей за кг веса, или в размере объявленной ценности).

Помимо этого, осенью 2014 года была принята поправка в Налоговый кодекс России, освободившая от налогообложения выплаты родственникам погибших при чрезвычайных ситуациях. Поводом к принятию этой нормы закона стала катастрофа самолета Як-42Д под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился .

Все перечисленные выше правила и положения касаются только тех случаев, когда авиакатастрофа произошла на российской территории, причем рейс был внутренним. Для жертв международных трагических инцидентов в сфере авиации действует иная система, которая сложилась из положений Монреальской конвенции — ее Россия ратифицировала в августе 2017 года. Этот документ установил максимальные компенсации от авиакомпаний за нарушение правил перевозки — опоздания, перенос рейса, повреждение или потерю багажа, и тем более — за гибель человека. И они в разы больше тех выплат, которые есть сейчас в России. Компенсации привязаны к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют — доллара, евро, йены и фунта стерлингов. В случае гибели пассажира по вине авиакомпании выплаты родственникам погибшего могут доходить до 113,1 тыс. СПЗ, то есть более 9 млн рублей на начало 2018 года.

Адвокат , неоднократно представлявший интересы родственников жертв авиационных происшествий, рассказал «Газете.Ru», что в сфере страховых выплат в России ситуация остается сложной.

«У нас сейчас действует двойной стандарт — для международных рейсов и для внутрироссийских. При этом разницы в цене билетов на самолет нет.

В цену билетов, как мы знаем, входит и цена страхования. Получается, что страховые компании получают сверхприбыль — они ведь перестраховывают свою ответственность и потом в соответствии с международными лимитами получают выплаты. В общем-то в правовых системах других странах мира эта ситуация расценивается как нарушение закона, в США есть даже отдельная отрасль права, которая занимается вопросами злоупотребления страховыми компаниями своим правом с целью получения сверхприбыли», — рассуждает эксперт.

В то же время он обратил внимание на то, что основная проблема в России не в законодательстве, а в нежелании его исполнять. «Авиакомпании и страховщики зачастую пытаются уйти от ответственности. Юристы страховых компаний сразу начинают спорить об истинных причинах: мол, это был теракт. И приходится доказывать, что самолет сам по себе был в плохом состоянии, у него были проблемы с хвостовой частью и что если бы он был в лучшем состоянии, то, возможно, он бы не упал даже при взрыве на борту. В общем, это крайне сложная ситуация, она усугубляется тем, что в России очень мало судей и прокуроров, которые компетентны вести разбирательства по таким делам, так как здесь стык страхового и воздушного права, и многие международные документы составлены на английском языке», — рассказал Трунов.

По его словам, при подобных спорах лучше всего переводить их из юрисдикции российских судов в юрисдикцию международных, как это было с самолетом А-310, который сгорел на летном поле в Иркутске. «Тогда можно получить гораздо большую компенсацию», — заключил адвокат.

Практика судебных решений по искам о денежном возмещении семьям погибших пассажиров в российском праве уже сформировалась. Первый подобный иск был рассмотрен и удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. рублей. Большинство семей погибших заключили мировое соглашение с авиаперевозчиком и получили только от 100 до 300 тыс. рублей.

Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 года семья Героя России , погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» в сентябре 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн рублей. Родственники доказали, что Трошев летел пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Однако нередко родственники жертв различных авиакатастроф сталкиваются с проблемами при выплате компенсаций. Одной из самых громких судебных тяжб сейчас является иск семей пассажиров, погибших в крушении самолета А-321 . Самолет был взорван террористами в небе над Синаем. На сегодняшний день по три миллиона рублей получили близкие всех погибших, однако не для всех этот процесс был простым. Так, в этой катастрофе погибла всея семья Шеиных: Ольга и Юрий, а также трое их детей. Дедушка и бабушка этих внуков были вынуждены добиваться выплаты через суд.

Еще порядка 70 семей, с которыми работал Трунов, получат дополнительно по миллиону долларов от американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation, владельца разбившегося аэробуса. Это предприятие согласилось осуществить выплаты во внесудебном порядке.

Кроме того, после трагедии часть родственников погибших обратилась с исками к страховым компаниям , «Альянс Глобал Корпорэйт энд Спешиэлти», туристической компании Brisco, авиаперевозчику «Когалымавиа» (буквально на днях признанному банкротом), а также компании «Эиркап». По словам представителя истцов Анатолия Кучерены, общая сумма исков составляет более 93,15 млрд рублей. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Замоскворецкого суда Москвы Эмилия Хиль, сейчас все иски находятся на рассмотрении, следующее заседание по ним пройдет 26 февраля. «При этом представители «Ингосстраха» подали ходатайство о слушании дела в закрытом порядке, оно было удовлетворено», — пояснила Хиль.

«Сейчас в России создалась следующая система: компенсацию компании выплачивают, вычитая сумму из своей прибыли, а потому они создают всевозможные юридические препоны, чтобы платить как можно меньше или не заплатить вовсе. Различные социальные службы руководствуются схожей философией, так что получить все причитающиеся по закону деньги близким погибшего зачастую проблематично», — рассказал «Газете.Ru» адвокат . Тем не менее, он уверен, что инициатива о повышении суммы страховых выплат поступила в Госдуму своевременно. «По сравнению с общемировыми стандартами, у нас компенсации за смерть человека, в том числе и в авиакастрофе, самые маленькие в мире. Эту планку надо поднимать, так как она является, помимо всего прочего, и отражением ценности жизни человека в нашем обществе», — сказал юрист.

Катастрофа пассажирского Ан-148 под Москвой, унесшая жизни 71 человека, вновь подняла вопрос о выплатах родственникам жертв трагедии. Семьям погибших в крушении полагается суммарная компенсация в размере двух млн рублей: по миллиону от Оренбургской и Московской областей. Кроме того, определенную сумму людям, потерявшим своих близких, выплатят и «Саратовские авиалинии», которым принадлежал самолет.

Общественная организация «Коллективная защита» в среду, 14 февраля, направила обращение в Госдуму с предложением увеличить сумму, выплачиваемую близким жертв авиакатастроф, произошедших на внутренних рейсах. «Сейчас страховое возмещение составляет 2,025 млн рублей. Между тем РФ не так давно ратифицировала Монреальскую конвенцию, по которой возмещение составляет на наши деньги 8-10 миллионов рублей, но эта конвенция касается только международных перевозок», — рассказал «Газете.Ru» руководитель «Коллективной защиты» Марат Аманлиев.

По его словам, нынешний размер выплат не позволяет говорить о достаточной компенсации потери близкого. «Математика здесь простая. Вот, например, ребенок остался без мамы и папы. Его бабушке полученных двух миллионов рублей на сколько хватит? Ведь ей придется теперь воспитывать ребенка до того момента, пока он не станет совершеннолетним. Кроме того, сумма именно в два миллиона была установлена несколько лет назад, тогда это были совершенно другие деньги. Сейчас инфляция существенно «съела» эту сумму, так что ее явно недостаточно для компенсации потери кормилица или кормильцев.

Сейчас мы через суд добиваемся помощи женщине, которая потеряла своих близких в катастрофе Boeng 737 в Ростове-на-Дону авиакомпании Flydubai. Ей выплатили лишь 15 тыс. рублей, она считает, что этого явно недостаточно», — рассуждает Аманлиев.

Документ, поданный правозащитниками, поступит в профильный комитет Госдумы (по транспорту и строительству), который в течение 30 дней примет решение о дальнейшей его судьбе.

Обязательное страхование жизни авиапассажиров было введено в России 7 июля 1992 года указом президента РФ Бориса Ельцина. Документ предусматривает, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (что в 2018 году соответствует 1,139 млн рублей). Данное положение касается только внутренних рейсов.

Кроме того, в марте 1997 года был принят новый Воздушный кодекс РФ, по которому перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багаж в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн рублей (в редакции кодекса от 4 декабря 2007 года), не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. рублей, или 600 рублей за кг веса, или в размере объявленной ценности).

Помимо этого, осенью 2014 года была принята поправка в Налоговый кодекс России, освободившая от налогообложения выплаты родственникам погибших при чрезвычайных ситуациях. Поводом к принятию этой нормы закона стала катастрофа самолета Як-42Д компании «Як Сервис» под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился хоккейный клуб «Локомотив».

Все перечисленные выше правила и положения касаются только тех случаев, когда авиакатастрофа произошла на российской территории, причем рейс был внутренним. Для жертв международных трагических инцидентов в сфере авиации действует иная система, которая сложилась из положений Монреальской конвенции — ее Россия ратифицировала в августе 2017 года. Этот документ установил максимальные компенсации от авиакомпаний за нарушение правил перевозки — опоздания, перенос рейса, повреждение или потерю багажа, и тем более — за гибель человека. И они в разы больше тех выплат, которые есть сейчас в России. Компенсации привязаны к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют — доллара, евро, йены и фунта стерлингов. В случае гибели пассажира по вине авиакомпании выплаты родственникам погибшего могут доходить до 113,1 тыс. СПЗ, то есть более 9 млн рублей на начало 2018 года.

Адвокат Игорь Трунов, неоднократно представлявший интересы родственников жертв авиационных происшествий, рассказал «Газете.Ru», что в сфере страховых выплат в России ситуация остается сложной.

«У нас сейчас действует двойной стандарт — для международных рейсов и для внутрироссийских. При этом разницы в цене билетов на самолет нет.

В цену билетов, как мы знаем, входит и цена страхования. Получается, что страховые компании получают сверхприбыль — они ведь перестраховывают свою ответственность и потом в соответствии с международными лимитами получают выплаты. В общем-то в правовых системах других странах мира эта ситуация расценивается как нарушение закона, в США есть даже отдельная отрасль права, которая занимается вопросами злоупотребления страховыми компаниями своим правом с целью получения сверхприбыли», — рассуждает эксперт.

В то же время он обратил внимание на то, что основная проблема в России не в законодательстве, а в нежелании его исполнять. «Авиакомпании и страховщики зачастую пытаются уйти от ответственности. Юристы страховых компаний сразу начинают спорить об истинных причинах: мол, это был теракт. И приходится доказывать, что самолет сам по себе был в плохом состоянии, у него были проблемы с хвостовой частью и что если бы он был в лучшем состоянии, то, возможно, он бы не упал даже при взрыве на борту. В общем, это крайне сложная ситуация, она усугубляется тем, что в России очень мало судей и прокуроров, которые компетентны вести разбирательства по таким делам, так как здесь стык страхового и воздушного права, и многие международные документы составлены на английском языке», — рассказал Трунов.

По его словам, при подобных спорах лучше всего переводить их из юрисдикции российских судов в юрисдикцию международных, как это было с самолетом А-310, который сгорел на летном поле в Иркутске. «Тогда можно получить гораздо большую компенсацию», — заключил адвокат.

Практика судебных решений по искам о денежном возмещении семьям погибших пассажиров в российском праве уже сформировалась. Первый подобный иск был рассмотрен и удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. рублей. Большинство семей погибших заключили мировое соглашение с авиаперевозчиком и получили только от 100 до 300 тыс. рублей.

Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 года семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» в сентябре 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн рублей. Родственники доказали, что Трошев летел пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Однако нередко родственники жертв различных авиакатастроф сталкиваются с проблемами при выплате компенсаций. Одной из самых громких судебных тяжб сейчас является иск семей пассажиров, погибших в крушении самолета А-321 компании «Когалымавиа». Самолет был взорван террористами в небе над Синаем. На сегодняшний день по три миллиона рублей получили близкие всех погибших, однако не для всех этот процесс был простым. Так, в этой катастрофе погибла всея семья Шеиных: Ольга и Юрий, а также трое их детей. Дедушка и бабушка этих внуков были вынуждены добиваться выплаты через суд.

Еще порядка 70 семей, с которыми работал Трунов, получат дополнительно по миллиону долларов от американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation, владельца разбившегося аэробуса. Это предприятие согласилось осуществить выплаты во внесудебном порядке.

Кроме того, после трагедии часть родственников погибших обратилась с исками к страховым компаниям «Ингосстрах», «Альянс Глобал Корпорэйт энд Спешиэлти», туристической компании Brisco, авиаперевозчику «Когалымавиа» (буквально на днях признанному банкротом), а также компании «Эиркап». По словам представителя истцов Анатолия Кучерены, общая сумма исков составляет более 93,15 млрд рублей. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Замоскворецкого суда Москвы Эмилия Хиль, сейчас все иски находятся на рассмотрении, следующее заседание по ним пройдет 26 февраля. «При этом представители «Ингосстраха» подали ходатайство о слушании дела в закрытом порядке, оно было удовлетворено», — пояснила Хиль.

«Сейчас в России создалась следующая система: компенсацию компании выплачивают, вычитая сумму из своей прибыли, а потому они создают всевозможные юридические препоны, чтобы платить как можно меньше или не заплатить вовсе. Различные социальные службы руководствуются схожей философией, так что получить все причитающиеся по закону деньги близким погибшего зачастую проблематично», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Александр Карабанов. Тем не менее, он уверен, что инициатива о повышении суммы страховых выплат поступила в Госдуму своевременно. «По сравнению с общемировыми стандартами, у нас компенсации за смерть человека, в том числе и в авиакастрофе, самые маленькие в мире. Эту планку надо поднимать, так как она является, помимо всего прочего, и отражением ценности жизни человека в нашем обществе», — сказал юрист.

Чуть больше месяца назад мир был поражён чрезвычайным происшествием. Российский аэробус упал над Синайским полуостровом. Теперь родственникам погибших пассажиров предстоит опознание, захоронение останков и процедура оформления компенсаций.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несчастный случай в небе

Произошедшее недавно падение Airbus A 321 авиакомпании «Когалымавиа» в Египте, повлекло за собой смерть 224 пассажиров, среди которых находилось 25 детей и 7 человек экипажа. Если исходить из юридической терминологии, то подобные события называются несчастным случаем. Под этим термином подразумевается непредвиденное событие или стечение обстоятельств, которое повлекло за собой смерть человека или различные телесные повреждения.

Авиалайнер, на борту которого находились российские туристы, утром 31.10.2015 года вылетел в сторону России . Однако на 23 минуте своего полёта самолет пропал с экранов радаров. Спустя некоторое время его обломки были найдены в центре Синайского полуострова. Первой на место происшествия прибыла египетская поисковая группа.

РосАвиация незамедлительно предоставила свою версию происшествия. Это было сделано исходя из расположения тел погибших пассажиров и экипажа, а также с учетом размещения обломков авиалайнера. Разрушение аэробуса началось с хвостовой части. После того, как она отломилась от основной части самолёта, люди, находящиеся в этом отсеке выпали наружу. Происшествие произошло на высоте более восьми с половиной тысяч метров.

Президент РФ В. В. Путин выразил родственникам и близким погибших соболезнование и прокомментировал ситуацию следующим словами: «Для того чтобы выяснить причину катастрофы нужно провести соответствующие следственные мероприятия, а вопрос по оказанию помощи семьям погибших должен решиться как можно скорее».

Это крушение является крупнейшим в истории России.

Возмещение ущерба

Для выяснения официальной причины крушения нашего лайнера потребовалось три недели. По истечении этого срока представитель пострадавшей стороны сообщил, что самолёт с российскими туристами потерпел крушение в результате террористического акта. При этом официальным собственником туристического холдинга ТН&C в составе которого находится авиакомпания «Когалымавиа» является Исмаил Лепиев.

Он прокомментировал следующее:

«Нам интересны все варианты решения проблемы, включая финансовый и политический аспект. Россия и Египет очень многого добились, благодаря сотрудничеству. Эти отношения строились на протяжении нескольких десятков лет, поэтому мы попытаемся договориться о выплате полной компенсации без судебных разбирательств. На данный момент мы ждём результатов официального расследования и объявления результатов».

Стоит отметить, что конкретную сумму глава холдинга не озвучил.

Как родственникам погибших получить компенсацию?

По поводу оказания материальной помощи членам семей погибших под Синаем первой отреагировала администрация города Санкт-Петербурга. Правительство области тоже пообещало не оставить без внимания этот несчастный случай и оказать материальную помощь семьям жителей области. Спустя несколько дней было вынесено соответствующее постановление от 02.11.2015 года № 980. На основании этого решения родственники погибших получат по 1 млн. руб., вне зависимости от региона постоянной регистрации. На данный момент уже выплачено 148 млн. руб.

Вице-президент петербургской палаты адвокатов Татьяна Тимофеева заявила, что профессиональные юристы помогут в сборе и подготовке необходимых документов, а также в составлении и подаче заявлений о предоставлении помощи. Также не исключена поддержка в судебных разбирательствах.

В своем комментарии газете «Комсомольская Правда» директор по связям с общественностью СК «Ингосстрах» Карен Асоян заявил следующее: «Некоторые высказывания в наш адрес по поводу обещанного упрощённого порядка были неправильно поняты. Мы имели в виду, что получение авансовой выплаты, которая составляет 100 тыс. руб. будет проходить по упрощенной форме.

Для получения основной суммы компенсации потребуется предоставление всех необходимых документов. Без них просто невозможно провести основную выплату. Так как мы обязаны соблюдать процедуры верификации. Что касается страховых выплат, то все потерпевшие крушение граждане были застрахованы компанией «Ингосстрах».

По данным предоставленным страховщиком, на 07 декабря 2019 года компания полностью выплатила страховую премию лишь 36 семьям погибших туристов . Общая сумма составляет 70 млн. 609 тыс. руб . Всего о полной выплате суммы компенсации поступило 76 заявлений .

По предварительным данным можно сказать следующее: родственникам 168 погибших было выплачено 16 млн. 800 тыс. руб.

Сбор документов

По закону о страховании жизни, чтобы получить компенсацию от страховщика необходимо подготовить следующие документы:

  1. паспорт супруга (и), детей, родителей, братьев или сестёр погибшего;
  2. свидетельство о смерти погибшего;
  3. документ о рождении погибшего;
  4. свидетельство о рождении детей погибшего;
  5. документы о рождении братьев и сестёр погибшего;
  6. документы, подтверждающие, что выгодоприобретатель имеет законные основания на компенсацию в случае утери кормильца или наоборот, того, что погибший был иждивенцем:
    • справка о доходах 2 НДФЛ за 2019 и 2019 годы;
    • выписка из домовой книги;
    • справка с места учёбы, работы;
    • пенсионное удостоверение;
    • копия трудовой книжки;
    • справка об инвалидности.

Выплата производится из средств городского бюджета.

Для подачи заявления на выплату жителям Санкт- Петербурга нужно обратиться с аналогичным списком документов в администрацию района по месту постоянной или временной регистрации погибшего. Для подачи заявления на компенсацию за погибшего из другого региона, список документов подаётся в социальные органы защиты населения или в многофункциональный центр (МФЦ) по месту регистрации погибшего.

Сумма и сроки выплат

Спустя некоторое время родственники погибших начали осознавать случившееся и задумываться над вопросом, какую получат они компенсацию за потерю своих родных. По закону сумма страховой выплаты родственникам погибших в катастрофе составляет не менее 2 млн. руб. Дополнительная компенсация за потерю или порчу багажа не должна превышать 23 тыс. руб. Компенсация родственникам на похороны пострадавшего составляет 25 тыс. руб. Суммируя все эти цифры можно сделать вывод, что общая компенсационная выплата будет достигать 2 – 2,5 млн. руб. на одного пассажира авиалайнера А 321.

Сразу после сообщения о катастрофе, представители страховщика объявили о своей готовности выплатить дополнительную компенсацию родственникам погибших. Была организована упрощенная и ускоренная выдача авансовых платежей в размере 100 тыс. руб. на одного пассажира. Выплата предназначена на неотложные издержки, связанные с катастрофой. Руководство «Ингосстраха» в лице Карена Асояна выразило своё соболезнование по поводу случившегося и гарантировало, что все необходимые выплаты будут произведены в 30-дневный срок . Что касается семи членов экипажа авиалайнера, то они отношения к «Ингосстраху» не имеют. По требованиям обязательного страхования жизни членов экипажа воздушного судна они были застрахованы в ОАО СК «Альянс».

Сумма страхового возмещения определяется ст.132 Воздушного Кодекса и составляет 100 тыс. руб.

Официальный представитель страховщика заявил, что страховая выплата будет произведена в пользу родственников погибших в ближайшее время.

Фонд Социального Страхования РФ сообщил о своем намерении осуществить дополнительные единовременные выплаты, связанные со смертью работника. В этом случае компенсация в пользу семьи погибшего составляет 1 млн. руб. Если у погибшего имеются несовершеннолетние дети, сумма делится пропорционально: 50% получает вдова (вдовец) погибшего работника и столько же его ребёнок. Помимо этого, Фонд гарантирует получение ежемесячной компенсации всем несовершеннолетним детям или их официальным попечителям. Конкретная сумма определяется исходя их размера заработной платы работника.

Сумма, на которую было застраховано потерпевшее крушение воздушное судно, руководство страховой компании и авиаперевозчика не называет. По версии Николая Галушина, руководителя конкурирующей компании страховщика – «СК СОГАЗ», средняя стоимость выплаты по факту крушения данного борта составляет от 500 млн. до 1 млрд. долларов. Кроме всех вышеперечисленных участников происшествия фигурирует название туристической компании «Бриско». Её клиенты были в числе граждан потерпевших крушение и застрахованы компанией «ВСК».

Но в их договоре было конкретно указано, что риск авиакатастрофы не относится к страховому случаю, поэтому претензий основанных на законе, к ним предъявляться не может.

Зарубежная практика

Анализируя практику других стран по выплате материальной компенсации, эксперты признают лучшей французскую систему. Правительство этой страны создаёт условия для улучшения жизни людей, чьи родственники погибли в результате несчастного случая или теракта.

Франция

Во Франции еще в 1986 году была создана ассоциация S. O. S. Attentat, в ней накапливаются бюджетные и благотворительные деньги, предназначенные для оказания помощи семьям погибших. При этом в случае гибели члена семьи, помощь не ограничивается единовременной и страховой выплатой. Семья получает стабильное ежемесячное пособие, которое зависит от её материального положения, а также количества детей.

Германия

В июле 2002 года в Германии произошло столкновение пассажирского лайнера Ту-154 и грузового Boeing-757. Российский самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии». В результате столкновения погибло 57 пассажиров, включая 45 школьников и 12 членов экипажа. Родственники погибших получили компенсацию в размере от 100 до 300 тыс. долларов. Выплата денег производилась из специального фонда, который профинансировало правительство Германии и Швейцарии. Также в выплате компенсации принимала участие служба воздушного движения Skyguide. Причиной катастрофы стала ошибка их диспетчера.

США